ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3430/2022 от 17.06.2022 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2а-3430/2022

22RS0068-01-2022-001669-55

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июня 2022 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Васильевой Г.М.,

при секретаре Ширяевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации города Барнаула о признании решения незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском, в обоснование которого указала, что является собственником жилого дома, находящегося по адресу: .... на основании акта приема в эксплуатацию жилого дома, утвержденного постановлением администрации Центрального района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ, на основании свидетельства о наследовании. Границы земельного участка, находящегося по адресу: ...., не установлены в соответствии с требованиями ФГУП «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю. Административный истец обратилась к администрации города Барнаула с заявлением о подготовке документации по планировке территории с целью изменения красной линии в районе земельного участка, находящегося по адресу: ...., в целях оформления права собственности на земельный участок. ДД.ММ.ГГГГ по почте поступил ответ от ДД.ММ.ГГГГ за , в котором указано, что красные линии в районе вышеуказанного земельного участка установлены в составе проекта планировки улично-дорожной сети (УДС) городского округа города Барнаула Алтайского края, утвержденного постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ, согласно генеральному плану городского округа – города Барнаула Алтайского края, утвержденному решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, профиль .... расположен в функциональной зоне транспортной инфраструктуры, указанная территория земельного участка (согласно схеме) в красных линиях находится в охранной зоне инженерных коммуникаций (реестровый ). В ответе администрация указала, что административный истец имеет право в соответствии с ч.17 ст.45 ГрК РФ оспорить в судебном порядке проект УДС в части установления красной линии в районе земельного участка, находящегося по адресу: ..... Полагает ответ незаконным, так как земельный участок был предоставлен ранее ДД.ММ.ГГГГ, поставлен на кадастровый учет и у административного истца имеются документы 1977 года, где земельный участок 470 кв.м. был предоставлен её родителям на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, право было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ в БТИ, выдана справка БТИ от ДД.ММ.ГГГГ за . Также имеется решение Центрального районного Совета народных депутатов исполнительного комитета г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении границ земельного участка», согласно которого от спорного участка был отрезан земельный участок 200 кв.м. и прирезан к участку ..... Согласно выписке из государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ по виду разрешенного использования: для индивидуального жилого дома. Никаких ограничений нет, не указано, что имеются красные линии в районе вышеуказанного земельного участка, что он входит в состав проекта планировки улично-дорожной сети городского округа города Барнаула Алтайского края. Административный истец оплачивает налоги исходя из кадастровой стоимости земельного участка как собственник земельного участка площадью 670 кв.м., несмотря на то, что по решению Центрального районного Совета народных депутатов исполнительного комитета г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении границ земельного участка», согласно которого от спорного участка был отрезан земельный участок 200 кв.м. и по факту он приобретен в размере 470 кв.м. по договору от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с ответом от ДД.ММ.ГГГГ за административный истец лишена возможности оформить земельный участок в собственность, чем нарушаются права собственника жилого дома и право на собственность на земельный участок.

На основании изложенного, с учетом уточнения, просит признать незаконными действия администрации города Барнаула, выраженные в ответе администрации города Барнаула в письме от ДД.ММ.ГГГГ за в изменении красных линий в районе жилого дома и земельного участка с кадастровым номером 22:63:050721:1, расположенного по адресу: ....; возложить обязанности на администрацию города Барнаула изменить (уточнить) красные линии по фактическим границам земельного участка, существующего более 15 лет в части территории земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: .....

Административный истец ФИО1, представитель административного истца ФИО5 в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований настаивали в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации города Барнаула ФИО3, представитель заинтересованного лица комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула ФИО6., в судебном заседании возражали относительно удовлетворения административных исковых требований в полном объеме.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п.п.1, 5, 7, 8 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из материалов дела следует, что оспариваемый ответ подготовлен ДД.ММ.ГГГГ, в суд с административным иском ФИО1 обратилась ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем процессуальный срок для защиты прав административным истцом не пропущен.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 проживает в жилом доме, расположенном на земельном участке по адресу: ..... Жилой дом принадлежит ей на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ.

По данным ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю земельный участок с кадастровым номером по адресу: ...., поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями

ДД.ММ.ГГГГФИО1 подала в Комитет по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула заявление, просила рассмотреть возможность подготовки проекта по переносу красных линий в отношении земельного участка, находящегося по адресу: ...., указано, что проведение работ по подготовке проекта межевания будет осуществляться специалистами ООО «Агростройинвест» за счет средств ФИО1

ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Барнаула в адрес ФИО1 был направлен ответ об отказе в принятии решения о подготовке документации по планировке территории с целью изменения красной линии в районе земельного участка, расположенного по адресу: ..... Указано, что красные линии в районе вышеуказанного земельного участка установлены в составе проекта планировки улично-дорожной сети городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденного постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ. По данным ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю границы земельного участка по адресу: .... не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Согласно Генеральному плану городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденному решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, профиль .... расположен в функциональной зоне транспортной инфраструктуры. Рассматриваемая территория (согласно схеме) расположена в функциональной зоне транспортной инфраструктуры. Также указанная территория земельного участка (согласно схеме) в красных линиях находится в охранной зоне инженерных коммуникаций (реестровый ).

Оценивая по существу законность оспариваемого ответа, суд исходит из следующего.

В силу п. 11 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.

В соответствии с п. 12 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территорией общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Согласно п.п.1 и 2 ст.9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования подразделяются на: 1) документы территориального планирования Российской Федерации; 2) документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации; 3) документы территориального планирования муниципальных образований.

В соответствии со ст.41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в случае необходимости установления, изменения или отмены красных линий. Видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории.

В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ст.42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя, в том числе чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Пунктами 5, 7 ст.45 ГрК РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи. В случае принятия решения о подготовке документации по планировке территории уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района, заинтересованное лицо, указанное в части 1.1 настоящей статьи, в течение десяти дней со дня принятия такого решения направляют уведомление о принятом решении главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых принято такое решение.

Согласно п.20 ст.45 ГрК РФ порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в частях 4, 4.1 и 5 - 5.2 настоящей статьи, подготовленной в том числе лицами, указанными в пунктах 3 и 4 части 1.1 настоящей статьи, порядок внесения изменений в такую документацию, порядок отмены такой документации или ее отдельных частей, порядок признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.38 Правил землепользования и застройки г.Барнаула, утв. решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании Генерального плана, Правил (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (п.1).

Порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения администрации города, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в частях 4, 4.1 и 5 - 5.2 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовленной в том числе лицами, указанными в пунктах 3, 4 части 3 настоящей статьи, порядок внесения изменений в такую документацию, порядок отмены такой документации или ее отдельных частей, порядок признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению, устанавливаются постановлением администрации города.

Такой порядок определен постановлением администрации г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Порядок), пунктом 1.2. которого предусмотрено, что органом, уполномоченным принимать решение о подготовке документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 статьи 45 ГрК РФ, и решение об утверждении документации по планировке территории, является администрация города Барнаула.

Согласно п. 1.3, 1.4 Порядка решение о подготовке документации по планировке территории города Барнаула принимается администрацией города как по собственной инициативе, так и на основании заявлений физических и юридических лиц или их уполномоченных представителей (далее - заинтересованные лица) о подготовке документации по планировке территории. Получение (прием), регистрация заявления и приложенных к нему документов (при наличии) осуществляется комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула (далее - комитет).

Пунктами 2.2, 2.4, 2.5 Порядка предусмотрено, что заинтересованные лица обращаются с заявлением в администрацию города с предложением о подготовке документации по планировке соответствующей территории (далее - заявление). В заявлении должны быть указаны цель подготовки документации по планировке территории, вид документации по планировке территории, назначение документации по планировке территории, описание границ территории, в отношении которой предлагается осуществить подготовку документации по планировке территории, и описание объектов капитального строительства, планируемых к размещению на указанной территории (при необходимости).

Администрация города в течение 20 рабочих дней с момента регистрации заявления рассматривает его и принимает одно из следующих решений: о подготовке документации по планировке территории; об отказе в подготовке документации по планировке территории. Решение о подготовке документации по планировке территории принимается в форме постановления администрации города. Решение об отказе в подготовке документации по планировке территории оформляется письмом администрации города с указанием оснований отказа.

Согласно Генеральному плану городского округа - города Барнаула Алтайского края, утв. решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанный земельный участок расположен частично в функциональной зоне смешанной и общественно-деловой застройки, части в функциональной зоне транспортной инфраструктуры.

Исходя из ответа Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда, согласно архивным данным комитета расчет красных линий в районе земельного участка, расположенного по адресу: ...., первоначально осуществлен Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации города в 1994 году. Дата расчета красных линий в районе испрашиваемого земельного участка занесена в государственную информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД). В соответствии с проектом планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула Алтайского края, утвержденным постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ, красные линии в районе вышеуказанного земельного участка не изменены. Таким образом, с первоначальной даты расчета по настоящее время перенос красных линий в районе земельного участка по адресу: ...., не осуществлялся.

В настоящее время красные линии в г. Барнауле установлены постановлением администрации города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула Алтайского края».

Из представленных схем контрольной съемки (масштаб 1:500) следует, что спорный земельный участок частично находится в охранной зоне инженерных коммуникаций. Из пояснений представителя заинтересованного лица данных в судебном заседании следует, что данная зона является зоной объектов электросетевого хозяйства.

Пунктом 3 статьи 105 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии) отнесена к зоне с особыми условиями использования территорий.

Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 (далее - Правила от 24.02.2009 N 160).

Из толкования статьи 89 Земельного кодекса РФ и Правил от ДД.ММ.ГГГГ N 160 следует, что границы охранных зон подлежат установлению в отношении всех объектов электросетевого хозяйства в обязательном порядке с целью обеспечения безопасного и безаварийного функционирования электрических сетей, безопасных условий эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, а также во избежание возможного риска причинения вреда для окружающих источниками повышенной опасности, а не установления собственника (правообладателя) объектов электросетевого хозяйства.

Пунктом 5 Правил от 24.02.2009 N 160 охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства, исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению к Правилам.

Таким образом, поскольку спорный земельный участок частично находится в границах охранной зоны инженерных коммуникаций, то в случае переноса красной линии в соответствии с заявлением административного истца земельный участок будет еще в большей степени заходит на территорию охранной зоны, что не соответствует установленным градостроительным нормам, а также может послужить угрозой обеспечения безопасного и безаварийного функционирования электрических сетей, безопасных условий эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, а также способствовать риску причинения вреда для окружающих.

С учетом изложенного, суд соглашается с выводом административного ответчика о наличии оснований для отказа в подготовке документации по изменению красной линии.

То обстоятельство, что красная линия проходит через земельный участок в его фактических границах и жилой дом, не свидетельствует о незаконности оспариваемого ответа администрации .....

Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от ДД.ММ.ГГГГ. , от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ указал, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.

Согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются, в том числе, путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (ч.1 ст.30 ГрК РФ, ст.49, глава VIII ЗК РФ, ст.279 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также обеспечиваются возможностью эксплуатации земельного участка и расположенного на нем недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (ч.ч.8 и 9 ст.36 ГрК РФ).

Таким образом, прохождение красной линии через объект капитального строительства, принадлежащий административному истцу, не является безусловным основанием для переноса красной линии, поскольку не препятствует пользоваться данным объектом.

Учитывая вышеизложенное, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований в части признания действий администрации города Барнаула, выраженных в ответе администрации города Барнаула в письме от ДД.ММ.ГГГГ за в изменении красных линий в районе жилого дома и земельного участка с кадастровым номером 22:63:050721:1, расположенного по адресу: .....

Поскольку действия администрации города Барнаула, выраженные в ответе администрации города Барнаула в письме от ДД.ММ.ГГГГ, не признаны незаконными, а так же в связи с тем, что принятие конкретного решения по результатам рассмотрения заявлений относится к полномочиям органа, а не суда, то и оснований для возложения обязанности на администрацию города Барнаула изменить (уточнить) красные линии по фактическим границам земельного участка, существующего более 15 лет в части территории земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ...., у суда не имеется.

На основании вышеизложенного, заявленные ФИО1 административные исковые требования о признании решения незаконным, возложении обязанности удовлетворению не подлежат в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Г.М. Васильева

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.