ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3447/2023 от 20.06.2023 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-3447/2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

20 июня 2023 года город Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе:

председательствующего судьи Хомушку А.Б.,

при секретаре судебных заседаний Монгуш Ч.Б.,

с участием старшего помощника прокурора Омзаар Ч.О.,

представителя административных истцов по доверенности ФИО6,

представителя административного ответчика по доверенности Троякова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-3447/2023 по административному исковому заявлению ФИО2, ФИО6 к мэрии города Кызыла, Муниципальной межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции о признании незаконным заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ и акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, об исключении жилого дома по адресу: <адрес> из республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в республике Тыва на 2013-2022, утвержденную постановлением Правительства республики Тыва 30.11.2012 №667,

у с т а н о в и л:

административный истцы ФИО1 и ФИО2 обратились в суд к мэрии <адрес> с административным исковым заявлением о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ и акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, об исключении жилого дома по адресу: <адрес> из республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> на 2013-2022, утвержденную постановлением Правительства <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование административного иска истцы указывают на то, что ФИО1 и ФИО2 (далее - административные истцы), зарегистрированы и проживают в <адрес>, являются собственниками данного жилого помещения на основании договора купли –продажи жилого дома (1/4 доли) от ДД.ММ.ГГГГг., заключенного между административными истцами и ФИО3, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 17-АВ , выданным Управлением Росреестра по <адрес>ДД.ММ.ГГГГг. Из искового заявления Мэрии города Кызыла административным истцам стало известно о документах, послуживших основанием для обращения в суд с требованием о прекращении права собственности. К таким документам относятся акт обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключение о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГг. межведомственная комиссия, созданная на основании постановления мэра <адрес> от 28.11.2008г. , провела обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. На момент проведения обследования, ФИО4 являлась собственником жилого помещения на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГг., зарегистрированного в реестре Кызылской государственной нотариальной конторы под , а также в Бюро технической инвентаризации <адрес> в книге <данные изъяты>. Однако, заявителем для проведения обследования выступила заместитель начальника Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Кызыла, Шиляева Л.Н. Как следует из акта обследования, Шиляева JI.H. выступила заявителем и уполномоченным лицом от имени собственника ФИО3 при проведении обследования жилого помещения. В заключении о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания в качестве приглашенного собственника помещения или уполномоченного им лица также указана Шиляева JI.H. При этом, ФИО3 являясь законным собственником жилого помещения, не обращалась в межведомственную комиссию с заявлением о проведении обследования жилого помещения, не привлекалась межведомственной комиссией к участию в обследовании жилого помещения и, более того, не передавала полномочия собственника жилого помещения третьим лицам в лице Шиляевой Л.Н. По результатам обследования жилого дома членами межведомственной комиссии ДД.ММ.ГГГГ составлен акт обследования и ДД.ММ.ГГГГ вынесено заключение с признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> непригодным для постоянного проживания в связи с физическим износом более 100%. Однако, межведомственная комиссия не уполномочена делать заключение о степени износа жилого помещения. Признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование (пункт 44 Положения). Вместе с тем ни акт, ни заключение межведомственной комиссии не содержат сведений о проведении осмотра многоквартирного дома на предмет непригодности проживания в нём специализированной организацией (Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от <данные изъяты>). При таких обстоятельствах, заключение межведомственной комиссии нельзя признать законным, принятым с соблюдением требований Положения, поскольку собственник жилого помещения не привлекалась к участию в обследовании, не обращалась в межведомственную комиссию и не передавала полномочия собственника третьим лицам для участия в работе межведомственной комиссии для обследования жилого помещения и более того, выводы о состоянии жилого помещения не основаны на всестороннем исследовании всех факторов, влияющих на безопасность проживания в жилом доме. Действиями административного ответчика нарушены права и законные интересы административных истцов, являющихся собственниками жилого дома по адресу: <адрес>. На основании изложенного, просит суд признать заключение о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ и акт обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, исключить жилой дом по адресу: <адрес> из республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> на 2013-2022, утвержденную постановлением Правительства <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

В своем возражении мэрия г. Кызыла просит отказать в удовлетворении иска в полном объеме на основании следующего: На территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» постановлением мэрии г. Кызыла от <данные изъяты> была создана муниципальная межведомственная комиссия и утверждено ее Положение (далее - Положение комиссии) по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Так, заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в связи с большим износом в процессе его эксплуатации (износ 100%), в соответствии с п. 34, п. 38 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ). Заключение принято межведомственной комиссией в составе председателя комиссии и ее членов, в числе которых значатся должностные лица, орган местного самоуправления из профильных Департаментов, должностные лица обслуживающей многоквартирный дом организации ООО УК «Жилсервис», должностные лица Управления Роспотребнадзора по <адрес>, главные государственные инспектора Службы государственной жилищной инспекции Республики Тыва, по пожарному надзору УГПН ГУ МЧС России по <адрес>, а также с участием приглашенных экспертов ОАО «Тувагражданпроект». Заключение межведомственной комиссии принято также на основании акта обследования помещения межведомственной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ, в котором установлено, что многоквартирный дом по <адрес> – деревянный, одноэтажный, год постройки 1951 года, срок фактической эксплуатации - 78 лет, нормативный срок эксплуатации деревянных конструкций составляет - 50 лет, общая площадь 100,10 кв.м. Фундамент – на деревянных стульях, нижние венцы полностью сгнили, местами - осадки; стены имеют массовые трещины, перекошены, повреждены гнилью; чердачное покрытие имеет массовые недопустимые прогибы до 5,0 см; деформации фундамента, стен, несущих конструкций чердачного перекрытия свидетельствуют об исчерпании их несущей способности вследствие старения и опасности обрушения здания дома в целом; кроме того, проект, по которому строился этот дом, не предусматривал антисейсмические мероприятия; инженерные системы дома (вентиляция, электроосвещение) не отвечают требованиям санитарно- эпидемиологической безопасности, микроклимат жилых помещений (квартир) не соответствует необходимым санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам. Многоквартирный дом по <адрес> включен в перечень аварийных многоквартирных домов (позиция 135) республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> на 2013 - 2022 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, где срок отселения и сноса дома указан 2021 год. В приложениях 1 и 2 республиканской Программы в перечне многоквартирных жилых домов числится многоквартирный дом по <адрес> (позиция 135). Датой переселения граждан многоквартирного дома указан IV квартал 2020 г., а сноса IV 2021. Таким образом, жилой дом по <адрес> признан аварийным, включен в Республиканскую Программу переселения и находится на стадии завершения по переселению. Истцами пропущен срок исковой давности по оспариванию Постановления Правительства РТ от ДД.ММ.ГГГГ по ГПК РФ и по КАС РФ. Данное Постановление опубликовано в установленном порядке в издании "Нормативные акты Республики Тыва", в газете "Тувинская правда", , от ДД.ММ.ГГГГ, размещен на СПС «Консультант плюс», «Гарант». С указанной даты опубликования истек общий срок исковой давности 3 месяца по ст. 219 КАС РФ, 3 года по ст. 199 ГПК РФ. Перечень признанных аварийных многоквартирных домов публиковалось с 2013 г. в газетах «Тувинская правда», размещено в свободном доступе сети Интернет, в СПС «Консультант плюс», «Гарант», в порталах многоквартирных домов по России (online-gkh.rmrespublika-tyva, prawdom.ru). Таким образом, сведения о том, что многоквартирный дом по <адрес> признан аварийным было в свободном доступе в СМИ с 2012 года, а также на информационных порталах и вывешивалось обслуживающей организацией в границах многоквартирного дома.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент архитектуры, земельных и имущественных отношений мэрии <адрес>, ФИО11, ФИО12, ФИО13

В ходе рассмотрения исковых требований в судебном заседании представитель административных истцов ФИО6 поддержал их требования по указанным в исковом заявлении основаниям.

Представитель административного ответчика мэрии г.Кызыла Трояков А.С., действующий на основании доверенности, с иском не согласился, просил отказать, пояснив, что сведения о признании указанного жилого дома непригодным для проживания своевременно в открытом доступе были освещены в средствах массовой информации, срок подачи иска пропущены.

Представитель межведомственной комиссии, а также заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц в судебное заседание нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон. Согласно ч.2 ст.150 КАС РФ, если лица, участвующие в деле, не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц. Учитывая то, что не явившиеся в судебное заседание лица о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, их неявка не является препятствием рассмотрения дела, тем самым, суд считает возможным рассмотреть дело без участия указанных лиц на основании ст.150 КАС РФ.

Выслушав доводы лиц, участвующих в судебном заседании, заключение прокурора, полагавшей возможным удовлетворить иск, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или: иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего: (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению, их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

В ходе разрешения вопроса о причинах пропуска срока обращения истцами в суд с исковым заявлением представитель истцов пояснил суду о том, что истцы узнали о своем нарушенном праве, когда мэрия города Кызыла обратилась в суд 22.11.2022 с исковым заявлением о прекращении права собственности, выселении истцов из аварийного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения. Между тем, административные ответчики не представили суду сведений, опровергающих доводы истцов в этой части, а также сведений о своевременном направлении истцам оспариваемых акта обследования помещения от 10.08.2009 и заключения о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от 17.08.2009.

При таких обстоятельствах, суд считает, что административными истцами трехмесячный срок обращения в суд с исковым заявлением не пропущен.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации. К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в числе прочих, относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещений, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), которое, в числе прочего, регламентирует деятельность межведомственной комиссии, устанавливает порядок и требования к проведению оценки объектов.

В соответствии с пунктами. 7, 8, 42, 43, 45, 47, 48, 49 Положения в редакции, действовавшей на 2009 года, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным, в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создаёт в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях, органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признаёт жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признаёт многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признаний жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного Проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом, признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения – о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

По окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению № 1. В случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению № 2.

Как следует из материалов дела, постановлением мэра г. Кызыла от 28 ноября 2008 года №1742 в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» и Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым, помещением, жилого помещения непригодным для проживания и Многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» утверждена муниципальная межведомственная комиссия о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ обследования помещения – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, межведомственная комиссия, назначенная Постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в составе председателя Кара-оола М.Х. – первого заместителя мэра г. Кызыла, заместителя председателя Кызыл –оола С.Т. – начальника Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г.Кызыла, членов комиссии: Годяева Е.Я. - начальника управления по жизнеобеспечению и реформе ЖКХ; Монгуша А.Д. – начальника отдела градостроительства Мэрии г. Кызыла; Куулара М.К. - главного жилищного инспектора Службы государственной жилищной инспекции РТ; Качана С.И. – директора Департамента капитального строительства мэрии г. Кызыла; Сагашева Н.С. - начальника ПТО ООО УК «Жилсервис»; Руднева Б.В. – генерального директора ОАО «Тувагражданпроект»; Кочеткова В.И. – главный государственный инспектор Тувинского Территориального отделения Енисейского межрегионального территориального управления Ростехнадзора; Монгуша С.О. – главного специалиста Отдела надзора и контроля управления Роспотребнадзора по РТ; Ушакова Е.Ю. - главного государственного инспектора отдела по г. Кызылу по пожарному надзору УГПН ГУ МЧС России по РТ при участии приглашенных экспертов Оюна А.Л. - начальника ОАО «Тувагражданпроект» и приглашенного собственника помещения или уполномоченного им лица Шиляевой JI.IН. – заместителя начальника Департамента земельных и имущественных отношении мэрии г. Кызыла произвела обследование помещения по заявлению Шиляевой JI.H. Краткое описание состояния дома: дом деревянный, одноэтажный, 1959 года постройки, срок фактической эксплуатации - 52 года, перекрытия деревянные, нормативный срок эксплуатации деревянных конструкций составляет не более 30 лет, общая площадь - 68,9 кв.м. Сведения о несоответствиях установленным требованиям: фундамент - бетонные, имеются местами трещины, перекрытие – несущие-балки, перегибы от старости усталости; практически все несущие деревянные конструкции отслужили свой нормативный срок; стены имеют массовые недопустимые прогибы до 5,0 см, деформаций фундамента, стен, несущих конструкций чердачного покрытия свидетельствуют об исчерпании их несущей способности вследствие старения и опасности обрушения здания дома в целом; кроме того, проект по которому строился этот дом, не предусматривал антисейсмические мероприятия; инженерные системы дома (вентиляция, электроосвещение) не отвечают требованиям санитарно- эпидемиологической безопасности, микроклимат жилых помещений (квартир) не соответствует необходимым санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам.

Заключение комиссии по результатам обследования: признать жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу.

Заключением от ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия, назначенная постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в вышеуказанном составе, при участии собственника помещения и уполномоченного им лица ФИО10 произвела обследование помещения по заявлению ФИО10 и приняла заключение о признании многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, аварийном и подлежащим сносу в связи с большим износом в процессе его эксплуатации (износ более 100%).

Понятие многоквартирного дома дано в пункте 6 Положения, согласно которому многоквартирным домом признаётся совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.

Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Вышеуказанный дом состоит из четырех квартир, имеющих самостоятельные выходы на земельный участок, поэтому жилой дом по адресу: <адрес> относится к многоквартирным домам.

Согласно приложению к республиканской адресной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда в РТ на 2013-2022 год, Постановления Правительства РТ от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в указанную программу включено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

Суд считает, что акт от ДД.ММ.ГГГГ и заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания в силу нарушения процедуры признания данного дома аварийным приняты в нарушение требований Положения , так как к участию в комиссии не привлекались собственники жилых помещений, не было проведено его обследование специализированной организацией, были допущены существенные нарушения прав и законных интересов собственников многоквартирного жилого дома, отсутствуют сведения о том, что лицо, указанное в акте обследования и заключении комиссии - Шиляева Л.Н. была уполномочена представлять интересы собственников во время заседания комиссии, тем более, обращаться с заявлением в мэрию г. Кызыла о признании их дома непригодным для проживания.

Таким образом, судом установлено, что обследование проводилось без установленных оснований, так как заявлений собственников на проведение обследования не предоставлялось и не привлекались межведомственной комиссией для участия в ее работе, эксперты проектно-изыскательских организаций не привлекались.

Представителем административного ответчика не представлено доказательств, свидетельствующих обратное и подтверждающее правомерность и законность действия межведомственной комиссии, которая приняла решение о признании жилого дома по адресу: <адрес> отсутствие собственников многоквартирного дома, не представлено уведомления собственников о предстоящем обследовании дома, заседании комиссии, в которой они могут принять участие и проголосовать.

Поскольку в соответствии с абзацем пятым п. 7 упомянутого выше Положения собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса, то не привлечение заявителей к работе в комиссии при проведении обследования жилого дома является нарушением установленного порядка.

Кроме того, в нарушение установленной п. 44 Положения процедуры проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям многоквартирный дом был признан аварийным и подлежащим сносу без проведения его обследования специализированной организацией, тогда как решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование (абзац седьмой п. 44 Положения).

В соответствии с пунктом 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом, проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе, рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкции жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям (пункт 44 Положения).

Согласно пункту 42 Положения (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494, действовавшей на момент проведения осмотра комиссией и потому подлежащей применению) комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Из анализа пункта 42 Положения в совокупности с положениями пункта 48 Положения следует, что любое решение комиссии должно быть обусловлено оценкой соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям.

Согласно п. 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Установлено, что собственниками ? доли жилого дома по адресу: <адрес> являются ФИО1 и ФИО2 на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи ? доли от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО5, согласно сведениям, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано право собственности на указанную долю.

Заинтересованные лица – собственники квартир ФИО11, ФИО25, ФИО13 получили пригодные для постоянного проживания жилые помещения в рамках программы переселения.

Бремя распределения обязанности по доказыванию юридически значимых обстоятельств по делу между лицами, участвующими по делу, судом было распределено. При таких обстоятельствах, административными ответчиками суду не представлены сведения о том, что собственники квартир ФИО3, либо иные жильцы <адрес> обращались в мэрию <адрес> с заявлением о проведении акта обследования, а также сведений об их участии в проведении обследования дома.

При таких обстоятельствах, требования административных истцов в этой части обоснованны и подлежат удовлетворению.

Что касается требований административных истцов об исключении жилого дома по адресу: <адрес> из республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> на 2013-2022 суд исходит из следующего:

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Постановлением Мэрии г. Кызыла от 27 декабря 2013 года № 1802 «Об утверждении новой редакции муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории г. Кызыла, в 2013-2017 годах с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства» (далее – постановление, постановление мэрии) жилой дом, находящийся по адресу: <адрес> включён в перечень аварийных многоквартирных домов (Приложение , пункт 37 Перечня), планируемых к сносу. Оспариваемое постановление мэрии нарушает права и законные интересы административного истца и заинтересованных лиц, поскольку они являются собственниками помещений в доме, который на основании этого постановления может быть снесён.

В соответствии со статьёй 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Основанием для разработки муниципальной адресной программы, утверждённой оспариваемым постановлением мэрии, как указано в ней, является Федеральный закон от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (с последующими изменениями), Жилищный Кодекс Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47, Постановление Мэрии г. Кызыла о создании межведомственной комиссии от 28 ноября 2008 года № 1742.

В Федеральном законе от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления мэрии, и в действующей редакции закона отсутствует указание на то, что органы местного самоуправления имеют право принимать муниципальные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в этом законе указано только на то, что могут приниматься муниципальные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (пункт 1 части 2 статьи 15 Федерального закона).

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений перечислены в статье 14 Жилищного Кодекса Российской Федерации, в нём только указано на такое полномочие как признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, а также определено, что к полномочиям органов местного самоуправления относятся иные вопросы, отнесённые к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 48 и абзацем 2 пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в редакции от 08.04.2013 года), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, по окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению № 1.

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издаёт распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, из буквального толкования вышеуказанных норм права следует, что после принятия межведомственной комиссией заключения о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, орган местного самоуправления обязан принимать решение в форме распоряжения, с указанием срока сноса данного жилого дома и срока отселения физических и юридических лиц, проживающих в этом доме. Распоряжение принимается органом местного самоуправления по каждому дому отдельно.

При таких обстоятельствах, мэрия г. Кызыла не наделена полномочиями по принятию муниципальных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, тем более, что в оспариваемом постановлении мэрии речь идёт о финансировании этой программы из федерального бюджета и бюджета Республики Тыва, а не из местного бюджета.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон № 185-ФЗ) Российской Федерацией создаётся государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 данного закона предоставляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счёт своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

По смыслу части 2 статьи 16 поименованного Федерального закона № 185-ФЗ в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в специальный перечень, являющийся обязательной составляющей этой программы, включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в установленном порядке.

Такое же положение содержалось ранее и в утратившей силу с 26 декабря 2012 года статье 20.6 Федерального закона № 185-ФЗ, касающейся региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного строительства, а также содержится в оспариваемом постановлении мэрии (раздел «Цели и задачи Программы»).

Между тем заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, послужившее основанием для включения многоквартирного дома по адресу: <адрес>, муниципальную адресную программу, признано незаконным ввиду нарушения установленного законодательством порядка.

При таком положении включение вышеуказанного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в муниципальную адресную программу противоречит приведённому выше федеральному законодательству, поэтому административный иск ФИО26 об оспаривании постановления Мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении новой редакции муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории <адрес>, в 2013-2017 годах, с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства» в части включения многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, в Перечень аварийных многоквартирных домов (Приложение , пункт 135 Перечня), подлежит удовлетворению, так как оно принято с нарушением полномочий на осуществление правового регулирования данного вопроса, включение в муниципальную адресную программу домов, признанных аварийными и подлежащими сносу после 1 января 2012 года, противоречит ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ.

Согласно части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Таким образом, суд считает необходимым обязать мэрию г. Кызыла опубликовать сообщение о принятом решении в печатных изданиях и разместить сообщение на официальном сайте городского округа "<адрес> Республики Тыва" (www.mkyzyl.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ суд

р е ш и л:

административное исковое заявление ФИО2, ФИО6 к мэрии города Кызыла, Муниципальной межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции о признании незаконным заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ и акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, об исключении жилого дома по адресу: <адрес> из республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в республике Тыва на 2013-2022, утвержденную постановлением Правительства республики Тыва 30.11.2012 №667 удовлетворить.

Признать незаконным и нарушающим права и законные интересы ФИО2 и ФИО6 заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ и акта обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Постановление мэрии г. Кызыла от 27 декабря 2013 года № 1802 «Об утверждении новой редакции муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории г. Кызыла, в 2013-2017 годах, с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства» в части включения многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, в Перечень аварийных многоквартирных домов (Приложение , пункт 135 Перечня).

Обязать мэрию <адрес> опубликовать сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в периодических печатных средствах массовой информации и разместить сообщение на официальном сайте городского округа «<адрес> Республики Тыва» www.mkyzyl.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.

Судья: Хомушку А.Б.