ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3445/2021 от 15.11.2021 Копейского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2а-3445/2021

74RS0028-01-2021-006269-57

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 ноября 2021 года Копейский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Цивилевой Е.С.,

при секретаре Шеломенцевой Т.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, государственному регистратору прав Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области ФИО2, председателю апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав ФИО3, членам комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав ФИО4, ФИО5, ФИО6 о признании незаконным действий по приостановлению кадастрового учета земельного участка, возложении обязанности произвести постановку на кадастровый учет земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Челябинской области), государственному регистратору прав Управления Росреестра по Челябинской области ФИО2, председателю апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав ФИО3, членам комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав ФИО4, ФИО5, ФИО6 о признании незаконным действий по приостановлению кадастрового учета земельного участка, возложении обязанности произвести постановку на кадастровый учет земельного участка. В обоснование заявленных требований указал, что изъявил желание приобрести с аукциона земельный участок площадью 576 кв.м, который возможно образовать путем раздела земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, собственником которого является администрация Копейского городского округа Челябинской области (далее по тексту - администрация Копейского городского округа). Для надлежащего оформления обратился в Управление по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа Челябинской области (далее по тексту - Управление по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа) с заявлением, содержащим просьбу обратиться в федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области (далее по тексту - ФГБУ «ФКП Росреестра») с заявлением о разделе земельного участка согласно прилагаемой схеме. Однако 06 марта 2020 года получил отказ, поскольку не был предоставлен межевой план в виде электронного документа. 18 марта 2020 года он повторно обратился с аналогичным заявлением и приложил требуемый документ. Примерно через месяц ему сообщили о необходимости утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. 06 мая 2020 года он обратился с заявлением к главе Копейского городского округа Челябинской области с просьбой утвердить схему расположения земельного участка. 02 июня 2020 года в его просьбе отказали, поскольку собственник земельного участка не известен, заявителем не представлены документы на земельный участок, расположенное на нем строение. В связи с чем он обратился в Копейский городской суд Челябинской области с административным исковым заявлением о возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. 06 августа 2020 года в удовлетворении его требований было отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам по Челябинского областного суда решение Копейский городской суд Челябинской области было отменено, принято новое решение о частичном удовлетворении его требований, отказ признан незаконным, на администрацию Копейского городского округа возложена обязанность рассмотреть заявление повторно. 02 декабря 2020 года он вновь обратился в администрацию Копейского городского округа с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на которое 24 декабря 2020 года получил отказ. Он в судебном порядке обжаловал указанный отказ. 20 февраля 2021 года Копейским городским судом Челябинской области его требования удовлетворены. 11 мая 2021 года Челябинским областным судом вынесено апелляционное определение об оставлении решения Копейского городского суда Челябинской области от 20 февраля 2021 года без изменений. Во исполнение указанных решений судов, он обратился в администрацию Копейского городского округа, которой выдано постановление НОМЕР от 11 июня 2021 года об образовании земельного участка путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером НОМЕР и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. 21 июня 2021 года им сдан межевой план и указанное постановление, однако 30 июня 2021 года получено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета, поскольку согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером НОМЕР предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Копейскому городскому отделению региональной общественной организации «Союз обществ охотников и рыболовов» Челябинской области (далее по тексту - КГО РОО «Союз обществ охотников и рыболовов») в 1992 года. 15 июля 2021 года им подано заявление об обжаловании действий по приостановлению кадастрового учета председателю апелляционной комиссии по обжалованию решений. 03 августа 2021 года решением НОМЕР заседания апелляционной комиссии уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета от 30 июня 2021 года признано обоснованным. Просит признать незаконным действия государственного регистратора, выраженные в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета НОМЕР; признать незаконным решение НОМЕР от 03 августа 2021 года заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области обязанность произвести постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, расположенный по адресу: АДРЕС (л.д. 4-6).

Административный истец ФИО1, его представитель ФИО7 в судебное заседание не явились, извещены (том 1 л.д. 137, 151).

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен (том 1 л.д. 138). Представил возражения на административное исковое заявление, в которых указал, что 21 июня 2021 года в Управление Росреестра по Челябинской области обратился ФИО1 с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка. В качестве основания для осуществления государственного кадастрового учета был предоставлен межевой план, подготовленный 16 июня 2021 года кадастровым инженером Т.М.В., в результате выполненных кадастровых работ в связи с образованием одного земельного участка путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером НОМЕР По результатам проведения правовой экспертизы представленных документов государственным регистратором прав было принято решение, о чем ФИО1 было сообщено уведомлением о приостановлении государственного кадастрового учета от 30 июня 2021 года. В ходе правовой экспертизы было установлено, что в ЕГРН содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером НОМЕР, площадью 2316 кв.м, расположенном по адресу: АДРЕС, категория земель - «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования - «для магазина «Охотник». Сведения об указанном земельном участке внесены в ЕГРН 09 февраля 2006 года. Вместе с тем в составе реестрового дела в отношении указанного земельного участка содержится государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей НОМЕР, выданный Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам Копейскому городскому обществу охотников и рыболовов на праве бессрочного (постоянного) пользования. Указанный документ свидетельствует о наличии прав в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером НОМЕР вне зависимости от того, имеются ли зарегистрированные права, ограничения (обременения) прав на него. Исходя из представленных в Управление Росреестра по Челябинской области документов, был осуществлен раздел земельного участка с кадастровым номером НОМЕР и образование земельного участка площадью 577 кв.м в целях использования - «для магазина Охотник». Основанием для подготовки межевого плана от 16 июня 2021 года в числе прочих документов послужило постановление администрации Копейского городского округа «Об образовании земельного участка путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером НОМЕР и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» НОМЕР от 11 июня 2021 года, решение Копейского городского суда Челябинской области от 20 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 11 мая 2021 года. Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером НОМЕР был предоставлен Копейскому городскому обществу охотников и рыболовов (в настоящее время КГО РОО "Союз обществ охотников и рыболовов") на праве постоянного (бессрочного) пользования, которое является землепользователем участка. Судебные акты, на которые ссылается ФИО1, не возлагают на Управление Росреестра по Челябинской области обязанность по совершению каких-либо действий, в частности действий по постановке земельного участка на государственный кадастровый учет без согласия землепользователя. Принимая во внимание необходимости обязательного согласия землепользователей (прямо установленного законом) земельных участков на образование из них новых земельных участков, основания для осуществления государственного кадастрового учета у Управления Росреестра по Челябинской области отсутствовали, в связи с чем просит требования ФИО1 оставить без удовлетворения (том 1 л.д. 72-73).

Административные ответчики члены комиссии ФИО4, ФИО6, представитель заинтересованного лица КГО РОО «Союз обществ охотников и рыболовов» в судебное заседание не явились, извещены (том 1 л.д. 142, 143, том 2 л.д. 57).

Административные ответчики председатель комиссии ФИО3, член комиссии К.Р.М., государственный регистратор прав Управления Росреестра по Челябинской области ФИО2, извещены заказными письмами с уведомлением, корреспонденция возвращена по истечении срока хранения (том 1 л.д. 144, том 2 л.д. 58, 59).

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав в судебном заседании материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО1

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматривается в порядке, предусмотренном гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно п. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч. 2 ст. 62, ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В судебном заседании установлено, что решением Копейского городского суда Челябинской области от 20 февраля 2021 года удовлетворены административные исковые требования ФИО1 к администрации Копейского городского округа о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка. Признан незаконным отказ администрации Копейского городского округа от 24 декабря 2020 года в утверждении схемы расположения земельного участка; на администрацию Копейского городского округа Челябинской области возложена обязанность утвердить схему расположения земельного участка площадью 576 кв.м на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: АДРЕС, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером НОМЕР (том 1 л.д. 8-10).

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 11 мая 2021 года решение суда от 20 февраля 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации Копейского городского округа - без удовлетворения (том 1 л.д. 11-14).

Постановлением администрации Копейского городского округа НОМЕР от 11 июня 2021 года разделен с сохранением в измененных границах исходный земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, площадью 2316 кв.м, расположенный на землях населенных пунктов в производственной зоне (П2 - коммунально-складская зона), местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир магазин «Охотник». Почтовый адрес ориентира: АДРЕС, вид разрешенного использования - «для магазина «Охотник», с целью образования земельного участка с условным кадастровым номером НОМЕР площадью 557кв.м; утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории; земельному участку с условным кадастровым номером НОМЕР, площадью 577 кв.м присвоен адрес: АДРЕС; Курочкин вправе обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (том 1 л.д. 15).

21 июня 2021 года ФИО1 подано заявление о государственном кадастровом учете, а также межевой план указанного земельного участка (том 1 л.д. 17).

Согласно уведомлению НОМЕР от 30 июня 2021 года, приостановлен государственный кадастровый учет, поскольку необходимо предоставить в письменной форме согласие землепользователя КГО РОО «Союз обществ охотников и рыболовов» на раздел с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером НОМЕР (том 1 л.д. 18, 19).

15 июля 2021 года ФИО1 подал заявление председателю апелляционной комиссии по обжалованию решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав ФИО3 об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета НОМЕР от 30 июня 2021 года принятого Управлением Росреестра по Челябинской области регистратором ФИО2 (том 1 л.д. 20).

Решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав НОМЕР от 03 августа 2021 года признано обоснованным уведомление о приостановлении от 30 июня 2021 года (том 1 л.д. 21-23).

Согласно государственному акту НОМЕР от 09 июля 1992 года, Копейскому городскому обществу охотников и рыболовов, расположенному по адресу: пос. Шахты № 20 г. Копейска Челябинской области, озеро Курлады, озеро Курочкино, решением администрации г. Копейска НОМЕР от 03 июля 1992 года представлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 1,63 га для спортивно-рыболовной базы, охотничьего стана, магазина «Охотник» (том 1 л.д. 130-133, 155-160, 177-180).

Распоряжением администрации г. Копейска Челябинской области НОМЕР от 10 июля 1992 года в постоянное пользование закреплена за Копейским городским обществом охотников и рыболовов территория охотничьего стана площадью 0,6 га, расположенная на западном берегу озера Курлады и территория, прилегающая к магазину «Охотник» площадью 0,23 га в пос. бывшей шахты № 10 (том 1 л.д. 161, 181).

Распоряжением главы Копейского городского округа Челябинской области НОМЕР от 08 ноября 2007 года зданию, расположенному на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР, площадью 230 кв.м. присвоен адрес: АДРЕС (том 1 л.д. 193).

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, площадью 2316 кв.м, расположенный по адресу: относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир магазин «Охотник». Почтовый адрес ориентира: АДРЕС, отсутствуют (том 1 л.д. 52-56).

В соответствии с ч. 9 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно ст. 69 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости», права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

В силу ч. 1 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пп. 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

Согласно п. 1 ч. 6 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, при разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах в случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности.

В силу ч. 1, 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и представленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке.

Изучив представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца, поскольку для признания незаконными действий (бездействия) должностного лица необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов заявителя.

Данной совокупности в рассматриваемом случае не имеется, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований.

Поскольку земельный участок с кадастровым номером НОМЕР был предоставлен Копейскому городскому обществу охотников и рыболов (в настоящее время КГО РОО «Союз обществ охотников и рыболовов») на праве постоянного (бессрочного) пользования, которое является в настоящее время землепользователем этого участка, для осуществления государственного кадастрового учета необходимо его согласие на образование новых земельных участков, однако ФИО1 при подаче документов на постановку на кадастровый учет земельного участка предоставлено не было, также оно не было предоставлено в ходе рассмотрения настоящего дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, государственному регистратору прав Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области ФИО2, председателю апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав ФИО3, членам комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав ФИО4, ФИО5, ФИО6 о признании незаконным действий по приостановлению кадастрового учета земельного участка, возложении обязанности произвести постановку на кадастровый учет земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Копейский городской суд Челябинской области.

Председательствующий: