ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3452/2016 от 28.07.2016 Ленинскогого районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

№ 2а-3452/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июля 2016 года город Уфа

Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Романовой Ю.Б.,

при секретаре Мутьевой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Тарханова О.В., Тархановой Л.С. к Межрегиональной инспекции федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан о признании недействительным решения регистрирующего органа о государственной регистрации ликвидации Государственного Учреждения «Башкирский научно-инженерный центр по технологии переработки органики» (ГУ БИЦОР),

У С Т А Н О В И Л:

Тарханов О.В., Тарханова Л.С. обратились в суд с административным иском к Межрегиональной инспекции федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан о признании недействительным решения регистрирующего органа о государственной регистрации ликвидации Государственного Учреждения «Башкирский научно-инженерный центр по технологии переработки органики» (ГУ БИЦОР), мотивировав тем, что 30.12.2014г. административный ответчик (далее РО) принял решение о государственной регистрации ликвидации ГУ БИЦОР. Однако, перед принятием решения о внесении записи РО нарушил предписания, предусмотренные п.3 ст.51 ГК РФ, ч.1.1 п.1 ст. 9 ФЗ №129-ФЗ, п.1, п.2 ст.63 ГК РФ и положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, а именно: не проверил на достоверность данные, изложенные в представленных ему документах. На стр. 001 промежуточного ликвидационного баланса (далее ПЛБ) от 28.11.2014г. РО не заполнил раздел «Сведения о предоставлении документа». То же самое не сделано и в Ликвидационном балансе с незаполненными графами бланков и с абсолютно одинаковыми цифрами в этих балансах.

Кроме того, РО не потребовал у ГУ БИЦОР правильного соблюдения требований к составлению промежуточного ликвидационного баланса и предоставления к нему приложений, в соответствии с ч.1.1 п.1 ст. 9 ФЗ №129-ФЗ. РО. Как указывают административные ответчики, РО не должен был принимать ПЛБ, составленный ГУ БИЦОР 28.11.2014г., так как Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица уже было подано в РО 16.03.2005г., а 01.05.2005г. уже был составлен ПЛБ после выхода распоряжения Правительства РБ -р о ликвидации ГУ БИЦОР от 13.05.2004г., которое не отменено. Второе уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица было подан в РО 19.08.2013г., то есть во время ликвидации.

Этим уведомлением вычеркнут (скрыт) период ликвидации ГУ БИЦОР с 16.03.2005г. по 19.08.2013г. и, соответственно, вся информация об имуществе юридического лица, о кредиторах, о кредиторской задолженности и судебных решениях, вынесенных судами в пользу кредиторов, которая должна была вноситься в первый ПЛБ по мере поступления в ЛК ГУ БИЦОР судебных решений.

Это второе незаконное внесение в ЕГРЮЛ Уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица РО привело к предоставлению ГУ БИЦОР второго варианта ПЛБ в РО, что также запрещено законом и привело, по мнению Тархановых, к нарушению их прав.

Следствием этих действий РО и принятия им Решения нарушаются права Тархановых, как кредиторов ГУ БИЦОР, в части кредиторской задолженности третьей очереди- обязательные платежи по кредиторам. Так, ГУ БИЦОР не перечислил в полном размере страховые взносы во внебюджетные фонды, а также налоги в бюджет на доходы физического лица в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.

Административные истцы просят суд признать недействительным решение Регистрирующего органа (Межрегиональной инспекции федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан) о внесении государственной регистрации ликвидации Государственного учреждения «Башкирский научно-инженерный центр по технологии переработки органики» (ГУ БИЦОР) в Единый Государственный Реестр Юридических лиц (ЕГРЮЛ) по причине принятия Регистрирующим органом без проверки на соответствие требованиям закона предоставленных ему Промежуточного ликвидационного баланса и Ликвидационного баланса по ГУ БИЦОР, не отражающих достоверную информацию о его расчетах с бюджетом и кредиторами по перечислениям в бюджет и во внебюджетные фонды. Обязать Межрегиональную инспекцию федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан путем сохранения ранее внесенных сведений о ликвидации ГУ БИЦОР в ЕГРЮЛ внести новую запись в ЕГРЮЛ об отказе в государственной регистрации ликвидации Государственного учреждения «Башкирский научно-инженерный центр по технологии переработки органики» со ссылкой на изменяемую запись.

В судебном заседании административные истцы просили суд удовлетворить административное исковое заявление.

В судебном заседании представитель МИФНС ФИО6, оставил разрешение вопроса на усмотрение суда.

В судебное заседание административный ответчик не явился, извещался надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не известили.

Также административный ответчик был извещен путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Ленинского районного суда г. Уфы (http://leninski.bkr.sudrf.ru).

На судебное заседание представитель инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Уфы РБ, представитель инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Уфы РБ, Управления пенсионного фонда в Советском районе, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела.

Выслушав административных истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при ликвидации регулируются Гражданским Кодексом РФ, ФЗ от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и иными нормативно-правовыми актами.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица, путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме. Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или внесение в единый государственный реестр юридических лиц записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации. Опубликование сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица может быть осуществлено только после представления сообщения об этом в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

15.03.2005г. уполномоченным заявителем ГУ «Башкирский Научно-инженерный центр по технологии переработки органики» представлены в регистрирующий орган уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме №Р15001, уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначением ликвидатора по форме №Р 15002.

На основании представленных документов 16.03.2005г. ИФНС России по Октябрьскому району г.Уфы внесены записи в Единый государственный реестр юридических лиц о принятии решения о ликвидации юридического лица и о назначении ликвидатором ГУ «Башкирский Научно-инженерный центр по технологии переработки органики» ФИО2.

19.08.2013г. уполномоченным заявителем ГУ «Башкирский Научно-инженерный центр по технологии переработки органики» представлены в регистрирующий орган Приказ от 27.06.2013г. Министерства земельных и имущественных отношений и уведомление о ликвидации юридического лица по форме (смена председателя ликвидационной комиссии).

26.08.2013г. на основании представленных документов регистрирующим органом внесена запись в ЕГРЮЛ о назначении председателя ликвидационной комиссии- ФИО3.

В соответствии со ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Сведения о принятии решения о ликвидации ГУ «Башкирский Научно-инженерный центр по технологии переработки органики» были опубликованы в журнале «Вестник государственной регистрации» ч.1 (21) от ДД.ММ.ГГГГ/5. Сообщение содержит разъяснения порядка и срока обращения кредиторов по вопросу ликвидации юридического лица.

Учитывая, открытость и доступность информации, размещенной в органах печати истцы могли воспользоваться предоставленным законом правом –заявить возражения в связи с ликвидацией общества.

01.12.2014г. ликвидатором ГУ «Башкирский Научно-инженерный центр по технологии переработки органики» представлено в регистрирующий орган уведомление о ликвидации юридического лица по форме (вх. А) в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса с приложением промежуточного ликвидационного баланса, утвержденного решением учредителя от 28.11.2014г. В результате рассмотрения представленных документов, 05.12.2014г. регистрирующим органом внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ.

Частью 1 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" определен перечень документов, подлежащих представлению в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, а именно: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

24.12.2014г. ГУ «Башкирский Научно-инженерный центр по технологии переработки органики» представлены в регистрирующий орган следующие документы: заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме №Р16001; документ об уплате госпошлины; ликвидационный баланс, в виде бухгалтерской отчетности, утвержденный решением учредителя от 24.12.2014г. 25.12.2014г. ГУ –Управлением пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г.Уфы РБ предоставлены сведения об исполнении юридическим лицом обязательств в соответствии с п.п.1-8 п.2 ст. 6 и п.2 ст.11 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч.4 ст. 9 ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Представленный в налоговый орган пакет документов для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией соответствовал установленному порядку представления документов, требованиям к их содержанию и форме, а также в связи с отсутствием оснований для отказа в государственной регистрации, регистрирующим органом было принято решение о государственной регистрации ликвидации ГУ «Башкирский Научно-инженерный центр по технологии переработки органики» внесена в ЕГРЮЛ 30.12.2014г. за государственным регистрационным номером 6140280196556.

В силу ч. 4.1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, проверка достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации, на регистрирующий орган не возлагается. Закон не обязывает регистрирующий орган осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе достоверность данных промежуточного и ликвидационного балансов и отсутствие у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности, за исключением соответствия их по форме и содержанию, установленным нормативными актами.

Тем самым, государственной регистрации ликвидации ГУ «Башкирский Научно-инженерный центр по технологии переработки органики» осуществлено регистрирующим органом с учетом всех сведений о данном юридическом лице, которые в силу Закона №129-ФЗ достаточны для осуществления указанного действия. Необходимость анализировать иные данные о юридическом лице, в том числе о выполнении им иных обязанностей, вышеуказанным законом не предусмотрена.

Что касается, требований административных истцов о внесении новой записи в ЕГРЮЛ об отказе в государственной регистрации ликвидации ГУ «Башкирский Научно-инженерный центр по технологии переработки органики» с сохранением ранее внесенных записей необходимо указать, что государственная регистрация юридических лиц, а также внесение изменений в ЕГРЮЛ осуществляется на основании заявлений заинтересованных лиц, если таких заявлений нет, то по решению суда.

Административными истцами суду не представлены доказательства того, что в ликвидационном балансе указаны недостоверные сведения.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности решения регистрирующего органа (Межрегиональной инспекции федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан) о внесении государственной регистрации ликвидации Государственного учреждения «Башкирский научно-инженерный центр по технологии переработки органики» (ГУ БИЦОР) в Единый Государственный Реестр Юридических лиц (ЕГРЮЛ) по причине принятия Регистрирующим органом без проверки на соответствие требованиям закона предоставленных ему Промежуточного ликвидационного баланса и Ликвидационного баланса по ГУ БИЦОР, не отражающих достоверную информацию о его расчетах с бюджетом и кредиторами по перечислениям в бюджет и во внебюджетные фонды.

В связи с чем, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Тарханова О.В., Тархановой Л.С. к Межрегиональной инспекции федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан о признании недействительным решения регистрирующего органа о государственной регистрации ликвидации Государственного Учреждения «Башкирский научно-инженерный центр по технологии переработки органики» (ГУ БИЦОР) и обязании Межрегиональную инспекцию федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан путем сохранения ранее внесенных сведений о ликвидации ГУ БИЦОР в ЕГРЮЛ внести новую запись в ЕГРЮЛ об отказе в государственной регистрации ликвидации Государственного учреждения «Башкирский научно-инженерный центр по технологии переработки органики» со ссылкой на изменяемую запись, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Ленинский районный суд г. Уфы в течение месяца.

Судья: Ю.Б. Романова

мотивированное решение составлено 29.07.2016г.

Судья Ю.Б. Романова