ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3449/19 от 25.09.2019 Октябрьского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

№ 2а-3449/2019

64RS0047-01-2019-003604-85

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 сентября 2019 г. город Саратов

Октябрьский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Рыбакова Р.В.,

при секретаре Назаровой К.Г.,

с участием представителей административного истца по доверенности Андреева А.В. и Романова А.С.,

представителя административных ответчиков по доверенностям Вдовиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Велиева И.А.О. к отделу по вопросам миграции отдела полиции № 5 в составе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, Управлению по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области и начальнику отделу по вопросам миграции отдела полиции № 5 в составе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации Степановой О.И. о признании незаконным бездействия по рассмотрению заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации,

установил:

Велиев И.А.О. обратился в суд с административным иском к отделу по вопросам миграции отдела полиции № 5 в составе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным бездействия по рассмотрению заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

В процессе судебного разбирательства по ходатайству представителей истца в качестве административных соответчиков привлечена Степанова О.И. и Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Саратовской области.

Уточненные требования административного истца мотивированы тем, что <дата> он, являясь гражданином Азербайджанской Республики, обратился в отдел по вопросам миграции ОП № 5 в составе УМВД России по городу Саратову по вопросу получения государственной услуги по выдаче иностранному гражданину, прибывшему на территорию Российской Федерации в порядке не требующем получения визы, разрешения на временное проживание в Российской Федерации в пределах квоты, установленной на 2019 г. Для подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание и получения государственной услуги им был передан исчерпывающий перечень документов, прилагаемый к заявлению. <дата> заявление и прилагаемые к нему документы были проверены и приняты к рассмотрению старшим инспектором отдела по вопросам миграции ОП № 5 в составе УМВД России по г. Саратову ФИО1, о чем свидетельствует, выданная справка . <дата> ему позвонил представитель отдела по вопросам миграции ОП № 5 в составе УМВД России по г. Саратову и сообщил о том, что ему необходимо явиться в отдел для получения ответа. В связи с тем, что он отсутствовал в городе Саратове, в отдел по вопросам миграции явился его представитель по доверенности, который получил на руки ответ от <дата> за подписью начальника отдела по вопросам миграции ОП № 5 в составе УМВД России по г. Саратову Степановой О.И. Согласно ответу, для получения разрешения на временное проживание иностранному гражданину или лицу без гражданства, он должен подпадать под основания, предусмотренные ст. 6 Федерального закона и постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2003 г. № 193 «Об утверждении правил определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации». В связи с отсутствием указанных оснований, в принятии заявления и приложенных к нему документов ему было отказано и рекомендовано обратиться в отдел по вопросам миграции отдела полиции № 5 в составе УМВД России по г. Саратову с заявлением о выделении квоты. Само учетное дело со всеми документами, направлено ему почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения. Отказ в приеме заявления и документов для предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации нарушает его право проживать в Российской Федерации в данном правовом статусе, необходимость в получении которого связана с получением гражданства Российской Федерации. Считаю, что действия начальника отдела по вопросам миграции ОП № 5 в составе УМВД России по г. Саратову выразившиеся в возврате заявления и дальнейшем отказе в его принятии противоречат Федеральному закону, а также Административному регламенту. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от <дата> на 2019 г. установлена квота на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства - 83 480 разрешений на временное проживание в Российской Федерации, из них на Саратовскую область выделено 3 500 разрешений. Действующее законодательство, регулирующее вопросы выдачи разрешения на временное проживание, не предусматривает процедуру согласования выделения квоты, как предшествующую процедуре принятия и рассмотрения заявления о выдаче разрешения на временное проживание. Согласно сведениям, представленным на официальном сайте ГУ МВД России по Саратовской области на <дата> израсходовано квот на выдачу иностранным гражданам разрешения на временное проживание 379 единиц, что прямо свидетельствует о ее наличии в настоящее время. Кроме того, в своем отказе начальник отдела по вопросам миграции ОП № 5 в составе УМВД России по г. Саратову Степанова О.И. указывает на отказ в принятии заявления и приложенных к нему документов на разрешение на временное проживание, рекомендуя обратиться с заявлением о выделении квоты в тоже самое подразделение руководителем которого она же является, что также свидетельствует о наличии неизрасходованной квоты. Учитывая изложенное, а также исходя из отсутствия в действующем законодательстве процедуры разрешения вопроса о выделении квоты иностранному гражданину как условия принятия у него заявления на выдачу разрешения на временное проживание, действия начальника отдела по вопросам миграции ОП № 5 в составе УМВД России по г. Саратову Степановой О.И. являются незаконными. На основании изложенного признать незаконными действия начальника отдела по вопросам миграции ОП № 5 УМВД России по г. Саратову Степановой О.И. по рассмотрению его заявления о выдаче разрешение на временное проживание с учетом установленной квоты на 2019 г. Обязать отдела по вопросам миграции ОП № 5 УМВД России по г. Саратову рассмотреть его заявление о выдаче разрешения на временное проживание.

Представители административного истца по доверенности Андреев А.В. и Романов А.С. административный иск поддержали и просили его удовлетворить. Романов А.С. дополнительно пояснил, что совместно с Велиевым И.А.О. он приходил для подачи документов. При этом в отделе по вопросам миграции им не разъяснили необходимость подачи дополнительного заявления на выдачу квоты. На следующий день <дата>, то есть после отказа в принятии документов ему сообщили о необходимости подачи такого заявления. Приказ ГУ МВД по Саратовской области , на который ссылается представитель административных ответчиков, официально не опубликован и нормативной силы не имеет.

Представитель административных ответчиков ОП № 5 в составе УМВД России по городу Саратову и ГУ МВД по Саратовской области по доверенностям Вдовина С.В. административный иск не признала и просила отказать в его удовлетворении, так как на основании Приказа ГУ МВД по Саратовской области , создана комиссия, распределяющая квоты на выдачу временного разрешения на проживание в РФ. Этим приказом, который официально не опубликован и являющегося внутренним документом, установлена необходимость иностранным гражданам обращаться с отдельным документом на выдачу квоты. В связи с тем, что такое заявление административным истцом <дата> подано не было, ему отказали в принятии документов. О рассмотрении заявления Велиева И.А.О. о выделении квоты от <дата> ей ничего не известно.

Истец Велиев И.А.О. и административный ответчик Степанова О.И. в судебное заседание не явились, извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.

Суд с учетом мнения участников процесса и положений ч. 6 ст. 226 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся административного истца и административного ответчика.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы, суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации действия и решения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод, могут быть обжалованы в суд.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулируются Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» дано определение понятию «разрешение на временное проживание» - это подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

Согласно п. 1 ст. 6.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением иностранных граждан, указанных в п. 3 ст. 6 настоящего Федерального закона, разрешение на временное проживание выдается с учетом квоты, утвержденной Правительством РФ в соответствии с п. 2 ст. 6 настоящего Федерального закона.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от <дата> на 2019 г. установлена квота на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства - 83 480 разрешений на временное проживание в Российской Федерации, из них на Саратовскую область выделено 3 500 разрешений.

Перечень документов, которые иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, должен подать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции для получения разрешения на временное проживание, установлен п. 2 ст. 6.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Согласно п. 4 ст. 6.1 этого Федерального закона отказ в приеме данного заявления не допускается, за исключением случаев, когда не предъявлен какой-либо из документов, указанных в п. 2 настоящей статьи, или не уплачена государственная пошлина.

Судом установлено, что <дата> гражданин Азербайджанской Республики Велиев И.А.О. обратился в отдел по вопросам миграции ОП № 5 в составе УМВД России по городу Саратову по вопросу получения государственной услуги по выдаче иностранному гражданину, прибывшему на территорию Российской Федерации в порядке не требующем получения визы, разрешения на временное проживание в Российской Федерации в пределах квоты, установленной на 2019 г. (л.д. 9, 10).

По результатам рассмотрения заявления Велиева И.А.О. начальником отдела по вопросам миграции ОП № 5 в составе УМВД России по г. Саратову Степановой О.И. был подписан ответ от <дата> согласно которому, для получения разрешения на временное проживание иностранному гражданину или лицу без гражданства, Велиев И.А.О. должен подпадать под основания, предусмотренные ст. 6 Федерального закона и постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2003 г. № 193 «Об утверждении правил определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации». В связи с отсутствием указанных оснований, в принятии заявления и приложенных к нему документов Велиеву И.А.О. было отказано и рекомендовано обратиться в отдел по вопросам миграции отдела полиции № 5 в составе УМВД России по г. Саратову с заявлением о выделении квоты.

Как указано выше в силу закона отказ в приеме заявления не допускается, за исключением случаев, когда не предъявлен какой-либо из документов, указанных в п. 2 настоящей статьи, или не уплачена государственная пошлина.

Доказательств наличия таких оснований административными ответчиками суду не предоставлено.

Пунктами 42-43.1 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также форм отметки и бланка документа о разрешении на временное проживание в Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 27 ноября 2017 г. № 891 установлено, что непредставление заявителем указанных в п.п. 48-41 Административного регламента документов не является основанием для отказа в приеме заявления к рассмотрению.

Запрещается требовать от заявителя: представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.

В пп. 44-45.5 Административного регламента установлены исчерпывающие основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, одним из которых является исчерпание квот на выдачу разрешений на временное проживание (п. 44.6).

С официального Интернет-сайта ГУ МВД по Саратовской области (л.д. 53-54) следует, что по состоянию на дату подачи административного иска ГУ МВД по Саратовской области распределено 379 квот из выделенных 3 500 квот.

Данное обстоятельство, представителем административных ответчиков не опровергнуто и доказательств исчерпания квот суду не предоставлено.

Таким образом, указанных в законе оснований для отказа в принятии заявления Велиева И.А.О. не имелось.

Ссылка представителя административных ответчиков на необходимость обращения административного истца с дополнительным заявлением о выделении квоты на основании приказа ГУ МВД по Саратовской области от <дата> (л.д. 60-61) является несостоятельной, так как данный приказ официально опубликован не был и не имеет нормативно-правового характера.

В административном регламенте и законе обязанность иностранного гражданина обращаться с дополнительным заявлением на выдачу квоты не предусмотрена.

Допустимых доказательств уведомления Велиева И.А.О. о необходимости подачи такого дополнительного заявления при обращении за предоставлением государственной услуги, административными ответчиками не предоставлено. Рапорт сотрудника отдела по вопросам миграции ФИО1 даты составления не имеет, и сведения, изложенные в нем, опровергаются представителем Романовым А.С.

Таким образом, заявленные требования Велиева И.А.О. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Принятие решения о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации входит в полномочия Управления по вопросам миграции ГУ МВД по Саратовской области (л.д. 63-67), принятие и выдача документов по данному вопросу входит в полномочия отдела по вопросам миграции ОП № 5 в составе УМВД по городу Саратову (л.д. 68-72, 73-74, 75-80).

В связи с этим суд признает незаконным бездействие отдела по вопросам миграции отдела полиции № 5 в составе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области и начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции № 5 в составе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации Степановой О.И. по рассмотрению заявления Велиева И.А.О. о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Разрешая вопрос о восстановлении нарушенных прав, суд не предрешая существа решения, которое должно быть принято в силу компетенции государственного органа, считает необходимым, в соответствии с положениями ст. 277 КАС РФ обязать Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Саратовской области в течение месяца со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление Велиева И.А.О. о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации и в течение одного месяца сообщить в суд и заявителю об исполнении решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 227 КАС РФ, суд

решил:

административный иск Велиева И.А.О. к отделу по вопросам миграции отдела полиции № 5 в составе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, Управлению по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области и начальнику отделу по вопросам миграции отдела полиции № 5 в составе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации Степановой О.И. о признании незаконным бездействия по рассмотрению заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие отдела по вопросам миграции отдела полиции № 5 в составе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области и начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции № 5 в составе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации Степановой О.И. по рассмотрению заявления Велиева И.А.О. о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Обязать Управление по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области в течение месяца со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление Велиева И.А.О. о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации и в течение одного месяца сообщить в суд и заявителю об исполнении решения суда.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Саратова.

Судья Р.В. Рыбаков

В окончательной форме решение изготовлено 27 сентября 2019 г.