ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3445/2022 от 12.05.2022 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

дело № 2а-3445/2022

УИД 03RS0003-01-2022-002095-78

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 мая 2022 года гор. Уфа

Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Курамшиной А.Р.,

при секретаре судебного заседания Симоновой Д.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-3445/2022 по административному исковому заявлению Бакиева Рината Шамильевича к Совету городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Главному Управлению архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об оспаривании действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих,

УСТАНОВИЛ:

Бакиев Р.Ш. обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Главному Управлению архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о:

- признании незаконным полностью совершенного административным ответчиком действия (бездействия) по проведению общественных обсуждений по проекту Генерального плана городского округа город Уфа Республики Башкортостан до 2040 года,

- обязании административного ответчика совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, законных интересов административного истца, а именно: организовать проведение общественных обсуждений по проекту Генерального плана городского округа город Уфа Республики Башкортостан в соответствии с требованиями закона,

- в случае указания в решении по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) на необходимость его опубликования оно должно быть опубликовано в установленный судом срок в указанном судом печатном издании, а при отсутствии указания на такое издание в официальном печатном издании органа, организации, должностного лица.

Административный иск мотивирован тем, что решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ постановлено о назначении общественных обсуждений по проекту Генерального плана городского округа город Уфа Республики Башкортостан до 2040 года.

ДД.ММ.ГГГГ Бакиев Р.Ш. направил предложения и замечания в рамках общественных слушаний проекта генерального плана.

ДД.ММ.ГГГГ получен ответ, что принято в работу и будет учтено в рамках общественных слушаний.

ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано заключение о результатах общественных обсуждений по проекту Генерального плана городского округа город Уфа Республики Башкортостан до 2040 года, в котором не усматривается результат рассмотрения предложений и замечаний Бакиева Р.Ш., и само заключение выполнено с нарушениями.

Так, совершенное административным ответчиком действие (бездействие) по проведению общественных слушаний по проекту Генерального плана городского округа город Уфа Республики Башкортостан до 2040 года, которые назначены решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствует нормативным правовым актам (Конституции РФ, ГК РФ, ГрК РФ и т.д.), нарушены права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца: право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, право на возможность ознакомления с документами и материалами, право иметь имущество в собственности и т.д.

Не имеется сведений о соблюдении процедуры и наличие кворума при принятии решения, срок проведения общественных обсуждений составляет 53 дня, что меньше установленного ч.3.1.2 решения Совета ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ, не имеется сведений о дате и времени передачи проекта муниципального правового акта с приложением документов в Совет, согласно информации, размещенной в сети Интернет не усматриваются реквизиты решения Совета, как правового акта, бланка, в представленных материалах на общественных обсуждениях нет карты функциональных зон ГО г. Уфа РБ, <данные изъяты> как и остальные карты, в представленном отчете исполнителем не обоснованы методы и принципы выбора значения для разработанных зон и т.д.

Лица, участвующие в деле, на судебное заседание не явились, извещены заранее и надлежащим образом. Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в отсутствие указанных лиц.

Изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ постановлено о назначении общественных обсуждений по проекту Генерального плана ГО г. Уфа РБ до 2040 года.

ДД.ММ.ГГГГ Бакиев Р.Ш. направил в адрес Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан предложения и замечания в рамках общественных слушаний проекта генерального плана.

ДД.ММ.ГГГГ Бакиевым Р.Ш. получен ответ Главного Управления Архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о том, что обращение принято в работу и будет учтено в рамках общественных обсуждений в установленном законодательством порядке.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации собранные по делу доказательства в их совокупности, не усматривает законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.

Решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «Об общественных обсуждениях по проекту Генерального плана городского округа город Уфа Республики Башкортостан до 2040 года» принято уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления в рамках компетенции, установленной законодательством.

Согласно части 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 5 статьи 13 Устава городского округа город Уфа Республики Башкортостан (в редакции, действующей на момент принятия решения Совета от ДД.ММ.ГГГГ) по проектам генеральных планов проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется нормативным правовым актом представительного органа городского округа с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.

Во исполнение требований Градостроительного кодекса РФ и Устава городского округа город Уфа Республики Башкортостан порядок организации и проведения общественных обсуждений в сфере градостроительной деятельности на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан определен Положением об организации и проведении общественных обсуждений в сфере градостроительной деятельности на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утверждённым решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Положение об организации и проведении общественных обсуждений).

Согласно пунктам 1.5, 2.2 Положения об организации и проведении общественных обсуждений проект генерального плана городского округа подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях. По проекту генерального плана городского округа решение о назначении общественных обсуждений принимается в форме решения Совета.

Таким образом, Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан действовал в пределах компетенции.

Проект решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан «Об общественных обсуждениях по проекту Генерального плана городского округа город Уфа Республики Башкортостан до 2040 года» был внесен в Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан главой Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в соответствии с Регламентом внесения проектов муниципальных правовых актов в Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утверждённым решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Регламент внесения проектов).

В соответствии с пунктом 3.1 пакет документов при внесении проекта муниципального правового акта по вопросам, не относящимся к вопросам, указанным в пунктах 3.2, 3.3, настоящего Регламента должен состоять из:

1) сопроводительного письма, подписанного субъектом права нормотворческой инициативы, содержащего в том числе сведения об уполномоченном докладчике по проекту муниципального правового акта на заседаниях Совета, Президиума Совета, постоянных комиссий Совета (в случае внесения проекта муниципального правового акта главой Администрации – соответственно сведения о заместителе главы Администрации (управляющий делами Администрации);

2) проекта муниципального правового акта;

3) пояснительной записки, подписанной субъектом права нормотворческой инициативы, а при внесении главой Администрации – уполномоченным докладчиком;

4) финансово-экономического обоснования, подписанного субъектом права нормотворческой инициативы, а при внесении главой Администрации - уполномоченным докладчиком;

5) листа согласования;

6) заключения об оценке регулирующего воздействия, в случае если проект муниципального правового акта затрагивает вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности;

7) проекта документа, который выносится на публичные слушания (общественные обсуждения), пояснительной записки к нему и листа согласования. Пояснительная записка и лист согласования не прикладывается к проектам документов, которые после прохождения публичных слушаний (общественных обсуждений) утверждаются Администрацией;

8) иных документов в соответствии с требованиями законодательства.

Так, при внесении проекта решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан «Об общественных обсуждениях по проекту Генерального плана городского округа город Уфа Республики Башкортостан до 2040 года» были предоставлены все необходимые документы, а именно:

- непосредственно проект решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан «Об общественных обсуждениях по проекту Генерального плана городского округа город Уфа Республики Башкортостан до 2040 года»;

- сопроводительное письмо главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в адрес председателя Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан с просьбой назначить общественные обсуждения от ДД.ММ.ГГГГ;

- пояснительная записка;

- финансово-экономическое обоснование;

- листы согласования.

Таким образом, требования Регламента внесения проектов были соблюдены.

В соответствии с протоколом заседания Совета от ДД.ММ.ГГГГ на заседании Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан присутствовал прокурор города Уфы. Результаты голосования по проекту решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан «Об общественных обсуждениях по проекту Генерального плана городского округа город Уфа Республики Башкортостан до 2040 года» составили: «За» – 31, «против» – 0, «воздержались» – 0, «не голосовали» – 1.

Оповещение о начале общественных обсуждений по проекту Генерального плана городского округа город Уфа Республики Башкортостан до 2040 года опубликовано в газете «Уфимские ведомости» от ДД.ММ.ГГГГ (), а также на официальном сайте Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно данному оповещению срок проведения общественных обсуждений по проекту Генерального плана городского округа городского округа город Уфа Республики Башкортостан до 2040 года установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 3.1.2 Положения об организации и проведении общественных обсуждений срок проведения общественных обсуждений с момента оповещения жителей городского округа об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений составляет 55 календарных дней по проекту генерального плана городского округа.

Момент оповещения – ДД.ММ.ГГГГ в газете «Уфимские ведомости».

В соответствии с пунктом 2.26 Положения об организации и проведении общественных обсуждений заключение о результатах общественных обсуждений подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте.

Заключение о результатах общественных обсуждений опубликовано в газете «Уфимские ведомости» от ДД.ММ.ГГГГ (), размещено на официальном сайте Совета – ДД.ММ.ГГГГ, а также в полном объёме заключение размещено в официальном сетевом издании - Городской электронной газете ufaved.info (www.ufaved.info) ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно заключению о результатах проведения общественных обсуждений по проекту Генерального плана городского округа город Уфа Республики Башкортостан до 2040 года общественные обсуждения было рекомендовано признать состоявшимися, а результат обсуждений – положительный с учетом предложений, признанных целесообразными.

Таким образом, сроки проведения общественных обсуждений соблюдены.

В соответствии с пунктом 2.10 Положения об организации и проведении общественных обсуждений органом, уполномоченным на организацию и проведение общественных обсуждений (далее – Уполномоченный орган) по проекту генерального плана городского округа, является межведомственная комиссия по проведению общественных обсуждений в сфере градостроительной деятельности городского округа, создаваемая решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

В соответствии с пунктом 2.11 указанного Положения организационное и техническое обеспечение деятельности уполномоченных органов, указанных в пункте 2.10 настоящего Положения, осуществляет Администрация, в том числе организацию размещения информационных материалов по проекту, вынесенному на общественные обсуждения, проведение экспозиции или экспозиций такого проекта, консультирование по проекту, предварительное рассмотрение поступивших предложений по проекту, подготовку проведения заседаний уполномоченного органа, подготовку протокола общественных обсуждений и проекта заключения о результатах общественных обсуждений.

Права и обязанности Уполномоченного органа также отражены в Положении об организации и проведении общественных обсуждений (раздел 2).

Согласно пункту 2.29 данного Положения Администрация обеспечивает хранение итоговых документов общественных обсуждений и документов, связанных с организацией и проведением общественных обсуждений, в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Башкортостан для хранения официальных документов.

Проект Генерального плана городского округа город Уфа Республики Башкортостан разрабатывался Государственным автономным учреждением города Москвы «Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы» в рамках муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Государственным автономным учреждением города Москвы «Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы» (ГАУ «Институт Генплана Москвы»).

Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан стороной контрактных обязательств не являлся, участие в его исполнении не принимал, так как указанное находится вне рамок компетенции Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Таким образом, нарушения процедуры принятия решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ и, соответственно, порядка назначения и проведения общественных обсуждений по проекту Генерального плана городского округа город Уфа Республики Башкортостан не допущены.

По смыслу ч. 1 ст. 218, п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для признания решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является совокупность обстоятельств, установленных в судебном заседании, подтверждающих, что оспариваемые решения, действия нарушают права, и свободы административного истца, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту.

Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не усматривается.

Поскольку права, свободы и законные интересы административного истца административными ответчиками не нарушались, а именно бездействий со стороны административных ответчиков также не установлено, какое-либо решение, нарушающее или затрагивающее права и законные интересы административного истца, административным ответчиком не принималось, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения административных исковых требований Бакиева Р.Ш.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении административного иска Бакиева Рината Шамильевича к Совету городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Главному Управлению архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о:

- признании незаконным полностью совершенного административным ответчиком действия (бездействия) по проведению общественных обсуждений по проекту Генерального плана городского округа город Уфа Республики Башкортостан до 2040 года,

- обязании административного ответчика совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, законных интересов административного истца, а именно: организовать проведение общественных обсуждений по проекту Генерального плана городского округа город Уфа Республики Башкортостан в соответствии с требованиями закона,

- в случае указания в решении по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) на необходимость его опубликования оно должно быть опубликовано в установленный судом срок в указанном судом печатном издании, а при отсутствии указания на такое издание в официальном печатном издании органа, организации, должностного лица отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан.

Решение в окончательной форме изготовлено 12 мая 2022 года.

Судья А.Р. Курамшина