УИД 19RS0001-02-2020-004009-71 Дело 2а-3426/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Абакан Республика Хакасия 29 июля 2020 года
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Ю.В. Шипанова,
при секретаре Е.С. Конгаровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Хакасия, Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ :
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> (далее по тексту – МИФНС № по РХ), Управлению Федеральной налоговой службы по <адрес> о признании решения незаконным, свои требования истец мотивировала тем, что свою деятельность она осуществляет в связи с учреждением адвокатского кабинета в <адрес> и состоит на учете в МИФНС России № в качестве адвоката. Исходя из положений подп. 2 п. 1 ст. 419 и п. 1 ст. 430 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование. В 2017 году фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составлял 23 400 рублей, на обязательное медицинское страхование 4590 рублей. Согласно абзацу 2 п. 2 ст. 432 Налогового кодекса РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года. Исполняя свою обязанность налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ она в личном кабинете Сбербанк онлайн осуществила платежи: 10000 рублей в счет погашение взносов в Пенсионный фонд за 2017 год; 4590 рублей на обязательное медицинское страхование за 2017 год. Кроме того, она является плательщиком налога на доходы физических лиц. В соответствии со ст. 226 ч. 2, 3 Налогового кодекса РФ, исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации, а также доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 настоящего Кодекса), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. В соответствии с ч. 6, налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода. Во исполнение данного требования законодательства административный истец перечислила ДД.ММ.ГГГГ 10000 рублей, назначение платежа - «текущий платеж», и ДД.ММ.ГГГГ – 10000 рублей за налоговый период 2017 года. В 2019 году при сверке задолженности по платежам выяснила, что налоговая инспекция оплаченные мной в 2017 году платежи отнесла на недоимку 2016 года. Вышеуказанные претензии ФИО1 предъявила МИФНС, решением № ее требования налоговая инспекция оставила без удовлетворения. Считает, такими действиями ответчика неправомерными. Просила обязать МФНС № по РХ зачислить перечисленные платежи от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 10 000 рублей в счет погашения недоимки по взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год, в сумме 4590 рублей в счет погашения недоимки по взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ по 10000 рублей, а всего 20000 рублей в счет погашения недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2017 год
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уточнила требования, просила решение № от ДД.ММ.ГГГГ на действия должностных лиц МИФНС России № по РХ отменить, обязать МИФНС России № по РХ уплаченные платежи (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, налога на доходы физических лиц) за 2017 год в общей сумме 34590 рублей зачесть в счет погашения недоимки по соответствующим налогам за 2017 год, также зачесть денежные средства в размере 9459 рублей в счет погашения задолженности по страховым взносам на пенсионное страхование за 2017 года.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась. Судом извещалась о месте и времени рассмотрения административного иска.
В судебном заседании представитель МИФНС № по РХ ФИО2, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменном отзыве, пояснил, что при анализе информационного ресурса АИС «Налог-3» установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время состоит на учете в МИФНС России № по РХ в качестве адвоката, учредившего адвокатский кабинет. В отношении налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Кодекса, за 2016 - 2018 годы ФИО1 были сданы налоговые декларации и произведены следующие начисления: за 2016 года - 24755 рублей; за 2017 года – 26702 рубля; за 2018 год – 20468 рублей. Согласно карточке расчета с бюджетом, ФИО1 в 2017 году произведена уплата налога по следующим платежным документам: от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 10 000 рублей; от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 16 161 рубль; от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 10 000 рублей. Из информации, содержащейся в чеке по операции от ДД.ММ.ГГГГ№, следует, что уплата налога произведена по коду бюджетной классификации (далее -КБК) № в реквизите 106 указано основание платежа - ТП, в реквизите 107 указан налоговый период - ДД.ММ.ГГГГ. При этом из анализа реквизита 107 данного платежного документа невозможно однозначно установить, за какой конкретный налоговый период налогоплательщиком произведена уплата налога в размере 10000 рублей. Согласно Правилам Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ№н если законодательством о налогах и сборах по годовому платежу предусматривается более одного срока уплаты налогового платежа и установлены конкретные даты уплаты налога (сбора) для каждого срока, то в показателе налогового периода указываются эти даты. В случае досрочной уплаты плательщиком налогового платежа в показателе налогового периода указывается первый предстоящий налоговый период, за который должна производиться уплата налога (сбора). Отраженный в чеке по операции от ДД.ММ.ГГГГ№ налоговый период - ДД.ММ.ГГГГ, несмотря на указание в основании платежа ТП (платеж текущего года), невозможно соотнести ни с датой уплаты авансовых платежей по налогу, ни с датой уплаты общей суммы налога по году, установленными нормами пунктов 6, 9 ст. 227 Кодекса. Следовательно, довод ФИО1 о том, что данный платеж относится к уплате НДФЛ за 2017 год, является необоснованным. Поскольку на момент поступления платежа по НДФЛ (ДД.ММ.ГГГГ) у налогоплательщика имелись начисления по налогу за 2016 год, неуплаченные ФИО1 своевременно, налоговый орган зачел уплаченную сумму налога в размере 10000 рублей в счет уплаты задолженности по НДФЛ за указанный период. Также следует обратить внимание на тот факт, что налогоплательщиком за 2017 год начислен к уплате в бюджет НДФЛ в размере 26702 рублей. Уплаченная в 2017 году сумма налога составила 36161 рубль (10000 + 16161 + 10000), из которой 10000 рублей было зачтено в счет уплаты задолженности по НДФЛ за 2016 год. Таким образом, ФИО1 произведена уплата налога за 2017 год в размере 26161 рублей (36161-10000). На момент представления жалобы налоговые обязательства ФИО1 по уплате оставшейся части НДФЛ за 2017 год в размере 541 рубля (26 702 - 26 161) скорректированы за счет представления уточненной налоговой декларации по налогу за 2018 год (в части переплаты в размере 9 432 рублей). При таких обстоятельствах, у ФИО1 отсутствует недоимка по НДФЛ за 2017 год. В отношении платежного документа (чек по операции) от ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно КРСБ налогоплательщика указанная в платежном документе от ДД.ММ.ГГГГ№ сумма НДФЛ в размере 10000 рублей полностью зачтена в счет уплаты налога за 2017 год, в том числе, по срокам уплаты начисленных налоговым органом авансовых платежей ДД.ММ.ГГГГ - в сумме 1755 рублей, ДД.ММ.ГГГГ - в сумме 6500 рублей, ДД.ММ.ГГГГ - в сумме 1745 рублей. В связи с чем, довод ФИО1 о том, что уплаченная платежным документом от ДД.ММ.ГГГГ№ сумма НДФЛ за 2017 год в размере 10000 рублей была зачтена налоговым органом в счет уплаты задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2016 год не соответствует фактически обстоятельствам. В отношении платежного документа (чек по операции) от ДД.ММ.ГГГГ№. Из информации, содержащейся в чеке по операции от ДД.ММ.ГГГГ№, следует, что ФИО1 произведена уплата налога за 2017 год в размере 10000 рублей. В данном платежном документе отсутствует информация о том, какой конкретно вид налога или сбора подлежит оплате. При этом в чеке указан КБК -№ «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии. При анализе карточки расчета с бюджетом налогоплательщика установлено, что у ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имелась задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 19356,48 рублей. Поскольку в спорном платежном документе был указан КБК №, уплаченная ФИО1 на основании данного документа сумма страховых взносов в размере 10000 рублей была зачтена Инспекцией в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ. Уточнение произведенного ФИО1 платежа в сумме 10000 рублей по платежному документу от ДД.ММ.ГГГГ№ в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в силу положений ст. 45 Кодекса приведет к возникновению у налогоплательщика недоимки по соответствующим страховым взносам. В связи, с чем отсутствуют законные основания для уточнения спорного платежа в счет погашения недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2017 год. В отношении платежного документа (чек по операции) от ДД.ММ.ГГГГ№. Из информации, содержащейся в чеке по операции от ДД.ММ.ГГГГ№, следует, что ФИО1 произведена уплата налога за 2017 год в размере 4590 рублей. В данном платежном документе отсутствует информация о том, какой конкретно вид налога или сбора подлежит оплате. При этом в чеке указан КБК -№ «Единый социальный налог, зачисляемый в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации», который предназначен для учета сумм, поступающих в погашение задолженности налогоплательщиков по единому социальному налогу (соответствующим пеням и штрафам) в территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Согласно карточке расчета с бюджетом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у налогоплательщика имеется задолженность по единому социальному налогу, зачисляемому в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации, в размере 22 038,61 рубля. Поскольку в спорном платежном документе был указан КБК 1№, уплаченная ФИО1 на основании данного документа сумма платежа в размере 4590 рублей правомерно была зачтена Инспекцией в счет уплаты единого социального налога, зачисляемого в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации. При этом уточнение произведенного ФИО1 платежа в сумме 4 590 рублей по платежному документу от ДД.ММ.ГГГГ№ в счет уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год в силу положений статьи 45 Кодекса приведет к возникновению у налогоплательщика недоимки по соответствующим страховым взносам. В связи, с чем отсутствуют законные основания для уточнения спорного платежа в счет погашения недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год. О зачете денежных средств в размере 9 459 рублей. 02.02.2018 налоговым органом в адрес мирового судьи судебного участка № 10 было направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности, возникшей за периоды до ДД.ММ.ГГГГ, в общей сумме 28 518,96 рублей, в том числе: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой премии, в размере 19356,48 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское образование в фиксированном размере, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в размере 3 796,85 рублей; по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой премии, в размере 2856,76 рублей, по пени по страховым взносам на обязательное медицинское образование в фиксированном размере, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в размере 2 388,29 рублей; по пени по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качествеиндивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Кодекса, в размере 2508,77 рублей. 26.02.2018 мировым судьей судебного участка № был вынесен судебный приказ № о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам (налогам) в общей сумме 28 518,96 рублей. Данный судебный приказ налоговый орган направил в УФССП России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ СПИ вынесено постановление в отношении ФИО1 о возбуждении исполнительного производства №-ИП. ДД.ММ.ГГГГ СПИ с расчетного счета ФИО1 произведено удержание в бюджет суммы в размере 9459,68 рублей, в счет погашения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. 12.12.2018 мировым судьей судебного участка № судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам (налогам) в общей сумме 28518,96 рублей отменен. Статьями 78 и 79 Кодекса не предусмотрен зачет суммы излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, страховых взносов) в счет погашения недоимки по этому же налогу (сбору, страховым взносам). Поскольку у ФИО1 имеется недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, задолженность по уплате соответствующих пеней, возникшие за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют основания для зачета взысканных по отмененному судебному приказу страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 9459 рублей в счет погашения задолженности по страховым взносам на пенсионное страхование за 2017 год. Просили отказать в удовлетворении исковых требований к МИФНС России № по РХ.
В судебном заседании представитель УФНС по РХ ФИО3, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях, пояснил, что срок для обжалования в суде решения УФНС по РХ № от ДД.ММ.ГГГГ и действий должностных лиц Инспекции, административным истцом пропущен. Решение № от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении апелляционной жалобы было направлено заказным письмом в адрес ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ вручено адресату ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ № (№). В соответствии с п. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) в данном случае срок для обжалования Решения УФНС по РХ № от ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ. Административное исковое заявление было представлено в Абаканский городской суд только ДД.ММ.ГГГГ. Просит Абаканский городской суд Республики Хакасия отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Суд в соответствии с положениями ч. 2 ст. 289 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие административного истца, явка которого обязательной не признана.
Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно п. 2 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. В случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные пунктом 6 статьи 140 настоящего Кодекса, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке. Акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО1 состоит на учете в МИФНС России № по РХ в качестве адвоката, учредившего адвокатский кабинет.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в налоговый орган с заявлением о признании безнадежными и списании недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшиеся на ДД.ММ.ГГГГ, в связи с истечением срока взыскания.
Налоговый орган письмом от ДД.ММ.ГГГГ № № сообщил ФИО4 том, что страховые взносы в соответствии с нормами п. 11 ст. 14 ФЗ ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», по которым производится списание задолженности, не начислялись.
Не согласившись с действиями должностных лиц Межрайонной ИФНС России №<адрес>, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УФНС России по <адрес> с жалобой (вх. №зг).
ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом было принято решение №, оставить без удовлетворения жалобу (вх. №зг) ФИО1 на действия должностных лиц Межрайонной ИФНС России №<адрес>, выразившиеся в зачислении уплаченных платежей (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, налога на доходы физических лиц) за 2017 год в общей сумме 34590 рублей в счет погашения недоимки по соответствующим налогам (сборам) за 2016 год, а также в не принятии мер по зачету взысканных по отмененному судебному приказу денежных средств в размере 9459 рублей в счет погашения задолженности по страховым взносам на пенсионное страхование за 2017 год.
С принятым решением не согласилась ФИО1, подав административное исковое заявление в суд.
В соответствии с п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 227 НК РФ, исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие налогоплательщики: нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.
Правовые отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 2017 года регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации.
В частности, в силу п. 3 ст. 8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
В соответствии с положениями ст. 419 НК РФ адвокаты признаются плательщиками страховых взносов.
Исходя из положений п. 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подп. 2 п. 1 ст. 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности.
Согласно статье 430 НК РФ упомянутые плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, в размере, который определяется исходя из их дохода.
Согласно карточке расчета с бюджетом, ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ году произведена уплата налога по следующим платежным документам: от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 10 000 рублей; от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 16 161 рубль; от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 10 000 рублей.
Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ N 107н (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» утверждены «Правила указания информации идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ администрируемых налоговыми органами».
Настоящие Правила устанавливают порядок указания информации в реквизитах «104» - «109», «Код» и «Назначение платежа» при составлении распоряжений о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, в том числе за совершение налоговыми органами юридически значимых действий, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (далее - налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи).
В силу приложения № Правил, в реквизите «106» распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения:
«ТП» - платежи текущего года;
«ЗД» - добровольное погашение задолженности но истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов);
«БФ» - текущий платеж физического лица - клиента банка (владельца счета), уплачиваемый со своего банковского счета;
«ТР» - погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов);
«РС» - погашение рассроченной задолженности;
«ОТ» - погашение отсроченной задолженности;
«РТ» - погашение реструктурируемой задолженности;
«ПБ» - погашение должником задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;
«ПР» - погашение задолженности, приостановленной к взысканию;
«АП» - погашение задолженности по акту проверки;
«АР» - погашение задолженности но исполнительному документу;
«ИН» - погашение инвестиционного налогового кредита;
«ТЛ» - погашение учредителем (участником) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;
«ЗТ» - погашение текущей задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.
В случае указания в реквизите «106» распоряжения о переводе денежных средств значения ноль («0») налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.
В реквизите «107» распоряжения о переводе денежных средств указывается значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точкой («.»).
Показатель используется для указания периодичности уплаты налогового платежа или конкретной даты уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах.
Периодичность уплаты может быть месячной, квартальной, полугодовой или годовой.
Первые два знака показателя налогового периода предназначены для определения периодичности уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах, которая указывается следующим образом:
«МС» - месячные платежи;
«КВ» - квартальные платежи;
«ПЛ» - полугодовые платежи;
«ГД» - годовые платежи.
В 4-м и 5-м знаках показателя налогового периода для месячных платежей проставляется номер месяца текущего отчетного года, для квартальных платежей - номер квартала, для полугодовых - номер полугодия.
Номер месяца может принимать значения от 01 до 12, номер квартала - от 01 до 04, номер полугодия - 01 или 02.
В 3-м и 6-м знаках показателя налогового периода в качестве разделительных знаков проставляется точка («.»).
В 7 - 10 знаках показателя налогового периода указывается год, за который производится уплата налога.
При уплате налогового платежа один раз в год 4-й и 5-й знаки показателя налогового периода заполняются нулями («0»). Если законодательством о налогах и сборах по годовому платежу предусматривается более одного срока уплаты налогового платежа и установлены конкретные даты уплаты налога (сбора) для каждого срока, то в показателе налогового периода указываются эти даты.
Согласно положениям п. 6 ст. 227 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларация учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в cpоки не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:
1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей (пункты 8, 9 статьи 227 Кодекса).
Таким образом, налогоплательщики обязаны уплатить авансовые платежи за 2016 соответственно — ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, общую сумму налога по году 17.07.202017, за 2017 год, соответственно - не позднее ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, общую сумму налога по году ДД.ММ.ГГГГ.
Из информации, содержащейся в чеке по операции от ДД.ММ.ГГГГ№, следует, уплата налога произведена по КБК 18№, в реквизите «106» указано основание платежа - ТП, в реквизите 107 указано налоговый период - ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку из анализа реквизита «107» в чеке по операции от ДД.ММ.ГГГГ№ невозможно установить, за какой конкретный налоговый период
ФИО1 произведена уплата налога в размере 10000 рублей, суд приходит к выводу, что налоговым органом обоснованно зачел уплаченную сумму налога в размере 10000 рублей в счет уплаты имеющейся задолженности по НДФЛ за 2016 год.
За 2017 год ФИО1 было начислено к уплате в бюджет НДФЛ в размере 26702 рублей. Уплаченная ФИО1 в 2017 году сумма налога составила 36161 рубль (10 000 + 16 161 + 10 000), из которой 10 000 рублей было зачтено в счет уплаты задолженности по НДФЛ за 2016 год. Оставшаяся задолженность в размере 541 рубль скорректирована за счет предоставления уточненной налоговой декларации по налогу за 2018 год в части переплаты в размере 9432 рубля. При таких обстоятельствах, у налогоплательщика отсутствует недоимка по НДФЛ за 2017 год.
Согласно КРСБ налогоплательщика указанная в платежном документе от ДД.ММ.ГГГГ№ сумма НДФЛ в размере 10000 рублей полностью зачтена в счет уплаты налога за 2017 год, в том числе, по срокам уплаты начисленных налоговым органом авансовых платежей: 17.07.2017 - в сумме 1755 рублей, 16.10.2017 - в сумме 6500 рублей, ДД.ММ.ГГГГ – в сумме 1745 рублей.
Таким образом, доводы ФИО1 о том, что уплаченная платежным документом от ДД.ММ.ГГГГ№ сумма НДФЛ за 2017 год в размере 10000 рублей была зачтена налоговым органом в счет уплаты задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2016 год не соответствует фактическим обстоятельствам.
В соответствии с чеком по операции от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 произведен платеж в размере 10 000 рублей. В данном платежном документе отсутствует информация о том, какой конкретно вид налога или сбора подлежит оплате. При этом указан КБК - 18№ «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку ФИО1 указан КБК – 18№, сумма по чеку от ДД.ММ.ГГГГ№ была правомерно зачтена Инспекцией в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, истекшие до 01.01.2017
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ (чек №) ФИО1 произведена уплата налога за 2017 год в размере 4590 рублей. В данном платежном документе отсутствует информация о том, какой конкретно вид налога или сбора подлежит оплате. При этом указан КБК – 18№ «Единый социальный налог, зачисляемый в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ».
Поскольку ФИО1 указан КБК –18№ сумма по чеку от ДД.ММ.ГГГГ№ была правомерно зачтена Инспекцией в счет уплаты единый социальный налог, зачисляемый в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ в счет уплаты имеющейся задолженности.
Доводы административного истца о том, что налоговым органом неправомерно не зачтены удержанные по отмененному судебному приказу денежные средства в размере 9459 рублей в счет погашения задолженности по страховым взносам на пенсионное страхование за 2017 год, суд находит несостоятельными.
В силу ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии пунктами 1 и 14 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам (п.1). Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (п. 14).
Следует отметить, что ст. 78 НК РФ не предусмотрен зачет суммы из уплаченного (взысканного) налога (сбора, страховых взносов) в счет погашения недоимки этому же налогу (сбору, страховым взносам).
При этом сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в соответствующий бюджет государственного внебюджетного фонда Российской Федерации в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном указанной статьей. Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, штрафам производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма зачислена, в соответствии со статьей 78 Кодекса.
Поскольку у ФИО1 имеется недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно у налогового органа не имеется оснований для зачета взысканных по отмененному судебному приказу страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 9459 руб. в счет погашения задолженности по страховым взносам на пенсионное страхование за 2017 год.
Таким образом, доводы административного истца основаны на неверном понимании и толковании действующего налогового законодательства.
Кроме того, суд отмечает, что оспариваемое решение УФНС по <адрес> принято ДД.ММ.ГГГГ, с административным иском административный истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, что следует из почтового штемпеля на конверте, следовательно, срок обращения в суд административным истцом пропущен. Таким образом, имеются основания для отказа в удовлетворении административного иска и по мотиву пропуска срока.
Принимая во внимание приведенные выше нормы и учитывая обстоятельства дела, суд на основании указанных доказательств приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес>, Управлению Федеральной налоговой службы по <адрес> о признании решения незаконным, - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд.
Председательствующий Ю.В. Шипанов
Мотивированное решение изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Ю.В. Шипанов