Дело № 2а-3421/2021
(УИД: 48RS0003-01-2021-004914-83)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Липецк 22 ноября 2021 г.
Правобережный районный суд города Липецка в составе:
председательствующего судьи Ушакова С.С.
при секретаре Величко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к ИФНС России по Правобережному району г. Липецка о признании задолженности по налогам и сборам безнадежной к взысканию, признании незаконными действий ИФНС России по Правобережному району г. Липецка,
у с т а н о в и л:
административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к ИФНС России по Правобережному району г. Липецка о признании задолженности по налогам и сборам безнадежной к взысканию, признании незаконными действий ИФНС России по Правобережному району г. Липецка, выразившихся во включении в Справку №5785847 от 09.08.2021 г. о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, сумм налогов, пени, иск по взысканию которых был оставлен судом без рассмотрения. С учетом уточнения исковых требований, просила суд признать безнадежной к взысканию (установить утрату возможности взыскания) налога на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов (КБК 182 106 010 200 400 001 10 ОКАТО 427 010 00) в размере 865 575 руб., пени по нему в размере 214 810,58 руб., налога на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений (КБК 182 106 010 301 000 001 10 ОКАТО 426 064 04) в размере 9 692 руб., пени в сумме 1 928, 95 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов (КБК 182 106 060 420 400 001 10 ОКАТО 427 010 000) в сумме 20 619 руб., пени в сумме 3 624, 95 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов (КБК 182 106 060 431 000 001 10 ОКАТО 426 064 04) в сумме 1 843 руб., пени в сумме 367, 53 руб., пени по транспортному налогу с физических лиц (КБК 182 106 040 120 200 001 10 ОКАТО 427 010 00) в сумме 2 175, 47 руб., пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (КБК 182 106 010 100 300 001 10 ОКАТО 453 940 00) в сумме 7,89 руб.; признать незаконными (недействительными, не соответствующими НК РФ) действия ИФНС России по Правобережному району г. Липецка, выразившиеся во включении в Справку № 5785847 от 09.08.2021 г. о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в которую ИФНС была включена сумма налога на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов (КБК 182 106 010 200 400 001 10 ОКАТО 427 010 00) в размере 865 575 руб., пени по нему в размере 214 810,58 руб., налога на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений (КБК 182 106 010 301 000 001 10 ОКАТО 426 064 04) в размере 9 692,00 руб., пени в сумме 1 928, 95 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов (КБК 182 106 060 420 400 001 10 ОКАТО 427 010 000) в сумме 20 619,00 руб., пени в сумме 3 624, 95 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов (КБК 182 106 060 431 000 001 10 ОКАТО 426 064 04) в сумме 1 843,00 руб., пени в сумме 367, 53 руб., пени по транспортному налогу с физических лиц (КБК 182 106 040 120 200 001 10 ОКАТО 427 010 00) в сумме 2 175, 47 руб., пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (КБК 182 106 010 100 300 001 10 ОКАТО 453 940 00) в сумме 7,89 руб. без указания сведений об утрате ИФНС России по Правобережному району г. Липецка возможности взыскания задолженности; обязать ИФНС России по Правобережному району г. Липецка устранить допущенные нарушения законных прав и свобод ФИО1 путем отражения в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам реального состояния расчетов по налоговым платежам.
Представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2 в судебном заседании доводы административного искового заявления поддержал, просил уточненные исковые требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась своевременно, надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что ИФНС России по Правобережному району г. Липецка в адрес ФИО1 была выдана Справка № 5785847 от 09.08.2021 г. о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в которую ИФНС была включена сумма налога на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов (КБК 182 106 010 200 400 001 10 ОКАТО 427 010 00) в размере 918 831, 00 руб., пени по нему в размере 214 810,58 руб., налога на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений (КБК 182 106 010 301 000 001 10 ОКАТО 426 064 04) в размере 9 692,00 руб., пени в сумме 1 928, 95 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов (КБК 182 106 060 420 400 001 10 ОКАТО 427 010 000) в сумме 20 619,00 руб., пени в сумме 3 624, 95 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов (КБК 182 106 060 431 000 001 10 ОКАТО 426 064 04) в сумме 1 843,00 руб., пени в сумме 367, 53 руб., налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (КБК 182 105 010 210 100 001 10 ОКАТО 427 010 00) в сумме 2 372,00 руб., пени по нему в сумме 15 464, 45 руб., пени по транспортному налогу с физических лиц (КБК 182 106 040 120 200 001 10 ОКАТО 427 010 00) в сумме 2 175, 47 руб., пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (КБК 182 106 010 100 300 001 10 ОКАТО 453 940 00).
Полагая, что данные, содержащие в Справке № 5785847 от 09.08.2021 г. о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в которой была указана сумма задолженности по налогам, пени, штрафам по налогам, страховым взносам, пени, штрафам являются незаконными и необоснованными, ФИО1 обратилась в УФНС России по Липецкой области с жалобой на действия ИФНС по Правобережному району г. Липецка.
Решением №238 от 27.09.2021 г. УФНС России по Липецкой области жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения.
В соответствии с абзацами 4,5 п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» и Постановления Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 г. № 10534/2012, вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте но любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта.
Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
Пунктом 3 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 г.) (судебная коллегия по административным делам) и апелляционным Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 ноября 2016 г. N 78-КГ16-43 установлено, что у налогоплательщика отсутствует законодательно установленная обязанность обращаться в обязательном досудебном порядке в налоговую инспекцию с заявлением о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
Как разъяснено Верховным Судом РФ, по смыслу положений ст. 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, т.е. непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подп. 5 п. 3 ст. 44 и подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться, в том числе, в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.
Исходя из толкования подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного производства РФ.
Абзацем 6 листа 5 Постановления Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 г. № 10534/2012 разъяснено, что данное заявление является по существу, заявлением о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 г. № 4381/09, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов, в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.
В приведенном выше Постановлении Президиума ВАС РФ от 01.09.2009г. № 4381/09 также указано на то обстоятельство, что Приказ ФНС России, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 59 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые органы.
Системное толкование статей 46 и 47 Налогового кодекса позволяет сделать вывод, что решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика может быть принято налоговым органом при наличии ряда условий: предварительного направления налогоплательщику требования об уплате налога; неуплаты налогоплательщиком в установленный срок суммы налога; вынесения налоговым органом решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в течение двух месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога; отсутствия на счетах налогоплательщика необходимых денежных средств или отсутствия у налогового органа информации о счетах налогоплательщика.
При этом, как вытекает из правовых позиций, выраженных в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.02.2013 № 11254/12, от 29.11.2011 № 7551/11, от 21.06.2011 № 16705/10, при проверке соблюдения сроков принудительного внесудебного взыскания оценке подлежит своевременность действий налогового органа на стадии исполнения решения, вынесенного по результатам налоговой проверки (после вступления в силу решения и получения реальной возможности его исполнения), которая начинается с выставления требования об уплате налога.
В соответствии с волей законодателя по истечении названного предельного срока налоговый орган, утративший возможность принятия собственных решений (постановлений) о взыскании задолженности, также утрачивает и право на обращение с соответствующим требованием в суд.
В статьях 46 и 47 НК РФ в первоначальной редакции отсутствовали положения, которые бы объективно ограничивали срок взыскания задолженности по налогам.
Однако, начиная с 02.09.2010, в абзаце третьем пункта 1 статьи 47 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ) установлен двухлетний предельный срок судебного взыскания задолженности, применяемый при утрате налоговым органом возможности внесудебного взыскания.
По смыслу закона упомянутый предельный двухлетний срок выступает гарантией соблюдения принципа правовой определенности: он исчисляется с момента истечения срока добровольного исполнения обязанности но уплате, указанного в требовании, и поглощает иные предусмотренные статьями 46 - 47 НК РФ сроки совершения промежуточных действий, направленных на взыскание задолженности налоговым органом.
Согласно п. 53 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 июля 2019 г.) допустимо применение положений пн. 1-3 ст. 48 НК РФ по аналогии закона к отношениям, связанным со взысканием финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей.
Согласно п.1 ст. 48 НК РФ «В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ № 13592/04 от 29.03.2005 взыскание налога - длящийся процесс. На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму. На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные статьями 46 и 47 НК РФ.
Кроме того, согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 24.01.2006 г. № 10353/2005 одним из существенных условий для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика без обращения в суд.
В соответствии со ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, т.е. заявление могло быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения сроков, указанных в требовании об уплате налога.
Таким образом, для каждого этапа, имеющего самостоятельное юридическое значение, НК РФ предусматривает определенный порядок принудительного взыскания налога и устанавливает соответствующие сроки, при истечении и нарушении которых уполномоченные органы не вправе в дальнейшем осуществлять бесспорное взыскание недоимок.
В связи с этим, при установлении недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика-организации налоговый орган обязан предпринять предусмотренные статьей 47 НК РФ меры, направленные на взыскание налоговой задолженности за счет иного имущества налогоплательщика, а именно вынести соответствующее решение и постановление и направить его судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Принятие этих мер в установленный срок направлено на обеспечение как эффективности взыскания, так и определенности в налоговых правоотношениях.
Несоблюдение бесспорного порядка взыскания налогов, в частности несвоевременное вынесение решения о взыскании задолженности по налогам, либо признание данного решения незаконным, неправомерное принятие решения по статье 47 НК РФ влечет автоматическую невозможность обращения Налогового органа в суд с исковым заявлением, а в случае обращения в суд - суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований Налогового органа, т.е. нарушение в предыдущей стадии взыскания влечет невозможность наступления следующей стадии взыскания.
Аналогичным образом невозможно взыскание налога и в том случае, если Постановление, вынесенное налоговым органом в рамках ст. 47 НК РФ возвращено без исполнения судебным приставом-исполнителем, поскольку иное означало бы возврат к предыдущей стадии взыскания, что недопустимо.
Кроме того, согласно абзацу 3 пункта 60 Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
Согласно п. 2 ст. 64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Апелляционным определением Липецкого областного суда от 16.11.2020 г. по делу №33а-34457/2020 решение Правобережного районного суда г. Липецка от 10 сентября 2020 года, которым Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному району г. Липецка в удовлетворении административного иска к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу отказано, отменено, постановлено определение, которым требования инспекции ФНС России по Правобережному району г. Липецка к ФИО1 о взыскании налога на имущество физических лиц за 2015 и 2016 годы, пени, оставлены без рассмотрения.
При этом, суд апелляционной инстанции указал, что у ИФНС не возникло право на обращение в суд по причине несоблюдения досудебного порядка - не направления требования налогоплательщику, т.е. несоблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора.
Аналогичные выводы сделаны и во вступившем в законную силу определении Правобережного районного суда г. Липецка от 04.02.2021 г. по делу № 2а-960/2021 в отношении задолженности по налогам за 2017 год в сумме 398 654 руб. 01 коп.
Таким образом, апелляционное определение состоялось в отношении налоговых платежей, а также пени по ним, в отношении налога на имущества физических лиц за 2015 и 2016, 2017 годы, т.е. с даты истечения указанных периодов прошло более 5, 4 и 3 лет соответственно, при сроке обращения в суд 6 месяцев. При этом, все приведенные им суммы превышали размер 10 000 рублей, ввиду чего у налогового органа отсутствовали основания ожидать истечение трехлетнего срока.
Указанное обстоятельство, в силу прямого указания пп. 4 п.1 ст. 59 НК РФ, п. 2, 5 Приказа ФНС России от 2 апреля 2019 г. N ММВ-7-8/164@ «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам», Приказом ФНС от 19.08.2010г. № ЯК-7-8\393@ является безусловным основанием для списания (исключения) указанной суммы из лицевого счета ФИО4
В соответствии с п.1 ст. 30 НК РФ, налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Пунктом 2 статьи 30 НК РФ установлено, что налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п.п. 1 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах, а их должностные лица - действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами и реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов (п. 1-2 ст. 33 НК РФ).
Совокупность указанных норм позволяет прийти к выводу о том, что налоговые органы не вправе осуществлять действия, которые не предусмотрены законодательством РФ.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 01.09.2009г. № 4381/09. исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов, в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.
По смыслу положений ст. 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, т.е. непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подп. 5 п. 3 ст. 44 и подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в том числе в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.
На основании вышеизложенного, оснований полагать, что налоговым органом совершенны незаконные действия по включению в справку от 09.08.2021 года сумм налогов, не имеется.
В отношении остальных сумм меры взыскания, установленные ст. 45-48 НК РФ, не были реализованы, что также свидетельствует об утрате возможности их взыскания и неправомерности их отражения в справке налогового органа.
На основании вышеизложенного, суд считает административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить, признать безнадежной к взысканию (установить утрату возможности взыскания) налога на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов (КБК 182 106 010 200 400 001 10 ОКАТО 427 010 00) в размере 865575 руб., пени по нему в размере 214810,58 руб., налога на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений (КБК 182 106 010 301 000 001 10 ОКАТО 426 064 04) в размере 9692 руб., пени в сумме 1928, 95 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов (КБК 182 106 060 420 400 001 10 ОКАТО 427 010 000) в сумме 20 619 руб., пени в сумме 3624, 95 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов (КБК 182 106 060 431 000 001 10 ОКАТО 426 064 04) в сумме 1843 руб., пени в сумме 367,53 руб., пени по транспортному налогу с физических лиц (КБК 182 106 040 120 200 001 10 ОКАТО 427 010 00) в сумме 2175,47 руб., пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (КБК 182 106 010 100 300 001 10 ОКАТО 453 940 00) в сумме 7,89 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 26.11.2021 года