ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3442/2022 от 15.09.2022 Советского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

№ 2а-3442/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 сентября 2022 года г. Астрахань

Советский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Иноземцевой Э.В.,

при секретаре Хасановой Л.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора 3 к Территориальному управлению федеральным имуществом в о признании бездействия незаконным и обязании принятия мер,

у с т а н о в и л :

Заместитель прокурора 3 обратился в суд и иском к ответчику Территориальному управлению федеральным имуществом в о признании незаконным бездействия по непринятию мер, указав в обоснование иска, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения требований законодательства о федеральной собственности и гражданской обороне. Согласно сведениям, поступившим из ГУМЧС России по и администрации МО «» на территории право собственности не определено на 4 убежища, расположенные по адресам: , инвентаризационный , принято в эксплуатацию в 1989 году, общей площадью 155 кв.м, вместимостью 100 чел. класс убежища А-3; , инвентаризационный , принято в эксплуатацию в 1988 году, общей площадью 136 кв.м, вместимостью 150 чел. класс убежища А-3; , инвентаризационный , принято в эксплуатацию в 1976 году, общей площадью 1020 кв.м, вместимостью 800 чел. класс убежища А-3; , ул., стр. 3, инвентаризационный , принято в эксплуатацию в 1988 году, общей площадью 136 кв.м, вместимостью 150 чел. класс убежища АЗ. Кроме того, паспорта на некоторые убежища ЗСГО отсутствуют. По информации территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом указанные защитные сооружения в реестре федерального имуществ, ведение которого обеспечивает территориальное управление, не числятся. Таким образом, в силу действующего законодательства защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке. Просил суд признать незаконным бездействие территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в по включению в реестр федерального имущества защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО). Обязать управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в , актуализировать сведения об объектах ЗС ГО путем проведения комиссионной инвентаризации и составления паспортов на защитные сооружения гражданской обороны, и включить в реестр федерального имущества ЗС ГО расположенные по адресам: , инвентаризационный , принято в эксплуатацию в 1989 году, общей площадью 155 кв.м, вместимостью 100 чел. класс убежища А-3; , инвентаризационный , принято в эксплуатацию в 1988 году, общей площадью 136 кв.м, вместимостью 150 чел. класс убежища А-3; , инвентаризационный , принято в эксплуатацию в 1976 году, общей площадью 1020 кв.м, вместимостью 800 чел. класс убежища А-3; , ул., стр. 3, инвентаризационный , принято в эксплуатацию в 1988 году, общей площадью 136 кв.м, вместимостью 150 чел. класс убежища АЗ. В судебном заседании административный истец не явился, в деле имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. В судебном заседании представитель административного ответчика Территориального управления федеральным имуществом в не явился, извещены надлежащим образом, представили отзыв, согласно которого просили в иске отказать. Представитель заинтересованного лица ГУ МЧС России по не явился, извещены надлежащим образом. Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. В случае, если это предусмотрено федеральным законом, общественное объединение вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 настоящего Кодекса. Не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке. На основании ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой комплекс мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. В силу требований ч. 1 ст. 9 выше указанного Закона организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Статьей 6 Закона установлено, что порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, определяется Правительством Российской Федерации. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 из преамбулы которой следует, что он разработан в соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" и определяет правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны. К объектам гражданской обороны относятся в том числе убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах. В силу пункта 10 данного Порядка меры по поддержанию объектов гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию принимают организации. Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 15 декабря 2002 года № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила эксплуатации защитных сооружений). В соответствии с п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны. Статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта защитного сооружения гражданской обороны. В отношении убежища изготовлен паспорт № 13/го, в котором указана техническая характеристика убежища, сведения о системах отопления, водоснабжения, энергоснабжения. Согласно положениям пунктов 1.3, 1.6, 1.7 и 1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений обязанность по обеспечению своевременного технического обслуживания и ремонта защитных сооружений гражданской обороны, их содержанию в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов, возложена на организации, эксплуатирующие защитные сооружения, т.е. на организации, на учете которых они находятся. В соответствии с пунктом 3.2.1 Правил при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

Согласно пункту 2.1.37 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» к объектам, находящимся в федеральной собственности, относятся защитные сооружения гражданской обороны, приватизация которых запрещена.

Таким образом, в силу действующего законодательства защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в пределах полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровья населения города как участников дорожного движения.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения требований законодательства о федеральной собственности и гражданской обороне. Согласно сведениям, поступившим из ГУМЧС России по и администрации МО «» на территории право собственности не определено на четыре убежища, расположенные по адресам: , инвентаризационный , принято в эксплуатацию в 1989 году, общей площадью 155 кв.м, вместимостью 100 чел. класс убежища А-3; , инвентаризационный , принято в эксплуатацию в 1988 году, общей площадью 136 кв.м, вместимостью 150 чел. класс убежища А-3; , инвентаризационный , принято в эксплуатацию в 1976 году, общей площадью 1020 кв.м, вместимостью 800 чел. класс убежища А-3; , ул., стр. 3, инвентаризационный , принято в эксплуатацию в 1988 году, общей площадью 136 кв.м, вместимостью 150 чел. класс убежища АЗ. Паспорта на некоторые убежища ЗС ГО отсутствуют. По информации территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом указанные защитные сооружения в реестре федерального имуществ, ведение которого обеспечивает территориальное управление, не числятся. Таким образом, в силу действующего законодательства защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке.

В судебном заседании установлено, что согласно сведениям, поступившим из ГУМЧС России по и администрации МО «» на территории право собственности не определено на четыре убежища, в силу действующего законодательства защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке, проанализировав в судебном заседании доказательства, суд приход к выводу об удовлетворении административных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление заместителя прокурора 3 к Территориальному управлению федеральным имуществом в о признании бездействия незаконным и обязании принятия мер, -удовлетворить. Признать незаконным бездействие территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в по включению в реестр федерального имущества защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО). Обязать управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в , актуализировать сведения об объектах ЗС ГО путем проведения комиссионной инвентаризации и составления паспортов на защитные сооружения гражданской обороны, и включить в реестр федерального имущества ЗС ГО расположенные по адресам: , инвентаризационный , принято в эксплуатацию в 1989 году, общей площадью 155 кв.м, вместимостью 100 чел. класс убежища А-3; , инвентаризационный , принято в эксплуатацию в 1988 году, общей площадью 136 кв.м, вместимостью 150 чел. класс убежища А-3; , инвентаризационный , принято в эксплуатацию в 1976 году, общей площадью 1020 кв.м, вместимостью 800 чел. класс убежища А-3; , ул., стр. 3, инвентаризационный , принято в эксплуатацию в 1988 году, общей площадью 136 кв.м, вместимостью 150 чел. класс убежища АЗ. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Советский районный суд г.Астрахани. Полный текст решения изготовлен 20 сентября 2022 года.

Судья Иноземцевой Э.В.