ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-344/20 от 24.07.2020 Кировского районного суда г. Томска (Томская область)

№2а-344/2020

70RS0001-01-2019-005276-73

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 июля 2020 года Кировский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего Усмановой Е.А.,

при секретаре Сваровской М.С.,

помощник судьи Головко О.О.,

с участием представителя административного истца ООО «СИБАЗ» Качесовой Г.А., действующей на основании доверенности от /________/ сроком действия три года, представителя административного ответчика администрации Города Томска Филиппова А.А., действующего на основании доверенности №/________/ от /________/ сроком действия один год, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «СИБАЗ» к администрации Города Томска о признании незаконным отказа в присвоении наименования безымянному проезду,

установил:

ООО «СИБАЗ» обратилось в суд с административным иском к администрации Города Томска, указав в обоснование заявленных требований, что ООО «СИБАЗ» является собственником земельного участка и нежилых производственных зданий по адресу /________//________/ ООО «СИБАЗ» обратилось в администрацию Города Томска с заявлением о присвоении наименования безымянному проезду в /________/ г. Томска. Письмом от /________//________/ административному истцу отказано в удовлетворении заявления со ссылкой, что указанный в заявлении проезд не относится к элементам улично-дорожной сети. Данным отказом нарушены права общества. Просит суд признать незаконным отказ администрации Города Томска /________/ от /________/ в присвоении наименования безымянному проезду, который соединяет нежилые здания в промышленном квартале Кировского района /________/ с /________/ тракт г. Томска.

В судебном заседании представитель административного истца Качесова Г.А. поддержала заявленные требования по изложенным основаниям, пояснила, что администрацией города было отказано в присвоении наименования проезду только из-за того, что дорога не является проездом, однако согласно заключению судебной экспертизы спорная дорога отвечает всем необходимым требованиям к проездам. Несоответствие длительное время назад организованного проезда современным строительным нормам не может являться основанием для отказа в присвоении ему наименования. Прохождение части дороги по земельному участку, имеющему собственника, также не свидетельствует о том, что дорога не является элементом улично-дорожной сети.

Представитель административного ответчика администрации Города Томска Филиппов А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, поддержал доводы письменного отзыва, согласно которому процедура присвоения названия элементу улично-дорожной сети регулируется Порядком присвоения наименований элементам улично-дорожной сети, утвержденным решением Думы Города Томска от 02.06.2015 №1311. Основанием для отказа в удовлетворении ходатайства административного истца послужил тот факт, что данный участок не относится к элементам улично-дорожной сети, перечень которых закрепляет приказ Министерства финансов Российской Федерации от 05.11.2015 №171н. Процедура рассмотрения ходатайства была проведена в соответствии с установленными актами. Также пояснил, что заключением экспертизы установлено, что спорная дорога проходит по частной территории, является подъездом к производственной территории, следовательно, не может являться элементом улично-дорожной сети. Отметил, что отказ в присвоении наименования был произведен в связи с непредставлением полного пакета документов, в частности доказательств того, что участок дороги, которому просят присвоить наименование является элементом улично-дорожной сети.

Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пунктам 2 и 3 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

В силу ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В судебном заседании установлено, подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от /________/, что ООО «СИБАЗ» ОГРН /________/ зарегистрировано в качестве юридического лица /________/, имеет юридический адрес г. Томск, Коларовский тракт, 8.

/________/ генеральный директор ООО «СИБАЗ» обратилась с заявлением в Думу Города Томска, администрацию Города Томска, в котором просила присвоить безымянному проезду в Кировском районе г. Томска наименование «Угольный» или «Шахтерский». В приложении к заявлению указаны план-схема проезда, выписка из ЕГРЮЛ о местонахождении заявителя, выписка из ЕГРИП о праве собственности на объект недвижимости.

Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ) устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Пунктом 21 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживание граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация установка указателей с наименованиями улиц и номерами домов.

Решением Думы Города Томска от 02.06.2015 N 1311 установлен Порядок присвоения наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального значения или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах муниципального образования "Город Томск", изменения, аннулирования таких наименований.

Согласно пп. 1 п. 4 данного Порядка ходатайство (предложение) о присвоении наименования вносится на имя Мэра Города Томска руководителями юридических лиц, общественных организаций, находящихся на территории муниципального образования "Город Томск".

В соответствии с п. 5 Порядка ходатайство (предложение) о присвоении наименования должно содержать следующие сведения: название и юридический адрес организации, предлагающей наименование; описание местоположения и границ элемента улично-дорожной сети, элемента планировочной структуры, подлежащего наименованию; предлагаемое наименование и его обоснование; карта-схема с обозначением расположения элемента улично-дорожной сети, элемента планировочной структуры на территории муниципального образования "Город Томск"; биографические сведения о жизни выдающихся людей, в случае если в качестве наименования предлагается увековечить память этих людей.

Внесенное ходатайство (предложение) о присвоении наименования направляется Мэром Города Томска не позднее 5 рабочих дней после дня его поступления в комиссию по наименованию элементов улично-дорожной сети, наименованию элементов планировочной структуры муниципального образования "Город Томск" (комиссия по топонимике, далее - комиссия) для предварительного рассмотрения (п. 6 Порядка).

В силу п. 7 Порядка комиссия создается при администрации Города Томска из числа депутатов Думы Города Томска, представителей администрации Города Томска, специалистов в области истории и краеведения, архитектуры и градостроительства, лингвистики и топонимики. Порядок деятельности и состав комиссии утверждаются муниципальным правовым актом администрации Города Томска.

В качестве оснований для отклонения ходатайства (предложения) Порядком предусмотрены следующие: 1) предоставлен неполный пакет документов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка; 2) несоответствие предлагаемого наименования требованиям, указанным в пункте 9 настоящего Порядка.

Распоряжением мэра Города Томска №р9 от 21.02.2008 (с изменениями на 18.01.2019) утвержден состав комиссии по наименованию элементов улично-дорожной сети, наименованию планировочной структуры муниципального образования «Город Томск» (комиссия по топонимике).

Из материалов дела следует, что /________/ председателем Думы Города Томска обращение ООО «СИБАЗ» направлено для рассмотрения по существу мэру Города Томска.

/________/ согласована повестка /________/ заседания комиссии по наименованию элементов улично-дорожной сети, наименованию планировочной структуры муниципального образования «Город Томск» (комиссии по топонимике), в повестку дня включены два вопроса, в том числе вопрос о присвоении безымянному проезду в Кировском районе города Томска наименования «/________/» проезд.

Из протокола заседания /________/ от /________/ следует, что был заслушан представитель ООО «СИБАЗ» по вопросу повестки о присвоении безымянному проезду в Кировском районе Города Томска наименования «/________/» проезд. Принято решение: отклонить ходатайство в связи с отсутствием оснований для наименования, предусмотренным подпунктом 2 пункта 10 Порядка присвоения наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального значения или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах муниципального образования "Город Томск", изменения, аннулирования таких наименований, утвержденного решением Думы Города Томска от /________//________/.

Согласно сообщению заместителя мэра Города Томска /________/ от /________/ в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от /________//________/н к элементам улично-дорожной сети относятся аллея, бульвар, магистраль, переулок, площадь, проезд, проспект, проулок, разъезд, спуск, тракт, тупик, улица, шоссе. В связи с тем, что подъезд к производственной территории, расположенной по адресу /________/, не относится к элементам улично-дорожной сети, присвоить ему наименование не представляется возможным.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Исходя из того, что в адрес руководителя ООО «СИБАЗ» уведомление об отказе в присвоении наименования проезду направлено /________/, административное исковое заявление поступило в суд /________/, трехмесячный срок для обращения в суд административным истцом соблюден.

Выражая несогласие с принятым решением об отказе в присвоении наименования проезду, административный истец указывает, что спорная дорога, отвечает всем требованиям, предъявляемым к проездам, следовательно, отказ в присвоении наименования по данному основанию является незаконным, кроме того, отмечает, что все необходимые документы были ООО «СИБАЗ» представлены, в связи с чем, считает, что оснований для отказа в удовлетворении ходатайства по пп. 2 п. 10 Порядка у административного ответчика не имелось.

Согласно пункту /________/ "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП /________/-89*", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от /________//________//пр, улично-дорожная сеть - это система объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций, границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.

Кроме того, приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от /________//________/-пнст утвержден предварительный национальный стандарт Российской Федерации ПНСТ 247-2017 "Экспериментальные технические средства организации дорожного движения. Типоразмеры дорожных знаков. Виды и правила применения дополнительных дорожных знаков. Общие положения", который применяется наравне с действующими стандартами в области организации дорожного движения и может быть основой при проектировании объектов улично-дорожной сети и организации удобного и безопасного дорожного движения (пункт 1.1).

В пункте 3.1 указанного предварительного национального стандарта определено, что улично-дорожная сеть - это предназначенная для движения пешеходов и транспортных средств совокупность улиц, дорог общего пользования, внутриквартальных и других проездов, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, а также мосты, эстакады, подземные переходы, набережные, площади, разворотные площадки городских маршрутных транспортных средств, уличные автомобильные стоянки с инженерными и вспомогательными сооружениями, а также иные объекты, оборудованные техническими средствами организации дорожного движения в пределах красных линий градостроительного регулирования.

Элемент улично-дорожной сети согласно пункту 2 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г/________/, - улица, проспект, переулок, проезд, набережная, площадь, бульвар, тупик, съезд, шоссе, аллея и иное.

Согласно Перечню элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, утвержденному Приказом Минфина России от /________/ N /________/ проезд относится к элементам улично-дорожной сети.

Как следует из заключения эксперта /________/-Э/2020, подготовленного ООО «Координата», понятие основных и второстепенных проездов раскрыто в п. 2.9* утратившего силу СНиП 2.07./________/* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений: для подъезда к группам жилых зданий, крупным учреждениям и предприятиям обслуживания, торговым центрам следует предусматривать основные проезды. А к отдельно стоящим зданиям – второстепенные проезды, размеры которых следует принимать в соответствии с табл.8 настоящих норм. На однополосных проездах следует предусматривать разъездные площадки шириной /________/ м и длиной /________/ м на расстоянии не более 75 м одна от другой. В пределах фасадов зданий, имеющих входы, проезды устраиваются шириной 5,5 м. Исследуемый подъезд согласно /________/ Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция /________/ к территории по адресу г. Томск, Коларовский тракт, 8, 8/1 имеет характеристики проезда основного с двумя полосами движения шириной 3,0 м каждая и пешеходным тротуаром 1,0 м (учитывая расстояние до оси дерева); проезда второстепенного с одной полосой движения шириной 3,5 м и пешеходным тротуаром 0,75 м (учитывая расстояние до оси дерева). Согласно п. 12 ст. 11 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Поскольку объект капитального строительства с кадастровым номером /________/ с назначением нежилое здание, общей площадью /________/.м по адресу /________/, /________/ расположен на земельном участке с кадастровым номером /________/ общей площадью /________/ кв.м по адресу г. /________/ координаты которого по сведениям ЕГРН, а также по материалам дела пересекают (накладываются) на территорию проезда (спорного объекта), эксперты приходят к выводу, что данный спорный объект не соответствует градостроительным нормам и правилам, предъявляемым к проездам.

Давая оценку данному доказательству, судебная коллегия учитывает, что при проведении экспертизы соблюдены требования процессуального законодательства, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключение соответствует требованиям ст. 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно - экспертной деятельности в Российской Федерации», содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы, указание на примененную методику и источники информации, оно согласуется с другими доказательствами, имеющимися в материалах дела.

Таким образом, оснований полагать, что подъезд к нежилому зданию по адресу г. Томск, Коларовский тракт, 8 относится к элементам улично-дорожной сети, которым можно присвоить наименование, у суда не имеется.

Процедура рассмотрения ходатайства о присвоении наименования проезду была проведена в соответствии с Порядком, утвержденным решением Думы Города Томска от /________//________/ нарушений судом не установлено.

При таких обстоятельствах отказ в присвоении наименования проезду является правомерным, поскольку присвоение наименований объектам, не относящимся к элементам улично-дорожной сети, вышеуказанным Порядком не предусмотрено.

Ссылки представителя административного истца на то, что на данной дороге расположен знак «Уступи дорогу», следовательно, это дорога отнесена органами ГИБДД к элементам улично-дорожной сети, несостоятельны, т.к. данный дорожный знак установлен в месте выезда непосредственно на Коларовский тракт, что подтвердила представитель административного истца.

Кроме того, при обращении с административным иском административный истец обязан представить доказательства нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемым решением (ч. 1 ст. 226 КАС Российской Федерации).

В обоснование нарушения прав ООО «СИБАЗ» представителем административного истца указано на причинение неудобств в доставлении почтовой корреспонденции, ввиду того, что здание не имеет непосредственного выхода на Коларовский тракт, а также на наличие препятствий ведению бизнеса вследствие возникновения путаницы при доставке людей и грузов.

Между тем доказательств, подтверждающих невозможность получения корреспонденции, несение убытков вследствие недоставки грузов именно в связи с невозможностью установить местонахождение организации, административным истцом не представлено. Организация имеет конкретный адрес, позволяющий установить фактическое расположение юридического лица.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что решение об отказе в удовлетворении ходатайства ООО «СИБАЗ» о присвоении наименования безымянному проезду является законным и обоснованным, в связи с чем административный иск не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 178-180, 227 КАС Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования общества с ограниченной ответственностью «СИБАЗ» к администрации Города Томска о признании незаконным отказа в присвоении наименования безымянному проезду оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий Е.А.Усманова

Решение в окончательной форме принято 5 августа 2020 года.

Председательствующий Е.А.Усманова