ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3454/19 от 30.07.2019 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело № 2а-3454/2019

УИД -36RS0004-01-2019-003218-51

3.024 - Гл. 22 КАС РФ)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июля 2019 года г. Воронеж

Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Яковлева А.С.,

при секретаре Русиной Е.А.,

с участием:

представителя административного истца по ордеру адвоката Цикоза О.П.,

представителя административного ответчика КУВО «УСЗН Ленинского района г. Воронежа» по доверенности ФИО1,

представителя административного ответчика Департамента социальной защиты Воронежской области по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Ленинского района г. Воронежа», Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда» с возложением обязанности присвоить почетное звание, в установленном порядке направить документы для присвоения почетного звания,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в Ленинский районный суд г. Воронежа с административным исковым заявлением к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Ленинского района г. Воронежа», Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», восстановлении нарушенного права.

Из административного искового заявления следовало, что с 01.10.1997 г. по 01.04.2013 г. истица работала в Сбербанке России в Центрально-Черноземном банке Сбербанка России. С 01 апреля 2013 г. была уволена по собственному желанию, в связи с уходом на пенсию.

Приказом Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) от 23.06.2005 г. № 399-кт «О награждении Почетной грамотой Сбербанка России» и Приказом Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) от 27.01.2009 г. № 27-кф «О награждении Почетной грамотой Сбербанка России», истица была награждена почетными грамотами Сбербанка России «За достижение высоких показателей в работе и заслуги в области развития и совершенствования банковского дела».

Указывая на имеющиеся награды, а также необходимую продолжительность страхового стажа (более 40 лет) истица обратилась в Казенное учреждение Воронежской области «Управление социальной защиты населения Ленинского района г. Воронежа» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда».

Из письма административного ответчика от 12 марта 2019 г. истице стало известно, что ей отказано в удовлетворении данного заявления. В качестве основания для отказа было указано, что в соответствии с действующим законодательством представленные ею наградные документы не могут быть учтены для присвоения звания «Ветеран труда», так как Сбербанк России не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти.

С отказом ДЗС ВО, КУВО «Управление социальной защиты населения Ленинского района г. Воронежа» в присвоении звания «Ветеран труда» истица не согласна, считает его незаконным, необоснованным. Ссылается на то, что Сбербанк России, являясь федеральным банком, Конституцией Российской Федерации отнесен к федеральным службам, что по её убеждению следует из положений пункта «ж» статьи 71 Конституции Российской Федерации, согласно которому в ведении Российской Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки. Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России. В период с 01.01.1996 г. по 01.01.2012 г. Сбербанк России входил в структуру органов государственной власти. В Общероссийском классификаторе органов государственной власти и управления ОК 006-93, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 г. № 294, введенном в действие с 01.01.1996 г. (утратил силу в связи с изданием Общероссийского классификатора ОК 006-2011 с датой введения 01.01.2012 г.), была определена структура органов государственной власти в группе 10000 «Федеральные органы государственной власти», в классификационной группировке 15000 «Другие органы федерального управления» (ранее - «Другие федеральные органы государственной власти») включен Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество) Сбербанк России, код ОКОГУ 15007. В принятом Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.04.2011 г. № 60-ст Общероссийском классификаторе ОК 006-2011 (взамен Общероссийского классификатора органов государственной власти и управления ОК 006-93) и веденном в действие с 01.01.2012 г., ОАО «Сбербанк России» включено в группировку 4100000 «Организации, по которым осуществляется федеральное статистическое наблюдение» в классификационную группу «Банки» 4100100, код ОКОГУ 4100104. Тогда, как акционерные общества включены в классификационную группу 4100600 «Акционерные общества». Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 и пункта 1.1. статьи 7 закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 29.12.2015 г. № 388-ФЗ), право учреждать ведомственные знаки отличия за заслуги в труде (службе) предоставлено органам исполнительной власти, а также иным федеральным государственным органам, государственным корпорациям. Следовательно, то обстоятельство, что в перечне ведомственных знаков отличия в труде (подпункт 1 пункта 4 статьи 2 Закона № 69-О3 введен законом Воронежской области от 12.03.2008 г. № 6-О3 с изменениями на 17.06.23016 г.) предусмотрено, что учитываются ведомственные знаки отличия в труде, решение о награждении которыми принято перечисленными в нем органами государственной власти, при этом отсутствуют знаки отличия в труде, награждение которыми производилось иными федеральными органами, не является основанием для отказа истице в присвоении звания «Ветеран труда». Изменение практики применения и ограничительное толкование части 1 статьи 7 Закона № 5-ФЗ при учете наград, полученных гражданами до 1 июля 2016 г. (Федеральный закон № 388-Ф3 (пункт 3 статьи 8), носит дискриминационный характер по отношению к лицам, обращающимся в органы социальной защиты в целях присвоения звания «Ветеран труда». Кроме того, Почетная грамота Сбербанка России на практике ранее учитывалась как ведомственный знак отличия в труде при решении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда» работникам Сбербанка России, проживающим на территории Воронежской области.

Департамент социальной защиты Воронежской области заявлен вторым административным ответчиком, поскольку согласно «Порядку обращения граждан, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденному Постановлением Правительства Воронежской области от 24.04.2014 г. № 367, в течение 15 рабочих дней (от даты поступления документов) готовит проект указа губернатора Воронежской области «О присвоении звания «Ветеран труда».

При таких обстоятельствах, истица просила суд признать незаконным отказ ответчика Казенного учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения Ленинского района г. Воронежа» в присвоении ей звания «Ветеран труда»; учесть награждения её Почетной грамотой Сбербанка России от 23.06.2005 г. № 6764 «За достижение высоких показателей в работе и заслуги в области развития и совершенствования банковского дела» и Почетной грамотой Сбербанка России от 27.01.2009 г. № 7695 «За достижение высоких показателей в работе и заслуги в области развития и совершенствования банковского дела», как награждения ведомственными знаками отличия в труде для присвоения звания «Ветеран труда»; возложив на Департамент социальной защиты Воронежской области обязанность присвоить ей звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение.

В ходе рассмотрения настоящего дела, ссылаясь на то, что согласно сформулированной Конституционным судом РФ правовой позиции изменения в действующем правовом регулировании не лишают граждан права, которое они приобрели по ранее действовавшему законодательству, истица уточнила предмет заявленных требований и просила суд признать незаконным отказ ответчика Казенного учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения Ленинского района г. Воронежа» в присвоении звания «Ветеран труда»; учесть награждения Почетной грамотой Сбербанка России от 23.06.2005 г. № 6764 «За достижение высоких показателей в работе и заслуги в области развития и совершенствования банковского дела» и Почетной грамотой Сбербанка России от 27.01.2009 г. № 7695 «За достижение высоких показателей в работе и заслуги в области развития и совершенствования банковского дела», как награждения ведомственными знаками отличия в труде для присвоения звания «Ветеран труда»; возложить на Казенное учреждение Воронежской области «Управление социальной защиты населения Ленинского района г. Воронежа», Департамент социальной защиты Воронежской области обязанность направить в установленном порядке необходимые документы на имя губернатора Воронежской области о присвоении звания «Ветеран труда».

Настаивая на удовлетворении заявленных требований, поясняла, что в период с 01.01.1996 г. по 01.01.2012 г. Сбербанк России входил в структуру органов государственной власти, в связи с чем, награждение её Почетной грамотой Сбербанка России от 23 июня 2005 г. № 6764 (поскольку присвоена за заслуги в труде (службе) в банковской сфере деятельности, соответствует критериям ведомственных наград) повлекло возникновение у неё права на присвоение звания «Ветеран труда» на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 7 закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ (в редакции до 01 июля 2016 г.); Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденного Указом Президента Российской федерации от 25 сентября 1999 г. № 1270 (утратило силу на основании Указа Президента Российской Федерации от 12 июня 2006 г. № 603); Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 388-Ф3 (пункт 3 статьи 8); Постановления Главы Воронежской области от 07 февраля 2001 г. № 102 «О мерах по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 г. № 1270 «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» (действовавшее до 07 июля 2006 г.); Закона Воронежской области от 07 июля 2006 г. № 69-О3 «О присвоении звания «Ветеран труда» (в редакции до 12 марта 2008 г.), с учетом письма Минтруда РФ от 15 сентября 1997 г. № 4545-СК и письма Минтруда РФ от 07 октября 1998 г. № 5635-КС (применялось до 02 июня 2008 г.).

Награждение её Почетной грамотой Сбербанка России от 27.01.2009 г. № 7695 также повлекло возникновение у неё права на присвоение звания «Ветеран труда» на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 7 закона «О ветеранах» от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ (в редакции до 01 июля 2016 г.); Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ (пункт 3 статьи 8); с учетом письма Минтруда РФ от 15 сентября 1997 г. № 4545-СК и письма Минтруда РФ от 07 октября 1998 г. № 5635-KС (применялось до 02 июня 2008г.).

Административный истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о чём в деле имеются сведения.

Представитель административного истца, действующая на основании ордера, адвокат Цикоза О.П., требования, заявленные в административном иске, поддержала, просила удовлетворить их с учётом заявленных уточнений.

Представитель административного ответчика КУ ВО «УСЗН Ленинского района г. Воронежа» по доверенности ФИО1, явившись в судебное заседание, иск не признала, просила отказать в его удовлетворении по основаниям, указанным в письменных возражениях.

Представитель административного ответчика Департамента социальной защиты Воронежской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании иск не признала, указывая на отсутствие законных оснований для его удовлетворения.

Выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд, установив соблюдение истцом срока для обращения в суд, не находит оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований в связи со следующим.

В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с положениями ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд возлагается на административного истца.

На административного ответчика судом возложена обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных актов, устанавливающих полномочия, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Из материалов настоящего административного дела усматривается, что с 01.10.1997 г. по 01.04.2013 г. административный истец работала в Сбербанке России в Центрально-Черноземном банке Сбербанка России, её общий трудовой стаж, учитываемый для назначения пенсии, составил более 40 лет, из них более 15 лет она работала в банковской системе.

Представленной в материалах дела трудовой книжкой административного истца подтверждается, что с 01 апреля 2013 г. она была уволена по собственному желанию, в связи с уходом на пенсию по пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ (л.д. 19-31).

Приказом Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) от 23 июня 2005 г. № 399-кт «О награждении Почетной грамотой Сбербанка России» ФИО3 – <данные изъяты> за достижения высоких показателей в работе и за заслуги в области развития и совершенствования банковского дела, на основании постановления Правления Сбербанка России была награждена Почётной грамотой Сберегательного банка РФ. Почётная грамота подписана председателем правления Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) ФИО4 Данные обстоятельства подтверждаются также выпиской из постановления правления Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) № 320 параграф 84а 22.06.2015 г. (л.д. 16).

Приказом Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) от 27 января 2009 г. № 27-кф «О награждении Почетной грамотой Сбербанка России» ФИО3 - <данные изъяты>, за достижения высоких показателей в работе и за заслуги в области развития и совершенствования банковского дела, на основании постановления Правления Сбербанка России была награждена Почётной грамотой Сберегательного банка РФ (л.д. 14, 17, 18). Почётная грамота подписана президентом, председателем правления Сбербанка России ФИО5. Изложенный факт подтверждается выпиской из постановления правления Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) № 363 параграф 34в 26 января 2019 г. (л.д. 18).

Полагая, что имеющиеся награды и продолжительность страхового стажа (более 40 лет) дают ей право на присвоение Почётного звания «Ветеран труда», административный истец обратилась в Казенное учреждение Воронежской области «Управление социальной защиты населения Ленинского района г. Воронежа» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда».

Полнота представления документов сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалась.

Письмом Казенного учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения Ленинского района г. Воронежа» от 12.03.2019 г. № 82/337-05-940 за подписью директора ФИО6, ФИО3 было отказано в удовлетворении поданного заявления. Административному истцу пояснили, о том, что присвоение Почётного звания «Ветеран труда» осуществляется строго в соответствии с Законом Воронежской области от 07.07.2006 г. № 69-О3 «О присвоении звания «Ветеран труда» и принятым в целях реализации части 3 статьи 3 данного Закона Постановлением правительства Воронежской области от 25.04.2014 г. № 367 «Об утверждении Порядка обращения граждан, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», перечня документов, необходимых для его присвоения, а также порядка вручения гражданам удостоверения «Ветеран труда» и дубликата указанного удостоверения в Воронежской области. Согласно ст. 2 п. 4 пп. 1 вышеуказанного Закона (с изменениями на 17.06.2016 г.) к ведомственным знакам отличия в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), учитываемым при присвоении звания «Ветеран труда» относятся: почетные грамоты, дипломы, благодарности, нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, звания почетных и заслуженных работников отрасли ведомства), награждение которыми производилось Правительством Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, аппаратом палат Федерального Собрания Российской Федерации, аппаратом Правительства Российской Федерации, Администрацией Президента Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, межгосударственными (межправительственными) органами, созданными государствами - участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. Решения о награждении ведомственными знаками отличия в труде должны быть (приняты) подписаны руководителями (заместителями руководителей) органов, перечисленных в настоящем пункте. Награждение Почётными грамотами от 23.06.2005 г. и от 27.01.2009 г. производилось Сбербанком России, который не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, учитывая вышеизложенное, представленные наградные документы не были учтены для присвоения звания «Ветеран труда» (л.д. 24).

Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.

Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации.

Такие законы, согласно статье 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ; такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.

Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.

Федеральным законом «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12 января 1995 года (с последующими изменениями) установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

При этом в пункте 1 статьи 7 названного закона определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица:

1) имеющие удостоверение "Ветеран труда";

2) награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (изм. пп. 2 в ред. Федерального закона от 29.12.2015 г. № 388-ФЗ).

В соответствие с положениями п.п. 1.1 ст. 7 поименованного закона, порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 1.1 введен Федеральным законом от 29 декабря 2015 № 388-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года № 578 "О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия", вступившим в силу с 01 июля 2016 г., было утверждено Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия (далее - Положение). Федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в 3-месячный срок предписано разработать и издать нормативные правовые акты, учреждающие ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания "Ветеран труда"; привести свои нормативные правовые акты в соответствии с настоящим постановлением.

Согласно указанному Положению установлен порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", и порядок награждения знаками отличия. Предусмотрено, в частности, что федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия, который учреждается нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, содержащим, в т.ч. перечень сфер деятельности (отраслей экономики), за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) в которых лицо может быть награждено знаком отличия.

Таким образом, с 01 июля 2016 г. действует новый порядок присвоения звания "Ветеран труда".

При том, что в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года были награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

То есть, установленные Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ критерии присвоения звания "Ветеран труда" начали применяться с 01 июня 2016 г., а за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 г. были награждены ведомственными знаками отличия в труде, было сохранено право на присвоение указанного звания с соблюдением ранее предусматривавшихся требований (с учетом уточнения требований к трудовому (страховому) стажу или выслуге лет, учитываемых в целях пенсионного обеспечения).

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений и до 1 июля 2016 г.) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", и награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

С 1 января 2005 г. утратил силу пункт 3 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах", которым было определено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются Президентом Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 г. № 1270, действовавшим до 12 июня 2006 г., было утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда".

Федеральным законом от 19 декабря 2005 г. № 163-ФЗ "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О ветеранах" статья 7 дополнена пунктом 4, согласно которому порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Закон Воронежской области от 07 июля 2006 г. № 69-ОЗ "О присвоении звания "Ветеран труда" с момента его издания и до настоящего времени претерпевал многочисленные изменения. Так в редакции, действовавшей на 07 июля 2006 г. в соответствие с положениями ст. 2 Закона к лицам, имеющим право претендовать на присвоение Почётного звания «Ветеран труда», относились граждане имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, и награжденным: орденами или медалями СССР, РСФСР, Российской Федерации; либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР, Российской Федерации; либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде СССР, РСФСР, Российской Федерации; начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, со ссылкой на то, что виды орденов, медалей, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами Союза ССР и РСФСР. В дальнейшем, Законом Воронежской области от 12 марта 2008 г. № 6-ОЗ к гражданам – претендентам на получение Почётного звания были отнесены награжденные ведомственными знаками отличия в труде, требование о том, что ордена, медали, почетные звания, учитываемые при присвоении звания "Ветеран труда" должны быть определяются правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами Союза ССР и РСФСР, было сохранено. Часть 2 указанной статьи в редакции Закона Воронежской области от 17 июня 2016 г. № 91-ОЗ содержала положения о том, что ветеранами труда являются лица, определенные частью 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах". Однако, в любом случае виды орденов, медалей, почетных званий, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" должны были определяться правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами Союза ССР и РСФСР.

Устав Сбербанка России (с изменениями и дополнениями) и Положение о Почётной грамоте Сбербанка РФ от (с учетом изменений), не указывают на то, что награды, учрежденные акционерным обществом, являются ведомственным знаком отличия в труде.

Адрестность нормы, которую истица желает предать ей, относя Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество) к ведомственным учреждениям, ошибочна. В данной конкретной ситуации административный истец подменяет понятие ведомственного органа, органом на который возложено исполнение определённых функций, которые, однако, не являются его основным видом деятельности.

Учреждение Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (Сбербанк России ОАО) произошло 22 марта 1991 года в соответствии с Законом РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" от 2 декабря 1990 г. и постановления Верховного Совета РСФСР от 13 июля 1990 г. № 92-1. Сбербанк России является кредитной коммерческой организацией, входящей в банковскую систему РФ наряду с другими банками, учредителем которого выступает Банк России. Банк России и Сбербанк не отвечают по обязательствам друг друга, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства. Согласно анализу положений, содержащихся в Уставе Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытого акционерного общества), зарегистрированного в Центральном банке Российской Федерации 20 июня 1991 г. регистрационный номер 1481, Сбербанк России является кредитной организацией, созданной в соответствии с решением Общего собрания акционеров, является коммерческой организацией, основной целью которой является получение прибыли при осуществлении деятельности в соответствии с законодательством РФ, в том числе при осуществлении банковских операций.

Сбербанк России не включен в структуру федеральных органов государственной власти ни Указом Президента Российской Федерации № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", ни последующими указами Президента Российской Федерации, касающимися вопросов структуры федеральных органов исполнительной власти, в связи с чем, отнесение Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ПАО) к ведомственным (государственным) учреждениям, неверно.

В результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросы социальной поддержки ветеранов труда осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

На основании статей 10 и 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами. В рамках представленных полномочий и в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В порядке реализации указанного в Федеральном законе правомочия в Воронежской области был принят Закон Воронежской области от 07 июля 2006 г. № 69-ОЗ "О присвоении звания "Ветеран труда" и Постановление правительства Воронежской области от 25 апреля 2014 г. № 367 «Об утверждении Порядка обращения граждан, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», перечня документов, необходимых для его присвоения, а также порядка вручения гражданам удостоверения «Ветеран труда» и дубликата указанного удостоверения в Воронежской области». Предметом регулирования данного закона в соответствии со ст. 1 является установление и определение порядка и условия присвоения звания "Ветеран труда" зарегистрированным в установленном порядке по месту жительства на территории Воронежской области гражданам Российской Федерации.

Часть 4 статьи 2 Закона Воронежской области от 7 июля 2006 года № 69-ОЗ "О присвоении звания "Ветеран труда", пункты 1 и 2 которой содержат перечень органов государственной власти Российской Федерации, а также органов государственной власти РСФСР и СССР, учрежденные которыми награды (почетные грамоты, дипломы, благодарности, нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, ведомственные медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства) при продолжительной работе (службе) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) учитываются при присвоении звания "Ветеран труда", а именно:

почетные грамоты, дипломы, благодарности, нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, ведомственные медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), награждение которыми производилось Правительством Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, аппаратом палат Федерального Собрания Российской Федерации, аппаратом Правительства Российской Федерации, Администрацией Президента Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, межгосударственными (межправительственными) органами, созданными государствами - участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

(в ред. закона Воронежской области от 17 июня 2016 г. N 91-ОЗ)

Положение подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах", относя к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе), направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки. Разграничивая полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты, федеральный законодатель отнес к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, законодатель Воронежской области определил основания для присвоения звания "Ветеран труда". В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Воронежской области "О присвоении звания "Ветеран труда" ветеранами труда являются лица, определенные частью 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах".

Это, в частности, лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин

При этом в части 4 статьи 2 Закона Воронежской области "О присвоении звания "Ветеран труда" предусмотрен исчерпывающий перечень органов государственной власти, награды которых учитываются при присвоении звания "Ветеран труда".

Такое правовое регулирование распространяется в равной мере на всех лиц, проживающих на территории Воронежской области

Из изложенных выше положений Закона Воронежской области от 07 июня 2006 г. № 69-ОЗ следует, что при решении вопроса о присвоении звания "Ветеран труда" подлежат учету только те знаки отличия в труде, которые данным законом отнесены к ведомственным, решение о награждении которыми принималось руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа государственной власти или иного органа, указанного в части 4 статьи 2 Закона.

В качестве правоустанавливающих документов ФИО3 представлены Почётные грамоты от 23 июня 2005 г. и 27 января 2009 г., награждение которыми производилось Сбербанком России.

Учитывая изложенное, разрешая настоящий спор, суд приходит к выводу о том, что представленные административным истцом Почётные грамоты, при обращении за получением Почётного звания, не являются ведомственными знаками отличия в труде, которые давали бы основание для присвоения звания "Ветеран труда".

Из анализа п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" следует, что федеральный закон в качестве основания признания гражданина ветераном трудапредусматривает наличие двух условий одновременно: наличие награды, указанной в законе или ином официальном акте уполномоченного органа государственной власти, и соответствующего трудового стажа.

Учитывая, что ОАО "Сбербанк России" уполномоченным органом государственной власти не является, а награждение знаком отличия (грамотой ОАО "Сбербанк России") без данных о том, что вручение данной грамоты производится от уполномоченного органа государственной власти, не является основанием для присвоения звания "Ветеран труда".

Следовательно, вышеуказанные почетные грамоты Сбербанка РФ не относятся к ведомственным знакам отличия в труде, что в свою очередь подтверждается положением о Почетной грамоте Сберегательного банка Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правлением Сбербанка России 23 июня 1997 г. с изменениями, действующими на дату награждения Почетными грамотами. Согласно Положению о Почетной грамоте Сберегательного банка Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правления Сбербанка России 23.06.1997 (протокол № 142) с изменениями от 19.12.2002 (протокол № 285 параграф 45а), Почетная грамота Сберегательного банка учреждается в целях поощрения работников учреждений системы Сбербанка России, высших и средних профессиональных учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов для системы Сбербанка России, дочерних организаций Сбербанка России, за достижение высоких показателей в работе и заслуги в области развития и совершенствования банковского дела. Награждение Почетной грамотой производится по решению Правления Сбербанка России (пункт 2 Положения). О награждении Почетной грамотой Сбербанк России издает приказ (пункт 8 Положения).

Ссылки истцовой стороны на положения утвержденных Общероссийских классификаторов правового значения для дела не имеют, поскольку указанных классификаторы нормативно-правовым актом не являются, носят рекомендательный характер и не определяют структуру органов государственной власти.

С учетом изложенного, отказ Казенного учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения Ленинского района г. Воронежа» от 12.03.2019 г. № 82/337-05-940 за подписью директора ФИО6 в присвоении звания «Ветеран труда» ФИО3 основан на нормах действующего законодательства.

Согласно п. 2 ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Приводимые в обоснование заявленных истцом требований доводы и доказательства в их подтверждение судом не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся к субъективному толкованию норм материального права.

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, суд на основании имеющихся в материалах дела документов полагает, что заявленные административным истцом требования не нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания, а предъявленный административный иск является необоснованным, в связи с чем в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО3 к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Ленинского района г. Воронежа», Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда» с возложением обязанности присвоить почетное звание, в установленном порядке направить документы для присвоения почетного звания.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.С. Яковлев

Решение суда в окончательной форме принято 05 августа 2019 года