ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3456/2023 от 20.10.2023 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

Копия

№ 2а-3456/2023

70RS0004-01-2023-004040-97

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 октября 2023 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Перелыгиной И.В.,

при секретаре Собакиной А.Д.,

с участием административного истца Ахмедовой А.М.к., представителя административного истца адвоката Байрамова Э.М., представителя административных ответчиков Алпатовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному исковому заявлению Ахмедовой А.М. к Управлению Министерства Внутренних дел РФ по Томской области, Отделу Министерства внутренних дел РФ по Октябрьскому району г.Томска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Ахмедова А.М.к. обратилась в суд с административным иском к Управлению Министерства Внутренних дел РФ по Томской области, Отделу Министерства внутренних дел РФ по Октябрьскому району г.Томска (привлечен определением суда от 20.09.2023) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

В обоснование исковых требований указано, что Ахмедова А.М.к., ... г.р., приобрела гражданство Российской Федерации 14.12.2017 года. Однако решением Советского районного суда г.Томска от 02.02.2021 удовлетворен иск УМВД России по Томской области об установлении факта использования истцом по настоящему делу подложного документа, в связи с чем российский паспорт был изъят. При получении российского гражданства истец отказалась от грузинского гражданства, но документы, подтверждающие данный факт отсутствуют. В дальнейшем Ахмедова А.М.к. обратилась в ОМВД России по Октябрьскому району г.Томска с заявлением об установлении её личности, письмом от 21.02.2023 №60/6615 сообщено, что личность установлена, однако, установить правовой статус не представляется возможным, в связи с отсутствием ответов на запросы, направленные в компетентные органы Республики Грузия и Азербайджанской Республики.

Истец не обладает гражданством какого-либо государства, 30.12.2013 заключила брак с гражданином Российской Федерации Искандаровым В.М., на территории России проживает совместный сын – Искандаров А.В., также являющийся гражданином России. Более того, в собственности Ахмедовой А.М.к. находится доля в праве собственности на земельный участок, расположенный в г.Томске, транспортное средство Хонда Аккорд.

На протяжении более года, с момента изъятия паспорта гражданина РФ 01.07.2022, правовой статус истца не определен, она ограничена в реализации гражданских прав и свобод. Ссылаясь на положения ст.ст. 2, 17, 46, 62 Конституции РФ, ст.ст. 5.2, 10.1 ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”, просит признать незаконным бездействие УМВД России по Томской области, ОМВД России по Октябрьскому району г.Томска, выразившиеся в невыдаче Ахмедовой А.М.к. временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, возложить обязанность выдать временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации.

В судебном заседании административный истец поддержала исковые требования в полном объеме. Пояснила, что на территории России проживает более 20 лет вместе с семьей, социальные связи с Грузией утрачены, в настоящее время ущемлена в своих правах ввиду отсутствия правового статуса. Оформлением документов занимался супруг.

Представитель административного истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что административный истец была уверена о лишении её гражданства Грузии в автоматическом порядке при оформлении гражданства России в 2017 году, ввиду невозможности наличия гражданства 2х государств одновременно. В январе 2021 года истец направила нотариально заверенный отказ от грузинского гражданства президенту Грузии, в силу грузинского законодательства, данный отказ принимается безусловно, письменный ответ не дается. Ахмедова А.М.к., обращаясь с заявлением об установлении личности в 2022 году, не указала в документах об отказе от грузинского гражданства ввиду юридической неграмотности. Документы об отказе от гражданства были переданы инспектору на руки без отметки. На основании изложенного, в настоящее время истец является лицом без гражданства, ей надлежит выдать соответствующее удостоверение. Ответ из консульства р.Грузия о наличии у истца гражданства данного государства, датированный 2020 годом, утратил свою актуальность и не может приниматься административными ответчиками как достоверный.

Представитель административных ответчиков в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы письменных возражений от 07.09.2023, 18.10.2023, суть которых сводится к следующему. Гражданка Азербайджанской Республики Ахмедова А.М.к. обратилась в ОВМ ОП №2 УМВД России по г.Томску 22.06.2017 с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, представив паспорт гражданина Азербайджанской республики Р №3661021, сроком действия с 30.08.2013 по 30.08.2023. Ахмедова А.М.к. на основании п. “б” ч.2 ст. 14 ФЗ “О гражданстве РФ” 11.01.2018 документирована паспортом гражданина РФ. 15.05.2018 поступило сообщение Главного управления паспорта, регистрации и миграции МВД Азербайджанской республики о том, что общегражданский паспорт Р №13661021 от 04.02.2010 был выдан на имя Гусейнова Д.И., в связи с утерей действительность паспорта прекращена 18.01.2014. Данных о гражданстве Ахмедовой А.М.к. не имеется. Решением Советского районного суда от 02.02.2021 установлен факт использования истцом подложного документа. Решением УМВД России по Томской области от 31.03.2022 решение о приеме Ахмедовой А.М. в гражданство России отменено.

Согласно сообщению Агентства по развитию государственных Сервисов Министерства Юстиции Грузии Ахмедова А. считается гражданской Грузии (№54/07-4642 от 07.04.2020).

В рамках рассмотрения заявления истца направлены запросы 27.10.2022 в Секцию интересов Грузии Посольства Швейцарии в Российской Федерации в г.Москва, 02.12.2022 в Консульский отдел Посольства Азербайджанской республики в Российской Федерации в г.Москва. До настоящего времени ответы на запросы не поступили. 17.02.2023 заключением Отдела по вопросам миграции ОМВД России по Октябрьскому району г.Томска № А-58/2022 установлена личность Ахмедовой А.М.к. пунктом 2 заключения предусмотрено, что определить правовой статус Ахмедовой А.М.к. как лица без гражданства не представляется возможным, в связи с отсутствием ответов на запросы, направленные в компетентные органы Грузии, Азербайджана, и наличием информации о принадлежности истца к грузинскому гражданству. Сведения о направлении заявления об отказе от грузинского гражданства в январе 2021 года заявителем административным ответчикам не предоставлялись. Более того, согласно правовым нормам Закона Грузии “О гражданстве Грузии” заявление об отказе от гражданства республики должно быть подано в компетентные органы либо лично, либо представителем по доверенности, направление по почте не предусмотрено.

Отметила, что заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства рассматривает территориальный миграционный орган (ОМВД России по Октябрьскому району г.Томска), а непосредственно временное удостоверение личности лица без гражданства, либо в случае установление принадлежности к гражданству другого государства справку установленной формы с фотографией для следования в дипломатическое представительство выдает УМВД России по Томской области.

Заслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Частями 8 и 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 1 ст. 218, ч. 1 ст. 219 КАС РФ, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Истец полагает, что административными ответчиками допущено незаконное бездействие. В связи с тем, что бездействие является длящимся и на момент обращения в суд, срок на обращение с иском истец полагает соблюденным. Представителем административных ответчиком данная позиция не оспаривалась, о пропуске срока исковой давности не заявлено.

Как следует из материалов дела, 25.08.2022 Ахмедова А.М.к. обратилась в ОМВД России по Октябрьскому району г.Томска с заявлением об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства.

17.02.2023 ОМВД России по Октябрьскому району г.Томска вынесено заключение об установлении личности Ахмедовой А.М.к. без установления её правового статуса ввиду отсутствия ответов на запросы из компетентных органов Азербайджана и Грузии.

15.06.2023 Ахмедова А.М.к. обратилась в УМВД России по Томской области с просьбой о выдаче ей временного удостоверения личности лица без гражданства, с указанием на неустановление правового статуса заключением от 17.02.2023.

11.07.2023 Ахмедовой А.М.к. дан ответ за №3/235407870691, что по мере поступления ответов из компетентных органов Грузии и Азербайджанской Республики Управление по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел РФ по Томской области будет иметь возможность определить гражданскую принадлежность заявителя и решить вопрос о документировании временным удостоверением личности лица без гражданства на территории Российской Федерации. Запросы направлены 28.04.2023 за № 55/5424 и 26.04.2023 за №55/5353.

С настоящим административным иском Ахмедова А.М.к. обратилась в Советский районный суд г.Томска 14.08.2023 путем подачи иска через систему “ГАС Правосудие”.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что административный иск подан в суд без нарушения срока, что участниками не оспаривалось.

Оценивая требования истца по существу, суд приходит к следующим выводам.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяет и регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).

В соответствии со статьей 10.1 Федерального закона N 115-ФЗ установление личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, осуществляется по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина об установлении личности.

Установление личности иностранного гражданина осуществляется на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа в соответствии с процедурой, определяемой настоящей статьей (ч. 1).

В целях установления личности иностранного гражданина территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел вправе: 1) требовать от иностранного гражданина предоставления в письменной форме информации, необходимой для установления его личности; 2) проводить соответствующие проверки, опрашивать лиц, указанных иностранным гражданином в качестве свидетелей, по месту жительства или месту пребывания иностранного гражданина, а также проводить его опознание по свидетельским показаниям; 3) использовать сведения об иностранных гражданах, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета; 4) использовать дактилоскопическую информацию, полученную при проведении государственной дактилоскопической регистрации; 5) направлять запросы в дипломатические представительства или консульские учреждения иностранных государств в Российской Федерации, международные организации.

По результатам проведенных проверок, опроса свидетелей и опознания территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем указанного территориального органа. Иностранному гражданину, не имеющему действительных документов, удостоверяющих личность, при установлении наличия у данного лица гражданства иностранного государства либо при установлении государства, готового принять лицо без гражданства, выдается справка установленной формы с фотографией для следования в дипломатическое представительство соответствующего иностранного государства в Российской Федерации. Формазаявления о выдаче справки для следования в дипломатическое представительство иностранного государства в Российской Федерации, форма такой справки ипорядокее выдачи утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч. 12).

Согласно ч.13 ст. 10.1 Федерального Закона №115-ФЗ срок проведения процедуры установления личности иностранного гражданина не должен превышать три месяца. В случае непоступления из дипломатических представительств или консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, международных организаций ответов на запросы территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел срок проведения процедуры установления личности иностранного гражданина может быть однократно продлен по решению руководителя указанного территориального органа, но не более чем на три месяца. В случае непоступления ответов в течение времени, на которое продлен срок проведения процедуры установления личности иностранного гражданина, заключение об установлении личности иностранного гражданина выносится на основании данных, имеющихся ко времени истечения этого срока.

Приказом МВД России от 28.03.2017 N 154 утверждена форма бланка заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства. Резолютивная часть заключения предусматривает изложение аргументированного мнения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства.

Приказом МВД России от 04.06.2021 N 395 утвержден Порядок выдачи, замены, аннулирования временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации (далее - Порядок N 395).

Согласно пункту 1 Порядка N 395 временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации выдается территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном или районном уровнях лицу без гражданства на основании заявления о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации и копии заключения территориального органа МВД России об установлении личности иностранного гражданина, выданной в соответствии с абзацем первым пункта 12 статьи 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 477 утверждены формы заявления о выдаче справки для следования в дипломатическое представительство иностранного государства в Российской Федерации, формы такой справки и порядка ее выдачи.

Проведение дополнительной проверки на предмет наличия либо отсутствия у заявителя гражданства Порядком N 395 не предусмотрено.

Из приведенных норм следует, что временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, либо справка для следования в дипломатическое представительство иностранного государства в Российской Федерации выдается на основании заключения об установлении личности, которое должно содержать вывод об отсутствии у заявителя гражданства Российской Федерации и гражданства иностранного государства, либо о наличии гражданства иностранного государства. Об этом свидетельствует и форма заключения об установлении личности, которая предполагает наличие в заключении аргументированного мнения должностного лица органа внутренних дел об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства. Отсутствие заключения об установлении личности лица без гражданства, иностранного гражданина препятствует выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, соответствующей справке, то есть документов, которые позволят реализовывать дальнейшую процедуру либо по оформлению гражданства России, либо по получению утраченного паспорта иностранного государства (иного документа в дипломатическом представительстве), что также позволит проходить процедуру по окончательному выбору и оформлению гражданства, определению своего правового статуса.

В ходе судебного разбирательства установлено, что 22.06.2017 Ахмедова А.М.к. обратилась в ОВМ ОП №2 УМВД России по г.Томску с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, представив паспорт гражданина Азербайджанской республики ...

Ахмедова А.М.к. на основании п. “б” ч.2 ст. 14 ФЗ “О гражданстве РФ” была 11.01.2018 документирована паспортом гражданина РФ. 15.05.2018 в УМВД России по Томской области поступило сообщение Главного управления паспорта, регистрации и миграции МВД Азербайджанской республики о том, что общегражданский паспорт ... был выдан на имя Гусейнова Д.И., в связи с утерей действительность паспорта прекращена 18.01.2014. Данных о гражданстве Ахмедовой А.М.к. не имеется.

Решением Советского районного суда от 02.02.2021 по делу №2-716/2021 установлен факт использования истцом подложного документа – национального паспорта ... на основании которого принято решение о приеме в российское гражданство 14.12.2017.

Решением УМВД России по Томской области от 31.03.2022 решение о приеме Ахмедовой А.М. в гражданство России отменено.

В материалы административного дела административным истцом представлена копия заявления об отказе от грузинского гражданства, датированная 21.01.2021 и оригинал почтовой описи от 25.01.2021 в подтверждение отправки.

В ответ на судебный запрос нотариус г.Томска Тараканова Г.А. 29.09.2023 за №234 сообщила, что ею действительно была засвидетельствована подлинность подписи Ахмедовой А.М. на заявлении от 21.01.2021 (реестр № 70/9-н/70-2021-1-171).

25.08.2022 Ахмедовой А.М.к в ОМВД России по Октябрьскому району г.Томска подано заявление за №А-58/2022 об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства. В 4 графе “гражданство какого иностранного государства имеете в настоящее время (имели прежде)” запись отсутствует. Вместе с заявлением представлены (вписано заявителем собственноручно): автобиография, фото, копия свидетельства о рождении, копия свидетельства о заключении брака. Указание на приложение заявления об отказе от грузинского гражданства с документами, подтверждающими отправку, отсутствует.

Согласно автобиографии истца, приложенной к заявлению от 25.08.2022, с 1998 года истец проживает на территории г.Томска. Сведения об отказе от грузинского гражданства отсутствуют. 20.12.2022 также представлена дополнительная автобиография, в которой указано об отказе от грузинского гражданства в 2008 году. О направлении президенту Грузии в январе 2021 отказа от грузинского гражданства не сообщено.

Представитель административных ответчиков отрицала предоставление в органы МВД России по Томской области, ОМВД России по Октябрьскому району г.Томска сведений, либо подтверждающих документов о направлении заявления об отказе от гражданства Грузии в январе 2021 года.

Заключением ОМВД России по Октябрьскому району г.Томска от 17.02.2023 №А-58/2022 Личность Ахмедовой А.М., ..., уроженки поселка Сангорский, Гардабанского района, Грузинской СССР установлена. Пунктом 2 заключения предусмотрено, что определить правовой статус Ахмедовой А.М.к. как лица без гражданства не предоставляется возможным в связи отсутствием ответов на запросы, направленные в компетентные органы Грузии и Азербайджана.

Как указывалось выше, 15.06.2023 Ахмедова А.М.к. обратилась в УМВД России по Томской области с просьбой о выдаче ей временного удостоверения личности лица без гражданства, с указанием на неустановление правового статуса заключением от 17.02.2023.

11.07.2023 Ахмедовой А.М.к. дан ответ за №3/235407870691 о невозможности выдаче удостоверения до получения ответов на запросы в компетентные органы Грузии и Азербайджана, направленные 28.04.2023 и 26.04.2023 за №55/5353.

В ходе проверки по заявлению истца от 25.08.2022 УМВД России по Томской области 27.10.2022 направлен запрос в Секцию интересов Грузии Посольства Швейцарии в Российской Федерации с просьбой о предоставлении сведений, касающихся наличия гражданства Грузии у административного истца.

15.11.2022 Консулом Секции интересов Грузии Посольства Швейцарии в Российской Федерации дан ответ №51/35175 в соответствии с которым рекомендовано обратится в Министерство юстиции РФ ля истребования информации из Министерства юстиции Грузии.

02.12.2022 УМВД России по Томской области направило запрос в Консульский отдел Посольства Азербайджанской республики в Российской Федерации с просьбой предоставить сведения и документы, касающиеся наличия гражданства Азербайджана у административного истца. Факт отправки подтверждается Реестром №193 от 06.12.2022.

28.04.2023 УМВД России по Томской области направлен запрос в Министерство юстиции РФ по Новосибирской области с целью оказания содействия. Факт отправки подтверждается реестром №65 от 02.05.2023.

Также в материалы дела представлены запросы УМВД России по Томской области от 28.04.2023 оба с номерами ... в компетентные органы (так в запросе) Грузии и Азербайджана. Реестры об отправке, либо иные документы, подтверждающие отправку, не представлены.

Ответы на запросы до настоящего времени не поступили.

Также в ходе проверки административными ответчиками оценивались ответы из компетентных органов Азербайджана и Грузии, поступившие в рамках разбирательства по законности получения российского гражданства.

В соответствии с ответом Агентства по развитии государственных сервисов Министерства юстиции Грузии от 25.02.2020 № 01/48872 в адрес Министерства юстиции России, Ахмедова Алида, 10.02.1966 г.р, считается гражданской Грузии.

Согласно ответа Агентства по развитии государственных сервисов Министерства юстиции Грузии от 02.03.2020 № 01/53454 в адрес Министерства юстиции России направлена копия заявления-анкеты о выдаче ... паспорта гражданина Грузии Алиды Ахмедовой (...).

Результатом проведения различных действий по достоверному установлению личности иностранного гражданина или лица без гражданства, не имеющего действительного удостоверения личности, может быть как установление его личности, так и установление факта невозможности ее установления. При этом, действующее законодательство не придает заключению об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства статуса документа, удостоверяющего личность. Однако оно может выступать в качестве основания для выдачи такого документа, то есть носит предварительный характер и направлено на сбор и исследование доказательств, подтверждающих личность иностранного гражданина или лица без гражданства.

Исследовав представленные доказательства суд приходит к выводу, что административным истцом ни в ходе подачи заявления от 25.08.2022 об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, ни иным способом ни сведения, ни документы о направлении заявления в адрес Президента Грузии об отказе от Грузинского гражданства в январе 2021 года не предоставлялись. Таким образом, у административных ответчиков объективно отсутствовала возможность оценить данные обстоятельства при вынесении заключения от 17.02.2023.

Согласно п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Бездействием, в частности, признается нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом или несообщение о принятом решении, уклонение от принятия решения при наступлении определенных законодательством событий, например событий, являющихся основанием для предоставления государственных или муниципальных услуг в упреждающем режиме.

С учётом того, что при рассмотрении заявления Ахмедовой А.М.к. от 25.08.2022 №А-58/2022 усматривается уклонение от принятия решения о правовом статусе заявителя, не смотря на прямое требование закона (ч.13 ст. 10.1 ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в РФ”) принимать такие решения по истечении 6 месяцев на имеющихся документах, суд усматривает незаконное бездействие ответчиков, выраженное в непринятии решения об установлении правового статуса Ахмедовой А.М.к. в качестве лица без гражданства, либо иностранного гражданина и не выдаче ей соответствующего документа – временного удостоверения личности лица без гражданства в РФ, либо справки для следования в дипломатическое представительство. Оснований для удовлетворения требования о признании незаконным бездействия, выраженного именно в невыдаче временного удостоверения лица без гражданства, возложении обязанности выдать именно временное удостоверение суд не находит, в связи с тем, что как указывалось выше каких-либо достоверных данных о направлении истцом заявления об отказе от гражданства в распоряжении ответчиков, не имеется.

В целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов истца, суд в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ возлагает на ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление истца об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства в части установления правового статуса Ахмедовой А.М.к..

Руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Ахмедовой А.М. к Управлению Министерства Внутренних дел РФ по Томской области, Отделу Министерства внутренних дел РФ по Октябрьскому району г.Томску удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Управления Министерства внутренних дел России РФ по Томской области, Отдела Министерства внутренних дел РФ по Октябрьскому району г.Томска, выразившееся в нерассмотрении заявления Ахмедовой А.М. от 25.08.2022 №А-58/2022 в части установления правового статуса иностранного гражданина или лица без гражданства.

Обязать Управление Министерства внутренних дел России по Томской области, Отдел Министерства внутренних дел РФ по Октябрьскому району г.Томска повторно рассмотреть заявление Ахмедовой А.М. от 25.08.2022 №А-58/2022 в части установления правового статуса иностранного гражданина или лица без гражданства.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: И.В.Перелыгина

В окончательной форме решение изготовлено 03.11.2023.