Дело №2а-3426/2023
УИД 50RS0044-01-2023-004416-65
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Мусатовой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кремнёвой Н.А.,
с участием:
представителя административного истца по доверенности Украинской Е.Н.,
представителя заинтересованного лица СНТ «Мостовик» Гаврилиной Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лакеева Ярослава Олеговича о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена»,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Лакеев Я.О. обратился в суд с административным исковым заявлением и просит признать незаконным решение Администрации городского округа Серпухов от 03.07.2023 №Р001-6106015272-72715073 об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность бесплатно» в отношении земельного участка с кадастровым <номер>, расположенного по <адрес>; обязать Администрацию городского округа Серпухов повторно рассмотреть заявление Лакеева Ярослава Олеговича о предоставлении земельного участка с кадастровым <номер>, расположенного по <адрес>, государственная собственность на который не разграничена, в собственность бесплатно.
Свои требования административный истец основывает на том, что в соответствии с членской книжкой садовода, выданной председателем СНТ «Мостовик», административный истец является членом данного некоммерческого товарищества и владельцем земельного участка <номер>, расположенного в границах территории СНТ «Мостовик».
Согласно протоколу №1/2021 от 22.05.2021 общим собранием СНТ «Мостовик» единогласно было принято решение о выделении земельных участков, подлежащих ведению садоводства, находящихся на территории СНТ «Мостовик», и имеющих номера: <номер>, закрепленный за Б., <номер>, закрепленный за Лакеевым Я.О., <номер>, закрепленный за С., вышеуказанным членам СНТ «Мостовик» и ходатайстве в Администрацию г.о. Серпухов для оформления вышеуказанных участков в их собственность.
На основании постановления Администрации г.о.Серпухов Московской области от 02.06.2023 №3140-П по заявлению административного истца предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 813 кв.м, расположенного по <адрес>, с утверждением схемы расположения данного участка на кадастровом плане территории. На основании указанного постановления административным истцом осуществлен государственный кадастровый учет образования земельного участка, сведения об участке внесены в ЕГРН с присвоением кадастрового <номер>. После осуществления государственного кадастрового учета образования земельного участка административный истец обратился в администрацию г.о.Серпухов Московской области с заявлением о предоставлении данного земельного участка в собственность бесплатно.
Решением от 03.07.2023 №Р001-6106015272-72715073 Администрация г.о.Серпухов отказала истцу в предоставлении земельного участка, поскольку в границах испрашиваемого участка расположен незарегистрированный объект капитального строительства. Дополнительно Администрация г.о.Серпухов разъяснила истцу право на предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов, для дальнейшей регистрации прав на объект капитального строительства.
Административный истец с указанным решением не согласен, считает его незаконным и нарушающим его права, в связи с чем обратился в суд.
Административный истец Лакеев Я.О. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате и месте рассмотрения дела, обеспечил явку своего представителя по доверенности – Украинской Е.Н., которая в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области в судебное заседании не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащем образом, ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что Администрация г.о. Серпухов по заявлению административного истца на основании представленных им документов приняла решение об отказе в предоставлении государственной услуги, в связи с несоответствием информации, которая содержится в документах, представленных заявителем, данным, полученным в результате межведомственного информационного взаимодействия, поскольку в границах земельного участка с кадастровым <номер> расположен незарегистрированный объект капитального строительства, что подтверждено результатом обследования данного земельного участка, проведенного главным специалистом отдела землепользования Комитета по управлению имуществом городского округа Серпухов. Также в результате осмотра установлено, что земельный участок используется по назначению, с трех сторон ограничен смежными земельными участками, с четвертой стороны – землями общего пользования.
В целях надлежащего рассмотрения заявления административного истца, Администрацией г.о. Серпухов был собран необходимый пакет документов, из Комитета по архитектуре и градостроительству по Московской области получено заключение об оборотоспособности испрашиваемого земельного участка и документы направлены на решение межведомственной комиссии Министерства имущественных отношений Московской области. Пунктом 187 Сводного заключения Министерства имущественных отношений Московской области №118-О от 30.06.2023 года отказано в согласовании проекта в предоставлении Государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность бесплатно».
Согласно сводному заключению Министерства имущественных отношений от 29.06.2013 №117-З, учитывая наличие оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренных п. 13.2.5 Административного регламента – несоответствие информации, которая содержится в документах, представленных заявителем, сведениям, полученным в результате межведомственного информационного взаимодействия, заявителю отказано в предоставлении государственной услуги.
Пунктом 4.4 Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 19.01.2017 года № 13ВР-44, в соответствии с которым утвержден «Временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков, об установлении или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, и переводу земель из одной категории в другую, и признании утратившими силу отдельных правовых актов» установлено, что решение МВК подлежит обязательному исполнению органами местного самоуправления в течение трех рабочих дней с момента принятия и размещения Карточки проекта с решением МВК в протоколе Модуля.
В связи с чем, административный ответчик указывает, что у него не имелось правовых оснований для принятия положительного решения, считает оспариваемое решение соответствующим нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, и принятым в пределах полномочий органа местного самоуправления (л.д.70-72).
Представитель заинтересованного лица СНТ «Мостовик» - председатель Гаврилина Е.А., в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что земельный участок ранее был предоставлен бабушке административного истца, после смерти которой во владение и пользование земельным участком вступил отец истца, а в настоящее время участком владеет и пользуется административный истец. Также пояснила, что в границах участка имеется садовый домик, который был возведен еще при бабушке административного истца.
Заинтересованное лицо Серебрянникова Н.А. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежаще, представила письменные пояснения, из которых следует, что административный истец обращался в Администрацию г.о. Серпухов с заявлением от 12.05.2023г. №Р001-6106015272-71578061 о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 813 кв.м, расположенного по <адрес>. В соответствии со сводными заключениями Министерства имущественных отношений Московской области Администрацией городского округа Серпухов принято положительное решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка без указания вида права для постановки земельного участка на кадастровый учет и издано постановление от 02.06.2023 №3140-П.
После постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым <номер> административным истцом было подано заявление №Р001-6106015272-72715073 от 16.06.2023 о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков в собственность бесплатно». Учитывая позицию Министерства имущественных отношений Московской области и системные решения по земельным вопросам Министерства имущественных отношений Московской области «Предоставление (или ПСП) земельных участков в собственность бесплатно при наличии на земельном участке незарегистрированного объекта капитального строительства – отказ и рекомендовать аренду для регистрации объекта», Администрацией был подготовлен проект отказа в предоставлении государственной услуги, который был направлен на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области.
В соответствии со сводным заключением Министерства имущественных отношений Московской области от 30.06.2023 №118-О, Администрацией г.о.Серпухов отказано административному истцу в предоставлении государственной услуги и рекомендовано обратиться за предоставлением государственной услуги «Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов» для дальнейшей регистрации прав на объект капитального строительства, расположенный в границах земельного участка.
Также указано, что согласно сведениям из ЕГРН от 16.06.2023 №КУВИ-001/2023-139668091 данные о кадастровых номерах объектов недвижимости, расположенных в границах земельного участка, отсутствуют. Административным истцом сведения о зарегистрированных объектах недвижимости, расположенных в границах земельного участка с кадастровым <номер>, в заявлении №Р001-6106015272-72715073 от 16.06.2023 не предоставлены. Одновременно, в соответствии с актом осмотра земельного участка установлено, что в границах участка расположено здание – дом. В связи с чем, администрация г.о. Серпухов пришла к выводу о несоответствии информации, которая содержится в документах, представленных заявителем, данным, полученным в результате межведомственного информационного взаимодействия (л.д.82-83).
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате и месте рассмотрения дела, об отложении дела не ходатайствовал.
Суд, руководствуясь ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч.2 ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Основанием для удовлетворения заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, является установление судом наличия одновременно двух обстоятельств: того, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Как усматривается из материалов дела, СНТ «Мостовик» (ИНН 5077009774) принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым <номер>, площадью 9768 кв.м., расположенный по <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения садоводства (л.д.20-23).
Административный истец Лакеев Я.О. является членом СНТ «Мостовик», во владении и пользовании которого находится земельный участок <номер>, расположенный на территории СНТ «Мостовик», что подтверждается представленной копией членской книжки садовода СНТ «Мостовик» и выпиской из протокола №1 общего собрания СНТ «Мостовик» от 10.05.2014 (л.д.11-16, 25-26). Из справки от 07.05.2023, выданной Председателем Правления СНТ «Мостовик», следует, что Лакеев Я.О. является членом СНТ «Мостовик», имеет во владении и пользовании земельный участок <номер> с 1993г., задолженности по членским и другим платежам не имеет (л.д.19).
Согласно протоколу №1/2021 Общего собрания СНТ «Мостовик» от 22.05.2021 по третьему вопросу повестки дня рассмотрен вопрос по оформлению в собственность земельных участков <номер>, <номер>, <номер>, по которому принято единогласное решение о выделении Лакееву Я.О. земельного участка <номер> и ходатайстве в Администрацию г.о. Серпухов для оформления участка в собственность (л.д.17-18).
На основании постановления Администрации городского округа Серпухов Московской области от 02.06.2023 №3140-П Лакееву Ярославу Олеговичу предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 813 кв.м, расположенного по <адрес>, с категорией земель «земли сельскохозяйственного назначения» и видом разрешенного использования «ведение садоводства» (13.2); утверждена схема расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории. На Лакеева Я.О. возложена обязанность обеспечить проведение кадастровых работ и осуществление постановки земельного участка на государственный кадастровый учет в установленном законом порядке (л.д.27-28).
Из представленной выписки из ЕГРН следует, что на основании вышеуказанного постановления Администрации городского округа Серпухов Московской области от 02.06.2023г. №3140-П земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового <номер> (л.д.29-30).
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (п.2 ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации), тем не менее, полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними (ст. 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона Московской области от 07 июня 1996 года № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации, а также принимают иные решения в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим законом и иными законами Московской области.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 19.01.2017 № 13ВР-44 утвержден «Временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков, об установлении или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, и переводу земель из одной категории в другую, и признании утратившими силу отдельных правовых актов».
В соответствии с пунктом 1 вышеуказанного Временного порядка, при поступлении от граждан, индивидуальных предпринимателей или юридических лиц заявлений: об утверждении схемы расположения земельного участка, предварительном согласовании предоставления земельного участка, о предоставлении земельного участка, о заключении договора аренды, купли-продажи, безвозмездного пользования земельным участком (далее - Договор), об установлении вида разрешенного использования земельного участка или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, о переводе земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую на территории муниципального района, городского округа (за исключением земель сельскохозяйственного назначения и случаев перевода земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов), установлении сервитута на земельный участок или часть земельного участка, на территорию, а также обращений, связанных с реализацией органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений, осуществляемых ими в соответствии с Законом Московской области от 29.11.2016 № 144/2016-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений», уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования Московской области обеспечивает рассмотрение такого обращения с соблюдением сроков и получение документов, указанных в пунктах 1.2 - 1.4 Временного порядка.
Согласно пункта 2 Временного порядка, подготовленный Проект с приложенными документами подлежит направлению в Министерство имущественных отношений Московской области.
Согласно пункта 4.2.3. Временного порядка, в случае соответствия представленного Проекта Примерной форме, утвержденной постановлением Правительства Московской области, наличия необходимых документов, при условии, что вопрос подлежит рассмотрению на заседании Градостроительного совета Московской области, исходя из вида разрешенного использования земельного участка или его площади при наличии голосов против, а также в случае поступления обращения члена МВК о необходимости рассмотрения вопроса на очном заседании, - включает Проект в повестку очередного заседания МВК для его рассмотрения на очном заседании Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области (МВК), на котором МВК принимает следующие решения:
Согласно пункта 4.4. Временного порядка, решение МВК подлежит обязательному исполнению органами местного самоуправления в течение трех рабочих дней с момента его принятия и размещения Карточки проекта с решением МВК в протоколе Модуля.
Из акта осмотра земельного участка от 18.05.2023 с приложенными к нему фотоизображениями усматривается, что испрашиваемый земельный участок площадью 813 кв.м., расположенный по <адрес>, огорожен забором, используется по назначению, с трех сторон ограничен смежными земельными участками, с четвертой стороны землями общего пользования. На земельном участке расположено здание – дом (л.д.49-50).
В материалы дела представлена Сводная информация Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области от 19.06.2023 в отношении земельного участка с кадастровым <номер> (л.д.57-61).
В сводном заключении Министерства имущественных отношений Московской области по согласованию проектов отрицательных решений №118-О от 30.06.2023 под номером 187 указан Лакеев Я.О.; принятое решение: согласован Проект ОМС об отказе в предоставлении услуги по предоставлению в собственность бесплатно на территории СНТ земельного участка с кадастровым <номер> (л.д.62-63).
Решением Администрации г.о.Серпухов Московской области № Р00-6106015272-72715073 от 03.07.2023 Лакееву Я.О. отказано в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность бесплатно». В качестве оснований для отказа указано: несоответствие информации, которая содержится в документах, представленных заявителем, данным, полученным в результате межведомственного информационного взаимодействия. В качестве разъяснений причин отказа в предоставлении государственной услуги указано, что в границах земельного участка с кадастровым <номер> расположен незарегистрированный объект капитального строительства. Дополнительно заявитель проинформирован, что вправе обратиться за предоставлением государственной услуги «Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов» для дальнейшей регистрации прав на объект капитального строительства, расположенный в границах земельного участка (л.д.36-37).
Пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 09.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что до 1 марта 2031 года члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести земельный участок находящийся в государственный или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
В случае, если указанные в абзацах втором и пятом настоящего пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, в аренду или аренду с множественностью лиц на стороне арендатора собственникам земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд. При этом размер арендной платы определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка.
Согласно пункта 2.8 статьи 3 указанного Федерального закона предоставление земельного участка осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К этому заявлению прилагаются:
Согласно пункту 2.10 статьи 3 указанного Федерального закона исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предварительном согласовании предоставления или решение о предоставлении в собственность или аренду указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в предварительном согласовании его предоставления или об отказе в его предоставлении.
В пункте 2.11 статьи 3 Федерального закона от 09.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» указано, что решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в собственность бесплатно в порядке, предусмотренном статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных положениями пунктов 2.7 - 2.10 настоящей статьи.
Таким образом, из анализа вышеуказанных положений закона следует, что земельный участок, предназначенный для садоводства или огородничества и расположенный в границах некоммерческой организации, преимущественно подлежит передаче члену данной некоммерческой организации в собственность бесплатно, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, или ограничен в обороте. При наличии таких оснований, земельный участок подлежит передаче члену некоммерческой организации в аренду. Иных оснований, исключающих возможность предоставления в собственность бесплатно земельного участка, предназначенного для садоводства или огородничества члену некоммерческой организации, законом не установлено.
В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 18.01.2021 №15ВР-35 утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность бесплатно» (далее – Административный регламент).
В пункте 2.2 Административного регламента предусмотрены категории Заявителей, имеющие право на получение данной Государственной услуги. Согласно подп. 2.2.9 данное право предоставлено члену некоммерческой организации, указанному в абзаце первом пункта 2.7 статьи 3 и пункте 2.12 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Согласно пункту 10.8 Административного регламента предусмотрен перечень документов, обязательных для предоставления Заявителем в случае обращения за предоставление садового или огородного земельного участка члену некоммерческой организации: 1) протокол общего собрания членов некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в некоммерческой организации, либо выписка из протокола или указанного документа; 2) сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный некоммерческой организации (в случае, если указанные сведения отсутствуют в ЕГРН).
Пунктом 10.12 Административного регламента установлен запрет на требование от Заявителя документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами московской области, настоящим административным регламентом.
Пункт 13 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении Государственной услуги, в частности: несоответствие информации, которая содержится в документах, представленных Заявителем, данным, полученным в результате межведомственного информационного взаимодействий (п.13.2.5).
Разрешая заявленные требования о признании незаконным решения Администрации городского округа Серпухов Московской области от 03.07.2023 № Р00-6106015272-72715073 об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность бесплатно», оценивая в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, с учетом установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, суд находит оспариваемое решение не соответствующим вышеприведенным правовым нормам, регулирующим спорные правоотношения сторон.
При рассмотрении дела судом установлено и не опровергнуто административным ответчиком, что Лакеев Я.О. отвечает совокупности условий, предусмотренных в пункте 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», для приобретения земельного участка в собственность бесплатно, поскольку является членом некоммерческой организации СНТ «Мостовик», в границах которой на основании протокола общего собрания членов СНТ «Мостовик» о распределении земельных участков между членами данной организации законно владеет и пользуется земельным участком <номер>, данный земельный участок образован из земельного участка, предоставленного организации Мосотряд-99, при которой было создано СНТ «Мостовик» до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Также судом установлено, что по заявлению Лакеева Я.О. принято постановление Администрации г.о. Серпухов Московской области от 02.06.2023 №3140-П о предварительном согласовании предоставления Лакееву Я.О. спорного земельного участка и утверждении схемы его расположения на кадастровом плане, на основании чего в последующем Лакеев Я.О. осуществил государственный кадастровый учет земельного участка. Сведения о земельном участке внесены в ЕГРН с присвоением кадастрового <номер>.
В силу положений пункта 2.11 статьи 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» указанное постановление Администрации г.о. Серпухов Московской области от 02.06.2023 №3140-П о предварительном согласовании предоставления земельного участка Лакееву Я.О. является основанием для предоставления данного земельного участка в собственность бесплатно.
При этом, в ходе рассмотрения дела судом не установлено, а стороной административного ответчика не доказано наличие обстоятельств, исключающих возможность предоставления испрашиваемого административным истцом земельного участка в собственность бесплатно. Из материалов дела не следует, что земельный участок с кадастровым <номер> зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, изъят или ограничен в обороте.
Вместе с тем, основанием для отказа в предоставлении государственной услуги послужило то обстоятельство, что в границах спорного земельного участка расположен незарегистрированный объект капитального строительства - дом, что было расценено административным ответчиком, как несоответствие информации, которая содержится в документах, представленных заявителем, данным, полученным в результате межведомственного информационного взаимодействия.
С данным основанием для отказа в предоставлении государственной услуги суд не соглашается по следующим основаниям.
Перечень документов, которые представляются вместе с заявлением о предоставлении данное государственной услуги, предусмотрен в пункте 2.8 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», а также в пункте 10.8 Административного регламента. Данный перечень документов является закрытым, истребование дополнительных документов от заявителя не допускается.
Анализируя указанные нормы, суд приходит к выводу, что при подаче заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно по основанию пункта 2.7 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», сведения о наличии или отсутствии в границах испрашиваемого земельного участка объекта капитального строительства заявителем не предоставляются и данные обстоятельства при рассмотрения заявления органом местного самоуправления не проверяются. Также суд отмечает, что закон не связывает установление данных обстоятельств, а именно: наличие в границах испрашиваемого земельного участка незарегистрированного объекта капитального строительства, с условиями, исключающими право данной категории заявителей на приобретение земельного участка в собственность бесплатно.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела, представитель административного ответчика пояснил, что при подаче заявления административный истец не предоставлял сведений об отсутствии в границах спорного земельного участка зарегистрированных или незарегистрированных объектов капитального строительства. Данные сведения у административного истца Администрацией г.о.Серпухов при рассмотрении заявления не запрашивались.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец при подаче заявления о предоставлении государственной услуги не представлял сведений об отсутствии в границах спорного земельного участка объектов капитального строительства, суд приходит к выводу, что довод административного ответчика о несоответствии информации, которая содержится в документах, представленных административным истцом при подаче заявления, данным, полученным в результате межведомственного информационного взаимодействия, не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Иных правовых оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, оспариваемое решение не содержит.
Исходя из вышеизложенного, суд находит оспариваемое решение Администрации городского округа Серпухов Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков государственная собственность на которые не разграничена в собственность бесплатно» от 03.07.2023 № Р00-6106015272-72715073 не соответствующим положениям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы административного истца.
Наличие отрицательного заключения Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области не может служить основанием для отказа в удовлетворении данного административного иска, поскольку решения, принимаемые на заседаниях Межведомственной комиссии отражают только позицию органов местного самоуправления и носят рекомендательный характер для данного органа, к полномочиям которого относится принятие того или иного решения по тем вопросам, которые обсуждались и по которым принимались отрицательные решения органом местного самоуправления, направляемые на согласование в Минимущество в виде проектов, и не могут подменять собой процедуру предоставления земельных участков, предусмотренную нормами действующего законодательства.
В соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.26 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28.06.2022 №21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком (органом или лицом, наделенными публичными полномочиями) конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия.
Если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы, законные интересы административного истца (заявителя), суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос. При таком рассмотрении наделенные публичными полномочиями орган или лицо обязаны учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела (статья 16 КАС РФ, статья 16 АПК РФ).
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Лакеева Ярослава Олеговича удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации городского округа Серпухов Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» от 03.07.2023 по заявлению № Р001-6106015272-72715073.
Обязать Администрацию городского округа Серпухов Московской области повторно в установленный законом срок рассмотреть заявление Лакеева Ярослава Олеговича № Р001-6106015272-72715073 от 16.06.2023 о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым <номер>, расположенного по <адрес>, государственная собственность на который не разграничена.
Указать Администрации городского округа Серпухов Московской области на необходимость сообщения об исполнении решения суда по данному административному делу в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, в соответствии с ч. 9 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: С.Ю.Мусатова
Мотивированное решение составлено 12.10.2023.