ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-341/2022 от 08.08.2022 Верхнеуслонского районного суда (Республика Татарстан)

УИД: 16RS0012-01-2022-000593-96

Дело №2а-341/2022

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

село Верхний Услон 8 августа 2022 года

Республики Татарстан

Верхнеуслонский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Тюфтиной О.М.,

при секретаре судебного заседания Мардегалимовой А.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ямаловой Е.В. к Верхнеуслонскому отделу Управления Росреестра по Республике Татарстан, Управлению Росреестра по Республике Татарстан о признании незаконным отказа внесения сведений в ЕГРН о вспомогательном виде разрешённого использования,

установил:

Ямалова Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Верхнеуслонскому отделу Управления Росреестра по Республике Татарстан, о признании незаконным отказа внесения сведений в ЕГРН о вспомогательном виде разрешённого использования, в обоснование указав, что административный истец является собственником земельного участка, имеющего кадастровый № , расположенного в , размер 861 кв. м.

ДД.ММ.ГГГГ года административный истец обратился в Верхнеуслонский отдел Росреестра с заявлением об изменении характеристики объекта недвижимости: изменение вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка «ведение садоводства» на вспомогательный вид «коммунальное обслуживание».

Осуществление действий по государственному кадастровому учету в виде изменения вида разрешенного использования земельного участка необходимо административному истцу в связи с тем, что на указанном земельном участке находится водозаборная скважина, пользователями которой являются несколько правообладателей смежных земельных участков.

ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком государственный кадастровый учет указанного земельного участка был приостановлен в связи с необходимостью направления запроса в Исполнительный комитет Верхнеуслонского муниципального района, в ответе на который тот указал, что дополнительного постановления органа муниципальной власти для перевода участка с основного вида на вспомогательный не требуется.

Тем не менее, Административный ответчик в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ в государственном кадастровом учете земельного участка отказал.

Административный истец полагает, что действиями Административного ответчика нарушаются законные права и интересы административного ответчика, которые проявляются в уклонении от осуществления кадастрового учета земельного участка, принадлежащего Административному истцу, как «вспомогательный» вид использования без наличия законных оснований.

В связи с чем просит признать действия административного ответчика в отказе внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о вспомогательном виде разрешенного использования земельного участка № , незаконными, возложить на административного ответчика обязанность вернуться к рассмотрению заявления и не препятствовать в осуществлении требуемых изменений в кадастровом учете земельного участка.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Росреестра по Республике Татарстан.

Представитель административного истца по доверенности Шайхутдинов Р.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Республике Татарстан по доверенности Долганов А.Н. в судебном заседание административные исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.

Представитель заинтересованного лица Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Рассмотрение дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего регламентировано положениями гл. 22 КАС РФ.

Согласно части 1 статьи 218 и части 2 статьи 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Согласно статье 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.

В соответствии с требованиями пункта 4.3 части 2 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет в связи с выбором правообладателем вида разрешенного использования объекта недвижимости осуществляется по заявлению собственника такого объекта недвижимости.

Из материалов дела судом установлено, что административный истец является собственником земельного участка, имеющего кадастровый № , площадью 861 кв. м., расположенного в », з/у 190, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13, 17-18).

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Верхнеуслонский отдел Росреестра с заявлением об изменении характеристики объекта недвижимости: изменение вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка «ведение садоводства» на вспомогательный вид «коммунальное обслуживание».

По результатам проведенной правовой экспертизы поданных документов ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета.

Основанием для приостановления государственной регистрации явились нормы, установленные п.п. 5,9, ч. 1, ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 №218~ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон регистрации), в частности:

п. 5 - не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

п. 9 - не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам;

В запросе в Исполнительный комитет муниципального района регистратор указал, что в соответствии с пунктом 4, части 5, статьи 8 Закона о регистрации, в кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения (за исключением вспомогательных видов разрешенного использования), помещения и поставил следующий вопрос - выдавался ли документ на изменение вида использования принадлежащего заявителю земельного участка на вспомогательный вид разрешенного использования.

В ответе Исполнительный комитет приводит положения из Правил землепользования и застройки Верхнеуслонского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, утвержденных решением Верхнеуслонского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями, утвержденными Решением Совета Верхнеуслонского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, с внесенными изменениями, утверждённые Решением Совета Верхнеуслонского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ (далее- Правила землепользования и застройки).

В пункте 2 ответа выделяет, что при условии применения основных и вспомогательных видов разрешенного использования, изменение вида разрешенного использования осуществляется правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства самостоятельно.

Из содержания пункта 3 ответа следует, что изменение вида разрешенного использования на иной вид, относящийся к условно разрешенным для соответствующий территориальной зоны, осуществляется путем получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства в соответствии с требованиями Градостроительство кодекса Российской Федерации и положениями статьи 13 Правил.

В соответствии со ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (п. 3).

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (п. 4).

При установленных судом обстоятельствах в силу указанных норм закона административные истцы не вправе выбирать самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования вид разрешенного использования земельного участка. Для изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка необходимо решение уполномоченного органа.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218 "О государственной регистрации недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка.

Градостроительный кодекс РФ исключает возможность выбора (установления) вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков вместо основных.

Эта норма носит императивных характер и не предусматривает иных толкований её содержания.

Аналогичного мнения придерживается и судебная практика (например часть 5 Обзора рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018 г.).

Из пояснений административного ответчика следует, что Ямалеева Е.В., обратившись с указанным заявлением, фактически ходатайствовала об изменении основного вида разрешенного использования на вспомогательный, который, в случае положительного решения, оказался бы основным видом разрешенного использования.

В качестве документа-основания приложена «Выписка из правил землепользования и застройки, утвержденных решением Верхнеуслонского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ г. с изменениями, утвержденными Решением Совета Верхнеуслонского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ» от ДД.ММ.ГГГГ г. (далее-Выписка).

Из содержания Выписки следует, что земельный участок с кадастровым номером относится к зоне СХ4 - зона садоводства.

Основным видом разрешенного использования является — «ведение садоводства»,

К вспомогательным видам разрешенного использования отнесены - «коммунальное обслуживание» и «Земельные участки (территории) общего пользования».

Действующее законодательство не рассматривают вспомогательный вид разрешенного использования в качестве основного вида разрешенного использования.

Заявленное Ямаловой Е.В. требование об изменение основного вида разрешенного использования на вспомогательный, удовлетворено быть не может. В подобной ситуации изменение вида разрешенного использования по правилам части 2, статьи 12 Правил землепользования и застройки не может быть применено.

Поскольку правообладатель земельного участка самостоятельно сделать этого не может, а, стало быть, решение данного вопроса находится в ведении Исполнительного комитета, как органа, утвердившего, в том числе, Положение об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

Именно этим обстоятельством обусловлено направление в Исполнительный комитет района запроса о наличии (отсутствии) какого-либо разрешения (решения) на изменение с основного на вспомогательный вид разрешенного использования.

Ответ Исполнительного комитета района на межведомственный запрос не устранил причины, препятствующие государственной регистрации, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ, на основании статьи 27 Закона о регистрации, заявителю было отказано в осуществлении государственного кадастра недвижимости (л.д.10).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Верхнеуслонского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан принято уполномоченным должностным лицом в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем совокупности условий, необходимой в силу ст. 227 КАС РФ для признания оспариваемого решения незаконным и возложения на административных ответчиков обязанности по повторному рассмотрению заявления административного истца по изменению вида разрешенного использования земельного участка, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175–180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административные исковые требования Ямаловой Е.В. к Верхнеуслонскому отделу Управления Росреестра по Республике Татарстан, Управлению Росреестра по Республике Татарстан о признании незаконным отказа внесения сведений в ЕГРН о вспомогательном виде разрешённого использования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Татарстан путем подачи апелляционной жалобы в Верхнеуслонский районный суд Республики Татарстан.

Решение в окончательной форме изготовлено 11 августа 2022 года.

Председательствующий: Тюфтина О.М.

Решение12.08.2022