ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3442/20 от 09.02.2021 Рубцовского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2а-355/2021

22RS0011-02-2020-004217-06

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 февраля 2021 года г. Рубцовск

Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Хильчук Н.А.,

при помощнике судьи Кузик Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Петаниной Л.Н. к Администрации города Рубцовска Алтайского края о признании бездействия незаконным, об обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Петанина Л.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Рубцовска Алтайского края о признании бездействия незаконным, обязании совершить действия. В обоснование требований указала, что является собственником помещения №** в доме №** по улице * в городе Рубцовске Алтайского края. Согласно заключению межведомственной комиссии №** от *** жилой дом №** по ул. * в городе Рубцовске Алтайского края признан непригодным для проживания. Распоряжением Администрации города Рубцовска от ***** многоквартирный дом №** по улице * в городе Рубцовске Алтайского края признан аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 2 распоряжения Администрации города Рубцовска от ***** Управлению Администрации города Рубцовска по жилищно-коммунальному, дорожному хозяйству и экологии предписано произвести расселение жителей многоквартирного дома по адресу: г. Рубцовск, улица * до 30.11.2020. Распоряжением Администрации города Рубцовска от *****-рснос многоквартирного дома по адресу: г. Рубцовск, улица * не определен. Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2012 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда от 26.12.2012, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст.16, п.3 ст.2 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения. При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 Жилищного кодекса РФ. В ранее действовавшую краевую адресную программу «переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» многоквартирный дом по адресу: г. Рубцовск, улица *, включен не был. Как следует из пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. Поскольку дом признан непригодным для проживания, ремонтные работы по улучшению его состояния не проводились, проживание граждан в аварийном доме по ул. * в г. Рубцовске безусловно создается угроза их жизни и здоровью, в срок, указанный в распоряжении от *****, расселения жителей дома до настоящего времени не произведено. Доказательства, подтверждающие наличие объективных причин, препятствующих столь длительный период времени с 2007 года совершить необходимые мероприятия для расселения жителей дома ответчиком суду не представлено. Длительное и безосновательное неисполнение Администрацией г. Рубцовска обязанности по принятию решения об изъятии спорного имущества в соответствии с положениями части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьями 56.2-56.6 Земельного кодекса Российской Федерации является исключительным основанием для побуждения ответчика осуществить изъятие земельного участка под многоквартирным домом ул. * в г. Рубцовске Алтайского края, а также жилого помещения №** в жилом доме №** по ул. * в г. Рубцовске Алтайского края для муниципальных нужд, в связи с тем, что срок сноса дома не установлен. С целью восстановления нарушенных жилищных прав истца и с учетом положений ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, у суда имеется возможность возложить на Администрацию города Рубцовска Алтайского края обязанность в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу произвести изъятие земельного участка под многоквартирным домом №** по ул. * в г. Рубцовске Алтайского края и жилого помещения №** в жилом доме №** по ул. * в г. Рубцовске Алтайского края путем выкупа для муниципальных нужд. В досудебном порядке истец с жалобой на бездействие ответчика не обращался. Административный истец просит: 1) признать незаконным бездействие Администрации города Рубцовска Алтайского края, выразившееся в нарушении срока расселения многоквартирного дома №** по ул. * в городе Рубцовске Алтайского края до 30.11.2020; 2) обязать Администрацию города Рубцовска Алтайского края произвести расселение жилого дома №** по ул. * в г. Рубцовске Алтайского края незамедлительно; 3) обязать Администрацию города Рубцовска Алтайского края произвести изъятие земельного участка под жилым домом №** по ул. * в г.Рубцовске Алтайского края, помещения №**, принадлежащего истцу в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Административный истец Петанина Л.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала, пояснила, что проживать в жилом помещении невозможно по причине его аварийного состояния, стены потрескались, полы провалены, в комнате холодно, имеется неприятный запах. Срок расселения дома неоднократно переносился, последнее уведомление о расселении дома в 2024 году.

Представитель административного истца Соснов Е.А., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, в судебном заседании поддержал требования в части признания незаконным бездействия Администрации города Рубцовска Алтайского края, выразившегося в нарушении срока расселения многоквартирного дома №** по ул. * в городе Рубцовске Алтайского края до 30.11.2020 и в части возложения на Администрацию города Рубцовска Алтайского края обязанности произвести расселение жилого дома №** по ул. * в г. Рубцовске Алтайского края незамедлительно. Требования в части возложения на Администрацию города Рубцовска Алтайского края обязанности произвести изъятие земельного участка под жилым домом №** по ул. * в г.Рубцовске Алтайского края, помещения №**, принадлежащего истцу в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу не поддержал, пояснив, что данные требования заявлены преждевременно и с ними истец намерена обращаться в отдельном судебном порядке.

Представитель административного ответчика Администрации города Рубцовска Алтайского края Шадрина Н.Н. в судебном заседании административные исковые требования не признала, полагала, что требования административным истцом заявлены преждевременно, поскольку изначально должны быть направлены требования о сносе дома. Дом по ул. * в г. Рубцовске включен в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы, планируемая дата окончания переселения 01.09.2025. Изменить срок окончания переселения в настоящее время невозможно, поскольку существует очередность расселения домов, и в первую очередь будут расселены дома, признанные аварийными ранее.

Суд, выслушав пояснения участников, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, считает заявленные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ч.1 ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.

Согласно п.6 ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

Как следует из положений п.п. 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, разъяснений Верховного суда Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Положениями ч.4 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2013 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с разъяснениями, данными в п.22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

Сроки осуществления сноса аварийного многоквартирного жилого дома законодательно не установлены, но должны быть объективно обусловленными с учетом степени аварийности дома и опасности для продолжения проживания в нем граждан.

При этом, Верховный суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2009 года разъяснил, что само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Таким образом, действующим законодательством сроки отселения граждан из аварийного дома, сроки сноса дома не урегулированы, предполагается, что данные сроки должны быть разумными. При исчислении разумного срока следует брать период со дня принятия решения о сносе аварийного дома до дня фактического его исполнения. Определяя по своему усмотрению продолжительность срока для сноса аварийного жилого дома, большое значение имеет такой критерий, как опасность для здоровья и жизни людей при пребывании в аварийном здании при наличии угрозы его обрушения.

Судом установлено, что Петаниной Л.Н. на праве собственности принадлежит комната №** в доме №** по ул. * в г. Рубцовске Алтайского края, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права ** от ***.

Распоряжением Администрации города Рубцовска Алтайского края №** от *** на основании заключений межведомственной комиссии №№**, **, **, **, ** от *** о признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу многоквартирные жилые дома, расположенные по ул. *, ул. *, ул. *, ул. *, ул. * в городе Рубцовске признаны аварийными и подлежащими сносу. Пунктом 2 распоряжения Управлению Администрации города Рубцовска по жилищно-коммунальному, дорожному хозяйству и благоустройству поручено произвести расселение жителей многоквартирных домов по ул. *, ул. *, ул. *, ул. *, ул. * в городе Рубцовске до 31 декабря 2020 года.

Постановлением Правительства Алтайского края от 01.04.2019 №106 утверждена краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы. В указанную программу включен многоквартирный жилой дом по ул. * в г. Рубцовске, планируемая дата окончания переселения 01.09.2025.

Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от *** по делу №** по административному исковому заявлению С к Администрации города Рубцовска Алтайского края о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить действия исковые требования Смолевской А.Р. удовлетворены. Судом постановлено: признать незаконными действия Администрации города Рубцовска Алтайского края по установлению срока расселения жильцов многоквартирного дома №** по ул. * в г. Рубцовске Алтайского края до 31.12.2020, как не отвечающим требованиям разумности. Обязать Администрацию города Рубцовска в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу изменить срок расселения жильцов до 31.12.2020, установленного Распоряжением Администрации г. Рубцовска от ***** многоквартирного дома №** по ул. * в г. Рубцовске Алтайского края, установив разумные сроки расселения многоквартирного дома. Решение вступило в законную силу ***.

Распоряжением Администрации города Рубцовска Алтайского края от ***** в распоряжение Администрации города Рубцовска Алтайского края от ***** о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу внесены следующие изменения: пункт 2 изложен в следующей редакции: «2. Управлению Администрации города Рубцовска по жилищно-коммунальному, дорожному хозяйству и экологии произвести расселение жителей многоквартирных домов в городе Рубцовске по адресам: ул. *, ул. *, ул. *, ул. *, ул. * до 30 ноября 2020 года».

Поскольку срок расселения аварийного дома, установленный распоряжением Администрации города Рубцовска от ***** до 30.11.2020, наступил, однако административным ответчиком расселение жителей многоквартирного жилого дома №** по ул.* в городе Рубцовске в срок до 30.11.2020 не осуществлено, права административного истца на безопасные условия проживания нарушены.

То обстоятельство, что переселение граждан из данного многоквартирного дома в соответствии с действующей региональной адресной программой запланировано на 2024-2025 гг., не свидетельствует о законности оспариваемых действий. Бездействие администрации по непринятию мер к расселению граждан из аварийного жилья нарушает жилищные права граждан, ставит под угрозу их жизнь и безопасность, в связи с длительным проживанием в доме, признанным непригодным для проживания, затем аварийном, а также жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, имеющих доступ в данный жилой дом.

Поскольку представителем административного ответчика в нарушение требований ст. 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательств совершения действий по расселению жителей многоквартирного дома по ул. * в г. Рубцовске Алтайского края, в том числе административного истца, в срок, установленный распоряжением от *****, а именно, до 30.11.2020, не представлено, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в части признания незаконным бездействия Администрации города Рубцовска Алтайского края, выразившегося в нарушении срока расселения многоквартирного дома №** по ул. * в городе Рубцовске Алтайского края до 30.11.2020 и возложении на Администрацию города Рубцовска Алтайского края обязанности принять меры по расселению собственника комнаты № ** жилого дома №** по ул. * в г. Рубцовске Алтайского края.

В требованиях о возложении обязанности на Администрацию города Рубцовска Алтайского края произвести расселение жилого дома №** по ул. * в г. Рубцовске незамедлительно, суд отказывает, поскольку указанный жилой дом является многоквартирным, согласно сведениям, включенным в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы, количество проживающих человек составляет 44, Петаниной Л.Н. на праве собственности принадлежит комната №**, доказательств наличия у административного истца права заявлять требования от лица иных жителей дома материалы дела не содержат.

В соответствии со ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской с административного ответчика Администрации города Рубцовска Алтайского края в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175–180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Петаниной Л.Н. удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации города Рубцовска Алтайского края, выразившегося в нарушении срока расселения многоквартирного дома №** по ул. * в городе Рубцовске Алтайского края до 30.11.2020, установленного распоряжением Администрации города Рубцовска Алтайского края от *****.

Обязать Администрацию города Рубцовска Алтайского края принять меры по расселению собственника комнаты №** жилого дома №** по ул. * в г. Рубцовске Алтайского края Петаниной Л.Н..

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с Администрации города Рубцовска Алтайского края в пользу Петаниной Л.Н. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.А. Хильчук