ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3452/2023 от 09.08.2023 Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Административное дело № 2а-3452/2023

УИД 36RS0006-01-2023-003590-57

Категория 3.024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 августа 2023 года г.Воронеж

Центральный районный суд г.Воронежа в составе:

председательствующего судьи Петровой Л.В.

при секретаре Ашихминой М.О.,

с участием представителя административного истца адвоката Маньковой К.В.,

представителя административного ответчика ГУ МВД России по Воронежской области Шевченко О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Черноярова Вячеслава Вячеславовича к информационному центру ГУ МВД России по Воронежской области, ГУ МВД России по Воронежской области о признании незаконными действий (бездействия) в виде отказа исключить сведения о привлечении к уголовной ответственности, обязании исключить сведения о привлечении к уголовной ответственности,

установил:

Чернояров В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к информационному центру ГУ МВД России по Воронежской области, ГУ МВД России по Воронежской области о признании незаконными действий (бездействий), обязании совершить определенные действия.

Требования мотивированы тем, что в 2022 году Черноярову В.В. стало известно от сотрудников патрульно-постовой службы том, что в информационной базе ГУ МВД России по Воронежской области имеются сведения о привлечении его к ответственности по части 2 статьи 116 УК РФ. Согласно полученной информации из ИЦ ГУМВД России, якобы 01.03.2004 <адрес> РОВД г.Воронежа было возбуждено уголовное дело в отношении Черноярова В.В. по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 116 УК РФ, по факту причинения телесных повреждений ФИО1 и ФИО2. 21.03.2004 указанное уголовное дело было прекращено отделом дознания РОВД г.Воронежа в порядки статьи 25 УПК РФ в связи с примирением сторон. Административный истец неоднократно обращался с жалобами в различные структуры ОП УМВД России по г.Воронежу, прокуратуру Воронежской области, ГУ МВД России по Воронежской области для предоставления информации о том, по какой причине были включены недостоверные сведения в информационную базу ГУ МВД России по Воронежской области, но никаких сведений, подтверждающих привлечение Черноярова В.В. предоставлено не было, а лишь отписки. За 2022 год единственную информацию, которая подтверждает факт возбуждения уголовного дела в отношении некого «Черноярова» была получена в виде фотографии из журнала учета. Однако в данном журнале отсутствуют какие-либо персональные данные: имя, отчество и даже их инициалы, дата рождения, место рождения, которые могли бы подтвердить факт привлечения конкретно Чернояров Вячеслава Вячеславовича к уголовной ответственности. В устной беседе административному истцу пояснили, что он с такой фамилии единственный во всем <адрес>. В связи с тем, что местом возбуждения уголовного дела является место совершения преступления, факт якобы проживания одного Черноярова в <адрес>, не подтверждает факт совершения административным истцом преступления. Черноярову В.В. известно, что в 2004 году в <адрес> проживал еще один ФИО3, а именно: его родной брат - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, паспорт: выданный ГУ МВД России по <адрес> 25.12.2019. По памяти Черноярова В.В., похожая ситуация в 2004 году произошла с его братом ФИО3, когда у него в кафе произошла драка с двумя парнями, их имена и фамилии административный истец не помнит, так как прошло много времени. Чернояров В.В. никогда ни с кем не дрался и считает себя не конфликтным человеком. Поскольку с братом у него фамилии одинаковые, то предполагает, что данные сведения ошибочно были внесены в его базу данных и имеют отношение к ФИО3 В январе 2023 года был направлен адвокатский запрос в ОП УМВД России г.Воронежа относительно сведений, подтверждающих возбуждение уголовного дела от 01.03.2003 в отношении Черноярова Вячеслава Вячеславовича и последующее его прекращения, но ответ на вышеуказанный запрос до сегодняшнего дня не поступил. В марте 2023 года Чернояров В.В. обратился в ИЦ ГУ МВД РФ по Воронежской области с заявлением об исключении недостоверных сведений из базы данных, но ответа также до сегодняшнего дня не последовало.

Чернояров В.В., уточнив административные исковые требования, просит суд:

- признать незаконными действия (бездействие) ГУ МВД России по Воронежской области в лице структурного подразделения Информационного центра ГУ МВД России по Воронежской области в виде отказа исключить на обращение Черноярова В.В. от 07.03.2023 об исключении недостоверных сведений о привлечении к уголовной ответственности по части 2 статьи 116 УК РФ в 2004 году, которое было прекращено за примирением сторон,

- обязать ГУ МВД России но Воронежской области в лице структурного подразделения Информационного центра ГУ МВД России по Воронежской области исключить из банка данных Информационного центра ГУ МВД России по Воронежской области сведения о привлечении Черноярова В.В. к уголовной ответственности по части 2 статьи 116 УК РФ в 2004 году, которое было прекращено за примирением сторон.

Определением Центрального районного суда г.Воронежа от 14.06.2023 (в протокольной форме) к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УМВД России по г.Воронежу.

Представитель административного истца Черноярова В.В., действующая на основании ордера, адвокат Манькова К.В. в судебном заседании после перерыва уточненное административное исковое заявление поддержала, настаивала на его удовлетворении.

Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Воронежской области, действующая на основании доверенности, Шевченко О.И. в судебном заседании после перерыва полагал требования административного истца незаконными и не обоснованными, просила отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. Представила письменный отзыв.

Административный истец Чернояров В.В. в судебное заседание как до, так и после перерыва не явился, о месте и времени рассмотрения дела до перерыва извещен надлежащим образом. Посредством представителя представлено заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик Информационный центр ГУ МВД России по Воронежской области своего представителя в судебное заседание как до, так и после перерыва не направил, о месте и времени рассмотрения дела до перерыва извещен надлежащим образом, о чем имеется отчет об отслеживании почтового отправления.

Заинтересованное лицо УМВД России по г.Воронежу своего представителя в судебное заседание как до, так и после перерыва не направил, о месте и времени рассмотрения дела до перерыва извещен надлежащим образом, о чем имеется отчет об отслеживании почтового отправления.

Данные обстоятельства, с учётом статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), позволяют рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, выслушав лиц, участвующих в деле, суд полагает следующее.

Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно статье 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и реализации законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим кодексом.

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматривается в порядке, предусмотренном Главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Из содержания административного искового заявления, пояснений Черноярова В.В., данных в судебном заседании, следует, что в 2022 году при проверке документов сотрудниками патрульно-постовой службы ему было сообщено, что в базе ГУ МВД России по Воронежской области имеются сведения о привлечении его к ответственности по части 2 статьи 116 УК РФ.

Также из пояснений Черноярова В.В. и его представителя следует, что он неоднократно обращался в различные структуры: ОП УМВД России по г.Воронежу, прокуратуру Воронежской области, ГУ МВД России по Воронежской области, для предоставления информации о том, по какой причине были включены недостоверные сведения в информационную базу ГУ МВД России по Воронежской области.

Так, письмом ГУ МВД России по Воронежской области от 24.05.2022 №3/227711680257 Черноярову В.В. было сообщено, что согласно сведениям информационного центра ГУ МВД России по Воронежской области в 2003 году Чернояров В.В. привлекался к уголовной ответственности следственным отделом по расследованию дорожно-транспортных происшествий главного следственного управления ГУВД по Воронежской области по ч.2 ст.264 УК РФ. 24.06.2003 данное уголовное дело прекращено по ст.25 УПК РФ и находится в архиве ИЦ.

Кроме того, по данным статистической информации в 2004 году Чернояров В.В. привлекался к уголовной ответственности <адрес> РОВД г.Воронежа по ч.2 ст.116 УК РФ. 21.03.2004 данное уголовное дело прекращено отделом дознания <адрес> РОВД по ст.25 УПК РФ. 11.04.2005 данное уголовное дело передано на архивное хранение в подразделение спецфондов информационного центра. По акту №8 от 11.02.2008 данное уголовное дело было уничтожено по истечении срока хранения. Алфавитная карточка на Черноярова В.В. по данному уголовному делу изъята из картотеки по истечении срока хранения в соответствии с действующими на тот момент времени нормативно-правовыми актами.

Письмом прокуратуры Воронежской области от 30.08.2022 №15/2-550-2022, Черноярову В.В. было сообщено, что в октябре 2020 года в рамках оказания государственной услуги по выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования Чернояров В.В. обратился в информационный центр ГУ МВД через Единый портал государственных услуг. В полученной им справке ИЦ ГУ МВД были отражены сведения о привлечении его в 2003 году к уголовной ответственности по ч.2 ст.264 УК РФ. 24.06.2003 уголовное дело прекращено по ст.25 УПК РФ. Кроме того, в базе данных «Статистика» ИЦ ГУ МВД также имеются сведения по уголовному делу , возбужденному 01.03.2004 в отношении Черноярова В.В. по ч.2 ст.116 УК РФ по факту причинения телесных повреждений ФИО1 и ФИО2. 21.03.2004 указанное уголовное дело прекращено отделом дознания <адрес> РОВД г.Воронежа (далее - ОД) по ст.25 УПК РФ. Данное уголовное дело 11.04.2005 передано на архивное хранение в подразделение спецфондов ИЦ (опись №512). В соответствии с требованиями п. «а» ст.467 приказа МВД России № 340-2006 (в настоящее время утратил силу) уголовное дело уничтожено по истечении срока хранения по акту №8 от 11.02.2008. Алфавитная карточка на Черноярова В.В. по данному уголовному делу была изъята из оперативно-справочной картотеки (далее - ОСК) по истечении срока хранения в соответствии с действующими на тот момент времени нормативно-правовыми актами. Информация о привлечении Черноярова В.В. к уголовной ответственности по ст.116 УК РФ, изъятая из ОСК, не подлежит отражению в справке о наличии (отсутствии) судимости, а также в требованиях (запросах) в рамках проверок по оперативно-справочному учету ИЦ, поскольку в соответствии с пунктами 73, 76.3, 76.4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденного приказом МВД РФ от 27.09.2019 № 660, в справке о судимости не указываются сведения о прекращении уголовного преследования при примирении потерпевшего с обвиняемым по уголовным делам частного обвинения. ГУ МВД проведена служебная проверка по факту внесения фиктивных сведений о судимости Черноярова В.В. в базу ИЦ и ненадлежащем поведении оперуполномоченного ОРЧ СБ ГУ МВД области ФИО4 Согласно ее результатам в действиях сотрудников полиции нарушений не выявлено. В журнале, сохранившемся в ОП УМВД России по г. Воронежу (далее - ОП ), также отражена информация о возбуждении и прекращении вышеуказанного уголовного дела. Таким образом, доводы о ложном отражении сведений о привлечении Черноярова В.В. к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 116 УК РФ объективного подтверждения в настоящее время не находят. При этом документы, на основании которых в базу данных «Статистика» ИЦ ГУ МВД внесены сведения о его судимости, уничтожены в связи с истечением срока хранения.

06.03.2023 Чернояров В.В. обратился в ГУ МВД России по Воронежской области с заявлением, в котором просил исключить из базы данных ИЦ ГУМВД недостоверные сведений о привлечении его к уголовной ответственности по статье 116 УК РФ в 2004 году, которое было прекращено за примирением сторон; сведения по уголовному делу , возбужденному в отношении Черноярова В.В. по ч.2 ст.116 УК РФ по факту причинения телесных повреждений ФИО1 и ФИО2, 21.03.2004 уголовное дело прекращено отделом <адрес> РОВД г.Воронежа по ст.25 УПК РФ.

Ответом ГУ МВД России по Воронежской области от 22.03.2023 №3/237731814854 Черноярову В.В. было сообщено, что в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» (далее -Закон о полиции) полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее - банки данных). Согласно пунктам 1 и 2 части 3 статьи 17 Закона о полиции внесению в банки данных подлежит информация о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, о лицах, осужденных за совершение преступления. На основании нормативных документов, регламентирующих деятельность информационных подразделений МВД России, данная информация подлежит учету и хранению в информационном центре ГУ МВД России по Воронежской области (далее ИЦ ГУ). Только ИЦ ГУ располагает достоверной информацией о судимости, привлечении к уголовной ответственности. Для разрешения вопроса по существу предложено подать заявление о предоставлении справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования в виде Интернет-обращения путем заполнения специальной формы в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (на сайте: www.gosuslugi.ru) либо обратиться на личном приеме с заявлением о предоставлении данной справки в ИЦ ГУ или любой филиал АУ «МФЦ» «Мои документы».

Ссылаясь на то, что сведения о наличии уголовного дела по статье 116 УК РФ в отношении Черноярова В.В. не соответствуют действительность, административный истец полагает, что данные сведения подлежат исключению из баз данных ГУ МВД России по Воронежской области, в связи с чем обратился в суд с настоящим административным иском.

Суд не находит оснований согласиться с обоснованностью требований Черноярова В.В.

Согласно части 1 и пункту 4 части 3 статьи 17 Федерального закона от 07.02.2011 года №3-ФЗ "О полиции" полиция имеет право обрабатывать сведения о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, при формировании и ведении банков данных о гражданах, в которые подлежит внесению информация в том числе о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования вследствие акта об амнистии.

На момент составления учетных документов в отношении Черноярова В.В. действовал Закон РСФСР от 18.04.1991 №1026-1 "О милиции", пунктом 14 статьи 11 которого также предусматривалось право милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей осуществлять предусмотренные законодательством учеты лиц, предметов и фактов и использовать данные этих учетов.

Приказом МВД России от 27.09.2019 №660 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.

Согласно пункту 73 Административного регламента должностное лицо, уполномоченное на оформление справок о наличии (отсутствии) судимости, при поступлении заявления осуществляет проверку по учетам ФКУ «ГИАЦ МВД России» и ИЦ по месту рождения, месту жительства (месту пребывания) проверяемого лица на территории Российской Федерации, а также по месту его осуждения, если эти сведения выявлены в ходе проверки.

В силу пункта 74 Административного регламента, после проведения проверок и получения сведений из банков данных о гражданах, ведение которых осуществляют ФКУ «ГИАЦ МВД России» и ИЦ, должностным лицом, уполномоченным на оформление справок о наличии (отсутствии) судимости, на номерном бланке оформляется справка о наличии (отсутствии) судимости (приложение № 4 к Административному регламенту).

В справке о наличии (отсутствии) судимости в графе "имеются (не имеются) сведения об осуждении на территории Российской Федерации" при наличии сведений об осуждении указываются: дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, пункт, часть, статья уголовного закона, по которым лицо было осуждено, срок и вид наказания, сведения о переквалификации деяния, дата и основание освобождения, дата и основание снятия судимости. При отсутствии сведений об освобождении указывается: "Сведений об освобождении не имеется" (пункт 76.3 Административного регламента).

В соответствии с пунктом 76.4 Административного регламента в графе "имеются (не имеются) сведения о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации" указываются: дата возбуждения уголовного дела (при наличии), наименование органа, принявшего решение, пункт, часть, статья уголовного закона, дата и основание прекращения уголовного преследования, при наличии сведений о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по основанию примирение сторон (за исключением примирения потерпевшего с обвиняемым по уголовным делам частного обвинения).

До 01.01.2006 сведения в информационную базу вносились в соответствии с приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации №66, Министерства внутренних дел Российской Федерации №418 от 14.12.1994, которым утверждена Инструкция о едином учете преступлений.

В соответствии с положениями параграфа 1 раздела 1 указанной Инструкции единый учет преступлений заключается в первичном учете и регистрации выявленных преступлений и лиц, их совершивших. Система единого учета преступлений и лиц, их совершивших, действующая с 1961 года, основывается на регистрации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела и лиц, совершивших преступления, по моменту утверждения прокурором обвинительного заключения и на дальнейшей корректировке этих данных в зависимости от результатов расследования и судебного рассмотрения дела. Однако такая корректировка допускается только в пределах отчетного года, являющегося законченным отчетным периодом.

Согласно параграфу 3 раздела 1 Инструкции первичный учет осуществляется путем заполнения документов первичного учета (статистических карточек):

- на выявленное преступление (форма N 1);

- о результатах расследования (раскрытия) преступления (форма N 1.1);

- на преступление, по которому лицо, его совершившее, установлено (форма N 1.2);

- на лицо, совершившее преступление (форма N 2);

- на лицо, подозреваемое в совершении преступления (форма N 2.1);

- о движении уголовного дела (форма N 3);

- о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности (форма N 4);

- о результатах рассмотрения дела в суде (форма N 6).

Регистрацию преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел, а также ведение статистической отчетности по преступности осуществляют органы внутренних дел.

Регистрация преступлений, лиц, их совершивших, а также уголовных дел производится в районных, городских, транспортных органах внутренних дел. Данные статистических карточек заносятся в журнал учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления. Единая форма журнала учета устанавливается Генеральной прокуратурой Российской Федерации и МВД России.

Вместо составления статистических карточек допускается перенос аналогичной информации по ним на магнитные носители с обязательной регистрацией преступления (уголовного дела) в едином журнале учета преступлений.

Документы первичного учета, зарегистрированные в районных, городских и транспортных органах внутренних дел в журналах учета, немедленно пересылаются в информационные центры МВД, ГУВД, УВД республик, краев, областей, городов, автономной области, автономных округов и УВДТ.

В информационных центрах на основе тех же карточек ведутся в отдельности по каждому району, городу контрольные журналы учета преступлений, уголовных дел и лиц, их совершивших.

Эти журналы и карточки служат целям контроля за своевременностью поступления первичной учетной документации, подбора отдельных сведений о преступности, результатах расследования по делу и иным справочным целям.

Информационные центры при обработке статистической информации могут использовать средства электронно-вычислительной техники для ведения контрольных журналов на магнитных носителях.

На основе обработки карточек первичного учета в информационных центрах производится первичное формирование статистической отчетности по преступности.

Преступление, лицо, его совершившее, и уголовное дело считается учтенным, когда оно внесено в карточку первичного учета (либо перенесено на магнитные носители), зарегистрировано в журнале учета преступлений и поставлено на централизованный учет в информационном центре.

Согласно параграфу 4 Инструкции учет преступлений ведется путем заполнения прокурором, следователем или работником органа дознания карточек на выявленные преступления (форма N 1) по каждому ставшему им известным в отчетном периоде преступлению, независимо от того, когда эти преступления имели место и установлены или не установлены совершившие их лица.

Согласно параграфу 5 Инструкции карточка на выявленное преступление (форма N 1) заполняется немедленно после возбуждения уголовного дела, направления в суд материалов с протоколом, санкционированным прокурором в порядке ст. 415 УПК, или вынесения постановления об освобождении лица от уголовной ответственности с применением к нему мер общественного воздействия (ст. 10 УПК).

Карточка, заполненная и подписанная следователем (работником органа дознания), направляется в учетно-регистрационные подразделения органов внутренних дел.

В параграфе 10 Инструкции установлено, что зарегистрированные преступления подлежат снятию с учета, если уголовные дела о них прекращены либо вынесен оправдательный приговор по следующим основаниям:

- за отсутствием события преступления (п. 1 ст. 5 УПК);

- за отсутствием в действиях состава преступления (п. 2 ст. 5 УПК), в том числе за малозначительностью действия (ч. 2 ст. 7 УК);

- в связи с тем, что правонарушитель не достиг к моменту совершения общественно опасного действия возраста, по достижении которого согласно закону установлена уголовная ответственность (п. 5 ст. 5 УПК);

- за отсутствием жалобы потерпевшего по делам, которые возбуждаются не иначе, как по жалобам потерпевших (п. 7 ст. 5 УПК);

- в связи с тем, что в отношении данного лица имеется вступивший в законную силу приговор по тому же обвинению либо определение или постановление суда о прекращении дела по тому же основанию, а также неотмененное постановление прокурора, следователя, органа дознания о прекращении дела по тому же обвинению (п. 9 и п. 10 ст. 5 УПК);

- в соответствии с п. 11 ст. 5 УПК;

- ввиду того, что лицо во время совершения общественно опасного действия находилось в состоянии невменяемости.

В параграфе 12 Инструкции указано, что учету подлежат все совершившие преступления лица, в отношении которых по уголовному делу прокурором утверждено обвинительное заключение, либо санкционировано направление протокола с материалами в суд в порядке ст. 415 УПК, или санкционирована передача материалов в соответствии со ст. 10 УПК для применения к ним мер общественного воздействия.

Действующее с 01.01.2006 Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, утвержденное приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 29.12.2005 №39/1070/1021/253/780/353/399, содержит аналогичное правовое регулирование (пункты 40, 41 и 43).

Согласно представленным данным из БД « Уголовная статистика» в указанной базе имеется статистическая информация по уголовному делу , возбужденному 01.03.2004 в отношении Черноярова В.В. по части 2 статьи 116 УК РФ.

Из содержания размещенной в базе статистической карточки следует, что в ней отражены сведения по журналам формы 1, 2, 3.

Так, по разделу журнал (форма 1 - на выявленное преступление) указано, что Чернояров в д<адрес> причинил телесные повреждения ФИО1 и ФИО2, дата регистрации, своершения преступления 01.03.2004, дата возбуждения УД 01.03.2004, квалификация часть 2 статьи 116 УК РФ, решение 21.03.2004, прекращено по ст. 25 УПК РФ (за исключением дел частного обвинения).

По разделу журнал (форма 2 - на лицо, совершившее преступление) указано лицо Чернояров Вячеслав Вячеславович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, квалификация по части 2 статьи 116 УК РФ, уголовное преследование прекращено на основании статьи 25 УПК РФ.

По разделу журнал (форма 3 - о движении уголовного дела) указано, что дело 21.03.2004 прекращено на основании статьи 25 УПК РФ.

Также в представленной карточке указано, что дело снято с учета в связи с уничтожением его по истечении срока хранения.

Из сообщения УМВД России по г.Воронежу №3/237707514855 от 21.04.2023 следует, что 01.03.2004 <адрес> РОВД г.Воронежа возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного частью 2 статьи 116 Уголовного кодекса Российской Федерации «Побои». 21.03.2004 данное уголовное дело прекращено на основании статьи 25 Уголовно-процессуального кодекса РФ «Прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон». На основании приказа МВД РФ от 12.05.2006 №340 «Об утверждении перечня документов, образующихся в деятельности подразделений ОВД РФ с указанием сроков хранения», вышеуказанное уголовное дело в отношении Черноярова В.В. уничтожено, о чем свидетельствует акт № 8 от 11.02.2008 о выделении к уничтожению документов фонда №13 «Коллекция прекращенных уголовных дел». Согласно Приказу МВД РФ от 09.11.2018 №755 «О некоторых вопросах обращения со служебной информацией ограниченного распространения в системе МВД России», акт является носителем сведений, относящихся к служебной информации ограниченного распространения и подлежит выдаче по соответствующим запросам правоохранительным органам, судам, органам прокуратуры. В связи с тем, что в системе МВД России уголовные дела уничтожаются полностью, предоставить в адрес Черноярова В.В. копии материалов уголовного дела не представляется возможным.

В ходе рассмотрения дела по запросу суда, ОП УМВД России по г.Воронежу представлены копия выписки из журнала уголовных дел, копия протокола №1 заседания экспертно-проверочной комиссии ИЦ ГУВД, копия акта №8 об уничтожении уголовных дел.

Из копии журнала учета уголовных дел отделения дознания <адрес> РОВД (укороченный), начатого в 1998 году, следует, что в нем содержится запись за 2004 года в отношении уголовного дела , возбуждено 01.03, статьи 116-2, лицо: Чернояров, окончено 21.03, ст.25 УПК РФ.

Из акта №8 о выделении к уничтожению документов фонда №13 «Коллекция прекращенных уголовных дел» за 1998 – 2004 году следует, что в него включено дело в отношении Черноярова Вячеслава Вячеславовича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, дело 2004 года, срок хранения до 21.03.2007.

Протоколом №1 заседания экспертно-проверочной комиссии ИЦ ГУВД №11 принято решение об утверждении акт №8 о выделении к уничтожению документов, сотрудникам подразделений спецфондов ИЦ при ГУВД в журналах учета прекращенных дел и описях, журнале учета поступления и выбытия документов, листе фонда №13 сделать отметки «уничтожено» со ссылкой на дату и номер акта о выделении у уничтожению прекращенных уголовных дел.

Из копии листа фонда №13, опись 512 Уголовные дела, прекращенные в установленном порядке, следует, что уголовное дело в отношении Черноярова Вячеслава Вячеславовича, ДД.ММ.ГГГГ г., по части 2 статьи 116 УК РФ, прекращено 21.03.2004 на основании статьи 25 УПК РФ, уничтожено на основании акта №8 от 11.02.2008.

Представленные документы, как по отдельности, так и в совокупности свидетельствуют о наличии уголовного дела в отношении Черноярова Вячеслава Вячеславовича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, по части 2 статьи 116 УК РФ, которое прекращено 21.03.2004 на основании статьи 25 УПК РФ (за примирением).

То обстоятельство, что административный истец Чернояров Вячеслав Вячеславович рожден ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании участниками процесса не оспаривалось.

Ссылка представителя административного истца на отсутствие в представленных документах даты и месяца рождения лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело, не свидетельствует о том, что уголовное дело было возбуждено в отношении иного лица. В статистической карточке в базе «Уголовная статистика» дата рождения указана полностью.

Таким образом, находящаяся в базе данных «уголовная статистика» информация в отношении Черноярова В.В. подтверждается представленными суду документами, свидетельствующими о наличии уголовного дела в отношении Черноярова В.В., являющемся безусловным основанием для постановки на учет в органах внутренних дел.

При таких обстоятельствах, довод административного истца о необоснованном внесении данных о возбуждении в отношении него уголовного дела и прекращении за примирением в статистическую базу данных, является не обоснованными.

Доводы Черноярова В.В., по свой сути, сводятся к несогласию с фактом уголовного преследования в отношении него и оспариванию события преступления, однако действия органов дознания по возбуждению уголовного дела, выносимые ими решения и постановления не являются предметом проверки и оценки в рамках настоящего административного дела.

Уничтожение процессуальных документов об уголовном преследовании Черноярова В.В. за истечением срока хранения, не могут служить поводом для исключения данных сведений из информационного банка.

Кроме того, суд обращает внимание, что учетные документы строго соответствуют материалам уголовного дела и заполняются исключительно при наличии процессуальных документов. Обеспечение своевременного, точного и полного заполнения и представления документов первичного учета и за состояние единого учета преступлений контролируется не только руководителем органа дознания и предварительного следствия, но и прокурором. Районные, городские и другие прокуратуры на правах районных осуществляют надзор за тем, чтобы ни одно преступление, о котором стало известно прокуратуре и органам расследования, не осталось незарегистрированным и чтобы в учете не искажалось действительное состояние преступности. Работники органов прокуратуры и органов внутренних дел, на которых возложена работа по учету и статистике, обязаны постоянно следить за четким выполнением требований настоящей Инструкции (глава 7 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, действующего в 2004 году). Данная система контрольных и надзорных функций не позволяет безосновательно осуществлять постановку объектов на учет и снимать их с учета. Снятию с учета лицо подлежит в случае прекращения уголовного дела в отношении него по реабилитирующим основаниям либо вынесения оправдательного приговора.

Поскольку прекращение уголовного преследования в отношении Черноярова В.В. по части 2 статьи 116 УК РФ на основании статьи 25 УПК РФ (примирение) не является реабилитирующим основанием, то и оснований для исключения из базы данных сведений об уголовном преследовании Черноярова В.В. по части 2 статьи 116 УК РФ не имеется.

Кроме того, суд отмечает, что сведения об уголовном преследовании Черноярова В.В. по части 2 статьи 116 УК РФ находят отражение только в базах данных для внутреннего использования, при получении справки о наличии судимостей сведения об уголовном преследовании по части 1 статьи 116 УК РФ не указываются, что подтверждается представленными по запросу суда справками о наличии судимостей в отношении Черноярова В.В.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворении заявленных административных исковых требований не имеется.

Руководствуясь статьями 175-181, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Черноярова Вячеслава Вячеславовича к информационному центру ГУ МВД России по Воронежской области, ГУ МВД России по Воронежской области о признании незаконными действий (бездействия) в виде отказа исключить сведения о привлечении к уголовной ответственности, обязании исключить сведения о привлечении к уголовной ответственности отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Л.В.Петрова

Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 22.08.2023.