Дело № 2а-3451/17
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 мая 2017 года город Владивосток
Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Михайловой Т.А., при секретаре ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к КГБУ «Центр развития территории», Департаменту градостроительства Приморского края о признании незаконным отказа в установлении функциональной жилой зоны (заинтересованное лицо ФГКУ Комбинат «Восток» РОСРЕЗЕРВА),
установил:
ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к КГБУ «Центр развития территории» о признании незаконным отказа в установлении функциональной жилой зоны. В обоснование заявленных требований указала, что является собственником квартиры к многоквартирном доме, на земельном участке с кадастровым номером №. дата на внеочередном собрании собственников помещений МКД было принято решение зарегистрировать право общей долевой собственности на земельный участок, расположенный под МКД. Вид разрешенного использования земельного участка - «для дальнейшей эксплуатации складов», земельный участок расположен в территориальной зоне – «зона производственно-коммунальных объектов V класса вредности. Ввиду изложенного, административный истец обратился КГБУ «Центр развития территорий» с заявлением о внесении изменений в Генеральный план ВГО и Правила землепользования и застройки ВГО, а именно: исключить земельный участок из зоны производственно-коммунальных объектов, установив зону застройки многоэтажными жилыми домами; изменить вид территориальной зоны земельного участка с «зона производственно-коммунальных объектов V класса вредности (П-4)» на «зона застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3)», установить вид разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации жилого дома. По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления дата заявителю отказано во внесении изменений, в виду того, что земельный участок попадает в санитарно-защитную зону от производственно- коммунальных объектов (ФГКУ Комбинат «Восток» РОСРЕЗЕРВА). Данное решение считает незаконным, поскольку МКД введен в эксплуатацию в 2006. Земельный участок используется в целях эксплуатации МКД. Постановлением Главы города Владивостока № от дата вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, который впоследствии был разделен на два земельных участка с кадастровыми номерами № (на котором расположен многоквартирный дом) и № (для дальнейшей эксплуатации складов), был изменен с «для дальнейшей эксплуатации складов» на «для строительства и дальнейшей эксплуатации жилого дома». Полагает, что при принятии генерального плана ВГО и ПЗЗ ВГО было проигнорировано Постановлением Главы города Владивостока № от дата, не учтены сложившаяся планировка территорий и существующее землепользование, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № был изменен с «для строительства и дальнейшей эксплуатации жилого дома» на «для дальнейшей эксплуатации складов». Изложенные обстоятельства препятствуют собственникам многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в осуществлении государственной регистрации прав общей долевой собственности на земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом, и установлении пределов его использования. На основании изложенного, просит суд признать решение административного ответчика об отказе во внесении изменений в функциональную жилую зону, содержащееся в протоколе заседания рабочей группы по координации работы по подготовке проектов внесения изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований ПК № от дата, не соответствующим закону; обязать принять решение о внесении изменений в Генеральный план, изменив территориальную зону земельного участка с кадастровым номером 25:28:050030:221 с «зона производственно-коммунальных объектов» на «зона застройки многоэтажными жилыми домами».
дата административный истец дополнил требования, просил обязать административного ответчика пересмотреть предложение собственников помещений МКД № 193 (<...>) об изменении функциональной зоны земельного участка с кадастровым номером №.
В судебное заседание ФИО2 не явилась. О времени и месте судебного разбирательства извещена. Об отложении не ходатайствовала.
Представитель административного истца по доверенности ФИО6 настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель КГБУ «Центр развития территорий» и Департамента градостроительства Приморского края по доверенности ФИО7 возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам и основаниям, указанным в письменных возражениях, согласно которым заявитель просит суд обязать департамент принять решение о внесении изменений в генеральный план ВГО, минуя установленные законом процедуры. Указанный способ защиты прав и интересов противоречит требованиям законодательства. Поскольку МКД введен в эксплуатацию в 2006 году, действующим законодательством, Правилами землепользования и застройки, Генпланом ВГО не установлены ограничения на государственную регистрацию права общей долевой собственности на земельный участок. Отказ в изменении функциональной зоны, территориальной зоны в границах земельного участка с кадастровым номером № не нарушает указанного права заявителя. Кроме того, заявитель не обращался в Управление Росреестра по Приморскому краю с заявлением о регистрации права общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом.
Представитель заинтересованного лица ФГКУ Комбинат «Восток» РОСРЕЗЕРВА в судебное заседание не явился, извещался судом, причина неявки не известна, ходатайств не поступало.
Поскольку оснований для отложения судебного разбирательства административного дела, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 152 КАС РФ, не имеется, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и заинтересованного лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия(бездействие).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, административный истец является собственником жилого помещения в многоквартирном доме, рассоложенном по адресу: <адрес>.
Как следует из сообщения Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю № от дата на основании заявления ФИО8 от дата земельный участок с кадастровым номером № разделен на земельные участки с кадастровыми номерами №.
По сведениям программного комплекса автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № имеет вид разрешенного использования - для дальнейшей эксплуатации складов.
На основании статьи 70 Приказа № 42 вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами № и № установлен - для дальнейшей эксплуатации складов, в соответствии с видом разрешенного использования исходного земельного участка с кадастровым номером №.
Административный истец обратился в КГБУ «Центр развития территорий» с заявлением о внесении изменений в Генеральный план ВГО и Правила землепользования и застройки ВГО с требованиями: исключить земельный участок из зоны производственно-коммунальных объектов, установив зону застройки многоэтажными жилыми домами; изменить вид территориальной зоны земельного участка с «зона производственно-коммунальных объектов V класса вредности (П-4)» на «зона застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3)», установить вид разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации жилого дома.
дата на заседании рабочей группы по координации работы по подготовке проектов внесения изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Приморского края принято решение, принято решение, оформленное протоколом №, об отказе в установлении спрашиваемой функциональной жилой зоны на земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Указанный земельный участок попадает в санитарно-защитную зону от производственно-коммунальных объектов.
Обсуждая правомерность вынесенного решения, суд приходит к следующему выводу.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа, Правил землепользования и застройки, внесения изменений в указанные документы установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (ст. ст. 24, ст. 25 ГрК РФ).
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
В целях формирования и развития Владивостокской агломерации в соответствии с частью 1(2) статьи 17 Федерального закона от дата № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принят Закон Приморского края от дата№-КЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края".
В соответствии со ст. 2 Закона № 497-КЗ полномочия органа местного самоуправления Владивостокского городского округа по подготовке и утверждению генерального плана городского округа, в том числе внесению изменений в такой план осуществляет Администрация Приморского края или уполномоченные ею органы исполнительной власти Приморского края.
В соответствии с п.п. 2.1.7.1. Постановления Администрации Приморского края от 06.08.2007 № 196-па "О переименовании департамента градостроительства Администрации Приморского края и об утверждении Положения о департаменте градостроительства Приморского края" полномочия органов местного самоуправления Владивостокского городского округа по подготовке генеральных планов городских округов, в том числе внесению изменений в такие планы, осуществляет Департамент градостроительства Приморского края.
На основании приказа № 1831 от 21.10.2016 Департамента градостроительства Приморского края в целях обеспечения координации работ по подготовке проектов внесения изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки Владивостокского городского округа и других муниципальных образований Приморского края создана рабочая группа, утвержден ее состав и положение о рабочей группе по координации работы по подготовке проектов в документы территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Приморского края, вошедших во Владивостокскую агломерацию.
В соответствии с п.п. 1.5. Положения о рабочей группе подготовка ответов в отношении предложений о внесении изменений в документы территориального планирования на основании заключений Рабочей группы, указанных в п.п.3.1.1. Положения, подготовка запросов, указанных в п.п.3.1.1., 3.1.3. осуществляет КГБУ «Центр развития территорий».
Согласно п.п.3.1.1. рабочая группа имеет право рассматривать предложения органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц по внесению изменений в документы территориального планирования и подготавливать заключения о необходимости учета указанных предложений при подготовке изменений в документы территориального планирования или об их отклонении.
Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 ГСК РФ.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" публичные слушания рассматриваются как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, с помощью, которой граждане реализуют право па осуществление местного самоуправления (ст. 3 Закона). В этом законодательном акте также предусматривается обязательность публичных слушаний при рассмотрении проектов генеральных планов (внесении в них изменений).
В целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений, с участием жителей населенных пунктов проводятся в обязательном порядке. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (п. 1, 2 ст. 28 ГСК РФ). 4 Подготовка проекта генерального плана городского округа или внесение в него изменений относятся к вопросам местного значения и предполагают установленную законом обязательную процедуру, а именно:
1.Принятие решения о подготовке проекта генерального плана;
2.Подготовка проекта генерального плана;
3.Согласование проекта генерального плана;
4.Проведение публичных слушаний по проекту генерального плана;
5.Принятие решения об утверждении генерального плана.
Таким образом, закрепленный в Конституции Российской Федерации принцип разделения властей не допускает вмешательства судебных органов в деятельность представительных органов местного самоуправления.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (Вводный закон) со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, право общей долевой собственности на земельный участок у собственников помещений возникает с момента проведения государственного кадастрового учета в силу закона.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет дата.
При этом, фактическое использование земельного участка - для эксплуатации многоквартирного жилого дома - не соответствует видам разрешенного использования, которые предусмотрены градостроительным регламентом для зоны производственно-коммунальных объектов V класса вредности (ПК-4), на основании чего Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю отказал заявителю в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №.
Согласно пунктам 8, 9 статьи 1 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом в соответствии с правилами землепользования и застройки.
В силу части 2 статьи 85 ЗК РФ, части 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
На основании п. 1, 3 ст. 37 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов
В силу п. 1 ст. 5 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных Решением Думы г. Владивостока от дата№, использование и застройка земельных участков на территории Владивостокского городского округа, на которые распространяется действие градостроительных регламентов, могут осуществляться правообладателями земельных участков, объектов капитального строительства с соблюдением их разрешенного использования, установленного настоящими Правилами.
Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования, входящей в состав Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденных Решением Думы города Владивостока от дата№, в границах земельного участка с кадастровым номером № установлена территориальная зона производственно-коммунальных объектов V класса вредности (ПК-4) и санитарно-защитная зона от производственно-коммунальных объектов.
В силу части 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
Таким образом, право общей долевой собственности на земельный участок у собственников помещений многоквартирного дома возникает с момента проведения государственного кадастрового учета участка в силу закона, а земельный участок может использоваться без приведения его разрешенного использования в соответствие с градостроительным регламентом, если это не повлечет возникновения опасности для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
С учетом этого, сам по себе отказ в изменении функциональной зоны, территориальной зоны в границах земельного участка с кадастровым номером № не влечет нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО2 к КГБУ «Центр развития территории», Департаменту градостроительства Приморского края о признании незаконным отказа в установлении функциональной жилой зоны (заинтересованное лицо ФГКУ Комбинат «Восток» РОСРЕЗЕРВА) оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд города Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда – 02.06.2017.
Судья Т.А. Михайлова