ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3452/2017 от 14.06.2017 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Центральный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Королевой И.А.,

при секретаре ФИО3,

с участием:

представителя административного истца ФИО4,

представителя административного ответчика ОСП по <адрес>ФИО5,

представителя заинтересованного лица ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к отделу судебных приставов по <адрес>, Управлению Федеральной Службы судебных приставов по <адрес> о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,

заинтересованное лицо: Банк ВТБ 24 (публичное акционерное общество),

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к отделу судебных приставов по <адрес> о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя. В обоснование заявленных требований указав, что административный истец является стороной исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ-ИП, возбужденного на основании исполнительного документа исполнительный лист , выданного Центральным районным судом <адрес>. Задолженность по исполнительному производству составляет <данные изъяты>. Административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ было принято Постановление об оценке имущества должника судебным приставом-исполнителем, где в рамках постановления указано на объект оценки: четырехкомнатная квартира общей площадью 134,3 кв. м. (жилая - 76,5 кв. м., подсобная 57,8 кв. м.) расположенная по адресу <адрес>. Предварительная оценка квартиры определена в <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом исполнителем вынесено постановление о передаче арестованного имущества на торги, где в рамках постановления также указан объект имущества - четырехкомнатная квартира общей площадью 134,3 кв. м. (жилая - 76,5 кв. м., подсобная 57,8 кв. м) расположенная по адресу <адрес>. Предварительная оценка квартиры определена в <данные изъяты>. Оспариваемые постановления были поучены ФИО1ДД.ММ.ГГГГ Считает вынесенные постановления незаконными в силу следующего. В постановлении об оценке имущества должника судебным приставом-исполнителем и постановлении о передаче арестованного имущества на торги не верно указаны характеристики объекта, а именно занижена реальная площадь объекта. Так судебным приставом-исполнителем указана площадь 134,3 кв. м. (жилая - 76,5 кв. м., подсобная 57,8 кв. м.), тогда как согласно сведения технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь квартиры составляет 143,5 кв. м. (74,7 кв. м. жилая, 68,8 подсобная). Занижение судебным приставом-исполнителем общей площади квартиры влечет изменение характеристики объекта, занижение его стоимости. Судебным приставом-исполнителем не запрошены в органах технической инвентаризации и Росреестре технический паспорт и кадастровый паспорт на объект недвижимости. Так, согласно технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ в квартире произведена «согласованная перепланировка, что является существенным условием при регистрации объекта не движимости в органах Росреестра по <адрес>. Искажение сведений об объекте недвижимости влечет не только нарушение прав должника ФИО1, но и послужит впоследствии отказом в регистрации сделки на квартиру через торги ввиду наличия самовольной перепланировки, что свидетельствует о не тождественности объекта указанного приставом в оспариваемых постановлениях и фактическому объекту. Кроме того ввиду бездействия пристава-исполнителя в части запроса в органах БТИ и Россреестра актуальных сведений о технических характеристиках объекта, приставом не учтено, что с увеличением обшей площади квартиры увеличилась и цена объекта, что напрямую затрагивает права и законные интересы ФИО1 На основании вышеизложенного просит суд признать незаконным Постановление административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об оценке имущества должника судебным приставом-исполнителем по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ-ИП; Признать незаконным Постановление административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ о передаче арестованного имущества на торги по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ-ИП.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по данному делу привлечены в качестве административного соответчика УФССП России по <адрес>, заинтересованного лица Банк ВТБ 24 (публичное акционерное общество).

В судебное заседание административный истец, представитель административного ответчика УФССП России по <адрес> не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, на просили об отложении судебного разбирательства.

При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, учитывая мнение административного истца, административного ответчика, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО4, административные исковые требования поддержал, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства.

В судебном заседании представитель административного ответчика ОСП по <адрес>ФИО5, административные исковые требования не признала и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ. в отдел судебных приставов по <адрес> поступил исполнительный лист о взыскании с ФИО1, ФИО2 солидарно в пользу Банка ВТБ 24 (ПАО) в размере задолженности <данные изъяты>. Путем обращения взыскания на заложенное имущество квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 134,3 кв.м., кадастровый , путем реализации с публичных торгов. Установить первоначальную продажную стоимость имущества в размере <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ отделом судебных приставов по <адрес> было возбуждено исполнительное производство -ИП. ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по <адрес> было вынесено постановление о наложении ареста на имущества должника и составлен акт, описи и ареста на имущества должника а именно на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 134,3 кв.м., Должник по совершению исполнительных действий в рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем должным образом был уведомлен. Также должником постановления вынесенных в рамках исполнительного производства не обжаловались, в адрес отдела каких либо заявлений, ходатайств в отдел судебных приставов по <адрес> не поступало. ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об оценке имущества должника, и направлено должнику для сведения. Во исполнение требований указанного исполнительного документа от ДД.ММ.ГГГГ. составлен акт о наложении ареста и описи имущества, которое подлежит дальнейшей, реализации путем проведением торгов. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о передаче арестованного имущества на торги. Должник считает, что вынесенное постановление незаконным в силу того, что он, с его слов в квартире произвел несогласованную перепланировку. В-первых, данное имущество является залоговым, должник не имел право совершать действия, которые влекут утрату предмета ипотеки или уменьшение или увлечения его стоимости. Во-вторых, на основании решения Центрального районного суда <адрес> уже установлена стоимость залогового имущества. На ДД.ММ.ГГГГ в отделе судебных приставов по <адрес> в отношении должника ФИО1 находится сводное исполнительное производство -СД на общую сумму <данные изъяты> На основании изложенного, просит в удовлетворении требований ФИО1 отказать в полном объеме.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица ФИО6, административные исковые требования не признал и пояснил, что порядок реализации имущества должника на торгах определен Федеральным законом «Об исполнительном производстве», частью 2 статьи 89 которого предусмотрено, что начальная цена имущества, выставляемого на торги, не может быть меньше стоимости, указанной в постановлении об оценке имущества, а начальная продажная цена заложенного имущества, на которое обращено взыскание в судебном порядке, - ниже цены, определенной судебным актом (подпункт 4 пункта 2 статьи 54 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)», статья 350 Гражданского кодекса Российской Федерации). Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу удовлетворено исковое заявление Банка к Административному истцу о расторжении кредитного договора, взыскании задолженности по кредиту, обращении взыскания на заложенное имущество. В соответствии с указанным судебным постановлением, вступившим в законную силу, с учетом отчета об оценке недвижимости, произведенной на основании соответствующего определения суда и инициатором которой был Административный истец, с Административного истца взыскана сумма долга, обращено взыскание на предмет ипотеки - квартиру по адресу: <адрес>, кадастровый , определен способ реализации в виде продажи с публичных торгов, определена начальная продажная стоимость в размере <данные изъяты>. Следовательно, судебный пристав-исполнитель оправдано, исходя из требований закона, с целью правильной передачи залогового имущества на реализацию, принял требуемое постановление об оценке в котором указал цену, установленную решением суда и не требующую переоценки, поскольку самовольное изменение принятого судебного решения нарушит принцип стабильности судебного акта, его нормативность и обязательность для всех участников гражданского оборота. Свои требования Административный истец строит на том, что судебный пристав, осуществляя передачу имущества на реализацию, не проверил актуальность технических характеристик предмета торгов. Однако данное суждение заявителя не преследует логики и не согласуется с представленными доказательствами, а именно постановлением от ДД.ММ.ГГГГ и констатацией органа технической инвентаризации о возможно проведенной перепланировке от ДД.ММ.ГГГГ. Следует так же отметить, что вопреки мнению Административного истца, на сегодняшний день Единый государственный реестр недвижимости содержит сведения идентичные тем, что установлены судом и отражены судебным приставом в своем постановлении, следовательно, не имеется оснований полагать о неправильности их формирования при описании лота. Просят так же обратить внимание суда на недобросовестность поведения Административного истца, который зная об обращении взыскания на недвижимость явно предпринял меры воспрепятствовать исполнению судебного акта, тем самым затянуть процесс реализации недвижимого имущества и создать длительные преграды для судебного пристава и Банка реализовать свое право на своевременное удовлетворение требований. На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 45 Кодекса административного производства Российской Федерации, просит в удовлетворении требований ФИО1 к Отделу судебных приставов по <адрес> и Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя отказать в полном объеме.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Согласно пунктам 1, 4 части 1 ст. 10 названного закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Согласно разъяснению, содержащемуся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

По смыслу статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ «О судебных приставах» на судебных приставов возлагаются задачи, в том числе, по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», актов других органов и должностных лиц.

Статьей 2 названного Закона предусмотрено, что судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом «О судебных приставах», Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве», постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Исходя из содержания статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ отделом судебных приставов по <адрес> было возбуждено исполнительное производство -ИП. на основании исполнительного листа, выданного Центральным районным судом <адрес> о взыскании с ФИО1, ФИО2 солидарно в пользу Банка ВТБ 24 (ПАО) в размере задолженности <данные изъяты>. Путем обращения взыскания на заложенное имущество квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 134,3 кв.м., кадастровый , путем реализации с публичных торгов. Установить первоначальную продажную стоимость имущества в размере <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по <адрес> было вынесено постановление о наложении ареста на имущества должника и составлен акт, описи и ареста на имущества должника, а именно на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 134,3 кв. метров.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об оценке имущества должника, и направлено должнику для сведения. Во исполнение требований указанного исполнительного документа от ДД.ММ.ГГГГ. составлен акт о наложении ареста и описи имущества, которое подлежит дальнейшей, реализации путем проведением торгов.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о передаче арестованного имущества на торги.

В соответствии с положениями статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. При этом, судебный пристав - исполнитель вправе совершать перечисленные в данной статье исполнительные действия, а также иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Как установлено частью 1 статьи 85 Федерального закона «Об исполнительном производстве» оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом - исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Судебный пристав-исполнитель также обязан привлечь оценщика для оценки, в том числе, недвижимого имущества, имущественных прав, вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей (часть 2 названной статьи).

Согласно части 2 статьи 89 Федеральным законом «Об исполнительном производстве», начальная цена имущества, выставляемого на торги, не может быть меньше стоимости, указанной в постановлении об оценке имущества, а начальная продажная цена заложенного имущества, на которое обращено взыскание в судебном порядке, - ниже цены, определенной судебным актом (подпункт 4 пункта 2 статьи 54 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)», статья 350 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ обращено взыскание на предмет ипотеки - квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью 134,3 кв. метра, кадастровый , определен способ реализации в виде продажи с публичных торгов, определена начальная продажная стоимость в размере <данные изъяты>.

Согласно технического паспорта на <адрес> в <адрес>, общая площадь жилого помещения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 143,5 кв. метров. Произведена перепланировка, переустройство.

Судебного решения, либо решения органа местного самоуправления о признании произведенной перепланировки, переустройства законными суду не представлено.

В силу части 2 статьи 47 Федерального закона «О кадастровой деятельности» технический паспорт, полученный после дня вступления закона в силу, не является официальным документом, который может быть использован в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ спорный объект недвижимости имеет общую площадь 134,3 кв. метра.

Статья 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановки и последующего отказа в государственной регистрации перехода права собственности и перепланировка в него не входит, следовательно, у приобретателя недвижимости на торгах не может возникнуть каких либо затруднений в регистрации перехода права на имущество.

Согласно сообщения Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с установленным Законом порядком, решение о государственной регистрации, приостановлении государственной регистрации или отказе в государственной регистрации прав принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором самостоятельно по результатам правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав документов. В случае, если при проведении правовой экспертизы будут выявлены расхождения в площади объекта в представленных заявителем документах и сведениях ЕГРН, заявитель будет письменно уведомлен о препятствиях к проведению государственной регистрации прав. При этом в соответствии с п.п.4 п.2 ст. 15 Закона, государственный кадастровый учет в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости (например, в результате реконструкции или капитального ремонта зданий и сооружений) производится на основании заявления собственника объекта недвижимости о внесении изменений в сведения об объекте недвижимости, с приложением документов, подготовленных в результате проведения кадастровых работ кадастровым инженером (абз.7 п. 2 ст. 14 Закона, п. 4 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»). Решение о предъявлении претензий к продавцу из-за недостоверных сведений на объект недвижимого имущества принимается новым собственником самостоятельно по своему усмотрению и желанию. Также, заинтересованное лицо вправе в соответствии с действующим законодательством обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Следовательно, судебный пристав-исполнитель оправдано, исходя из требований закона, с целью правильной передачи залогового имущества на реализацию, принял требуемое постановление об оценке, в котором указал цену, установленную решением суда и не требующую переоценки, поскольку самовольное изменение принятого судебного решения нарушит принцип стабильности судебного акта, его нормативность и обязательность для всех участников гражданского оборота.

Таким образом, действия судебного пристава-исполнителя, выполненные в рамках исполнительного производства -ИП в отношении должника ФИО1, соответствуют положениям Закона РФ «Об исполнительном производстве».

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований административного истца, так как права, свободы и законные интересы административного истца оспариваемыми постановлениями не нарушены.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к отделу судебных приставов по <адрес>, Управлению Федеральной Службы судебных приставов по <адрес> о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд <адрес>.

Дата принятия решения суда в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий (подпись)

Копия верна: Судья Королева И.А.