ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3454/20 от 14.01.2021 Первореченского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2а-501/2021

25RS0003-01-2020-004493-62

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 января 2021 года г. Владивосток Приморского края

Первореченский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:

председательствующего судьи Логиновой Е.В.

при помощнике Курган К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Борбот Ирины Владимировны к администрации Хасанского муниципального района Приморского края о признании решения незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Борбот И.В. обратилась в суд с названным административным иском, указав в обоснование требований, что является собственником жилого дома с кадастровым номером общей площадью .м. по адресу: <адрес>. Данный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером <адрес> общей площадью 3 .м., адрес установлен относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир дом, участок находится примерно в 190 м. от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира: <адрес>, который предоставлен ей в аренду по договору от ДД.ММ.ГГГГ на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированному в Управлении Росреестра по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Хасанского муниципального района <адрес> с заявлением о заключении договора аренды названного земельного участка на основании подп. 9 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ для дальнейшей эксплуатации принадлежащего ей на праве собственности жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик принял решение об отказе в предоставлении земельного участка, оформленное письмом , со ссылкой на отсутствие заявления и удостоверяющего ее личность документа, на непредоставление Управлением Росреестра по <адрес> документов на жилой дом с кадастровым номером , а также на несоответствие вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка документам территориального планирования, градостроительного зонирования, а именно, расположение спорного земельного участка в территориальной зоне Р1 (рекреационная зона среднезащитного назначения), в которой не предусмотрен вид разрешенного использования земельного участка – для ведения личного подсобного хозяйства. Считает оспариваемое решение административного ответчика незаконным и нарушающим ее право, предусмотренное подп. 9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ. При подаче заявления в администрацию Хасанского муниципального района <адрес> ею были указаны все необходимые сведения, предусмотренные п. 1 ст. 39.17 ЗК РФ. В оспариваемом решении административный ответчик не привел конкретные положения ст. 39.16 ЗК РФ, послужившие основанием для отказа в предоставлении ей испрашиваемого в аренду земельного участка под существующим объектом недвижимости. Границы земельного участка изначально формировались для ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилого дома и его дальнейшей эксплуатации. Жилой дом возведен на основании разрешения на строительство, выданного ДД.ММ.ГГГГ администрацией Безверховского сельского поселения Хасанского муниципального района <адрес>, право на него зарегистрировано в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ до утверждения решением муниципального комитета Безверховского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Правил землепользования и застройки Безверховского сельского поселения <адрес>. В связи с изложенным, считает, что отсутствуют ограничения, препятствующие предоставлению испрашиваемого земельного участка по договору аренды без проведения торгов. Административный истец просит признать незаконным решение администрации Хасанского муниципального района <адрес>, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером общей площадью 3 000 кв.м., адрес установлен относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир дом, участок находится примерно в 190 м. от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира: <адрес>, как противоречащее ст.ст. 39.16, 39.17, 39.20, подп. 9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ; обязать административного ответчика устранить нарушение ее прав, свобод и законных интересов посредством заключения договора аренды указанного земельного участка.

В судебное заседание административный истец – Борбот И.В., извещенная надлежащим образом, не явилась, в соответствии со ст.ст. 96, 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в ее отсутствие.

Представитель административного истца – Строганова Т.В., действующая по доверенности от 15.10.2020 г., в судебном заседании поддержала административный иск по приведенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика – администрации Хасанского муниципального района Приморского края, извещенный надлежащим образом, не явился. В письменном отзыве на административный иск просил рассмотреть дело в его отсутствие и отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения.

Заслушав доводы представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, решения, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решений, действий (бездействия) закону и нарушения такими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и п. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и п. 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Как следует из материалов дела, на основании зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Росреестра по <адрес> соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о переуступке прав и обязанностей по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ (дата регистрации в Управлении Росреестра по <адрес> - ДД.ММ.ГГГГ) у ФИО2 возникло право аренды земельного участка площадью 3 000 кв.м. с кадастровым номером , местоположение которого установлено примерно в м. по направлению на северо-восток от ориентира дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с запрошенной судом выпиской из ЕГРН указанный земельный участок, поставленный на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно содержанию договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, по которому права и обязанности перешли к ФИО2, изначально земельный участок предоставлялся арендатору на основании постановления администрации Хасанского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ для ведения личного подсобного хозяйства в <адрес>.

Из материалов дела усматривается факт принадлежности ФИО2 возведенного на указанном земельном участке на основании разрешения на строительство № -156 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного главой администрации Безверховского сельского поселения, объекта недвижимости – жилого дома площадью кв.м. с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес>, право собственности на который зарегистрировано за административным истцом ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ (вх. ) в администрацию Хасанского муниципального района <адрес> поступило письменное заявление ФИО2, датированное ДД.ММ.ГГГГ, о заключении с ней на основании п.п. 9 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договора аренды земельного участка с кадастровым номером 25:20:180101:881 общей площадью 3 000 кв.м., адрес установлен относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир дом, участок находится примерно в 190 м. от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира: <адрес>, на котором расположен принадлежащий ей на праве собственности жилой дом.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация Хасанского муниципального района <адрес> отказала Борбот И.В. в предоставлении в аренду указанного выше земельного участка, сославшись на непредоставление заявителем в полном объеме документов, перечисленных в п. 9.1 административного регламента «Предоставление земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления или в собственности муниципального образования, без проведения торгов» (далее – Административный регламент), утвержденного постановлением администрации Хасанского муниципального района -па от ДД.ММ.ГГГГ, а именно, отсутствие заявления согласно приложению к регламенту и документа, удостоверяющего личность заявителя (его представителя); а также на несоответствие вида разрешенного использования земельного участка документам территориального планирования, градостроительного зонирования, поскольку земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне Р1 (рекреационная зона средозащитного назначения), в которой не предусмотрен такой вид разрешенного использования земельного участка как ведение личного подсобного хозяйства. Одновременно административным ответчиком в названном письме отмечено на поступление из Управления Росреестра по Приморскому краю в ответ на запрос о предоставлении правоустанавливающих документов на жилой дом с кадастровым номером документов на другой объект недвижимости, что препятствует администрации установить правообладателя данного объекта.

В соответствии с подп. 9 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.

В силу п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Указанные положения закона в совокупности с подп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, закрепляющим принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, подп. 8 п. 1 ст. 1 данного Кодекса, закрепляющим принцип целевого использования земли, направлены на реализацию необходимых правовых гарантий, обеспечивающих условия для первоочередного приобретения собственниками объектов недвижимости земельных участков, занятых этими объектами и необходимых для их использования.

Кроме того, согласно подп. 1 п. 3 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случае, если земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных п.п. 13, 14 или 20 ст. 39.12 названного Кодекса).

В силу ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из перечисленных в данной статье оснований.

В соответствии с подп. 1, 31 п. 11.1 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются непредоставление (предоставление не в полном объеме) документов, указанных в п. 9.1 настоящего Административного регламента; несоответствие вида разрешенного использования земельного участка документам территориального планирования, градостроительного зонирования.

Оценивая приведенные в оспариваемом отказе доводы административного ответчика о непредоставлении заявителем в полном объеме предусмотренных Административным регламентом документов, суд находит их несостоятельными, поскольку из содержания данного решения, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ, следует факт принятия административным органом письменного обращения Борбот И.В. от 15.06.2020 г., указавшей в соответствии с Административным регламентом свои паспортные данные, к рассмотрению по существу, о чем также свидетельствует запрос администрацией Хасанского муниципального района Приморского края в Управлении Росреестра по Приморскому краю информации о принадлежности заявителю расположенного на испрашиваемом земельном участке жилого дома. Предоставление регистрирующим органом на запрос административного ответчика сведений об ином объекте недвижимости с другим кадастровым номером не исключало у администрации Хасанского муниципального района Приморского края возможность повторного запроса надлежащей информации для подтверждения прав заявителя на объект с определенным кадастровым номером.

Частью 4 ст. 85 Земельного кодекса РФ и ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ установлено, что земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости, не соответствующие установленному градостроительному регламенту территориальных зон (виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования) могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

Аналогичные положения установлены ч. 1 ст. 54 Правил землепользования и застройки Безверховского сельского поселения, утвержденных решением муниципального комитета Безверховского сельского поселения от 30.12.2015 г. № 22.

Из системного толкования правовых норм следует, что административный истец обладает исключительным правом на приобретение земельного участка в аренду в целях эксплуатации жилого дома. Само по себе противоречие вида разрешенного использования земельного участка документам территориального планирования, градостроительного зонирования при отсутствии иных препятствий не могло ограничивать Борбот И.В. в реализации исключительного права на землю под принадлежащим ей объектом недвижимости, построенным до принятия Правил землепользования и застройки Безверховского сельского поселения. Исключительность права собственника объектов недвижимости на приобретение земельного участка в аренду предполагает возможность предварительного согласования предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка в случае несоответствия разрешенного использования земельного участка целям его использования, указанным в заявлении.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого отказа в предоставлении административному истцу испрашиваемого земельного участка в аренду по приведенным основаниям.

При этом требования административного иска в части возложения на администрацию Хасанского муниципального района Приморского края обязанности заключить с Борбот И.В. договор аренды испрашиваемого земельного участка удовлетворению не подлежат, поскольку суд не вправе подменять собой компетенцию административного ответчика и принимать решение о распоряжении земельным участком.

Надлежащим способом восстановления нарушенного права административного истца в данном случае будет являться возложение на административного ответчика обязанности в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Борбот И.В. о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:20:180101:881.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Борбот Ирины Владимировны к администрации Хасанского муниципального района Приморского края о признании решения незаконным, возложении обязанности удовлетворить частично.

Признать незаконным решение администрации Хасанского муниципального района Приморского края об отказе Борбот Ирине Владимировне в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером общей площадью кв.м., адрес установлен относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - дом, участок находится примерно в 190 м. от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира: <адрес>, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ

Обязать администрацию Хасанского муниципального района Приморского края в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Борбот Ирины Владимировны о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером общей площадью .м., адрес установлен относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - дом, участок находится примерно в 190 м. от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ).

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Борбот Ирины Владимировны отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Первореченский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Е.В. Логинова