Дело № 2а-343/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Светлоярский районный суд Волгоградской области
В составе председательствующего судьи Потаповой О.В.
при секретаре ФИО5,
с участием административного истца ФИО1, представителя административного истца по заявлению ФИО6, представителя административного ответчика по доверенности ФИО3, заинтересованных лиц ФИО8 и ФИО2,
22 июля 2020 года рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Светлый Яр Волгоградской области административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным решения администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области от 3 марта 2020 г. № об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, путём перераспределения и понуждении утвердить схему расположения земельного участка, образованного путём перераспределения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным решения администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области от 3 марта 2020 г. № об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, путём перераспределения и понуждении утвердить схему расположения земельного участка, образованного путём перераспределения
Указав в обоснование заявленных требований что ФИО1 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с.<адрес><адрес> земли населённых пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый №, общей площадью 250 кв.м.
31 января 2020 г. административный истец обратился с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, образованного путём перераспределения к Администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области.
3 марта 2020 г. от административного ответчика поступил отказ за №, в утверждении схемы расположения земельного участка, образованного путём перераспределения, в связи с нарушением положений п.6 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку представленная схема перераспределения земельного участка с кадастровым номером № приводит к невозможности прохода-проезда к гаражу расположенному на земельном участке с кадастровым номером №.
С данным отказом административный истец не согласен.
В связи с чем просит суд, признать незаконным и отменить решение администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области от 3 марта 2020 года за № об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, образованного путём перераспределения и обязать администрацию Светлоярского муниципального района Волгоградской области утвердить схему расположения земельного участка с кадастровым номером №, образованного путём перераспределения на основании заявления от 31 марта 2020 г.
Административный истец ФИО10 и его представитель по заявлению ФИО11 судебном заседании заявленные требования поддержали и просили их удовлетворить.
Административный ответчик представитель администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка принято законно и обоснованно просил в удовлетворении требований отказать.
3-е лицо ФИО8 и ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились, пояснив, что, в случае утверждения перераспределения земельного участка ФИО1, нарушаются их права и это приведет к невозможности прохода-проезда к их гаражу.
3-е лицо ФИО7 оглы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещён надлежащим образом. Представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, с административным иском не согласился.
3-е лицо главный архитектор администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области ФИО9 в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела был извещён надлежащим образом. Возражений не представил.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из взаимосвязанных положений подпунктов 2 и 11 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает во внимание, что комплексное по своей природе правовое регулирование земельных отношений основывается на ряде принципов, в том числе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункты 2, 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 8 которой уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 названной статьи.
Из системного анализа приведенных норм следует, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 того же Кодекса.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу положений статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12); под красными линиями - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты) (пункт 11).
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с.<адрес>№ земли населённых пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый №, общей площадью 250 кв.м. (л.д.8-11).
31 января 2020 г. административный истец обратился с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, образованного путём перераспределения к Администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области.
3 марта 2020 г. от административного ответчика поступил отказ за №, в утверждении схемы расположения земельного участка, образованного путём перераспределения, в связи с нарушением положений п.6 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку представленная схема перераспределения земельного участка с кадастровым номером № приводит к невозможности прохода-проезда к гаражу расположенному на земельном участке с кадастровым номером № (л.д.6).
Считая данный отказ в утверждении схемы расположения земельного участка путём перераспределения незаконным, административный истец указывает, что перераспределение запрашиваемого земельного участка не приводит к невозможности для прохода –проезда к гаражу земельного участка с кадастровым номером №, так как у данного земельного участка имеются два прохода –проезда той же и даже большей площадью, что подтверждается по его мнению заключением кадастрового инженера, согласно выводу которого подъезд, подход к земельному участку с кадастровым номером № через земли общего пользования со стороны пер. Строительный <адрес> (л.д.13-14).
В связи с чем, административный истец обратился в суд с настоящим иском.
Вместе с тем проверяя обоснованность заявленных требований, суд не находит оснований для их удовлетворения.
Так в судебном заседании установлено, что основанием для отказа ФИО1 послужило то, что предоставленная схема перераспределения земельного участка с кадастровым номером 34:26:100101:705 приводит к невозможности прохода-проезда к гаражу расположенному на земельном участке с кадастровым номером № и не соответствует требованиям к образуемым земельным участкам.
Собственниками указанного земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, пер. Строительный <адрес> являются ФИО8, ФИО7 и ФИО2.
В судебном заседании заинтересованные лица с предъявленными требованиями не согласились, указав, что перераспределение земельного участка ФИО1 нарушает их права собственников, поскольку это приведёт к невозможности прохода к жилому дому и проезду к принадлежащему им гаражу.
Судом установлено, что представленная административным истцом схема перераспределения земельного участка с кадастровым номером №, подготовлена в нарушение Правил землепользования и застройки Райгородского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области, утверждёнными решением Светлоярской Думы Волгоградской области 27 февраля 2019 г. №75/374.
В соответствии с п.2 ст.11.10 Земельного Кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учётом утверждённых документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории.
Испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1-зона застройки, для которой предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь: минимальная площадь земельного участка должна составлять 350 кв.м, минимальная ширина земельного участка вдоль фронт улицы должна оставлять 10 метров.
Вместе с тем, в представленной ФИО1 для утверждения схемы вновь образуемого земельного участка, данные параметры значительно меньше установленных.
В соответствии с п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные Земельным кодексом и другим федеральным законам.
Однако подготовленная схема земельного участка представленная административным истцом приводит к невозможности использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, пер Стоительный <адрес> принадлежащий на праве собственности по 1/3 доли ФИО8, ФИО7 и ФИО2, так как у данного участка существует единственный проход с тыльной стороны.
При этом доводы административного истца о возможности прохода и проезда с другой стороны земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, пер Стоительный <адрес> принадлежащий на праве собственности по 1/3 доли ФИО8, ФИО7 и ФИО2, суд считает не основанными на законе, поскольку это нарушает права собственников указанного земельного участка.
В силу п.4 ст.42 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязательным условием образования земельного участка является наличие подъездов и подходов к нему.
Таким образом, в границы земельного участка, предназначенного для эксплуатации объекта недвижимости, должна входить не только часть, занятая недвижимостью, но и часть, необходимая для ее использования.
Согласно Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства утверждение Федеральной службой земельного кадастра России от 17 февраля 2003 года, предусматривает, что при образовании земельных участков должно учитываться в зависимости от целевого назначения и разрешённого использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода( шириной не менее 1 м) или проезда ( шириной не менее 3,5м).
Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счёт земель общего пользования, так и за счёт территории иных земельных участков путём установления частного сервитута.
Как следует, из представленного административным ответчиком акта осмотра земельного участка с кадастровым номером № главного архитектора администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области от 18 июня 2020 года, данный земельный участок ограждён, в нем расположен жилой дом блокированной застройки (изолированная часть жилого дома, предназначенная для индивидуального проживания). Со стороны пер. Строительный вход в жилой дом отсутствует. Вход в изолированную часть жилого дома организован с тыльной стороны. При этом фактический подход/подъезд организован через земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные между двумя контурами земельного участка с кадастровым номером № адрес участка:<адрес> с. <адрес> Строительный <адрес>. С восточной стороны земельного участка с кадастровым номером № земельные участки под изолированными частями жилых домов с адресами: <адрес>, пер. Строительный <адрес> не образованы, согласно сведениям публичной кадастровой карты. При этом земельные участки ограждены и имеются хозяйственные постройки. В связи, с чем доступ на территорию земельного участка с кадастровым номером № с южной стороны ограничен (л.д.36).
При этом административный истец не оспаривал тот факт, что в случае утверждения схемы расположения земельного участка, образованного путём перераспределения доступ и проезд к гаражу расположенному на земельном участке с кадастровым номером №, собственниками данного земельного участка будет невозможен.
Таким образом проведя анализ представленных доказательств, суд приходит к выводу, что отказ администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области в утверждении схемы расположения земельного участка, образованного путём перераспределения является законным и обоснованными вынесено в пределах полномочий органов местного самоуправления.
Данным отказом в утверждении схемы расположения земельного участка, образованного путём перераспределения, права и свободы административного истца не нарушены.
В соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Для признания оспариваемого решения необходима одновременная совокупность следующих условий: несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение оспариваемым решением прав и свобод административного истца.
По смыслу указанных норм права суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемые решения, действия (бездействие) органа принято в соответствии с законом в пределах полномочий и права, либо свободы гражданина не нарушены.
По данному административному делу такая совокупность императивных оснований судом установлена.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает необходимым, в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным решения администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области от 3 марта 2020 г. № об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, путём перераспределения и понуждении утвердить схему расположения земельного участка, образованного путём перераспределения отказать
Руководствуясь ст. ст. 175-180,227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным решения администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области от 3 марта 2020 г. № об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, путём перераспределения и понуждении утвердить схему расположения земельного участка, образованного путём перераспределения – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Светлоярский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Потапова О.В.
Мотивированное решение составлено 24 июля 2020 года.
Председательствующий Потапова О.В.
Копия верна: судья О.В. Потапова
секретарь ФИО5