ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3421/2016 от 13.10.2016 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

№2а-3421/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Ткаченко И.А.,

при секретаре Москалевой О.С.,

с участием:

административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев 13 октября 2016 года в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к УМВД России по Томской области о признании незаконным отказа в изъятии сведений о привлечении к уголовной ответственности, возложении обязанности изъять сведения из Информационного центра УМВД России по ТО о привлечении к уголовной ответственности,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к УМВД России по ТО о признании незаконным отказа УМВД России по ТО от ДД.ММ.ГГГГ о снятии информации о привлечении к уголовной ответственности и прекращении уголовного дела с учета ИЦ УМВД России по ТО, возложении обязанности изъять сведения из Информационного центра УМВД России по ТО о привлечении ФИО1 к уголовной ответственности по ... УК РФ.

В обоснование иска указал, что подал заявление в УМВД России по ТО по изъятию из учетов ИЦ УМВД России по ТО сведений о привлечении его к уголовной ответственности по ... УК РФ и прекращении уголовного дела по ст. 25 УПК РФ. В данном ходатайстве ему было отказано. Считает отказ незаконным, нарушающим его право на труд, поскольку при поступлении на службу в МЧС РВ в г. Томске ему необходимо предъявить справку о судимости. Наличие сведений о привлечении его к уголовной ответственности препятствует поступлению на работу в МЧС РФ.

В судебном заседании административный истец иск поддержал, пояснил, что действительно в отношении него было возбуждено уголовное дело по ... УК РФ, которое впоследствии было прекращено за примирением сторон по ст. 25 УПК РФ. Данный факт явился основанием для увольнения его из МЧС РФ в г. Томске, где он работал с ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время он намерен вернуться на работу в МЧС РФ, однако наличие сведений о привлечении его к уголовной ответственности препятствует ему в этом.

Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, считала решение УМВД России по ТО законным. Представила письменные возражения, доводы которых поддержала в судебном заседании. Указала, что сведения в привлечении к уголовной ответственности и прекращении уголовного дела внесены в соответствии с действующими положениями об учете преступлений, изъятию в настоящее время не подлежат.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд оснований для удовлетворения административного иска ФИО1 не находит.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях предусмотренных законом.

В соответствии с ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Согласно ст.5 Закона РФ от 27.04.1993 № 4866-1 (ред. от 09.02.2009) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» для обращения в суд с жалобой устанавливается срок в три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права.

В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемое решение административного ответчика, выражено в письме от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратился с настоящим административным иском ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом входящей корреспонденции. Таким образом, срок на подачу административного искового заявления в суд не пропущен.

Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ истцу выдана справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования, в которой отражена информация о наличии сведений уголовного преследования, а именно о привлечении ФИО1 к уголовной ответственности ДД.ММ.ГГГГ по ... УК РФ и прекращении уголовного дела на основании ст. 25 УПК РФ (л.д. 9).

ФИО1 обратился в УМВД России по ТО с заявлением по изъятию из учетов ИЦ УМВД России по ТО сведений о привлечении его к уголовной ответственности. В ответ на его обращение был подготовлен оспариваемый ответ от ДД.ММ.ГГГГ, содержащий ссылки на нормативные документы МВД и в ходатайстве о снятии с учета ИЦ УМВД сведений о привлечении к уголовной ответственности ФИО1 было отказано (л.д. 7-8).

Суд считает оспариваемый отказ законным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с ФЗ от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом; ФЗ от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», ФЗ от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Согласно ст. 17 ФЗ «О полиции» полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных.

Согласно ч. 3 ст. 10 ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных о судимости относится к специальной категории.

Приказом УМВД России по Томской области от 28.03.2014 № 80 утверждено Положение об Информационном центре УМВД России по Томской области.

В соответствии с п. 9.1 Положения об Информационном центре УМВД России по Томской области основными задачами ИЦ УМВД являются: централизованное информационное обеспечение в установленном порядке подразделений системы МВД России, Управлений, отделов, центров, оперативно-розыскных частей, федеральных казенных учреждений, органов исполнительной власти Томской области, иных государственных органов и органов местного самоуправления Томской области, других правоохранительных органов Томской области, правоохранительных органов иных государств оперативно-справочными, оперативными, розыскными, дактилоскопическими, криминалистическими, статистическими и архивными сведениями.

Приказом МВД России от 12.02.2014 № 89дсп утверждено Наставление по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту Наставления).

Согласно п. 4 Наставления централизованные учеты функционируют в интересах МВД России и других федеральных органов государственной власти, осуществляющих дознание, предварительное следствие, оперативно-розыскную деятельность; ФМС России, ФНС России, ГФС России, а также их территориальных органов; органов прокуратуры Российской Федерации; органов судебной власти Российской Федерации; государств-участников Содружества Независимых Государств.

Подпункт е) пункта 15.2 Наставления устанавливает, что в пофамильных картотеках учетные алфавитные карточки на лиц, привлекавшихся в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, уголовные дела (уголовное преследование) в отношении которых прекращены на стадии предварительного следствия хранятся до достижения этими лицами 80-летнего возраста.

Информация о сроке хранения заявителю сообщена быть не может, так как держится в документе с пометкой «дсп», распространение служебных сведений можно только после снятия в установленном порядке пометки «дсп» (п. 8 Приказа МВД Российской Федерации от 15.12.1997 № 825дсп).

Достоверность имеющихся в учетах Информационного центра УМВД России по Томской области сведений о привлечении ФИО1 к уголовной ответственности по ... УК РФ подтверждается постановлением ст. дознавателя ОД ОП УМВД по г. Томску от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривалась административным истцом.

С 01.01.2006 действует Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, утвержденное приказом Генпрокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ, ФСКН РФ от 29.12.2005 № 1070/1021/253/780/353/399, согласно п. 40 которого учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям.

Подпункт б) п. 15.4 Наставления, утвержденного приказом МВД России от 12.02.2014 № 89дсп, определяет, что изъятию с учета подлежат учетные документы на лиц, привлеченных в качестве обвиняемых, в отношении которых уголовные дела прекращены на стадии предварительного расследования по основаниям, дающим право на реабилитацию.

Прекращение уголовного дела за примирением сторон в соответствии со ст. 212 УПК РФ к реабилитирующим основаниям не относится. Срок хранения информации о привлечении истца в качестве обвиняемого по уголовному делу до настоящего времени не истец, поэтому учетные сведения в отношении ФИО1 не подлежат изъятию.

Принимая во внимание, что судом не установлена незаконность принятого должностным лицом УМВД Томской области решения об отказе в изъятии сведений, заявление ФИО1 удовлетворению не подлежит.

Хранение в ИЦ УМВД указанной информации не нарушает право истца на выбор профессии, в связи с тем, что возможность ее предоставления ограничена, а обработка обусловлена необходимостью защиты интересов государства и иных граждан в соответствии со ст. 55 Конституции РФ.

Руководствуясь ст. 175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 к УМВД России по Томской области о признании незаконным отказа в изъятии сведений о привлечении к уголовной ответственности по ... УК РФ, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности изъять сведения из Информационного центра УМВД России по ТО о привлечении ФИО1 к уголовной ответственности по ... УК РФ – ОСТАВИТЬ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд города Томска в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья:

На дату опубликования решение не вступило в законную силу.