ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-341/2022 от 28.09.2022 Усть-куломского районного суда (Республика Коми)

УИД: 11RS0018-01-2022-000590-09

Дело № 2а-341/2022

УСТЬ-КУЛОМСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

с. Усть-Кулом 28 сентября 2022 года

Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе судьи Мартынюк Т.В., при секретаре Чачиновой Т.С.,

с участием административного истца Мартюшева А.Е., участвующего посредством видеоконференц-связи с ФКУ СИЗО № 2 г. Сосногорска УФСИН России по Республике Коми,

представителя административного ответчика ОМВД России по Усть-Куломскому району Исламов В.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мартюшева А.Е. к ИВС ОМВД России по Усть-Куломскому району Республики Коми, ОМВД России по Усть-Куломскому району, МВД Республики Коми, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внутренних дел России о признании бездействия сотрудников ОМВД России по Усть-Куломскому району Республики Коми незаконными, о взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Мартюшев А.Е. обратился в суд с исковым заявлением к ИВС ОМВД России по Усть-Куломскому району Республики Коми о взыскании компенсации морального вреда в размере 350 000 руб., причиненного в результате нарушения условий содержания под стражей, этапирования в специальном автомобиле. В обоснование заявленных требований указал, что в период нахождения в ИВС ОМВД России по Усть-Куломскому району нарушено право на надлежащие условия содержания, а именно: отсутствие возможности направить жалобу; отсутствие в изоляторе бачков для питьевой воды, кипятильники не пропускают; на кранах нет фильтров для очистки воды; не пропускают личную посуду при наличии; камера видеонаблюдения располагается над головой; обыск проводят по 2 раза в день; выводят из камер в наручниках; выводят на прогулку не регулярно; не все разрешают передавать, в частности конфеты с начинкой; специальные автомобили не соответствовали требованиям техники безопасности: отсутствуют ремни безопасности; в отсеках по несколько человек находится; отсутствуют аварийные выходы; скамейки деревянные, не обитые; отсутствует биотуалет; отсутствует место для перевозки личных вещей, вещей личной гигиены и перевозки продуктов; перевозка осуществляется в одном отделе вместе с собакой. Указанные нарушения унижают человеческое достоинство, приносят психологическое напряжение и физическое неудобство.

Решая вопрос о виде судопроизводства, суд исходил из того, что из содержания заявления следует, что Мартюшев указывает на незаконность бездействий государственных органов, вследствие чего, ему причинены моральные страдания, потому судом принято решение о рассмотрении иска в порядке КАС РФ.

В судебном заседании административный истец исковые требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель административного ответчика ОМВД России по Усть-Куломскому району Исламов В.Ф. в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, указанным в возражениях.

Согласно представленному представителем ОМВД России по Усть-Куломскому району возражениям доводы Мартюшева А.Е. являются не состоятельными. Мартюшев А.Е. задержан и водворен в ИВС ОМВД России по Усть-Куломскому району в порядке ст.ст. 91-92 УПК РФ по признакам п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ ДД.ММ.ГГГГ. На основании заявок предварительного следствия и судов Мартюшев А.Е. содержался, доставлялся в ИВС ОМВД России по Усть-Куломскому району в следующие периоды: с 11 по ДД.ММ.ГГГГ, с 31 января по ДД.ММ.ГГГГ, с 21 по ДД.ММ.ГГГГ, с 9 по ДД.ММ.ГГГГ, с 4 по ДД.ММ.ГГГГ. В указанные периоды административный истец содержался в камерах №, 7, 8 ИВС ОМВД России по <адрес>. Здание ИВС ОМВД России по Усть-Куломскому району введено в эксплуатацию в 2015 г. и оборудовано централизованным водоснабжением, которое обеспечивает АО «Коми тепловая компания» согласно соглашений. Перебоев с подачей воды по централизованной магистрали за периоды 2021 - 2022 года не было. Исходя из актов санитарно-эпидемиологического состояния помещений (территорий) ОМВД России по Усть-Куломскому району от ДД.ММ.ГГГГ, выданных ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Коми», следует, что камеры ИВС оборудованы холодным водоснабжением, что так же наглядно подтверждается представленными фотографиями камер, в которых содержался Мартюшев А.Е. В каждой камере имеется водопроводный кран, который находится в исправном состоянии. К каждому крану подсоединен смесительный кран, по которому из электрического водонагревателя марки Тhermex. Каждый водонагреватель, установленный в коридоре подает горячую воду в две камеры. Вода нагревается в случае наличия арестантов в камерах. Согласно ежегодно заключаемых договоров на водоснабжение (между ОМВД России по Усть-Куломскому району и АО «КТК») вода, подаваемая в ИВС ОМВД России по Усть-Куломскому району - питьевая, таким образом доступ к питьевой воде лиц, содержащихся в камерах, в том числе в камерах № в том числе Мартюшеву А.Е., осуществлялась в течение дня, в неограниченном количестве. Так же, в ИВС оборудован кухонный блок с централизованным холодным водоснабжением, с помощью которого лица, содержащиеся в изоляторе, обеспечены питьевой кипяченой водой, которая предоставляется лицам, содержащимся в ИВС, по их просьбе сотрудниками ИВС ОМВД России по Усть-Куломскому району. Согласно пункту 45 Правил в каждой камере ИВС установлены бачки с питьевой водой, что подтверждается фотографиями. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право использовать в своей деятельности видеотехнику. В ИВС ОМВД России по Усть-Куломскому району санитарные узлы в каждой камере отделены приватной зоной, представляющей собой металлическое ограждение с дверью для входа, стенами длиной 1,8 метра, высотой 1,5 метра и шириной 1,5 метра. Высота от пола камеры до пола санитарного узла составляет 49 сантиметров. Данное обустройство кабин в камерах отвечает требованиям действующих Правил. В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 15.07.1995 № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» администрация ИВС может обеспечивать подозреваемым и обвиняемым, при наличии соответствующих условий, оказание дополнительных платных бытовых и медико-санитарных услуг (Перечень продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету к Правилам внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденным Приказом (Приложение )) (п. 51). Предметы и вещи, не предусмотренные Перечнем, являются запрещенными. Согласно журналу регистрации выводов подозреваемых и обвиняемых из камер ИВС ОМВД России по Усть-Куломскому району от ДД.ММ.ГГГГ Мартюшев А.Е. выводился на прогулку. В период содержания Мартюшева А.Е. в ИВС ОМВД России Усть-Куломскому району жалоб или каких-либо заявлений от него не поступало, что подтверждает записями журнала «Регистрации жалоб и заявлений (копии протоколов задержания, расписки) от лиц, содержащихся в ИВС ОМВД России по Усть-Куломскому району» . В данном журнале отсутствуют обращения с жалобами, указанными в административном исковом заявлении. В указанные периоды ежедневно ИВС ОМВД России по Усть-Куломскому району проверялся прокурором Усть-Куломского района на предмет соблюдения прав подозреваемых и обвиняемых. Жалоб на условия содержания в ИВС прокурору от Мартюшева А.Е. не поступало. В соответствии с пунктом 28 Правил подозреваемые и обвиняемые поступлении в ИВС, перед отправкой за его пределы, при водворении в карцер, а также при наличии оснований полагать, что эти лица имеют предметы или вещества, запрещенные к хранению и использованию, подвергаются личному обыску. При этом тщательно осматривается тело обыскиваемого, его одежда, обувь, а также протезы. Подозреваемым и обвиняемым предлагается полностью раздеться, обнажить соответствующие участки тела. Пластырные наклейки, гипсовые и другие повязки проверяются совместно с медицинским работником. При обнаружении предметов, зашитых в одежде, ткань распарывается. Из обуви извлекаются супинаторы, металлические набойки. Согласно пункту 29 Правил при выводе подозреваемых и обвиняемых из камеры к специалисту - фотодактилоскописту, врачу, следователю, защитнику, до и после свидания с родственниками и иными лицами, при переводе в другую камеру просматривается и прощупывается одежда и обувь подозреваемого или обвиняемого без его раздевания. Доводы Мартюшева А.Е. о ненадлежащих условиях при перевозке в периоды этапирования из ИВС ОМВД России по Усть-Куломскому району и обратно являются несостоятельными. Согласно записей в журнале учета лиц, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС от ДД.ММ.ГГГГ, рапортов, попутных листов и предписаний на выезд, подготовленных сотрудниками ИВС ОМВД России по Усть-Куломскому району, Мартюшев А.Е. перевозился (конвоировался) ОМВД России по Усть-Куломскому району в следующие периоды: ДД.ММ.ГГГГ, 31 января, 4, 21, 23 февраля, 9, 11, 21, 25 марта, 4 и ДД.ММ.ГГГГ. Перевозка осуществлялась в специальном транспортном средстве ГАЗ-А21R23-1050, государственный регистрационный знак А 0010 11 с соблюдением требований действующего законодательства. Спецавтомобиль, в котором перевозился Мартюшев А.Е. соответствуют Стандартам 2010, 2016. Перемещение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в спецавтомобиле при соблюдении установленных правил, разработанных и утвержденных в установленном законом порядке, не может свидетельствовать о применении пыток, жестокого и унижающего достоинство обращения, а также о каких-либо незаконных, неправомерных действий со стороны сотрудников ОМВД России по Усть-Куломскому району в отношении истца не имеется. С целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС, лиц, освобождаемых из ИВС или передаваемых конвою для этапирования, обязательно проводятся медицинские осмотры, с отражением данных осмотров в медицинских журналах. При поступлении в ИВС Мартюшев А.Е. осматривался дежурным фельдшером, о чем имеются записи в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС ОМВД России по Усть-Куломскому району. За весь вышеуказанный период, будучи водворенным в ИВС ОМВД России по Усть-Куломскому району, Мартюшев А.Е. ДД.ММ.ГГГГ обращался к фельдшеру ИВС ФИО2 по причине заболевания ОРВИ с жалобой на боль в горле, головную боль и заложенность в носе. Ему назначалось лечение, выдавались необходимые лекарства. Иных жалоб со стороны Мартюшева А.Е. не поступило. Автозак, на котором конвоировался административный истец, не оборудован биотуалетом. Согласно путевого журнала административный истец конвоировался в автозаке из села Усть-Кулом до города Сыктывкара либо обратно, что соответствует удаленности в одну сторону 220 (186) километров и времени в пути до 3-х часов при средней скорости движения транспорта 90 километров в час. При выше названных условиях по времени в пути, остановка атозака не предусматривается. Данных о том, что автозак останавливался в пути следования по причине поломок нет, как и нет сведений в журналах о жалобах или заявлениях административного истца. Поскольку оснований для применения статей 1069 151 ГК РФ не имеется, административный ответчик просит в удовлетворении исковых требований административному истцу отказать.

Представители МВД Республики Коми, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства внутренних дел России о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

От представителя административного ответчика МВД России, МВД по Республике Коми ФИО3 поступило возражение на административное исковое заявление, из которых следует, что МВД России, МВД по Республике Коми не согласны с предъявленными требованиями. Административный истец утверждает, что ДД.ММ.ГГГГ ему избрали меру пресечения в виде заключения под стражу и с этого момента находился в ИВС ОМВД России по Усть-Куломскому району (далее - ИВС), где он находился одну неделю. ДД.ММ.ГГГГ этапировали в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, а затем его еще 5 раз возили в ИВС. Однако, в административном исковом заявлении, административный истец не указывает конкретные даты, когда его этапировали и когда он содержался в ИВС. На условия перевозки не жалуется. Административный истец содержался в ИВС на законных основаниях. Также, совершая преступление, административный истец понимал, что последующее наказание (содержание под стражей) будет связано с ограничением его конституционных прав. Здание ИВС введено в эксплуатацию в 2015 году и оборудовано централизованным водоснабжением, которое обеспечивает АО «Коми тепловая компания» в соответствие заключенными договорами: в 2021 году договор от ДД.ММ.ГГГГ и в 2022 договор от ДД.ММ.ГГГГ. Перебоев с подачей воды по централизованной магистрали в 2021-2022 годы не установлено. На основании актов санитарно-эпидемиологического состояния помещений (территорий) ОМВД России по Усть-Куломскому району от ДД.ММ.ГГГГ, выданных ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Коми», камеры ИВС оборудованы холодным водоснабжением, в каждой камере имеется водопроводный кран, находящийся в исправном состоянии. На две камеры имеется бойлер для подогрева воды, поэтому во всех камерах имеется как холодная, так и горячая вода. В соответствии с ежегодно заключаемыми договорами на водоснабжение, вода, подаваемая в ИВС - питьевая. Таким образом, доступ к питьевой воде лиц, содержащихся в камерах, в том числе, административному истцу, осуществлялась круглосуточно в неограниченном количестве. Так же, в ИВС оборудован кухонный блок с централизованным холодным водоснабжением, с помощью которого лица, содержащиеся в изоляторе, обеспечены питьевой кипяченой водой, которая предоставляется лицам, содержащимся в ИВС, по их просьбе сотрудниками ИВС. В каждой камере ИВС установлены бачки с кипяченой водой. Утверждение административного истца об отсутствии бачков с питьевой водой в камерах, не состоятельно и опровергается представленными материалами. Для выполнения возложенных на полицию обязанностей, ей предоставляется право использовать в своей деятельности видеотехнику. В ИВС санитарные узлы в каждой камере отделены металлическим ограждением высотой 1,5 м с дверью, что соответствует принципам приватности и отвечает требованиям Своду правил. Видеокамера обустроена таким образом, чтоб не нарушать зону приватности, что видно на представленной ОМВД фотографии. Таким образом, утверждение административного истца об отправлении естественных надобностей под присмотром видеокамеры, не соответствует действительности и опровергается материалами дела. Поскольку в Перечень, указанный в приложении , не входят ни личная посуда, ни конфеты с начинкой, то такие предметы являются запрещенными и не могут храниться либо передаваться лицу, содержащемуся в ИВС. Нарушений со стороны сотрудников ИВС не установлено. Обыск лиц, содержащихся в ИВС, является обязательным, нарушений со стороны сотрудников ИВС не установлено. Вывод лиц, содержащихся в ИВС, из камер в средствах подвижности (наручниках) соответствует п. 6 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции». Ссылка административного истца о том, что его не выводили на прогулку, не соответствует действительности. В период содержания административного истца в ИВС жалоб или каких-либо заявлений по нарушениям, изложенным в административном исковом заявлении, не поступало, что подтверждается отсутствием соответствующих записей в журнале. Кроме того, ИВС ежедневно проверяется прокурором Усть-Куломского района на предмет соблюдения прав подозреваемых и обвиняемых. Жалоб на условия содержания в ИВС прокурору от административного истца не поступало. Вопреки ст. 62 КАС РФ административным истцом не представлено никаких подтверждающих доказательств о ненадлежащих условиях содержания в ИВС. Кроме того, административный истец не указывает, в какие конкретные дни он содержался в ИВС, что делает административное исковое заявление не конкретным и необоснованным. Доказательств незаконных действий (бездействия) должностных лиц администрации ИВС в отношении истца, его личных неимущественных либо нематериальных благ, наступления неблагоприятных последствий в административном исковом заявлении не содержится. Какие-либо недостатки коммунально-бытовых условий содержания сами по себе не могут являться безусловным основанием для взыскания компенсации морального вреда. Административным истцом не представлено доказательств того, что нахождение его в камерах ИВС в стесненных бытовых условиях превышают неизбежный уровень суровости, присущий содержанию под стражей для целей применения ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Кроме того, МВД России, МВД по Республике Коми считают, что истцом пропущен установленный законом срок для обжалования. При указанных обстоятельствах представитель просит в удовлетворении заявленных административных требований Мартюшева А.Е. отказать.

Свидетель, допрошенный по ходатайству представителя ОМВД России по Усть-Куломскому району РК, начальник ИВС ФИО4 пояснил, что на стене приватной зоны в каждой камере помещены правила внутреннего распорядка в ИВС, право и порядок направления жалоб, в камере, где находился Мартюшев такие разъяснения были и есть, о чем свидетельствует фото камер. В каждой камере расположен нержавеющий бачок с водой, до конца 2021 года бачок был из другого материалы, затем его заменили на нержавеющую сталь. В коридоре расположен бойлер с питьевой водой, по просьбе содержащихся в изоляторе дежурный приносит им горячую воду, в том числе, в ночное время, хотя по распорядку дня ночью предусмотрен сон. Ежедневно, он, как начальник ИВС обходит камеры с задержанными, и, если имеются жалобы, такие вносят в специальный журнал, в 2022 году жалоба была, но не от Мартюшева. Приходил с обходом и начальник полиции, и прокурор, но Мартюшев никогда не излагал жалобы, не подавал их в письменном виде. Каждая устная или письменная жалоба рассматривается по существу. Относительно этапирования в машине свидетель рассказал, что автомашина марки ГАЗель новая, принята в конце 2021 года, оборудована по всем предусмотренным нормам. В ней имеетются как одиночные места, так и коллективные. Собака по Приказу всегда сопрвождает этап, но к перевозимым гражданам собака доступа не имеет, т.к. они закрыты, а в двери отверстия маленькие, снизу, собака с задержанными не контактирует. Для перевозки вещей имеется специальная полка в машине, она зафиксирована на фото. Относительно отсутствия запасного люка в машине и твердых сидений, данное предусмотрено действующими Приказами, и машина, в которой этапируют задержанных, осужденных строго соответствует данным нормам. Относительно того, что в ИВС переводят в наручниках, так же пояснил, что это предусмотрено Приказами МВД; конфеты с начинкой (карамель с джемом) для передачи не принимают, кипятильник в камере не положен, свою посуду разрешают иметь содержащимся в ИВС только если это пластиковая посуда, в ИВС есть своя посуда, она проходит обработку. Относительно безопасности движения рассказал, что не было ни одного дорожно-транспортного происшествия при перевозе спецконтингента.

Суд, выслушав административного истца, представителя административного ответчика ОМВД по Усть-Куломскому району, исследовав материалы дела, допросив свидетеля, представленные письменные и фото доказательства, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Конституция Российской Федерации гарантирует охрану достоинства личности государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению (статья 21). Государство обеспечивает потерпевшим компенсацию причиненного ущерба (статья 52). Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53).

Действия (или бездействие) органов государственной власти, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июня 2009 года № 1005-О-О).

В соответствии со статьей 1067 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (пункт 1). Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2).

Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными статьей 151 ГК РФ и главой 59 ГК РФ.

На основании статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

К нематериальным благам, в силу пункта 1 статьи 150 ГК РФ, относится, в том числе и достоинство личности.

Закрепив в статье 151 ГК РФ общий принцип компенсации морального вреда, законодатель не установил ограничений в отношении оснований такой компенсации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 2001 года № 252-О).

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, или нарушающими его личные неимущественные права. Моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с временным ограничением или лишением каких-либо прав и др. (пункт 2). Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (пункт 4).

Перечень нравственных страданий, являющихся основанием для реализации права на компенсацию морального вреда, не является исчерпывающим.

Объектом неправомерных посягательств являются по общему правилу любые нематериальные блага (права на них) вне зависимости от того, поименованы ли они в законе и упоминается ли соответствующий способ их защиты (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2013 года, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 03 июля 2013 года.).

Статьи 151 и 1069 ГК РФ во взаимосвязи со статьей 1099 ГК РФ направлены на реализацию, в частности, положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 1012-О-О, от 24 октября 2013 года № 1663-О и др.).

Из конституционных и правовых норм, а также из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации следует, что содержание обвиняемого (подозреваемого) в исправительных учреждениях, следственных изоляторах в условиях, которые несовместимы с уважением его человеческого достоинства, и не соответствуют установленным законом нормам, влечет нарушение его неимущественных прав, гарантированных законом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Мартюшев А.Е. задержан и водворен в ИВС ОМВД России по Усть-Куломскому району в порядке ст.ст. 91-92 УПК РФ ДД.ММ.ГГГГ. На основании заявок предварительного следствия и судов, Мартюшев А.Е. содержался, доставлялся в ИВС ОМВД России по Усть-Куломскому району РК в следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В указанные периоды административный истец содержался в камерах № ИВС ОМВД России по Усть-Куломскому району Республики Коми.

Порядок содержания в изоляторах временного содержания регулируется Федеральным законом N 103-ФЗ от 15 июля 1995 года "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

Федеральным законом определены порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Статья 9 указанного закона предусматривает, что изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

В силу статьи 16 вышеназванного закона в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством внутренних дел Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее - Правила).

Согласно пункту 12 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 года N 950, принятым в изоляторы временного содержания подозреваемым и обвиняемым предоставляется информация о правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб.

Место содержания подозреваемых и обвиняемых подразумевает претерпевание определенных неудобств данными лицами в силу специфики самого места нахождения этих лиц. Доставленные истцу неудобства находятся в пределах неизбежного уровня переживаний, характерных для ограничения свободы, пребывания в специальных учреждениях.

Согласно п. 94 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22.11.2005 N 950, при ежедневном обходе камер представители администрации ИВС принимают от подозреваемых и обвиняемых предложения, заявления и жалобы как в письменном, так и в устном виде, предложения, заявления и жалобы, адресованные в прокуратуру, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете (п. 97 ПВР ИВС).

Пунктом 95 Правил определено, что предложения, заявления и жалобы, принятые в устной и письменной форме, записываются в соответствующий журнал регистрации, ведущийся в канцелярии территориальных органов МВД России или ИВС, и докладываются лицу, ответственному за их разрешение.

Как следует из журнала «Регистраций жалоб и заявлений (копии протоколов задержания, расписки) от лиц, содержащихся в ИВС ОМВД России по Усть-Куломскому району, » в период содержания Мартюшева А.Е. в ИВС ОМВД России Усть-Куломскому району РК жалоб или каких-либо заявлений от него не поступало.

Кроме того, в указанные периоды нахождения Мартюшева А.Е. в ИВС ОМВД по Усть-Куломскому району, жалобы на имя прокурора Усть-Куломского района РК, который ежедневно осуществляет надзор на предмет соблюдения прав подозреваемых и обвиняемых, не поступали.

В силу положений статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

В соответствии с пунктом 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, утвержденных Приказом МВД России от 22 ноября 2005 года N 950, камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и (или) вытяжной вентиляцией; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.

Здание ИВС ОМВД России по Усть-Куломскому району РК введено в эксплуатацию в 2015 году и оборудовано централизованным водоснабжением, которое обеспечивает Акционерное общество «Коми тепловая компания», согласно заключенным соглашениям (договор от ДД.ММ.ГГГГ, договор от ДД.ММ.ГГГГ). Перебоев с подачей воды по централизованной магистрали за периоды 2021 - 2022 года не зарегистрировано.

Согласно акту санитарно-эпидемиологического состояния помещений (территорий) ОМВД России по Усть-Куломскому району РК от ДД.ММ.ГГГГ, выданному ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Коми», камеры ИВС оборудованы холодным водоснабжением, что так же подтверждается представленными фотографиями камер, в которых содержался Мартюшев А.Е. В каждой камере имеется водопроводный кран, который находится в исправном состоянии. К каждому крану подсоединен смесительный кран, по которому из электрического водонагревателя марки «Thermex». Каждый водонагреватель, установленный в коридоре, подает горячую воду в две камеры.

Пунктом 1 договора холодного водоснабжения и водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между АО «Коми тепловая компания» и ОМВД России по Усть-Куломскому району РК, предусмотрено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду (л.д. 44-48). Доступ к питьевой воде лиц, содержащихся в камерах, в том числе в камерах №, где содержался Мартюшев А.Е., осуществлялась в неограниченном количестве, без ограничения во времени.

Кроме того, в ИВС оборудован кухонный блок с централизованным холодным водоснабжением. Сотрудниками ИВС ОМВД России по Усть-Куломскому району РК лицам, содержащимся в ИВС, по их просьбе предоставляется питьевая кипяченая вода. В каждой камере ИВС установлены бачки с питьевой водой, что подтверждается представленными фотографиями.

А потому доводы истца об отсутствии питьевой воды не нашли своего подтверждения.

Согласно Перечню продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету, утвержденному Приказом МВД России от 22 ноября 2005 года N 950, подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать за счет собственных денежных средств: продукты питания, кроме требующих тепловой обработки, скоропортящихся с истекшим сроком хранения, а также дрожжей, алкогольных напитков и пива. Перечень продуктов питания может быть ограничен по предписанию санитарно-эпидемиологической службы. Общий вес продуктов питания, которые подозреваемый или обвиняемый может хранить при себе, не должен превышать 30 кг; табачные изделия, спички; одежду в одном комплекте без поясных ремней, подтяжек и галстуков, а также головной убор, обувь по сезону (без супинаторов, металлических набоек); спортивный костюм в одном комплекте или домашний халат для женщин; нательное белье - не более двух комплектов; носки; чулки или колготки (для женщин); перчатки или варежки - одну пару; платки носовые; тапочки комнатные или спортивные - одну пару; туалетные принадлежности (туалетное, хозяйственное мыло, жидкое мыло или шампуни, зубная щетка, зубная паста, пластмассовые футляры для мыла и зубной щетки, кремы, гребень, расческа); вещевой мешок или сумку; очки и футляры пластмассовые для очков; косынки, рейтузы, пояса, бюстгальтеры, марлю, заколки, вазелин, вату, гигиенические тампоны, косметические принадлежности, бигуди пластмассовые (для женщин); костыли, деревянные трости, протезы (по разрешению врача); мочалку или губку; шариковую авторучку, стержни к ней (черного, фиолетового, синего цвета), простой карандаш; бумагу для письма, ученические тетради, почтовые конверты, открытки, почтовые марки; туалетную бумагу; предметы религиозного культа для нательного или карманного ношения; постельное белье в одном комплекте (две простыни и наволочка), полотенце; художественную и иную литературу, а также издания периодической печати; фотокарточки близких родственников; настольные игры (шашки, шахматы, домино, нарды); предметы ухода за детьми (по разрешению врача женщинам, имеющим при себе детей в возрасте до трех лет).

Помимо перечисленного подозреваемым и обвиняемым разрешается иметь при себе и хранить документы и записи, относящиеся к уголовному делу либо касающиеся вопросов реализации их прав и законных интересов, а также бланки почтовых отправлений, квитанции на сданные на хранение деньги, ценности, документы и другие предметы.

Предметы и вещи, не предусмотренные настоящим Перечнем, являются запрещенными.

Поскольку в Перечень, указанный в приложении не входят личная посуда, конфеты с начинкой, указанные предметы следует считать запрещенными.

Следовательно доводы истца в данной части так же не нашли своего подтверждения. Посудой административный истец обеспечен, она проходит специальную обработку. Относительно передачи конфет с начинкой, она не входит в Перечень разрешённых продуктов в передачах. Мартюшев указал, что в ИВС в Усть-Куломе не принимают в передачах конфеты с начинкой, а в СИЗО в <адрес> в передачах разрешено передавать конфеты с начинкой; следовательно, при необходимости лицам, которые планировали передать передачи (продукты) Мартюшеву ничего не мешало передать передачу, в которой находятся именно конфеты с начинкой через следственный изолятор в городе Сыктывкаре. При желании, в продаже есть иные конфеты, в магазине различный ассортимент сладкого, данные конфеты можно было заменить на другие сладости. Истцом не указано почему именно отсутствие, при нахождении в ИВС, конфет с начинкой причинили ему нравственные страдания.

В соответствии с Приказом МВД России от 25 июля 2011 года № 876 "Об утверждении специальных технических требований по инженерно-технической укреплённости изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел", средства видеонаблюдения используются как система мер, направленных на обеспечение правопорядка при содержании подозреваемых и обвиняемых путем постоянного наблюдения и контроля за их поведением в местах размещения.

Согласно пункту 6.4 приказа системы видеонаблюдения устанавливаются для надзора в камерах и коридорах, в прогулочных дворах, в том числе, на крышах и стенах корпуса изолятора временного содержания и на территории, прилегающей к запретной зоне.

Согласно п. 17.16 Свода правил СП 12-95, введённых в действие протоколом МВД России от 12 февраля 1995 года, унитазы в камерах, карцерах, изоляторах размещаются в отдельных кабинах с дверьми, открывающимися наружу. Кабина должна иметь перегородки высотой 1 м. от пола санитарного узла.

В ИВС ОМВД России по Усть-Куломскому району РК санитарные узлы в каждой камере отделены приватной зоной, представляющей собой металлическое ограждение с дверью для входа, стенами длиной 1,8 метра, высотой 1,5 метра и шириной 1,5 метра. Высота от пола камеры до пола санитарного узла составляет 49 сантиметров.

Данное обустройство кабин в камерах отвечает требованиям действующих Правил. Данные обстоятельства подтверждены и фотографиями, приложенными представителем ОМВД России по Усть-Куломскому району РК. Не смотря на то, что камера направлена в сторону приватности, в её объектив не попадает человек, который там находится. А с учетом угла обзора видеокамеры, на ней фиксируется помещение всей камеры, а не именно зона приватности. Металлическое ограждение зоны приватности позволяет её использовать по назначению и не попадать в объектив видеокамеры.

В соответствии с пунктом 25 указанных Правил подозреваемые и обвиняемые, поступившие в ИВС, подвергаются личному обыску, дактилоскопированию и фотографированию, а их личные вещи - досмотру.

Подозреваемые и обвиняемые при поступлении в ИВС, перед отправкой за его пределы, при водворении в карцер, а также при наличии оснований полагать, что эти лица имеют предметы или вещества, запрещенные к хранению и использованию, подвергаются личному обыску. При этом тщательно осматривается тело обыскиваемого, его одежда, обувь, а также протезы. Подозреваемым и обвиняемым предлагается полностью раздеться, обнажить соответствующие участки тела. Пластырные наклейки, гипсовые и другие повязки проверяются совместно с медицинским работником. При обнаружении предметов, зашитых в одежде, ткань распарывается. Из обуви извлекаются супинаторы, металлические набойки.

Подозреваемым или обвиняемым оставляются только те предметы, вещи и продукты питания, которые им разрешается иметь при себе и хранить в камере в ассортименте, установленном настоящими Правилами. Личные вещи и предметы, оставляемые подозреваемым и обвиняемым, записываются в камерную карточку. Все остальные предметы, вещества и продукты питания принимаются на хранение либо уничтожаются, о чем составляется акт.

При выводе подозреваемых и обвиняемых из камеры к специалисту-фотодактилоскописту, врачу, следователю, защитнику, до и после свидания с родственниками и иными лицами, при переводе в другую камеру просматривается и прощупывается одежда и обувь подозреваемого или обвиняемого без его раздевания (пункты 28, 29 Правил). При указанных обстоятельствах, обыск лиц, содержащихся под стражей, является обязательным.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 21 ФЗ «О полиции» сотрудник полиции имеет право применять средства ограничения подвижности для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц заключенных под стражу, лиц осужденных к лишению свободы, лиц подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим и себе.

Порядок и принципы организации охраны, конвоирования и содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, основы управления подразделениями и нарядами, выполняющими указанные функции, особенности несения службы, обязанности и права нарядов, а также действия личного состава при чрезвычайных обстоятельствах определяются Наставлением по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденным Приказом МВД РФ от 7 марта 2006 года N 140дсп.

В силу п. 12.17 приказа МВД по Республике Коми от 24.12.2021 № 526 «Об утверждении Решения на охрану и конвоирование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений на 2022 год», в соответствии с указанным Наставлением по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России от 07.03.2006 № 140дсп, ИВС, конвойным подразделениям территориальных органов МВД России на районном уровне в Республике Коми организовать конвоирование подозреваемых и обвиняемых за пределами следственных изоляторов, камер ИВС и судов, спецавтомобилей исключительно с применением двух пар средств ограничения подвижности рук.

Данная мера направлена в целях профилактики от нападения на сотрудника полиции, а также попытки побега из-под стражи. Следовательно, вывод лиц, содержащихся в ИВС, из камер в средствах подвижности (наручниках) соответствует п. 6 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».

На основании изложенного доводы административного лица о том, что вывод из камеры и препровождение по коридорам ИВС в наручниках незаконны, не основаны на законе. На оборот, определено, что за пределами камер ИВС конвоирование подозреваемых и обвиняемых производиться исключительно с применением двух пар средств ограничения подвижности рук.

В соответствии с п. 130 Правил подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние - не менее двух часов, а водворенные в карцер - один час. Продолжительность прогулок устанавливается администрацией ИВС с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. В период конвоирования прогулки не предусмотрены.

Прогулка предоставляется подозреваемым и обвиняемым преимущественно в светлое время суток. Время вывода на прогулку лиц, содержащихся в разных камерах, устанавливается по скользящему графику (п. 131 Правил).

Для досрочного прекращения прогулки подозреваемые или обвиняемые могут обратиться с соответствующей просьбой к лицу, ответственному за прогулку, который доводит ее до сведения начальника ИВС или дежурного ИВС. Указанное должностное лицо принимает решение по существу просьбы.

Прогулка может быть также досрочно отменена или сокращена в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями либо на период возникновения и ликвидации чрезвычайных обстоятельств (побег, массовые беспорядки и иные осложнения обстановки в режиме особых условий (стихийное бедствие, пожар, санитарный карантин и иные) (п. 134 Правил).

Согласно копиям журнала «Регистрации выводов подозреваемых и обвиняемых из камер ИВС ОМВД России по Усть-Куломскому району РК» за 2021-2022 гг. Мартюшев А.Е. выводился на прогулку.

А потому доводы Мартюшева А.Е. о том, что его не выводили на прогулку опровергаются материалами дела. Он не обращался с устными или письменными жалобами на то, что его не выводили гулять. Кроме того, принимая во внимание, что прогулка производиться только в светлое время суток, с учётом короткого светового дня в с. Усть-Кулом Усть-Куломского района Республики Коми, исключая время провождения истца в суде или на следственных действиях, возможно отсутствие прогулок, однако, это связано с ограничениями во времени и отсутствием истца в ИВС.

Как следует из записей в журнале учета лиц, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС от ДД.ММ.ГГГГ, рапортов, попутных листов и предписаний на выезд, подготовленных сотрудниками ИВС ОМВД России по Усть-Куломскому району РК, Мартюшев А.Е. перевозился (конвоировался) ОМВД России по Усть-Куломскому району РК в следующие периоды: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Перевозка Мартюшева А.Е. осуществлялась в специальном транспортном средстве ГАЗ-А21R23-1050, государственный регистрационный знак

В эксплуатации ИВС ОМВД России по Усть-Куломскому району РК (из завода) через АТХ ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Коми» автозак находится с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно паспорту автомобиля А21R23-А3.00.00.000ПС, руководству по эксплуатации А21R23-А3.00.00.000РЭ, электронному паспорту транспортного средства , сертификату одобрения типа транспортного средства ТС RU E-RU.НВ07.00019.Р1 автозак предназначен для перевозки лиц подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, оснащен для этапирования тремя одиночными камерами (3 человека), одной общей камерой (4 человека), и того, для этапируемых предусмотрено 7 посадочных мест. Имеется отведенное место для сотрудника с собакой. Ремни безопасности автозаком не предусмотрены. Кузов-фургон, кроме прочего, оснащен аварийно-вентиляционным люком, окном и багажным отсеком.

Конвоирование подозреваемых и обвиняемых регламентировано «Наставлением по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования, подозреваемых и обвиняемых», утвержденным приказом МВД России от 07.03.2006 № 140 дсп.

В соответствии с данным приказом специальный автомобиль должен быть исправен, предназначен только для сидящих подозреваемых и обвиняемых. Запрещено использовать спецавтомобиль, если он не оборудован в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Специальный автомобиль, на котором перевозился (конвоировался) Мартюшев А.Е. изготовлен на предприятии, имеющем соответствующие лицензии и одобрения типа ТС, выданные органом по сертификации продукции. В соответствии с полученным одобрением транспортные средства соответствуют установленным в Российской Федерации требованиям к механическим транспортным средствам.

Законность эксплуатации транспортных средств, предназначенных для перевозки лиц, заключенных под стражу не может подвергаться сомнению, поскольку одобрение типа ТС выдаются в соответствии с правилами по сертификации механических транспортных средств. В соответствии с правилами по сертификации, помимо общих требований предъявляемых к механическим транспортным средствам, к автомобилям осуществляющим перевозку лиц заключенных под стражу предъявляются специальные технические требования - Правила стандартизации ПР 78.01.0024-2010 «Автомобили оперативно - служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Стандарт 2010) и правила стандартизации ПР 78.01.0024-2016 «Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Стандарт 2016).

Пунктом 5.5.2 Стандарта 2010 установлено, что сиденья спецконтингента должны быть стационарными, жесткой конструкции, на металлическом каркасе, сваренном из стальных профилей размером не менее 20x20x1,5 мм. Сиденья и спинки должны быть выполнены из доски деревьев хвойных пород толщиной от 25 до 40 мм, с бесцветным лаковым покрытием. Сиденья должны иметь следующие размеры: а) длина сидений (лавок) в общих камерах должна определяться из расчета 450 мм на одно посадочное место; б) ширина сиденья в одиночной камере - не менее 420 мм; в) высота сидений - от 340 до 500 мм, глубина сидений - не менее 350 мм.

Пунктом 5.5.2 Стандарта 2016 установлено, что сиденья должны быть стационарными, жесткой конструкции, на металлическом каркасе, сваренном из стальных профилей размером не менее (20,0 х 20,0 х 1,5) мм. Сиденья и спинки должны быть выполнены из доски деревьев хвойных пород толщиной от 25 до 40 мм или (допускается только для сидений в одиночных камерах) из фанеры повышенной водостойкости (марки не ниже СФ по ГОСТ 3916.1 или ГОСТ 3916.2) толщиной не менее 8 мм, с бесцветным лаковым покрытием.

Оборудование спецавтомобилей поручнями, ремнями безопасности, подлокотниками, подставками для ног, подушками безопасности Наставлением и специальным транспортным средством не предусмотрено, переоборудование спецтранспорта запрещено.

Выпуск на линию неисправных автомобилей не допускается.

Спецавтомобиль, на котором перевозился Мартюшев А.Е., соответствует требованиям Стандартов 2010, 2016, что подтверждается сертификатом одобрения типа транспортного средства.

В соответствии с п.п. 22.3, 22.8 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугородном, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, и при организационной перевозке группы детей не должно превышать количества оборудованных для сиденья мест; запрещено перевозить людей сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства.

В соответствии с попутными листами (списками) этапирование Мартюшева А.Е. в спецавтомобиле производилось в количестве, не превышающем имеющихся в автомобиле посадочных мест.

Согласно сведениям из копии журнала регистрации жалоб и заявлений от лиц, содержащихся в ИВС ОИВД России по Усть-Куломскому району от Мартюшева А.Е. по поводу нарушения прав на надлежащие условия перевозки при этапировании не поступало.

Таким образом, перемещение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в спецавтомобиле при соблюдении установленных правил, разработанных и утвержденных в установленном законом порядке, не может свидетельствовать о каких-либо незаконных, неправомерных действий со стороны сотрудников ОМВД России по Усть-Куломскому району в отношении истца.

Деятельность ИВС ОМВД России по Усть-Куломскому району осуществляется на основании Положения об изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по Усть-Куломскому району РК, утверждённого приказом ОМВД России по Усть-Куломскому району от 31 декабря 2020 года № 172, на основании Приказа МВД России от 22.11.2005 № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» и других нормативных правовых актов, в том числе, на основании Инструкции утвержденной Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации (приказ от 31 декабря 1999 г. № 1115/475) (далее - Инструкция).

С целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС, лиц, освобождаемых из ИВС или передаваемых конвою для этапирования, проводятся медицинские осмотры, с отражением данных осмотров в медицинских журналах.

Пунктом 9 Инструкции предусмотрено, что в течение первых суток пребывания в ИВС проводится первичный медицинский осмотр всех вновь поступивших с целью выявления лиц с подозрением на инфекционные заболевания, представляющих опасность для окружающих, и больных, нуждающихся в скорой медицинской помощи. Осмотр проводится медицинским работником в медицинском кабинете. Регистрация больных и лиц, предъявляющих жалобы на состояние здоровья, осуществляется в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС.

Штатным расписанием в ИВС ОМВД России по Усть-Куломскому району предусмотрена должность фельдшера, которую занимают заведующий медицинской частью - фельдшер ИВС ПиО ОМВД России по Усть-Куломскому району ФИО2 и фельдшер ИВС ПиО ОМВД России по Усть-Куломскому району ФИО1.

Пунктом 10 Инструкции определено, что в случае отсутствия медицинского работника в период поступления в ИВС вновь прибывших лиц, дежурный по ИВС, а при отсутствии штатного дежурного по ИВС - дежурный (помощник дежурного) по органу внутренних дел, опрашивает их о состоянии здоровья. При наличии жалоб от вновь поступивших лиц на плохое самочувствие или признаках заболевания (травмы) дежурный по ИВС (дежурный, помощник дежурного по органу внутренних дел) обязан немедленно вызвать медицинского работника ИВС либо бригаду скорой медицинской помощи. О результатах опроса подозреваемых и обвиняемых, заявленных при этом жалобах на состояние здоровья и оказанной нуждавшимся медицинской помощи производятся необходимые записи в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, который хранится в медицинской части ИВС, а в период отсутствия медицинского работника - у дежурного по ИВС (дежурного, помощника дежурного по органу внутренних дел).

При поступлении в ИВС Мартюшев А.Е. осматривался дежурным фельдшером, о чем имеются записи в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС ОМВД России по Усть-Куломскому району РК.

За весь вышеуказанный период, будучи водворенным в ИВС ОМВД России по Усть-Куломскому району РК, Мартюшев А.Е. ДД.ММ.ГГГГ обращался к фельдшеру ИВС ФИО2 с жалобами на <данные изъяты>. После осмотра Мартюшеву А.Е. назначено лечение, выданы необходимые лекарства. Иных жалоб и претензий к сотрудникам конвоя от Мартюшева А.Е. не поступило, телесных повреждений не имелось.

Согласно Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного Приказом МВД России от 07.03.2006 № 140дсп для обеспечения надежной охраны подозреваемых и обвиняемых в ИВС, при конвоировании, при посадке подозреваемых и обвиняемых в транспорт и высадке из него, несения службы на постах, в том числе по охране ИВС, применяются служебные собаки в, порядке, установленном Приказом МВД России от 25.08.2017 № 676дсп «Об утверждении Наставления по организации деятельности кинологических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации».

В ходе рассмотрения дела не нашли подтверждения и доводы истца о том, что перевозка в автозаке осуществлялась вместе с собаками и вещи Мартюшева лежали рядом с собакой. Мартюшева перевозили в закрытой камере, отверстия в двери снизу небольшие, а потому собака проникнуть в место, где находится задержанное лицо, не могла. Для перевозки вещей имеется специальная полка, она находится в одном помещении с нахождением сотрудников полиции и нахождением собаки. Вместе с тем, указанную машину, в принципе, можно рассматривать как единое помещение. Собака доступа к сумке Мартюшева не имела.

Автозак, на котором конвоировался административный истец, не оборудован биотуалетом. Однако, правилами Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного Приказом МВД России от 07.03.2006 № 140дсп предусматривается, что через каждые 3-4 часа движения во время конвоирования могут делаться остановки продолжительностью 10-15 минут для осмотра кузова специального автомобиля и отправления лицами конвоя (подозреваемыми и обвиняемыми) естественных надобностей. Пункты остановок предусматриваются как правило, в местах расположения территориальных органов МВД России, а при их отсутствии в иной местности.

Установлено что административный истец конвоировался в автозаке из села Усть-Кулом до города Сыктывкара либо обратно, что соответствует удаленности в одну сторону 220 (186) километров и времени в пути до 3-х часов при средней скорости движения транспорта 90 километров в час. При вышеназванных условиях по времени в пути, остановка атозака не предусматривается.

Данных о том, что автозак останавливался в пути следования по причине поломок нет, как и нет сведений в журналах о жалобах или заявлениях на нарушения, допущенных при перевозке, административного истца.

Доводы административного истца о том, что он переживал, что его сумка рядом с собакой, ему было неприятно; кроме того, думал, что в случае дорожно-транспортного происшествия не выберется из машины, суд принимает во внимание, но данные внутренние переживания истца не являются основанием для удовлетворения исковых требований.

Иные доводы, указанные в административном иске, так же не нашли своего подтверждения в ходе судебного следствия по делу.

Согласно части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Установлено, что за все время нахождения в ИВС ОМВД по Усть-Куломскому району РК с жалобами на нарушение своих прав и законных интересов к начальнику учреждения, его заместителю, начальникам отделов не обращался, акты прокурорского реагирования, а также иных органов не поступали.

Истцом, требующим компенсацию морального вреда, должны быть представлены доказательства, подтверждающие наличие вреда, противоправное поведение причинителя вреда, причинно-следственную связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими для истца неблагоприятными последствиями. Однако, таких доказательств истцом, вопреки возложенной на него положениями части 1 статьи 59 КАС РФ обязанности, суду не представлено.

Доводы, указанные истцом, не нашли своего подтверждения в ходе судебного следствия по делу, при таких обстоятельствах, учитывая, что истцом не представлено доказательств нарушения со стороны ответчиков его личных неимущественных прав, либо причинения ему физических и нравственных страданий, суд приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Мартюшева А.Е. к ИВС ОМВД России по Усть-Куломскому району Республики Коми, ОМВД России по Усть-Куломсклому району, МВД Республики Коми, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внутренних дел России о признании бездействия сотрудников ОМВД России по Усть-Куломскому району Республики Коми незаконными, о взыскании компенсации морального вреда в сумме 350 000 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Куломский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья – Т.В. Мартынюк

Мотивированное решение составлено 4 октября 2022 года.