Дело №РешениеИменем Российской Федерации
г. Нальчик 24 мая 2016 года
Судья Нальчикского городского суда А.В. Маржохов, рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Черекского района Кабардино - Балкарской Республики к Территориальному Управлению Росимущества в Кабардино - Балкарской Республике о признании незаконным бездействие, выраженное в непринятии мер, направленных на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на памятник градостроительства и архитектуры,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Черекского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд к Территориальному Управлению Росимущества в Кабардино - Балкарской Республике с указанным административным иском, в котором просит:
- признать незаконным бездействие Территориального Управления Росимущества в Кабардино-Балкарской Республике, выраженное в непринятии мер направленных на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на памятник градостроительства и архитектуры: остатки крепости «Укрепление Зылги», расположенное по адресу: КБР, <адрес>, с.<адрес>, 3.5 км. к северо-востоку от селав Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- обязать Территориальное Управление Росимущества в Кабардино-Балкарской Республике в течении 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда в порядке, определенном Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на памятник градостроительства и архитектуры: остатки крепости «Укрепление Зылги», расположенное по адресу: КБР, <адрес>, с.<адрес>, 3.5 км. к северо-востоку от села в установленном законом порядке в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в целях сохранения культурного наследия народов Российской Федерации.
Требования аргументированы следующим.
Прокуратурой Черекского района в соответствии с заданием прокуратуры КБР от ДД.ММ.ГГГГ№ проведена проверка соблюдения требований законодательства о государственной собственности в отношении ряда объектов недвижимого имущества, являющихся федеральной собственностью.
Проверкой выявлены нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в деятельности Территориального Управления Росимущества в Кабардино-Балкарской Республики, выразившиеся в бездействии и непринятию мер, направленных на государственную регистрацию прав собственности Российской Федерации на недвижимое имущество.
Так, проверкой установлено, что на территории Черекского муниципального района КБР располагается объект культурного наследия народов Российской Федерации, памятник градостроительства и архитектуры: остатки крепости «Укрепление Зылги», расположенное по адресу: КБР, <адрес>, с.<адрес>, 3.5 км. к северо-востоку от села
Указанные объект является собственностью Российской Федерации и учтен в Реестре государственного имущества, о чем свидетельствует письмо Территориального Управления Росимущества в КБР от ДД.ММ.ГГГГ№. При этом, согласно сведениям, представленным филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по КБР, государственная регистрация прав собственности на вышеуказанный памятник археологии не осуществлена.
Пунктом 4.1 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ предусмотрено осуществление территориальным органом Росимущества полномочий собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации.
Вследствие того, что право собственности в отношении Федерального имущества осуществляет территориальный орган Росимушества, обязанность зарегистрировать право федеральной собственности на памятники в порядке, определенном Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» должна быть возложена на Территориальное Управление Росимущества в Кабардино-Балкарской Республике.
Отмечает прокурор, что каких-либо действенных мер для этого ответчиком не предпринято.
Принимая во внимание тот факт, что выявленные нарушения являются недопустимыми и противоречат задачам сохранения культурного наследия народов Российской Федерации, в силу ст.39 КАС РФ, предусматривающей право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, возникла необходимость обращения прокурора Черекского района КБР в суд общей юрисдикции в целях защиты интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации о понуждении государственной регистрации прав на вышеуказанный памятник археологии в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Учитывая, что памятники археологии, градостроительства и архитектуры, являются культурным наследием народов Российской Федерации неисполнение требований законов о государственной регистрации права на объекты культурного наследия нарушает не только имущественные интересы Российской Федерации, но и права граждан, круг которых невозможно определить.
Таким образом, при рассмотрении указанного административного искового заявления необходимо решить вопрос о признании бездействия Территориального Управления Росимущества в Кабардино-Балкарской Республики незаконным, и как следствие этого понуждению к совершению конкретных действий, направленных на устранение допущенных нарушений неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации по организации государственной регистрации права собственности Российской Федерации на памятник градостроительства и архитектуры: остатки крепости «Укрепление Зылги», расположенное по адресу: КБР, <адрес>, с.<адрес>, 3.5 км. к северо-востоку от села в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в целях сохранения культурного наследия народов Российской Федерации.
Также в обоснование заявленных требований истец ссылается Федеральный закон от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федеральным закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ст.35 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», ст.39, 124, 178 КАС РФ.
Надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела административный истец, представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино - Балкарской Республике, а также представитель заинтересованного лица Министерства культуры КБР в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки в суд не сообщили, о рассмотрении дела без их участия не просили.
Согласно ч. 7 ст. 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из обстоятельств рассматриваемого дела следует, что прокуратурой Черекского района в соответствии с заданием прокуратуры КБР от ДД.ММ.ГГГГ№ проведена проверка соблюдения требований законодательства о государственной собственности в отношении ряда объектов недвижимого имущества, являющихся федеральной собственностью.
По результатам проверки установлено, что на территории Черекского муниципального района КБР располагается объект культурного наследия народов Российской Федерации памятник градостроительства и архитектуры: остатки крепости «Укрепление Зылги», расположенное по адресу: КБР, <адрес>, с.<адрес>, 3.5 км. к северо-востоку от села
Указанный объект является собственностью Российской Федерации и учтен в Реестре государственного имущества, о чем свидетельствует письмо Территориального Управления Росимущества в КБР от ДД.ММ.ГГГГ№. При этом, согласно сведениям, представленным филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по КБР, государственная регистрация прав собственности на вышеуказанный памятник археологии не осуществлена.
В соответствии со ст.131 ГК РФ и ст.4 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - Единый государственный реестр прав). Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
При этом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 №432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственное и через свои территориальные органы.
В соответствии с п.4 Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия, утвержденного Приказом Минкультуры России от 03.10.2011 №954 памятники внесены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, что подтверждается письмом Министерства культуры КБР от 17.03.2016 №25-652.
Согласно ст.2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты недвижимого имущества, отнесенные к недвижимым памятникам истории и культуры республиканского значения, недвижимым памятникам истории и культуры федерального (общероссийского) значения либо к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения после 27 декабря 1991 года, осуществляется по основаниям, не связанным с отнесением указанных объектов недвижимого имущества к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
К землям историко-культурного назначения согласно ст.99 ЗК РФ относятся, в том числе земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры). Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.
При этом, пунктом 4.1 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 №374 предусмотрено осуществление территориальным органом Росимущества полномочий собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации.
При этих обстоятельствах суд считает требования прокурора Черекского района основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
Также заслуживают внимания утверждения административного истца о том, что отсутствие государственной регистрации права на вышеуказанный памятник градостроительства и архитектуры в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним влечет отсутствие правовых организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных мер, направленных на предотвращение их разрушения, причинения им вреда и утраты, в том числе в результате незаконного отчуждения, а также отсутствие контроля за их сохранением и использованием. Тогда когда памятники археологии, градостроительства и архитектуры, являются культурным наследием народов Российской Федерации неисполнение требований законов о государственной регистрации права на объекты культурного наследия нарушает не только имущественные интересы Российской Федерации, но и права граждан.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-189 КАС РФ, суд -
Р Е Ш И Л:
Административный иск прокурора Черекского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Территориального Управления Росимущества в Кабардино-Балкарской Республике, выраженное в непринятии мер направленных на государственную регистрацию прав собственности Российской Федерации на памятник градостроительства и архитектуры: остатки крепости «Укрепление Зылги», расположенное по адресу: КБР, <адрес>, с.<адрес>, 3.5 км. к северо-востоку от села в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Возложить на Территориальное Управление Росимущества в Кабардино-Балкарской Республике обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда в порядке, определенном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на памятник градостроительства и архитектуры: остатки крепости «Укрепление Зылги», расположенное по адресу: КБР, <адрес>, с.<адрес>, 3.5 км. к северо-востоку от села в установленном законом порядке в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Нальчикский городской суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий- А.В.Маржохов
Копия верна:
Судья Нальчикского городского суда А.В.Маржохов