ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3453/20 от 21.09.2020 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-3453/2020

УИД 18RS0003-01-2020-003248-92

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 сентября 2020 года г.Ижевск

Октябрьский районный суд г.Ижевска в составе:

Председательствующего судьи Карпова О.П.

при секретаре Берестовой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Захаров Ю.В. к Межрайонной ИФНС России <номер> по УР об оспаривании решения, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Захаров Ю.В. обратился в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России <номер> по УР об оспаривании решения, возложении обязанности, мотивируя свои требования следующим.

<дата> между Захаров Ю.В., Потапов А.М. и Ельцов Б.Н. заключено соглашение о создании фермерского хозяйства «Лесная» (далее - Соглашение).

Главой КФХ выбран Потапов А.М. (п.6.1 Соглашения).

<дата> Межрайонная ИФНС России <номер> по Удмуртской Республике сняла Потапов А.М. (ИНН 183300256531, ОГРНИП <номер>) с учета в налоговом органе на основании сведений о прекращении физическим лицом деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

Согласно п.1.10 Соглашения фермерское хозяйство «Лесная» осуществляет свои предпринимательские права и обязанности через полномочного представителя членов фермерского хозяйства - Главу хозяйства.

В силу п.6.4 Соглашения глава фермерского хозяйства должен действовать в интересах представляемого им фермерского хозяйства добросовестно и разумно и не в праве совершать действия, ущемляющие права и законные интересы фермерского хозяйства и его членов.

Потапов А.М., прекращая деятельность в качестве ИП, действует недобросовестно по отношению к кредиторам фермерского хозяйства.

В силу п.5 ст.23 ГК РФ граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой КФХ может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

В статье 21 Федерального закона от <дата><номер> «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» закреплен исчерпывающий перечень оснований прекращения фермерского хозяйства:

1) в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства;

2) в случае, если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства;

3) в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства;

4) в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества;

5) на основании решения суда.

Решение о прекращении КФХ членами фермерского хозяйства не принято, иных оснований также не наступало. То обстоятельство, что Потапов А.М. вопреки требованиям прекратил свой статус в качестве индивидуального предпринимателя, не сняло с него полномочий главы КФХ и не ликвидировало КФХ.

У КФХ «Лесная» имеются неисполненные денежные обязательства перед кредиторами, а своим решением о снятии с учета в налоговом органе Потапов А.М. межрайонная ИФНС России <номер> по УР лишила кредиторов права взыскать задолженность.

Согласно ст.11 НК РФ индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Просил признать решение Межрайонной ИФНС России <номер> по Удмуртской Республике о снятии с учета физического лица в налоговом органе Потапов А.М. (ИНН 183300256531, ОГРНИП <номер>) незаконным.

Признать запись Межрайонной ИФНС России <номер> по Удмуртской Республике снятии с учета физического лица в налоговом органе <номер> от <дата> недействительной.

Обязать Межрайонную ИФНС России <номер> по Удмуртской Республике отменить решение о снятии с учета физического лица в налоговом органе и исключить запись <номер> от <дата> из ЕГРИП.

В судебное заседания истец не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. Дело в соответствии со ст.150 КАС РФ, рассмотрено в его отсутствие.

Представитель административного истца Новичков Н.В., действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования в полном объеме, предоставил письменные объяснения, из которых следует, что в силу п.5 ст.23 ГК РФ граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой КФХ может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Ответчик утверждает, что задолженности перед бюджетом у Потапов А.М. нет, но обязанность по уплате страховых взносов у главы КФХ есть, а документы об оплате отсутствуют. Кроме того, ранее у ответчика не было никакой информации о членах КФХ, что дает основания сомневаться в достоверности информации об отсутствии задолженности Потапов А.М.

Ответчик считает, что истцом пропущен срок оспаривания решения налогового органа, однако решение Межрайонной ИФНС России <номер> по УР сначала оспаривалось в порядке подчиненности.

<дата> истцом направлена жалоба в Управление ФНС России по УР. Далее он обратился в Ленинский районный суд <адрес>, но <дата> документы были возвращены в связи с подсудностью спора Октябрьскому районному суду <адрес>.

Вместе с тем, согласно Указу Президента Российской Федерации от <дата><номер> «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» период с 30 марта по <дата> объявлен нерабочим; согласно Указу Президента РФ от <дата><номер> «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» с 04 по <дата> включительно установлены нерабочие дни. Кроме того, дни с 06 по <дата> включительно объявлены нерабочими (Указ Президента РФ от <дата><номер> «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

В соответствии с распоряжением Главы УР о внесении изменений в распоряжение Главы УР от <дата><номер>-РГ «О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Удмуртской Республики» режим нерабочих дней окончен с <дата>. Именно с этой даты разрешено работать адвокатам и нотариусам. Окончание нерабочих дней для юристов, не имеющих статус адвоката, не предусмотрено.

Согласно ст.205 ГК РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.

Представитель ответчика Бойкова Е.В., действующая на основании доверенности, просила иск оставить без удовлетворения, поскольку срок на оспаривание решения истек, уважительные причины для его восстановления отсутствуют.

Заинтересованное лицо Потапов А.М., его представитель Решетникова О.Н., действующая на основании доверенности, просили в иске отказать, в том числе в связи с пропуском срока оспаривания решения налогового органа.

Выслушав стороны, их представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Законодательство, конкретизирующее положения названной статьи Конституции Российской Федерации, исходит по общему правилу из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (ч.1 ст.4, ч.1 ст.218, ч.9 ст.226, ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если этим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1).

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

В соответствии с п.1 ст. 25.2 Федеральный закон от <дата> N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решение территориального регистрирующего органа о государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган, а также в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, путем подачи жалобы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и (или) обжаловано в судебном порядке.

Сведения о принятом решении публикуется Инспекцией в открытой и общедоступной форме в сети Интернет https://www.nalog.ru электронный сервис "Риски бизнеса: проверь себя и контрагента" и https://www.vestnik-gosreg.ru.

Оспариваемое решение отражено инспекцией в ЕГРЮЛ <дата>, заявление о признании данного решения недействительным подано в суд <дата> (спустя 9 месяцев) с пропуском трехмесячного срока, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Ссылка представителя истца на уважительность причин пропуска срока оспаривания решения налогового органа, а именно подача жалобы по подведомственности, а также подача жалобы в другой суд, не являетяс основание для его восстановления.

При осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, регистрирующие (налоговые) органы руководствуются законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц, которое в соответствии со статьей 1 Закона № 129-ФЗ состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Закона № 129-ФЗ и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Пунктом 5 статьи 23 ГК РФ установлено, что граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от <дата> № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Частью 3 указанной статьи установлено, что фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

Согласно статье 5 Закона № 74-ФЗ фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статьей 16 Закона № 74-ФЗ определено, что главой фермерского хозяйства по взаимному согласию членов фермерского хозяйства признается один из его членов. В случае, если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства. Глава фермерского хозяйства должен действовать в интересах представляемого им фермерского хозяйства добросовестно и разумно и не вправе совершать действия, ущемляющие права и законные интересы фермерского хозяйства и его членов.

Согласно части 1 статьи 21 Закона № 74-ФЗ фермерское хозяйство прекращается в дующих случаях:

единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства,

если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства, несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства,

создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества,

на основании решения суда.

Статьей 22 Закона № 74-ФЗ установлено, что прекращение фермерского хозяйства осуществляется по правилам Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения. Порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя предусмотрен статьей 22.3 Закона №129-ФЗ.

Согласно пункту 35 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного приказом Минфина России от <дата><номер>н, в соответствии со статьей 22.3 Закона № 129-ФЗ в случае прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства по решению его членов в регистрирующий орган по месту жительства главы крестьянского (фермерского) хозяйства представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства по форме, утвержденной Приказом Федеральной налоговой службы от <дата> № ММВ-7-6/25@, документ об уплате государственной пошлины, документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», если указанный документ не представлен заявителем, регистрирующий орган самостоятельно запрашивает в пенсионном фонде предусмотренные сведения с использованием системы межведомственного взаимодействия.

Согласно пункту 19.1 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации», утвержденных Приказом ФНС России <дата> N ММВ-7-6/25@), заявление о государственной регистрации прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства по форме №Р26002 оформляется главой крестьянского (фермерского) хозяйства при принятии членами крестьянского (фермерского) хозяйства решения о его прекращении.

<дата> главой КФХ Потапов А.М. для государственной регистрации прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства в регистрирующий орган представлены следующие документы (вх. <номер>А от <дата>):

- заявление по форме №Р26002, подписанное Потапов А.М.,

- документ об уплате государственной пошлины.

Согласно пункту 4 статьи 9 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать предоставление других документов кроме документов, установленных Законом № 129-ФЗ. Регистрирующим органом по результатам рассмотрения представленных документов принято решение от <дата><номер>А о государственной регистрации прекращения КФХ Потапов А.М., в ЕГРИП внесена запись от <дата> ГРН <номер> о прекращении деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства по решению членов крестьянского фермерского) хозяйства.

Таким образом, для государственной регистрации прекращения КФХ Потапов А.М. в налоговый орган были представлены все необходимые документы, предусмотренные статьей 22.3 Федерального закона N 129-ФЗ, в связи с чем у Инспекции отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации, предусмотренные статьей 23 Федерального закона N 129-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона № 74-ФЗ споры, возникшие в связи с прекращением фермерского хозяйства, разрешаются в судебном порядке. Кроме того, согласно действующему законодательству прекращение осуществления предпринимательской деятельности не является основанием прекращения обязательств физического лица, возникших у него в связи с осуществлением им такой деятельности (физическое лицо, совершившее сделку в качестве индивидуального предпринимателя, главы КФХ, не может отказаться от своих обязательств по этой сделке, даже если оно уже прекратит деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, главы КФХ).

Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.1 и 2 ч.9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.3 и 4 ч.9 и в ч.10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Из устных пояснений представителя истца следует, что истец является кредитором Потапов А.М. и оспариваемым решением Инспекции нарушено право истца на внесение страховых взносов Потаповым Ю.В. за истца.

Согласно сведений, имеющихся в налоговом органе, у КФХ Потапов А.М. отсутствует задолженность по страховым взносам в бюджет. Взыскание с КФХ Потапов А.М. дополнительной суммы страховых взносов возможно только по результатам проведения выездной налоговой проверки в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

В силу статьи 89 НК РФ налоговые органы вправе проводить в установленном порядке выездные налоговые проверки налогоплательщиков - физических лиц за период осуществления последними предпринимательской деятельности.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, если иное не предусмотрено настоящей главой. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 4 статьи 89 НК РФ). Налоговому контролю и привлечению к ответственности за выявленные налоговые правонарушения подлежат как организации, так и физические лица независимо от приобретения либо утраты ими специального правового статуса, занятия определенной деятельностью, перехода под действие отдельных налогов или специальных налоговых режимов; налоговый контроль в форме налоговых проверок, а также ответственность за итоговые правонарушения направлены на обеспечение исполнения обязанности по уплате налога или сбора, которая прекращается по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 44 НК РФ.

Таким образом, проведение налоговых проверок возможно и в отношении физических лиц, утративших статус индивидуального предпринимателя или главы КФХ.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном КАС РФ. Условием удовлетворения иска является установление судом факта нарушения прав или законных интересов истца при условии выбора истцом способа защиты права. Выбор способа защиты должен привести к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.

Из материалов дела следует, восстановление у Потапов А.М. статуса действующего КФХ ЮЛ не приведет к восстановлению прав Захаров Ю.В., т.е. к уплате страховых взносов за предыдущие периоды, возможность возникновения такой обязанности не зависит от статуса Потапов А.М. и не связано с оспариваемыми действиями ответчика.

Таким образом, оспариваемые действия регистрирующего органа не нарушают права законные интересы истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное дело по административному иску Захаров Ю.В. к Межрайонной ИФНС России <номер> по УР об оспаривании решения, возложении обязанности, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд <адрес>.

Решение в окончательной форме изготовлено <дата>.

Председательствующий судья Карпова О.П.