к делу №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Сочи 20 мая 2021 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Тайгибова Р.Т.,
при секретаре судебного заседания Роговой В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к административному ответчику – Департаменту имущественных отношений администрации города Сочи об оспаривании решения органа местного самоуправления
УСТАНОВИЛ:
Административный истец – ФИО1 обратилась в Центральный районный суд города Сочи с административным исковым заявлением о признании незаконными отказ Департамента имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ№; обязании администрацию муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в лице Департамента имущественных отношений в срок не более 15 дней с момента вступления в законную силу решения суда предоставить ей и ООО «КПУ МАЯк» в аренду без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1843 +/- 15 кв.м, местоположение: Краснодарский край, город Сочи; обязании администрацию муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в лице Департамента имущественных отношений в срок не более 15 дней с момента вступления в законную силу решения суда заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1843+/-15 кв.м, местоположение: Краснодарский край, город Сочи, с ней и ООО «КПУ МАЯк».
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что ей и ООО «КПУ МАЯк» на праве долевой собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества: нежилое здание с кадастровым номером №, общей площадью 227,2 кв.м, расположенное по адресу: Краснодарский край, город Сочи, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (правообладатель ФИО1, общая долевая собственность, 1/6, №, ДД.ММ.ГГГГ, № правообладатель ООО «КПУ МАЯк» - общая долевая собственность, 5/6, №, ДД.ММ.ГГГГ, № нежилое здание с кадастровым номером №, общей площадью 283,9 кв.м, расположенное по адресу: Краснодарский край, город Сочи, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (правообладатель ФИО1, общая долевая собственность, 1/6, №ДД.ММ.ГГГГ, №; правообладатель - ООО «КПУ МАЯк», общая долевая собственность, 5/6, №ДД.ММ.ГГГГ, №); нежилое здание с кадастровым номером № общей площадью 164,9 кв.м, расположенное по адресу: Краснодарский край, город Сочи, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (правообладатель ФИО1, общая долевая собственность, 1/6, №, ДД.ММ.ГГГГ, №; правообладатель ООО «КПУ МАЯк», общая долевая собственность, 5/6, №, ДД.ММ.ГГГГ№; нежилое здание с кадастровым номером №, общей площадью 164,9 кв.м, расположенное по адресу: Краснодарский край, город Сочи, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (правообладатель ФИО1, общая долевая собственность, 1/6, №, ДД.ММ.ГГГГ, №; правообладатель ООО «КПУ МАЯк», общая долевая собственность, 5/6, №, ДД.ММ.ГГГГ, №.
Нежилые здания, указывает административный истец, расположены на земельном участке с кадастровым номером № из земель муниципальной собственности, местоположение <адрес>.
Как указывает административный истец, она вместе с законным представителем ООО «КПУ МАЯк» ДД.ММ.ГГГГ обратились в Департамент имущественных отношений администрации города Сочи с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1216 в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора без проведения торгов на основании ст.39.20 Земельного кодекса РФ, согласно которой исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Однако, письмом Департамента имущественных отношений администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ в предоставлении земельного участка в аренду было отказано. Отказ мотивирован тем обстоятельством, что испрашиваемый земельный участок находится в границах первой зоны округа горно-санитарной охраны курорта, в связи с чем является ограниченным в обороте.
Считает данный отказ необоснованным и незаконным, нарушающим ее права и законные интересы.
В назначенное судебное заседание административный истец и ее представитель не явились, в адресованном суду заявлении просит о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме, настаивает на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика – Департамента имущественных отношений администрации города Сочи, в назначенное судебное заседание не явился, в адресованном суду заявлении просит о рассмотрении административного дела в свое отсутствие, в удовлетворении требований отказать.
Представитель заинтересованного лица – ООО «КПУ МАЯк», в назначенное судебное заседание не явился, а адресованном суду заявлении просит о рассмотрении административного дела в свое отсутствие, не возражает против удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы административного дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.
Задачами административного судопроизводства, в силу ст.3 Кодекса административного судопроизводства РФ, являются: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Статьей 4 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.
В силу ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.2 ст.221 Кодекса административного судопроизводства РФ к участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.
Как установлено судом, следует из материалов дела, ФИО1 и ООО «КПУ МАЯк» на праве долевой собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества: нежилое здание с кадастровым номером №, общей площадью 227,2 кв.м, расположенное по адресу: Краснодарский край, город Сочи, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (правообладатель ФИО1, общая долевая собственность, 1/6, №, ДД.ММ.ГГГГ, №; правообладатель ООО «КПУ МАЯк» - общая долевая собственность, 5/6, №, ДД.ММ.ГГГГ, №); нежилое здание с кадастровым номером №, общей площадью 283,9 кв.м, расположенное по адресу: Краснодарский край, город Сочи, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (правообладатель ФИО1, общая долевая собственность, 1/6, №, ДД.ММ.ГГГГ, № правообладатель - ООО «КПУ МАЯк», общая долевая собственность, №, ДД.ММ.ГГГГ, №); нежилое здание с кадастровым номером №, общей площадью 164,9 кв.м, расположенное по адресу: Краснодарский край, город Сочи, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (правообладатель ФИО1, общая долевая собственность, 1/6, №, ДД.ММ.ГГГГ, №; правообладатель ООО «КПУ МАЯк», общая долевая собственность, №, ДД.ММ.ГГГГ№; нежилое здание с кадастровым номером №, общей площадью 164,9 кв.м, расположенное по адресу: Краснодарский край, город Сочи, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (правообладатель ФИО1, общая долевая собственность, 1/6, №, ДД.ММ.ГГГГ, №; правообладатель ООО «КПУ МАЯк», общая долевая собственность, №, ДД.ММ.ГГГГ, №.
Нежилые здания расположены на земельном участке с кадастровым номером № из земель муниципальной собственности, местоположение город Сочи Краснодарский край.
ФИО1 вместе с законным представителем ООО «КПУ МАЯк» ДД.ММ.ГГГГ обратились в Департамент имущественных отношений администрации города Сочи с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора без проведения торгов на основании ст.39.20 Земельного кодекса РФ, согласно которой исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Письмом Департамента имущественных отношений администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ в предоставлении земельного участка в аренду было отказано. Отказ мотивирован тем обстоятельством, что испрашиваемый земельный участок находится в границах первой зоны округа горно-санитарной охраны курорта, в связи с чем является ограниченным в обороте.
Вместе с тем, суд не может согласиться с данным отказом административного ответчика, находит его необоснованным, нарушающим права и законные интересы административного истца ввиду следующего.
Согласно пп.5 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Подпунктом 3 п.5 ст.39.17 Земельного кодекса РФ закреплено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст.39.16 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с пп.6 ст.39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Пунктом 2 ст.27 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи; из состава земель лесного фонда; в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями- заповедниками; предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи; не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований; предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения; занятые объектами космической инфраструктуры; расположенные под объектами гидротехнических сооружений; предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» различаются следующие категории особо охраняемых природных территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады.
В соответствии с п.3 указанной статьи иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.1.1. Закона Краснодарского края от 31.12.2003 года № 656-КЗ (в редакции от 25.07.2017 года) «Об особо охраняемых природных территориях Краснодарского края» различаются следующие категории особо охраняемых природных территорий: природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; прибрежные природные комплексы; лиманно-плавневые комплексы; природные рекреационные зоны; природные достопримечательности.
Таким образом, ни положениями Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ни положениями Закона Краснодарского края от 31.12.2003 года № 656-КЗ «Об особо охраняемых природных территориях Краснодарского края» не установлен статус особо охраняемой природной территории для земельных участков, находящихся в границах первой и второй зоны горно-санитарной охраны курорта.
С момента вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 года № 406-ФЗ (30.12.2013 года) земельные участки, расположенные в границах зон санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, не являются ограниченными в обороте в соответствии со ст.27 Земельного кодекса РФ.
Согласно ст.16 Федерального закона от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
Как следует из анализа норм Земельного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 07.12.1996 года № 1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» округ горно-санитарной охраны курорта является зоной с особыми условиями использования, для которой устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы и санитарное и экологическое состояние территорий.
Сведения о режимах и особенностях использования таких земельных участков или их частей вносятся в государственный реестр недвижимости в порядке, предусмотренном ст.32 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии со ст.35 Земельного кодекса РФ собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
Согласно ст.39.1. Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Статьей 39.2. Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Земельного кодекса РФ.
Согласно ст.11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со ст.39.20 Земельного кодекса РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии со ст.39.6. Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев предоставления в аренду земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений.
Согласно ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером № не относится к земельным участкам, которые в силу ст.27 Земельного кодекса РФ изъяты из оборота или ограничиваются в обороте.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что на земельном участке с кадастровым номером № расположены принадлежащие административному истцу объекты недвижимого имущества, земельный участок необходим для их обслуживания, отказ Департамента имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в предоставлении земельного участка в аренду в связи с его расположением в границах первой зоны округа горно-санитарной охраны курорта нельзя признать основанным на законе.
В соответствии со ст.62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
При этом, каких-либо доказательств, в том числе письменных, в опровержение доводов административного истца, представителем административного ответчика суду не представлено.
Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
На основании ст. 11 Гражданского кодекса РФ судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке.
В силу ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Пунктом 9 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к административному ответчику – Департаменту имущественных отношений администрации города Сочи об оспаривании решения органа местного самоуправления – удовлетворить.
Признать незаконными отказ Департамента имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ№.
Обязать администрацию муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в лице Департамента имущественных отношений в срок не более 15 дней с момента вступления в законную силу решения суда предоставить ФИО1 и ООО «КПУ МАЯк» в аренду без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1843 +/- 15 кв.м, местоположение: <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в лице Департамента имущественных отношений в срок не более 15 дней с момента вступления в законную силу решения суда заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером № площадью 1843+/-15 кв.м, местоположение: <адрес>, с ФИО1 и ООО «КПУ МАЯк».
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение одного месяца со дня его вынесения.
Председательствующий судья Р.Т.Тайгибов