Дело № 2а-344/2023
УИД 62RS0031-01-2023-000366-91
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 августа 2023 года р.п. Шилово Рязанской области
Шиловский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Орешкина М.С., при секретаре судебного заседания Антоновой В.В., с участием прокурора Шиловского района Рязанской области Чёнкина С.Н., представителя ответчика Круцик С.В., представителя заинтересованного лица администрации муниципального образование Шиловский муниципальный район Рязанской области Ефремкиной Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению прокурора Шиловского района Рязанской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству физической культуры и спорта Рязанской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по монтажу технологического оборудования для создания «умной» спортивной площадки на объекте «Физкультурно - оздоровительный комплекс открытого типа по адресу: Рязанская область, р.п. Шилово, ул. Стройкова», и устранения выявленных нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Шиловского района Рязанской области обратился в Шиловский районный суд Рязанской области с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству физической культуры и спорта Рязанской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по монтажу технологического оборудования для создания «умной» спортивной площадки на объекте «Физкультурно - оздоровительный комплекс открытого типа по адресу: Рязанская область, р.п. Шилово, ул. Стройкова», и устранения выявленных нарушений.
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой района по поручению прокуратуры области проведена проверка информации УФК по Рязанской области о неэффективном использовании средств федерального бюджета при создании «умной» спортивной площадки на территории МБОУ «Шиловская СОШ № 2».
В ходе проведения проверки установлено, что Министерством физической культуры и спорта Рязанской области в рамках заключенного с ООО «Магнум» государственного контракта № приобретено спортивно-технологическое оборудование для создания «умной» спортивной площадки по адресу: Рязанская область, р.п. Шилово, ул. Стройкова, МБОУ «Шиловская СОШ № 2», которое является государственной собственностью Рязанской области.
Между Министерством физической культуры и спорта и администрацией Шиловского муниципального района заключен договор ответственного хранения № от (дата), согласно которому администрации муниципального района передано на хранение технологическое оборудование для создания «умной» спортивной площадки, Администрация обязуется обеспечить сохранность спортивного оборудования и возвратить его в сохранности, нести ответственность за его утрату, недостачу или повреждение.
По договору от (дата)№ Министерством физической культуры и спорта Рязанской области данное государственное имущество передано администрации Шиловского муниципального района в безвозмездное пользование.
Также (дата) между Министерством строительного комплекса Рязанской области и администрацией Шиловского муниципального района заключено «Соглашение о предоставлений субсидии из областного бюджета бюджету Шиловского муниципального района Рязанской области», согласно которому бюджету Шиловского муниципального образования предоставлена субсидия на строительство объекта «Физкультурно - оздоровительный комплекс открытого типа по адресу: Рязанская область, р.п. Шилово, ул. Стройкова № 5-С».
(дата) администрацией Шиловского муниципального района с ООО «Шиловское ХДПМУ» заключен муниципальный контракт №, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта «Физкультурно-оздоровительный комплекс открытого типа по адресу: Рязанская область, р.п. Шилово, ул. Стройкова».
По результатам изучения перечисленных договоров установлено, что их условиями не предусмотрены мероприятия по монтажу и установке спортивно-технологического оборудования.
В этой связи до настоящего времени спортивно - технологическое оборудование на «умной» спортивной площадке по адресу: Рязанская область, р.п. Шилово, ул. Стройкова не установлено.
При указанных обстоятельствах результаты проверки свидетельствуют о том, что Министерством физической культуры вопрос о монтаже спортивно-технологического оборудования для создания «умной» спортивной площадки не разрешен, финансирование данных мероприятий за счет бюджетных средств не производилось, что фактически препятствует вводу в эксплуатацию данного спортивного объекта.
Указанные обстоятельства не способствуют должной реализации федерального проекта «Бизнес - спринт (Я выбираю спорт)» на территории Шиловского муниципального района, чем ущемляются права и законные интересы граждан, поскольку жители р.<адрес> фактически лишены возможности использовать объект «Физкультурно - оздоровительный комплекс открытого типа по адресу: Рязанская область, р.п. Шилово, ул. Стройкова» в целях занятий физической культурой и спортом.
В связи с вышеизложенным прокурор Шиловского района обратился в суд и просит: признать бездействие Министерства физической культуры и спорта Рязанской области, выразившееся в непринятии мер по монтажу технологического оборудования для создания «умной» спортивной площадки на объекте «Физкультурно - оздоровительный комплекс открытого типа по адресу: Рязанская область, р.п. Шилово, ул. Стройкова», незаконным. Обязать Министерство физической культуры и спорта Рязанской области произвести монтаж технологического оборудования для создания «умной» спортивной площадки на объекте «Физкультурно - оздоровительный комплекс открытого типа по адресу: Рязанская область, р.п. Шилово, ул. Стройкова».
В соответствии со ст. 178 КАС РФ установить срок для исполнения судебного решения в течение 3-х месяцев с момента вступления в законную силу.
Определением суда от (дата) к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство финансов Рязанской области.
В судебном заседании прокурор <адрес> Чёнкин С.Н. административный иск поддержал и просил его удовлетворить.
Представитель административного ответчика – Министерства физической культуры и спорта Рязанской области Круцик С.В. с административными исковыми требованиями прокурора не согласился, указав, что работы по монтажу технологического оборудования для создания «умной» спортивной площадки на объекте «Физкультурно - оздоровительный комплекс открытого типа по адресу: Рязанская область, р.п. Шилово, ул. Стройкова» ведутся, срок окончания реализации указанного мероприятия – (дата).
Представитель заинтересованного лица - администрации муниципального образования Шиловское городское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области Ефремкина Е.С. поддержала ранее представленную суду правовую позицию по административному иску прокурора, согласно которой у администрации муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области отсутствуют правовые основания для проведения работ по монтажу технологического оборудования для создания «умной» спортивной площадки на объекте «Физкультурно - оздоровительный комплекс открытого типа по адресу: Рязанская область, р.п. Шилово, ул. Стройкова».
Заинтересованное лицо – Министерство финансов Рязанской области надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Представило суду письменные возражения на административное исковое заявление, согласно которым со стороны Министерства спорта Рязанской области отсутствует бездействие в непринятии мер по монтажу технологического оборудования для создания «умной» спортивной площадки на объекте «Физкультурно-оздоровительный комплекс открытого типа по адресу: Рязанская область, р.п. Шилово, ул. Стройкова», поскольку исходя из условий Соглашения № от (дата), заключенного между Министерство спорта Российской Федерации и Правительством Рязанской области и законодательства, Министерство физической культуры и спорта Рязанской области должно закончить реализацию мероприятия до конца 2023 года.
В соответствии со статьями 150 и 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел настоящее дело в отсутствии не явившихся в судебное заседание лиц и их представителей.
Исследовав и оценив представленные доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статьи 39, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закрепляют право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу положений статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Паспортом федерального проекта «Бизнес - спринт (Я выбираю спорт)», утвержденного Проектным комитетом по федеральным проектам «Развитие физической культуры и массового спорта», «Бизнес - спринт (Я выбираю спорт)», «Развитие спорта высших достижений» (протокол от 23.12.2021 № 1), предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджет на строительство «умных» спортивных площадок.
Пунктами 1, 2, 7 «Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по закупке и монтажу оборудования для создания «умных» спортивных площадок», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.09.2021 № 1661, установлено, что под «умными» спортивными площадками понимаются плоскостные спортивные сооружения и модульные спортивные сооружения, не являющиеся объектами капитального строительства, на которых реализованы аппаратный цифровой контроль занимающихся и аппаратное методическое сопровождение проведения самостоятельных занятий физической культурой и спортом по рекомендуемым программам. Условиями предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по закупке и монтажу оборудования для создания «умных» спортивных площадок является наличие правовых актов субъекта Российской Федерации, в том числе государственных программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих перечень мероприятий (результатов), при реализации которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии. Монтаж спортивно-технологического оборудования для создания «умных» спортивных площадок может производиться без использования субсидии, а также в следующем году, если погодные условия не позволяют осуществить монтаж в год закупки.
Государственной программой Рязанской области «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной Постановлением Правительства Рязанской области от 29.10.2014 № 310, предусмотрено долевое финансирование за счет средств бюджета Рязанской области на строительство «умных» спортивных площадок.
Пунктом 3.1.6. «Подпрограммы № 2 «Развитие физической культуры и содействие развитию массового спорта» установлено, что Министерство спорта Рязанской области является исполнителем данной Программы по закупке и монтажу оборудования для создания «умных» спортивных площадок в 2022 году. ’
В силу положений статей 18, 46 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и обеспечиваются правосудием, каждому гарантируется защита его прав.
В Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, а также каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Судом установлено, что Постановлением Правительства Рязанской области от 29.10.2014 № 310, утверждена Государственная программа Рязанской области «Развитие физической культуры и спорта».
Подпунктом 3.1.6 пункта 3.1 таблицы пункта 5 подраздела 5.2 «Подпрограмма № 2 «Развитие физической культуры и содействие развитию массового спорта» указанной программы, предусмотрено мероприятие «Закупка и монтаж оборудования для создания «умных» спортивных площадок», исполнителем которого является Министерство спорта Рязанской области.
Как следует из п.п. 6.1 «Подпрограммы № 2 «Развитие физической культуры и содействие развитию массового спорта», реализация мероприятия, предусмотренного подпунктом 3.1.6 таблицы пункта 5 «Перечень мероприятий "подпрограммы», осуществляется с учетом Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по закупке и монтажу оборудования для создания «умных» спортивных площадок.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2022 № 110-р в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по закупке и монтажу оборудования для создания «умных» спортивных площадок, средства федерального бюджета распределены Рязанской области (бюджетные ассигнования на 2022 год – 20000000 руб., 2023 год – 20000000 руб., 2024 год – 60000000 руб.).
Пунктами 1, 2, 7 «Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по закупке и монтажу оборудования для создания «умных» спортивных площадок», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.09.2021 № 1661, установлено, что под «умными» спортивными площадками понимаются плоскостные спортивные сооружения и модульные спортивные сооружения, не являющиеся объектами капитального строительства, на которых реализованы аппаратный цифровой контроль занимающихся и аппаратное методическое сопровождение проведения самостоятельных занятий физической культурой и спортом по рекомендуемым программам. Условиями предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по закупке и монтажу оборудования для создания «умных» спортивных площадок является наличие правовых актов субъекта Российской Федерации, в том числе государственных программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих перечень мероприятий (результатов), при реализации которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии. Монтаж спортивно-технологического оборудования для создания «умных» спортивных площадок может производиться без использования субсидии, а также в следующем году, если погодные условия не позволяют осуществить монтаж в год закупки.
Паспортом федерального проекта «Бизнес - спринт (Я выбираю спорт)», утвержденного Проектным комитетом по федеральным проектам «Развитие физической культуры и массового спорта», «Бизнес - спринт (Я выбираю спорт)», «Развитие спорта высших достижений» (протокол от 23.12.2021 № 1), предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета на строительство «умных» спортивных площадок.
(дата) Министерство спорта Российской Федерации и Правительство Рязанской области заключили Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации № в целях софинансирования расходных обязательств Рязанской области, возникающих при реализации мероприятия «Закупка и монтаж оборудования для создания «умных» спортивных площадок». Согласно приложению № к Соглашению № федеральные средства выделялись только на закупку оборудования для создания «умных» спортивных площадок.
19 мая 2022 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 1227-р внесены изменения в распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2022 г. № 110-р, согласно которым распределение субсидий, предоставляемых в 2022-2024 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по закупке оборудования для создания «умных» спортивных площадок в рамках федерального проекта «Бизнес-спринт (Я выбираю спорт)» государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», средства федерального бюджета распределены Рязанской области (бюджетные ассигнования на 2022 год – 52000000 руб., 2023 год – 20000000 руб., 2024 год – 60000000 руб).
В связи с принятием указанного распоряжения, дополнительным соглашением от (дата)№ к Соглашению № от (дата), заключенным Министерством спорта Российской Федерации и Правительством Рязанской области, были внесены изменения в Соглашение № от (дата) в части увеличения объема субсидии на финансирование мероприятия по закупке оборудования для создания «умных» спортивных площадок, размер которой в 2022 году составил 59 090 909,09 руб., в том числе средства федерального бюджета - 52 000 000 руб. (приложение № к Дополнительному соглашению №), а также плановое значение результата использования субсидии в 2022 году «количество созданных «умных» спортивных площадок» составило -2 (приложение № к Дополнительному соглашению №).
Закупка спортивно-технологического оборудования для создания «умной» спортивной площадки осуществлялась Министерством физической культуры и спорта Рязанской области на совместных торгах (централизованная закупка), организатором которых выступало государственное казенное учреждение Удмурской Республики «Региональный центр закупок Удмурской Республики», что подтверждается письмом Министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Удмурской Республики от 09.06.2022 г. № 2375/01-26.
На основании протокола подведения итогов электронного конкурса № от (дата) Министерство спорта Рязанской области и ООО «МАГНУМ» (дата) заключили Государственный контракт №.
Цена указанного контракта составила 50680869 руб. 57 коп.
По условиям контракта предусмотрена поставка спортивно-технологического оборудования для создания «умной» спортивной площадки. Место поставки (доставки), в том числе: 1 шт. – Рязанская область, Шиловский район, пгт Шилово, ул.Стройкова, МБОУ «Шиловская средняя общеобразовательная школа № 2». Срок исполнения поставки: однократно, в течение 75 календарных дней с даты заключения контракта.
Дополнительным соглашением от (дата)№ к Соглашению № от (дата) внесены изменения в Соглашение № в части уточнения объема субсидии на финансирование мероприятия по закупке оборудования для создания «умных» спортивных площадок, размер которой в 2022 году составил 50 680 869 руб.57 коп., в том числе средства федерального бюджета - 44 599 200 руб.
(дата) по договору ответственного хранения № Министерство спорта Рязанской области передало Администрации муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области спортивно-технологическое оборудование для создания «умной» спортивной площадки на хранение.
(дата) Министерство спорта Российской Федерации и Правительство Рязанской области заключили Дополнительное соглашение № к Соглашению № от (дата). В приложении № к Дополнительному соглашению (дата)№ по направлению расходов «Закупка оборудования для создания «умной» спортивных площадок» на 2022 год отражены средства в размере 50 680 869 руб. 57 коп. Согласно приложению № к Дополнительному соглашению (дата)№ плановое значение результата использования субсидии «количество созданных «умных» спортивных площадок» равное - 2 перенесено с (дата) на (дата).
Монтаж спортивно-технологического оборудования для создания «умных» спортивных площадок должен осуществляться на специально подготовленной площадке. В связи с этим, распоряжением Правительства Рязанской области от (дата)№-р из областного бюджета бюджету муниципального образования - Шиловский муниципальный район <адрес> была предоставлена субсидия на строительство объекта «Физкультурно-
оздоровительный комплекс открытого типа», по адресу: Рязанская область, р.п. Шилово, ул. Стройкова», в размере 30973819 руб.
На основании данного распоряжения Министерство строительного комплекса Рязанской области и администрация муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области заключили соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Шиловского муниципального района Рязанской области от (дата)№-с.
(дата) администрацией Шиловского муниципального района с ООО «Шиловское ХДПМУ» заключен муниципальный контракт №, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта «Физкультурно-оздоровительный комплекс открытого типа по адресу: Рязанская область, р.п. Шилово, ул. Стройкова».
По договору от (дата)№ Министерством физической культуры и спорта Рязанской области государственное имущество – спортивно-технологическое оборудование для создания «умной» спортивной площадки – комплект №, инвентарный №, балансовой стоимостью 25340434 руб. 78 коп. передано администрации Шиловского муниципального района в безвозмездное пользование.
При этом, ни договором ответственного хранения № от (дата), ни договором №Б от (дата), заключенными Министерством физической культуры и спорта Рязанской области и администрацией муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области, не предусмотрены какие-либо работы по сборке, монтажу и наладке оборудования.
Распоряжением Правительства Рязанской области от (дата)№ утвержден перечень имущества, передаваемого из государственной собственности Рязанской области в собственность муниципальных образований. В состав передаваемого имущества включено и спортивно-технологическое оборудование для создания «умной» спортивной площадки – комплект №, инвентарный №.
(дата) и.о. главы администрации муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области ФИО4 направлено письмо на имя вице-губернатора первого заместителя председателя Правительства Рязанской области ФИО3 с просьбой оказать содействие и решить вопрос о выделении денежных средств на выполнение работ по сборке, монтажу и наладке спортивно-технологического оборудования для создания «умной» спортивной площадки на «Физкультурно-оздоровительном комплексе открытого типа по адресу: Рязанская область, р.п.Шилово, ул.Стройкова» в размере 3655574 руб. 41 коп..
Из ответа Министерства финансов Рязанской области от (дата)№ следует, что у администрации муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области имеется возможность обеспечить вышеуказанные расходы за счет финансовых резервов, имеющихся в бюджете района.
В связи с этим, постановлением и.о. главы администрации муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области от (дата)№ внесены изменения в постановление администрации муниципального образования –Шиловский муниципальный район Рязанской области от (дата)№ «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования –Шиловский муниципальный район Рязанской области «Повышение эффективности исполнения полномочий по решению вопросов местного значения и иных полномочий органов местного самоуправления», которыми предусмотрено финансирование мероприятия «Монтаж спортивно-технологического оборудования для создания «умной» спортивной площадки» из средств бюджета муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области в сумме 3655,57441 тыс.рублей.
Прокуратурой района по поручению прокуратуры области проведена проверка информации УФК по Рязанской области о неэффективном использовании средств федерального бюджета при создании «умной» спортивной площадки на территории МБОУ «Шиловская СОШ №».
В ходе проведения проверки установлено, что Министерством физической культуры и спорта Рязанской области в рамках заключенного с ООО «Магнум» государственного контракта № приобретено спортивно-технологическое оборудование для создания «умной» спортивной площадки по адресу: Рязанская область, р.п. Шилово, ул. Стройкова, МБОУ «Шиловская СОШ № 2», которое является государственной собственностью Рязанской области.
Между Министерством физической культуры и спорта и администрацией Шиловского муниципального района заключен договор ответственного хранения № от (дата), согласно которому администрации муниципального района передано на хранение технологическое оборудование для создания «умной» спортивной площадки, Администрация обязуется обеспечить сохранность спортивного оборудования и возвратить его в сохранности, нести ответственность за его утрату, недостачу или повреждение.
По договору от (дата)№ Министерством физической культуры и спорта Рязанской области данное государственное имущество передано администрации Шиловского муниципального района в безвозмездное пользование.
Также (дата) между Министерством строительного комплекса Рязанской области и администрацией Шиловского муниципального района заключено «Соглашение о предоставлений субсидии из областного бюджета бюджету Шиловского муниципального района Рязанской области», согласно которому бюджету Шиловского муниципального образования предоставлена субсидия на строительство объекта «Физкультурно - оздоровительный комплекс открытого типа по адресу: Рязанская область, р.п. Шилово, ул. Стройкова № 5-С».
(дата) администрацией Шиловского муниципального района с ООО «Шиловское ХДПМУ» заключен муниципальный контракт №, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта «Физкультурно-оздоровительный комплекс открытого типа по адресу: Рязанская область, р.п. Шилово, ул. Стройкова».
По результатам изучения перечисленных договоров установлено, что их условиями не предусмотрены мероприятия по монтажу и установке спортивно-технологического оборудования.
В этой связи до настоящего времени спортивно - технологическое оборудование на «умной» спортивной площадке по адресу: Рязанская область, р.п. Шилово, ул. Стройкова не установлено.
При указанных обстоятельствах результаты проверки свидетельствуют о том, что Министерством физической культуры вопрос о монтаже спортивно-технологического оборудования для создания «умной» спортивной площадки не разрешен, финансирование данных мероприятий за счет бюджетных средств не производилось, что фактически препятствует вводу в эксплуатацию данного спортивного объекта.
(дата) прокурором Шиловского района Рязанской области вынесен протест на п.2.1.1 раздела 5 подпрограммы № 4 «Развитие физической культуры и спорта» муниципальной программы муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области «Повышение эффективности исполнения полномочий по решению вопросов местного значения и иных полномочий органов местного самоуправления», утвержденной постановлением администрации Шиловского муниципального района от (дата)№ (в ред. от (дата)), которым предложено внести изменения в раздел 5 указанного документа, исключив п.2.1.2, в связи с его противоречием нормам ст.139 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Постановлением и.о. главы администрации муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области от (дата)№ внесены изменения в постановление администрации муниципального образования –Шиловский муниципальный район Рязанской области от (дата)№ «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования –Шиловский муниципальный район Рязанской области «Повышение эффективности исполнения полномочий по решению вопросов местного значения и иных полномочий органов местного самоуправления», которым требования протеста прокурора были исполнены, мероприятие «Монтаж спортивно-технологического оборудования для создания «умной» спортивной площадки» из муниципальной программы исключено.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами: договором ответственного хранения № от (дата), заключенным Министерством физической культуры и спорта Рязанской области и администрацией муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области; приложением к договору ответственного хранения от (дата); актом приема-передачи материальных ценностей на ответственное хранение от (дата); муниципальным контрактом № от (дата), заключенным администрацией муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области и ООО «Шиловское ХДПМУ»; соглашением о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Шиловского муниципального района Рязанской области от (дата)№-с, заключенным Министерством строительного комплекса Рязанской области с администрацией муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области; договором безвозмездного пользования №Б движимого имущества, находящегося в государственной собственности Рязанской области, закрепленного за Министерством физической культуры и спорта Рязанской области от (дата), заключенного Министерством физической культуры и спорта Рязанской области и администрацией муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области; актом приема-передачи имущества от (дата); представлением прокурора Шиловского района Рязанской области об устранении нарушений законодательства при реализации национальных проектов от (дата); ответом администрации муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области от (дата); распоряжением Правительства рязанской области от (дата)№-р; актом приема-передачи имущества, передаваемого из государственной собственности Рязанской области в собственность муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области; письмом администрации муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области в адрес председателя Правительства Рязанской области от (дата); письмом Министерства финансов Рязанской области в адрес председателя Правительства Рязанской области от (дата); постановлением администрации муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области от (дата)№ «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования –Шиловский муниципальный район Рязанской области от (дата)№ «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области «Повышение эффективности исполнения полномочий по решению вопросов местного значения и иных полномочий органов местного самоуправления»; протестом прокурора Шиловского района Рязанской области от (дата); постановлением администрации муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области от (дата)№ «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования –Шиловский муниципальный район Рязанской области от (дата)№ «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования –Шиловский муниципальный район Рязанской области «Повышение эффективности исполнения полномочий по решению вопросов местного значения и иных полномочий органов местного самоуправления»; распоряжением Правительства Российской Федерации от (дата)№-р; соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от (дата)№, заключенным Министерством спорта Российской Федерации и Правительством Рязанской области; дополнительным соглашением от (дата)№ к соглашению о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от (дата)№, заключенным Министерством спорта Российской Федерации и Правительством Рязанской области; письмом Министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Удмурдской Республики от (дата)№; протоколом подведения итогов электронного конкурса № от (дата); государственным контрактом №, заключенным Министерством физической культуры и спорта с ООО «МАГНУМ»; дополнительным соглашением от (дата)№ к соглашению о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от (дата)№, заключенным Министерством спорта Российской Федерации и Правительством Рязанской области; дополнительным соглашением от (дата)№ к соглашению о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от (дата)№, заключенным Министерством спорта Российской Федерации и Правительством Рязанской области; сопроводительным письмом прокуратуры Рязанской области от (дата)№; информацией прокурора Шиловского района Рязанской области от (дата)№ о состоянии законности при реализации национальных проектов; информацией прокурора Шиловского района Рязанской области от (дата)№ о результатах проверки информации УФК по Рязанской области.
Кроме того, в результате выездного контрольного мероприятия по проверке использования средств федерального бюджета при создании «умной» спортивной площадки», проведенной контрольно-ревизионным отделом в финансово-бюджетной сфере УФК по Рязанской области (дата) выявлены нарушения, заключающиеся в неэффективном использовании средств федерального бюджета.
В нарушение требований, установленных частью 1 статьи 309 ГК РФ, пунктом 1 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе, абзацем 9 пункта 2.7, пунктами 5.1, 5.2 Государственного контракта, Министерством в рамках государственного контракта принято спортивное оборудование на сумму 50 680869,57 рублей, на которое отсутствовала гарантия поставщика. Лицо, ответственное за совершение данного нарушения, - заместитель министра физической культуры и спорта Рязанской области ФИО1.
Пунктом 2.6 Государственного контракта установлено, что на упаковке, либо в виде вложенной в упаковку информации должны присутствовать сведения о поставляемом товаре, содержащие наименование товара, наименование изготовителя (производителя), юридический адрес изготовителя (производителя), дату выпуска (упаковки), назначение (область использования), основные свойства и характеристики, правила и условия эффективного и безопасного использования и иные сведения о товаре.
В рамках настоящего контрольного мероприятия в соответствии с Приказом Министерства от 23 января 2023 г. № 49 «О проведении совместного осмотра поставленного оборудования для создания «умных» спортивных площадок» (далее - Приказ № 49) проведен осмотр спортивно-технологического оборудования, поставленного в рамках Государственного контракта.
В ходе осмотра установлено, что спортивно-технологическое оборудование в большинстве своем находится в запакованном виде, упаковки не вскрыты, определить назначение того или иного оборудования не представляется возможным. Товар хранится таким образом, что доступность к нему затруднительна, либо собственными силами невозможна. Отдельные виды товара, находящиеся в рулонах (искусственное травяное покрытие, рулонное покрытие для беговых дорожек и вспомогательных зон), имели этикетки о наименованием, при этом не на всех рулонах покрытия для беговых дорожек и вспомогательных зон этикетки присутствовали, покрытие для баскетбольной и волейбольной площадок этикеток не имело. На остальных видах доступного к осмотру товара информаций о нем отсутствовала. Количественному пересчету подлежали только клей, краска и соединительная лента.
Наличие на комплектующих изделиях единого QR-кода и держателя для мобильного телефона установить в ходе осмотра также не удалось.
Инвентарные номера на спортивно-технологическом оборудовании не проставлены.
Сделать выводы о полноте комплектации Спортивно-технологического оборудования и его соответствия Приложению № 1.1 к Государственному контракту не представляется возможным.
Таким образом, имеются признаки неполной и некачественной приемки и экспертизы товара со стороны Министерства, что влечет за собой риск приемки товара, не соответствующего условиям Государственного контракта.
Комплект № (Шилово) находится на ответственном хранении у администрации муниципального образования - Шкловский муниципальный район Рязанской области (Договор ответственного хранения от (дата)г. №)
В соответствии с Государственным контрактом место поставки (доставки) оборудования: 391500, Рязанская область, Шкловский р-н, пгт. Шилово, ул. Стройкова, МБОУ «Шиловская средняя общеобразовательная школа №2» (Комплект № 2 (Шилово).
Фактическое место хранения Оборудования: Комплект № 2 (Шилове): 391539, Рязанская область, Шиловский р-н, р.п Лесной, ул. Заводская, дом 22Б, стр, 5 (складское помещение).
Проверка соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки в рамках настоящего контрольного мероприятия не проводилась в связи с тем, что оборудование для создания «умных» спортивных площадок не смонтировано,
Согласно требованиям абзаца 5 пункта 26(5) Положения № 1496 в случае если межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (за исключением субсидий, предоставляемых в целях софинансирования расходных обязательств, связанных с осуществлением капитальных вложений) предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих из государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключаемых от имени субъекта Российской Федерации, в соглашения о предоставлении таких межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (дополнительные соглашения к ним), заключаемые до 1 января текущего финансового года, подлежит включению обязательство субъекта Российской Федерации обеспечить заключение получателями средств бюджета субъектов Российской Федерации государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг не позднее 1 июля текущего финансового года (в соглашения, заключаемые до 1 августа текущего финансового года, - не позднее 1 октября текущего финансового года).
Соглашение заключено (дата), при этом условие, предусмотренное пунктом 26(5) Положения № (о заключении государственных контрактов не позднее 1 октября текущего года), в него не включено.
Следует отметить, что Государственный контракт заключен (дата), то есть с нарушением вышеназванных требований.
Таким образом, невключение в Соглашение условий, предусмотренных абзацем 5 пункта 26(5) Положения №, является одним из факторов несвоевременного заключения Государственного контракта.
В ходе проверки изучались и другие вопросы, относящиеся к теме контрольного мероприятия, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В ходе настоящего контрольного мероприятия рассмотрен вопрос своевременности постановки на учет бюджетного обязательства, возникшего при заключении Государственного контракта.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства,
В соответствии с требованиями абзаца 1 пункта 2 статьи 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает принятие и учет бюджетных и денежных обязательств.
В нарушение требований, установленных абзацем 1 пункта 2 статьи 219, подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 БК РФ, абзацем 11 пункта 8 Порядка № 11, Министерством не обеспечено формирование и направление в орган Федерального казначейства в установленные сроки Сведений о бюджетном обязательстве (форма по ОКУД 0506101) (далее - Сведения) по Государственному контракту на сумму 50680869,57 рублей.
Лицо, ответственное за совершение данного нарушения, - министр физической культуры и спорта Рязанской области ФИО2.
Таким образом, суд считает установленным факт того, что до проведения проверки УФК по Рязанской области эффективности использования средств федерального бюджета при создании «умной» спортивной площадки», проверки, проведенной прокуратурой Рязанской области, до обращения прокурора Шиловского района Рязанской области в Шиловский районный суд Рязанской области с настоящим административным иском Министерство физической культуры и спорта Рязанской области допустило бездействие, выразившееся в непринятии необходимых мер к монтажу технологического оборудования для создания «умной» спортивной площадки на объекте «Физкультурно - оздоровительный комплекс открытого типа по адресу: Рязанская область, р.п. Шилово, ул. Стройкова».
Министерство физической культуры и спорта Рязанской области, передав администрации Шиловского муниципального района по договору ответственного хранения № от (дата) на хранение технологическое оборудование для создания «умной» спортивной площадки, а затем, передав по договору от (дата)№ данное государственное имущество администрации Шиловского муниципального района в безвозмездное пользование, устранилась от должного контроля за состоянием технологического оборудования, условиями его хранения и учета.
Прокуратурой района с участием представителей администрации Шиловского муниципального района в ходе выездной проверки установлено, что на территории волейбольной площадки и детского воркаута физкультурно-оздоровительного комплекса просело асфальтовое покрытие. Прилегающая к спортивному объекту территория, на которой производилось благоустройство, захламлена щебнем, что свидетельствует об отсутствии должного озеленения на данной территории.
Как указано выше, пунктами 1, 2, 7 «Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по закупке и монтажу оборудования для создания «умных» спортивных площадок», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.09.2021 № 1661, установлено, что Условиями предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по закупке и монтажу оборудования для создания «умных» спортивных площадок является наличие правовых актов субъекта Российской Федерации, в том числе государственных программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих перечень мероприятий (результатов), при реализации которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии. Монтаж спортивно-технологического оборудования для создания «умных» спортивных площадок может производиться без использования субсидии, а также в следующем году, если погодные условия не позволяют осуществить монтаж в год закупки.
Государственной программой Рязанской области «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной Постановлением Правительства Рязанской области от 29.10.2014 № 310, предусмотрено долевое финансирование за счет средств бюджета Рязанской области на строительство «умных» спортивных площадок.
Пунктом 3.1.6. «Подпрограммы № 2 «Развитие физической культуры и содействие развитию массового спорта» установлено, что Министерство физической культуры и спорта Рязанской области является исполнителем данной Программы по закупке и монтажу оборудования для создания «умных» спортивных площадок в 2022 году.
Однако, Министерством физической культуры и спорта Рязанской области, в противоречие с ранее заключенными контрактами, договорами и бюджетным законодательством, по соглашению с администрацией Шиловского муниципального района Рязанской области решение вопросов по финансированию и осуществлению монтажа спортивно-технологического оборудования для создания «умной» спортивной площадки было передано администрации за счет бюджета муниципального района, как оказалось при отсутствии в бюджете необходимых для этого средств.
Бездействие Министерства физической культуры и спорта Рязанской области по организации процедуры финансирования и проведению монтажа технологического оборудования для создания «умной» спортивной площадки на объекте «Физкультурно - оздоровительный комплекс открытого типа по адресу: Рязанская область, р.п. Шилово, ул. Стройкова» нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В связи с изложенным суд считает, что исковые требования прокурора Шиловского района обоснованы и подлежат удовлетворению.
Доказательства, представленные административным ответчиком, в основном сводятся к несогласию с доводами административного истца и ссылкой на проводимые министерством действия после обращения прокурора Шиловского района Рязанской области в суд с настоящим административным иском.
В силу п. 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод или препятствие к осуществлению таких прав и свобод.
При таких обстоятельствах, в виду признания вышеуказанного бездействия допущенного административным ответчиком незаконным, на последнего следует возложить обязанность по устранению нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых, прокурор обратился в суд с рассматриваемым административным иском с установлением соответствующего срока для устранения этих нарушений. С учетом мнения сторон, суд считает возможным установить 3-х месячный срок с даты вступления решения в законную силу.
Из п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ :
Административное исковое заявление прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству физической культуры и спорта Рязанской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по монтажу технологического оборудования для создания «умной» спортивной площадки на объекте «Физкультурно - оздоровительный комплекс открытого типа по адресу: Рязанская область, р.п. Шилово, ул. Стройкова», и устранения выявленных нарушений - удовлетворить.
Признать бездействие Министерства физической культуры и спорта Рязанской области, выразившееся в непринятии мер по монтажу технологического оборудования для создания «умной» спортивной площадки на объекте «Физкультурно - оздоровительный комплекс открытого типа по адресу: Рязанская область, р.п. Шилово, ул. Стройкова», незаконным.
Обязать Министерство физической культуры и спорта Рязанской области произвести монтаж технологического оборудования для создания «умной» спортивной площадки на объекте «Физкультурно - оздоровительный комплекс открытого типа по адресу: Рязанская область, р.п. Шилово, ул. Стройкова».
В соответствии со ст. 178 КАС РФ установить срок для исполнения судебного решения - в течение 3-х месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Шиловский районный суд путем принесения представления или подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья