ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3421/20 от 27.08.2020 Дзержинского городского суда (Нижегородская область)

Дело г. Дзержинск

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 августа 2020 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Батыршиной Г.М.,

при секретаре Асанкине А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты городской Думы города Дзержинска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу ФИО6 к Избирательной комиссии муниципального образования городского округа города Дзержинска, Свердловской территориальной избирательной комиссии города Дзержинска Нижегородской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по подготовке и проведению выборов депутатов городской Думы города Дзержинска седьмого созыва, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ года, председателю Свердловской территориальной избирательной комиссии города Дзержинска Нижегородской области ФИО4 о признании незаконным и отмене Постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации кандидата в депутаты городской Думы города Дзержинска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу ФИО1»,

У С Т А Н О В И Л:

Зарегистрированный кандидат в депутаты городской Думы города Дзержинска Нижегородской области ФИО6 обратился в Дзержинский городской суд Нижегородской области суд с указанным выше административным иском.

В обоснование требований административный истец указал, что Постановление от ДД.ММ.ГГГГ. Свердловской территориальной избирательной комиссии города Дзержинска Нижегородской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по подготовке и проведению выборов депутатов городской Думы города Дзержинска седьмого созыва, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации кандидата в депутаты городской Думы города Дзержинска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу ФИО1» является незаконным по тем мотивам, что из 31 представленной для регистрации кандидата ФИО1 подписи избирателей, избирательная комиссии должна признать недействительными шесть подписей избирателей, в связи с чем достоверными должны быть признан 25 подписей, что недостаточно для регистрации ФИО1. кандидатом в депутаты городской Думы города Дзержинска седьмого созыва.

Так, по мнению административного истца, сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата ФИО1. под осуществляла гражданин Российской Федерации ФИО2. В сведениях о себе, как о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, ФИО2 указала не наименование органа выдавшего паспорт, а код органа, выдавшего паспорт. В подписных листах ФИО2 указала код органа , а подписных листах указала код органа , при этом все остальные сведения паспорта являются идентичными. Согласно данных из открытых источников, расположенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» код органа выдавшего паспорт: принадлежит отделу полиции УМВД <данные изъяты>, код органа не существует.

Таким образом, ФИО2 указала в подписных листах сведения не соответствующие действительности, а именно несуществующий код органа выдавшего паспорт - в связи с чем все подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата ФИО1 на указанных подписных листах должны быть признаны недействительными.

Административный истец считает, что имеются основания полагать указанное постановление незаконным, поскольку кандидат ФИО1 представил недостаточное количество подписей для регистрации ФИО1. кандидатом в депутаты городской думы г. Дзержинска Нижегородской области седьмого созыва.

Административный истец ФИО6 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, заявлено ходатайство о рассмотрении в отсутствии своего представителя.

Представитель административного истца по доверенности ФИО3 в судебном заседании доводы административного иска поддержал в полном объеме, просил требования удовлетворить, ссылаясь на отсутствие в избирательном праве понятий «техническая ошибка» или «описка».

Представитель Свердловской территориальной избирательной комиссии города Дзержинска Нижегородской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по подготовке и проведению выборов депутатов городской Думы города Дзержинска седьмого созыва по доверенности ФИО4 в судебном заседании просила вопрос об удовлетворении требований оставить на усмотрение суда.

Председатель окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутатов городской думы города Дзержинска Нижегородской области ФИО4 в судебном заседании просила вопрос об удовлетворении требований оставить на усмотрение суда.

Представитель избирательной комиссии муниципального образования городского округа города Дзержинска по доверенности ФИО5 в судебном заседании просила удовлетворить требования и отменить оспариваемое постановление.

Заинтересованное лицо ФИО1 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного искового заявления, ссылаясь на несущественность допущенных нарушений при заполнении подписного листа ФИО2., считает, что техническая ошибка в нумерации кода органа, выдавшего паспорт не должна влиять на действительность подписи избирателей.

Прокурор прокурор., участвующая в судебном заседании, полагала требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу требований статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела. При этом суд учитывает, что извещения о дате и времени рассмотрения дела направлены всем участвующим по делу лицам. Кроме того, участвующие по делу лица извещены публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации о времени и месте рассмотрения административного дела на интернет-сайте Дзержинского городского суда Нижегородской области.

Учитывая изложенное, суд считает материалы дела достаточными и полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Проверив материалы настоящего дела, заслушав всех участвующих по делу лиц, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

. решением городской Думы города Дзержинска от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении выборов депутатов городской Думы седьмого созыва» на ДД.ММ.ГГГГ. назначены выборы депутатов городской Думы города Дзержинска седьмого созыва.

В соответствии с действующим законодательством, комиссией, организующей выборы, является избирательная комиссия муниципального образования городского округа города Дзержинск.

ДД.ММ.ГГГГ Избирательной комиссией городского округа город Дзержинск принято постановление «О количестве подписей избирателей, которое необходимо для регистрации кандидатов в депутаты городской Думы города Дзержинска седьмого созыва, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ года. В соответствии с вышеназванным постановлением количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидатом в депутаты городской Думы города Дзержинска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу составляет не менее 27 и не более 31 подписи.

Избирательная комиссия муниципального образования городского округа город Дзержинск своим постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. возложила полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу по выборам депутатов городской Думы города Дзержинска седьмого созыва на Свердловскую территориальную избирательную комиссию города Дзержинска.

ДД.ММ.ГГГГ. кандидатом ФИО6, выдвинутым Региональным отделением Политической партии <данные изъяты> в Окружную избирательную комиссию по одномандатному округу были поданы документы для выдвижения кандидатом в депутаты городской Думы города Дзержинска седьмого созыва ФИО6

Постановлением Свердловской территориальной избирательной комиссии города Дзержинска Нижегородской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по подготовке и проведению выборов депутатов городской Думы города Дзержинска седьмого созыва от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО6 зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты городской Думы города Дзержинска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу .

ДД.ММ.ГГГГ. кандидатом ФИО1 выдвинутым в порядке самовыдвижения, в Окружную избирательную комиссию по одномандатному округу были поданы документы для регистрации кандидатом в депутаты городской Думы города Дзержинска седьмого созыва, в том числе 1 папка подписных листов, содержащих 31 подпись избирателей.

В ходе проведенной проверки подписей избирателей из 31 подписи 28 подписей признаны достоверными и действительными, 3 подписи признаны недостоверными или недействительными.

Поскольку количества достоверных и действительных подписей было достаточно для принятия решения о регистрации кандидата, Свердловской территориальной избирательной комиссией города Дзержинска Нижегородской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по подготовке и проведению выборов депутатов городской Думы города Дзержинска седьмого созыва принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ. «О регистрации кандидата в депутаты городской Думы города Дзержинска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу ФИО1».

Полагая постановление административного ответчика о регистрации ФИО1. в качестве кандидата в депутаты незаконным и подлежащим отмене, ФИО6 обратился в суд с соответствующим иском.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности.

Согласно пункту 12 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума.

Приложение № 5 к Федеральному закону № 67-ФЗ, которым утверждена форма подписного листа, также содержит конкретный перечень сведений о лице, осуществляющем сбор подписей, включая наименование органа либо код подразделения органа, выдавшего паспорт или документ, его заменяющий, о лице, осуществляющем сбор подписей, которые он обязан указать собственноручно.

По итогам проверки подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата ФИО1 было установлено, что 3 подписи избирателей на подписных листах являются недействительными по причине несоответствия серии и номера паспорта избирателя и несоответствия адреса и места жительства избирателя. Количество и основания признанных недействительными 3 подписей избирателей не оспариваются сторонами и достоверно подтверждаются письменными доказательствами по делу.

Согласно итоговому протоколу избирательной комиссии о результатах проверки подписных листов, представленных кандидатом в депутаты ФИО1. 28 подписей избирателей признаны достоверными и действительными.

Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата ФИО1. под осуществляла гражданин Российской Федерации ФИО2. В сведениях о себе, как о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей ФИО2. указала код органа, выдавшего паспорт.

В подписных листах ФИО2. указала код органа , а подписных листах указала код органа , при этом все остальные сведения паспорта являются идентичными.

Согласно ответа на запрос суда от . код органа выдавшего паспорт: принадлежит отделу полиции УМВД <данные изъяты>

Наличие кода органа, выдавшего паспорт, не установлено.

Неверное указание кода органа, выдавшего паспорт лицу, осуществлявшему сбор подписей избирателей, по смыслу пункта 12 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ, при отсутствии сведений о наименовании органа, выдавшего паспорт, является основанием для признания подписей недействительными, поскольку в силу подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ все подписи избирателей в подписном листе признаются недействительными в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.

Таким образом, ФИО2 указала в подписных листах несуществующий код органа выдавшего паспорт - при отсутствии сведений о наименовании органа, выдавшего паспорт, что является основанием для признания подписей в указанных подписных листах недействительными.

На основании ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

По приведенным выше мотивам и основаниям суд приходит к выводу о неправомерности признания избирательной комиссией действительными трех подписей избирателей, содержащихся в подписных листах , в связи с чем оспариваемое административным истцом постановление избирательной комиссии, у которой отсутствовали законные основания для регистрации кандидата ФИО1., подлежит признанию незаконным и подлежит отмене.

Доводы заинтересованного лица о том, что имеющиеся недостатки формально обладают признаками технической ошибки подлежат отклонению, в связи с тем, что характер допущенных очевидных ошибок не имеет правового значения для дела, поскольку не подлежит оценке ни судом при рассмотрении административного дела, ни избирательной комиссией в ходе проверки подписных листов, которые не могут оценивать формальность предусмотренных законом оснований признания подписей недействительными.

Необходимость указания в подписных листах достоверных сведений - это требование избирательного законодательства, выполнение которого не может зависеть от усмотрения участников избирательного процесса. Данное требование носит строго формальный характер и обязательно для исполнения всеми кандидатами, на которых возложена ответственность за представление документов, за полноту и достоверность содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям избирательного законодательства. Иное означало бы нарушение принципа равенства кандидатов, закрепленного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 218, 226-228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление зарегистрированного кандидата в депутаты городской Думы города Дзержинска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу ФИО6 удовлетворить.

Признать незаконным и отменить Постановление от ДД.ММ.ГГГГ Свердловской территориальной избирательной комиссии города Дзержинска Нижегородской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по подготовке и проведению выборов депутатов городской Думы города Дзержинска седьмого созыва, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ года «О регистрации кандидата в депутаты городской Думы города Дзержинска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу ФИО1».

Решение может быть обжаловано в течение пяти дней со дня принятия решения судом в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Дзержинский городской суд Нижегородской области.

Судья: Г.М. Батыршина