ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3441/2023640043-01-2023-003853-02 от 15.12.2023 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело №2а-3441/2023 64RS0043-01-2023-003853-02

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 декабря 2023 года город Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Титовой А.Н.,

при секретаре Границкой Д.Л.,

с участием представителя административного истца прокуратуры г. Саратова – старшего помощника прокурора г. Саратова Желновой Н.С., представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» Степановой А.Н., представителя заинтересованного лица администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» Маслюка С.Н., представителя заинтересованного лица комитета по управлению имуществом г. Саратова Котлова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «<адрес>» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

установил:

прокурор <адрес> обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес>» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований указывает, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения жилищного законодательства. На территории МО «<адрес>» в настоящее время находится 255 расселенных и не снесенных домов. Ликвидация аварийного жилищного фонда - одно из первоочередных направлений жилищной политики государства, призванное обеспечить комфортные, достойные и безопасные условия проживания и жизнедеятельности граждан.

Постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждена муниципальная программа «Развитие жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании «<адрес>» на 2018 - 2028 годы».

В соответствии Постановлением Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в постановление администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства в МО «<адрес>» на 2018-2028 годы» полномочия по сносу аварийных домов переданы в администрации районов <адрес>.

Подпрограммой «Снос аварийного жилищного фонда» муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства в МО «<адрес>» на 2018-2028 годы» предусматривается снос многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, полностью расселенные, права граждан на жилые помещения в которых прекращены.

Таким образом, администрация районов <адрес> являются исполнителями подпрограммы «Снос аварийного жилищного фонда» муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства в МО «<адрес>» на 2018-2028 годы» и обязаны организовать работу по осуществлению сноса аварийных многоквартирных домов.

В 2023 году в рамках реализации муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании «<адрес>» на 2018-2028 годы, утвержденной постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, запланировано к сносу 55 многоквартирных домов, и по 5 домам запланирована разработка проектно-сметной документации на проведение работ по сносу.

Необходимо отметить, что целью подпрограммы является предотвращение чрезвычайных ситуаций, связанных с наличием расселенных аварийных многоквартирных домов.

Задачи подпрограммы - это сокращение расселенного аварийного жилищного фонда, подлежащего сносу на территории муниципального образования «<адрес>».

Вместе с тем, на территории муниципального образования «<адрес>» расположено 9 расселенных многоквартирных домов, не включенных в Подпрограмму «Снос аварийного жилищного фонда» по адресам: <адрес>, ул. им. ФИО5, <адрес> литер ББ; <адрес> литер А, ул. им. Посадского, <адрес> литер В, ул. ФИО6, <адрес> литер Б, ул. им. ФИО7, <адрес> литер Б, <адрес> литер Б, ул. им. ФИО8, <адрес> литер А, ул. ФИО5, <адрес> литер А, ул. им. ФИО9, <адрес> литер ББ1, В1.

Распоряжением администрации муниципального образования «<адрес>» -р от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> (лит. ББ1) признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением -р от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> (лит. А), признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением администрации муниципального образования «<адрес>» -р от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> (лит. В), признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением администрации муниципального образования «<адрес>» -р от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> (лит. Б), признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением администрации муниципального образования «<адрес>» -р от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> (лит В), признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением администрации муниципального образования «<адрес>» -р от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> (лит Б), признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением администрации муниципального образования «<адрес>» -р от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> (лит А), признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением -р от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, ул.им.Чапаева, <адрес>, лит. А, признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением -р от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: г Саратов, ул. им. ФИО9, <адрес>, лит ББ1, В1, признан аварийным и подлежащим сносу.

В межрайонном отделе судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП по <адрес> на исполнении находится исполнительное производство по иску прокуратуры <адрес> об обязании в течении восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу исполнить: пункт 1,2 распоряжения администрации муниципального образования «<адрес>» -р от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (лит. А)»; пункты 1, 2 распоряжения администрации муниципального образования «<адрес>» -р от ДД.ММ.ГГГГ "О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (лит. В)»; пункты 1,2 распоряжения администрации муниципального образования «<адрес>» -р от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (лит. Б)»; пункты 1,2 распоряжения администрации муниципального образования «<адрес>» -р от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (лит В)»; пункты 1,2 распоряжения администрации муниципального образования «<адрес>» -р от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (лит Б)»; пункты 1,2 распоряжения администрации муниципального образования «<адрес>» -р от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (лит А)» (-ИП).

В межрайонном отделе судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП по <адрес> на исполнении находятся исполнительные производства по искам прокуратуры <адрес> об обязании исполнить пункты 1, 2 распоряжения -р от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (лит. ББ1)» в течении четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда (-ИП), об обязании исполнить пункты 1, 2 распоряжения -р от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, ул.им.Чапаева, <адрес>, лит. А» в течение четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу (-ИП), об обязании исполнить пункты 1,2 распоряжения -р от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома. расположенного по адресу: г Саратов, ул. им. ФИО9, <адрес>, лит ББ1, В1» в течение четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу (-ИП).

В рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда» министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> утверждена областная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-П. Муниципальное образование «<адрес>» является участником данной программы.

Постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ утверждена ведомственная целевая программа «Переселение граждан <адрес> из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах» (Программа).

Многоквартирные дома по адресам: ул. им. ФИО5, <адрес> литер ББ; <адрес> литер А, ул. им. Посадского, <адрес> литер В, ул. ФИО6, <адрес> литер Б, ул. им. ФИО7, <адрес> литер Б, <адрес> литер Б, ул. им. ФИО8, <адрес> литер А, ул. ФИО5, <адрес> литер А, ул. им. ФИО9, <адрес> литер ББ1, В1 расселены в рамках Программы переселения от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные аварийные дома освобождены от прав третьих лиц.

Прокуратурой города в адрес главы муниципального образования «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства в части необходимости принятия мер к включению расселенных неснесенных домов в Подпрограмму «Снос аварийного жилищного фонда» муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства в МО «<адрес>» на 2018-2028 годы», утвержденной постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ответу администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ при выделении дополнительного финансирования вопрос о включении расселенных многоквартирных домов в Программу по адресам: ул. им. ФИО5, <адрес> литер ББ; <адрес> литер А, ул. им. Посадского, <адрес> литер В, ул. ФИО6, <адрес> литер Б, ул. им. ФИО7, <адрес> литер Б, <адрес> литер Б, ул. им. ФИО8, <адрес> литер А, ул. ФИО5, <адрес> литер А, ул. им. ФИО9, <адрес> литер ББ1, В1 будет рассмотрен.

Расселенные аварийные дома представляют собой реальную угрозу для жизни и здоровья людей. Отсутствие работы по ограждению и сносу данных домов может повлечь наступление неблагоприятных последствий и нарушение Конституционных прав граждан.

Вместе с тем, дома по адресам: ул. им. ФИО5, <адрес> литер ББ; <адрес> литер А, ул. им. Посадского, <адрес> литер В, ул. ФИО6, <адрес> литер Б, ул. им. ФИО7, <адрес> литер Б, <адрес> литер Б, ул. им. ФИО8, <адрес> литер А, ул. ФИО5, <адрес> литер А, ул. им. ФИО9, <адрес> литер ББ1, В1 не снесены и не включены в Подпрограмму «Снос аварийного жилищного фонда» муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства в МО «<адрес>» на 2018-2028 годы», утвержденную постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного просит признать бездействие администрации муниципального образования «<адрес>» по не включению в Подпрограмму «Снос аварийного жилищного фонда» муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства в МО «<адрес>» на 2018-2028 годы», утвержденную постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, расселенных домов по адресам: ул. им. ФИО5, <адрес> литер ББ; <адрес> литер А, ул. им. Посадского, <адрес> литер В, ул. ФИО6, <адрес> литер Б, ул. им. ФИО7, <адрес> литер Б, <адрес> литер Б, ул. им. ФИО8, <адрес> литер А, ул. ФИО5, <адрес> литер А, ул. им. ФИО9, <адрес> литер ББ1, В1 незаконным; обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» включить в Подпрограмму «Снос аварийного жилищного фонда» муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства в МО «<адрес>» на 2018-2028 годы», утвержденную постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, расселенные дома по адресам: ул. им. ФИО5, <адрес> литер ББ; <адрес> литер А, ул. им. Посадского, <адрес> литер В, ул. ФИО6, <адрес> литер Б, ул. им. ФИО7, <адрес> литер Б, <адрес> литер Б, ул. им. ФИО8, <адрес> литер А, ул. ФИО5, <адрес> литер А, ул. им. ФИО9, <адрес> литер ББ1, В1.

В ходе рассмотрения дела административным истцом уточнены исковые требования в которых просит признать бездействие администрации муниципального образования «<адрес>» по невключению в Подпрограмму «Снос аварийного жилищного фонда» муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства в МО «<адрес>» на 2018-2028 годы», утвержденную постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, расселенных домов по адресам: ул. им. ФИО5, <адрес> литер ББ; <адрес> литер А, ул. им. Посадского, <адрес> литер В, ул. ФИО6, <адрес> литер Б, ул. им. ФИО7, <адрес> литер Б, ул. им. ФИО8, <адрес> литер А, ул. ФИО5, <адрес> литер А, ул. им. ФИО9, <адрес> литер ББ1, В1 незаконным; Возложить на администрацию муниципального образования «<адрес>» обязанность по включению в Подпрограмму «Снос аварийного жилищного фонда» муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства в МО «<адрес>» на 2018-2028 годы», утвержденную постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, расселенные дома по адресам: ул. им. Посадского, <адрес> литер В, ул. им. ФИО7, <адрес> литер В, <адрес> литер Б, ул. им. ФИО8, <адрес>, литер А.

Административный истец старший помощник прокурора <адрес>ФИО10 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске.

Представители административного ответчика и заинтересованных лиц в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки не известны.

С учетом положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со статьей 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства (далее по тексту КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 62 КАС РФ судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

В судебном заседании установлено, что на территории МО «<адрес>» в настоящее время находится 255 расселенных и не снесенных домов. Ликвидация аварийного жилищного фонда - одно из первоочередных направлений жилищной политики государства, призванное обеспечить комфортные, достойные и безопасные условия проживания и жизнедеятельности граждан.

Постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждена муниципальная программа «Развитие жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании «<адрес>» на 2018 - 2028 годы».

В соответствии Постановлением Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в постановление администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства в МО «<адрес>» на 2018-2028 годы» полномочия по сносу аварийных домов переданы в администрации районов <адрес>.

Подпрограммой «Снос аварийного жилищного фонда» муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства в МО «<адрес>» на 2018-2028 годы» предусматривается снос многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, полностью расселенные, права граждан на жилые помещения, в которых прекращены.

Таким образом, администрация районов <адрес> являются исполнителями подпрограммы «Снос аварийного жилищного фонда» муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства в МО «<адрес>» на 2018-2028 годы» и обязаны организовать работу по осуществлению сноса аварийных многоквартирных домов.

В 2023 году в рамках реализации муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании «<адрес>» на 2018-2028 годы, утвержденной постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, запланировано к сносу 55 многоквартирных домов, и по 5 домам запланирована разработка проектно-сметной документации на проведение работ по сносу.

Вместе с тем, на территории муниципального образования «<адрес>» расположено 9 расселенных многоквартирных домов, не включенных в Подпрограмму «Снос аварийного жилищного фонда» по адресам: <адрес>, ул. им. ФИО5, <адрес> литер ББ; <адрес> литер А, ул. им. Посадского, <адрес> литер В, ул. ФИО6, <адрес> литер Б, ул. им. ФИО7, <адрес> литер Б, <адрес> литер Б, ул. им. ФИО8, <адрес> литер А, ул. ФИО5, <адрес> литер А, ул. им. ФИО9, <адрес> литер ББ1, В1.

Распоряжением администрации муниципального образования «<адрес>» -р от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> (лит. ББ1) признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением -р от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> (лит. А), признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением администрации муниципального образования «<адрес>» -р от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> (лит. В), признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением администрации муниципального образования «<адрес>» -р от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> (лит. Б), признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением администрации муниципального образования «<адрес>» -р от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> (лит В), признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением администрации муниципального образования «<адрес>» -р от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> (лит Б), признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением администрации муниципального образования «<адрес>» -р от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> (лит А), признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением -р от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, ул. им.Чапаева, <адрес>, лит. А, признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением -р от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: г Саратов, ул. им. ФИО9, <адрес>, лит ББ1, В1, признан аварийным и подлежащим сносу.

В межрайонном отделе судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП по <адрес> на исполнении находится исполнительное производство по иску прокуратуры <адрес> об обязании в течении восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу исполнить: пункт 1,2 распоряжения администрации муниципального образования «<адрес>» -р от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (лит. А)»; пункты 1, 2 распоряжения администрации муниципального образования «<адрес>» -р от ДД.ММ.ГГГГ "О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (лит. В)»; пункты 1,2 распоряжения администрации муниципального образования «<адрес>» -р от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (лит. Б)»; пункты 1,2 распоряжения администрации муниципального образования «<адрес>» -р от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (лит В)»; пункты 1,2 распоряжения администрации муниципального образования «<адрес>» -р от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (лит Б)»; пункты 1,2 распоряжения администрации муниципального образования «<адрес>» -р от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (лит А)» (-ИП).

В межрайонном отделе судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП по <адрес> на исполнении находятся исполнительные производства по искам прокуратуры <адрес> об обязании исполнить пункты 1, 2 распоряжения -р от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (лит. ББ1)» в течении четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда (-ИП), об обязании исполнить пункты 1, 2 распоряжения -р от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, ул.им.Чапаева, <адрес>, лит. А» в течение четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу (-ИП), об обязании исполнить пункты 1,2 распоряжения -р от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома. расположенного по адресу: г Саратов, ул. им. ФИО9, <адрес>, лит ББ1, В1» в течение четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу (-ИП).

В рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда» министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> утверждена областная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-П. Муниципальное образование «<адрес>» является участником данной программы.

Постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ утверждена ведомственная целевая программа «Переселение граждан <адрес> из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах» (Программа).

Многоквартирные дома по адресам: ул. им. ФИО5, <адрес> литер ББ; <адрес> литер А, ул. им. Посадского, <адрес> литер В, ул. ФИО6, <адрес> литер Б, ул. им. ФИО7, <адрес> литер Б, <адрес> литер Б, ул. им. ФИО8, <адрес> литер А, ул. ФИО5, <адрес> литер А, ул. им. ФИО9, <адрес> литер ББ1, В1 расселены в рамках Программы переселения от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные аварийные дома освобождены от прав третьих лиц.

Прокуратурой города в адрес главы муниципального образования «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства в части необходимости принятия мер к включению расселенных не снесенных домов в Подпрограмму «Снос аварийного жилищного фонда» муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства в МО «<адрес>» на 2018-2028 годы», утвержденной постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ответу администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ при выделении дополнительного финансирования вопрос о включении расселенных многоквартирных домов в Программу по адресам: ул. им. ФИО5, <адрес> литер ББ; <адрес> литер А, ул. им. Посадского, <адрес> литер В, ул. ФИО6, <адрес> литер Б, ул. им. ФИО7, <адрес> литер Б, <адрес> литер Б, ул. им. ФИО8, <адрес> литер А, ул. ФИО5, <адрес> литер А, ул. им. ФИО9, <адрес> литер ББ1, В1 будет рассмотрен.

Расселенные аварийные дома представляют собой реальную угрозу для жизни и здоровья людей. Отсутствие работы по ограждению и сносу данных домов может повлечь наступление неблагоприятных последствий и нарушение Конституционных прав граждан.

Вместе с тем, дома по адресам: ул. им. ФИО5, <адрес> литер ББ; <адрес> литер А, ул. им. Посадского, <адрес> литер В, ул. ФИО6, <адрес> литер Б, ул. им. ФИО7, <адрес> литер Б, <адрес> литер Б, ул. им. ФИО8, <адрес> литер А, ул. ФИО5, <адрес> литер А, ул. им. ФИО9, <адрес> литер ББ1, В1 не снесены и не включены в Подпрограмму «Снос аварийного жилищного фонда» муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства в МО «<адрес>» на 2018-2028 годы», утвержденную постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ.

Статья 40 Конституции Российской Федерации, закрепляя право каждого на жилище и недопустимость его произвольного лишения, одновременно обязывает органы государственной власти и местного самоуправления создавать условия для осуществления данного права, в том числе нуждающимся гражданам путем предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и местного самоуправления в пределах своих полномочий содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 240-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда органам государственной власти субъектов Российской Федерации поставлена задача ликвидировать весь жилищный фонд, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации до ДД.ММ.ГГГГ.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ определяет правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, регулирует отношения между Фондом, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Из положений ст. 32 ЖК РФ следует, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Пунктами 3 и 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с указанным выше Федеральным законом, решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

На основании ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования «<адрес>» к вопросам местного значения муниципального образования «<адрес>» относится, в том числе, обеспечение проживающих в городе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способом защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения

В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, техническое состояние жилых домов угрожает жизни и здоровью неопределенного круга лиц, поскольку дома признаны аварийными, основные несущие конструкции их имеют значительную степень износа, что может стать следствием обрушения домов, причинения вреда жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Расселенные аварийные дома представляют собой реальную угрозу для жизни и здоровья людей.

В нарушение указанных норм законодательства администрацией муниципального образования «<адрес>», допущено бездействие отсутствием работ по ограждению и сносу данных домов, что может повлечь наступление неблагоприятных последствий и нарушение Конституционных прав граждан.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 1 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет надзор в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Таким образом, осуществляя закрепленную законодательством Российской Федерации защиту интересов неопределенного круга лиц, органы прокуратуры Российской Федерации реализуют свое право на обращение в суд.

Согласно ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что суд в процессе состязательности не является инициатором и лишь разрешает предусмотренные законом вопросы, которые ставят перед ним участники судопроизводства, которые в рамках своих процессуальных прав обосновывают и доказывают свою позицию в конкретном деле.

На основании вышеизложенного, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-181, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «<адрес>» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности – удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «<адрес>» (6450011003) по не включению в Подпрограмму «Снос аварийного жилищного фонда» муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства в МО «<адрес>» на 2018-2028 годы», утвержденную постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, расселенных домов по адресам: ул. им. ФИО5, <адрес> литер ББ; <адрес> литер А, ул. им. Посадского, <адрес> литер В, ул. ФИО6, <адрес> литер Б, ул. им. ФИО7, <адрес> литер Б, ул. им. ФИО8, <адрес> литер А, ул. ФИО5, <адрес> литер А, ул. им. ФИО9, <адрес> литер ББ1, В1 незаконным.

Возложить на администрацию муниципального образования «<адрес>» обязанность по включению в Подпрограмму «Снос аварийного жилищного фонда» муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства в МО «<адрес>» на 2018-2028 годы», утвержденную постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, расселенные дома по адресам: ул. им. Посадского, <адрес> литер В, ул. им. ФИО7, <адрес> литер В, <адрес> литер Б, ул. им. ФИО8, <адрес>, литер А.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья А.Н. Титова