ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-342/2018 от 10.04.2018 Феодосийского городского суда (Республика Крым)

Дело №2а-342/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 апреля 2018 года город Феодосия

Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Василенко --., при секретаре Шукуровой --, рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Максимова -- к Администрации <адрес> Республики Крым о признании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждение схемы расположения земельного участка на плане территории незаконным и обязании совершить определенные действия, третье лицо МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации <адрес> Республики Крым»,

УСТАНОВИЛ:

Максимов -- обратился с административным исковым заявлением в суд к Администрации <адрес> о признании отказа незаконными, об обязании совершить действия, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в адрес Администрации <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в котором ему было отказано письмом заместителя главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за исх.. Данный отказ считает незаконным и необоснованным, нарушающим ее права, в связи с чем, обращаясь в суд, просит признать отказ Администрации <адрес> Республики Крым в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на плане территории незаконным и обязать Администрацию <адрес> обеспечить в отношении испрашиваемого административным истцом опубликование извещения о предоставлении земельного участка в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поседения и разместить извещение на официальном сайте, а также на официальной сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В судебное заседание административный истец не явился, о времени, месте и дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом. От представителя истца Максимова -- поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии.

Представитель административного ответчика Администрации <адрес> в судебном заседании относительно удовлетворения иска возражала в полном объеме.

Представитель третьего лица МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации <адрес> Республики Крым» в судебное заседание не явился, о времени, месте и дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В соответствии со статьей 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Суд явку лиц, участвующих в деле, обязательной не признал.

Суд, исследовав материалы административного дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 45, 46 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в адрес Администрации <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, который имеет границы с участками с кадастровыми номерами в <адрес> и в <адрес> на кадастровом плане территории (кадастровый квартал) , площадь земельного участка 1500 кв.м., с целью использования под индивидуальное жилищное строительство. К заявлению приложены: схема расположения земельного участка с геоданными и видом расположения в кадастровом квартале, на спутниковом снимке и на карте, оформленная на бумажном носителе; кадастровый план территории, на котором утверждена схема и копия паспорта гражданина РФ.

ДД.ММ.ГГГГ за исх. заместителем главы Администрации <адрес> на заявление административному истцу направлен ответ следующего содержания, что согласно Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №ФЗ-210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка разработки утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг и Порядка проведения экспертизы административных регламентов предоставления муниципальных услуг» предоставление услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории производится в соответствии с регламентом предоставления муниципальный услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка». При этом указано, что образец заявления и перечень документов, необходимых для получения услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка приведен в вышеуказанном регламенте, размещенном на официальном сайте муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым по адресу: --

Согласно статьи 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно пункту 26 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами (нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги).

Согласно пункту 2 статьи 10 и пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Статьей 39.14 ЗК РФ определен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе предусмотрена подача в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В статье 39.15 ЗК РФ указаны требования, предъявляемые к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

При этом в статье 39.16 ЗК РФ указаны основания, при наличии хотя бы одного из них, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Согласно статье 8 Уставу муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденного решением 5 сессии Феодосийского городского совета 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ, к полномочиям органов местного самоуправления городского округа Феодосия относится принятие Устава городского округа Феодосия и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.

Постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг и Порядок проведения экспертизы административных регламентов предоставления муниципальных услуг.

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», внесенные в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений».

Согласно пункту 2.5 Административного регламента предоставление муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», результатом предоставления муниципальной услуги является получение Заявителем одного из следующих документов:

- постановление Администрации <адрес> Республики Крым о предварительном согласовании предоставления земельного участка с печатью протокольной части. В случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, постановление о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к постановлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка;

- постановление Администрации <адрес> Республики Крым об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка с печатью протокольной части.

При этом в Приложениях к административному регламенту предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка» приведена форма заявления о предварительном согласовании предоставлении земельного участка и перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без торгов.

Указанная информация находится на общедоступном информационном ресурсе, на официальном сайте Администрации <адрес> Республики Крым --).

По смыслу статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания нарушения своих прав и свобод по делам, связанным с оспариванием решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, лежит на административном истце.

Доводы административного истца, изложенные в административном исковом заявлении, основаны на неверном толковании закона и муниципальных правовых актов.

В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Вместе с тем, судом установлено, что оспариваемый административным истцом отказ-разъяснение принят в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в пределах предоставленных административному ответчику полномочий, а также не нарушают прав, свобод и законных интересов истцов, в связи, с чем административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Исковые требования об обязанности совершить определенные действия также удовлетворению не подлежат по тем обстоятельствам, что являются фактически дополнительными к главному, в удовлетворении которого отказано.

В связи с отказом в удовлетворении исков в соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ понесенные истцом судебные расходы возмещению не подлежат.

Решение в окончательной форме изготовлено 16 апреля 2018 года.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд,-

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Максимова -- к Администрации <адрес> Республики Крым о признании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждение схемы расположения земельного участка на плане территории незаконным и обязании совершить определенные действия, третье лицо МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации <адрес> Республики Крым» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Василенко