ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-345/2021 от 11.01.2021 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2а-345/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Галаховой И.В.,

при секретаре Чусове О.И.,

с участием представителей административного истца ФИО1 – ФИО2, представителя заинтересованного лица Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде 11 января 2021 года административное дело по иску ФИО1 к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, прокурору отдела предварительного рассмотрения обращений управления по рассмотрению обращений и документационному обеспечению Мочаловой Ю.М., начальнику отдела по надзору за соблюдением законодательства в сфере охраны окружающей среды Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО4 о признании действий незаконными, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав

установил:

ФИО1 обратился в суд с названным административным иском, мотивировав тем, что им в Генеральную прокуратуру Российской Федерации направлены жалобы на действия федеральных органов государственной власти, в которой он указывал на нарушение приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ№... требований земельного и природоохранного законодательства, бездействие ФАС России и Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан при рассмотрении ранее поданных им жалоб. 03.11.2020г. административный истец почтовым отправлением получил уведомления прокурора отдела предварительного рассмотрения обращений управления по рассмотрению обращений и документационному обеспечению Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мочаловой Ю.М. №...-Р-221841-20/299989-2020 от 13.10.2020г. и №...-Р-227437-20/306831-2020 от 19.10.2020г. Согласно уведомления, жалоба в соответствии с п. 3.2 Инструкции, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры №... от 30.01.2013г. «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» перенаправлена в прокуратуру Волгоградской области. Вместе с тем, у административных ответчиков отсутствовали основания для направления жалобы в прокуратуру Волгоградской области, поскольку прокуратура области не уполномочена на рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушении законов федеральным органом исполнительной власти, которым является Федеральное агентство лесного хозяйства.

ДД.ММ.ГГГГ административным истцом получено уведомление начальника отдела по надзору за соблюдением законодательства в сфере охраны окружающей среды Генеральной прокуратуры РФ ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№... о направлении жалобы для рассмотрения в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Считает, что Минприроды России не может рассматривать жалобу по существу, поскольку не вправе оценивать законность оспариваемого приказа Рослесхоза и принимать решение о его отмене, в связи с чем начальником отдела по надзору за соблюдением законодательства в сфере охраны окружающей среды Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО4 допущено нарушение положений ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», п. 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.

Просит суд признать незаконными действия административного ответчика по направлению жалоб ФИО1 в прокуратуру Волгоградской области и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Обязать административных ответчиков рассмотреть жалобы ФИО1 в соответствии с требованиями законодательства.

Представитель административного истца ФИО1ФИО2 в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, приведенным в административном иске.

Представитель заинтересованного лица Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО3 в судебном заседании против административного иска возражал.

В судебное заседание административный истец ФИО1, представитель административного ответчика Генеральной прокуратуры Российской Федерации, административные ответчики: прокурор отдела предварительного рассмотрения обращений управления по рассмотрению обращений и документационному обеспечению Мочалова Ю.М., начальник отдела по надзору за соблюдением законодательства в сфере охраны окружающей среды Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО4, представители заинтересованных лиц Минприроды России, прокуратуры Волгоградской области не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили, об отложении слушания дела не просили, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав участвующих лиц, исследовав письменные доказательства, представленные в материалах дела, суд находит заявленный административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ, каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, что прямо предусмотрено ч.1,2 ст. 46 Конституции Российской Федерации.

На основании ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что 07.10.2020г. ФИО1 в адрес Генерального прокурора Российской Федерации направлена жалоба на действия Федерального агентства лесного хозяйства, в которой административным истцом изложены известные ему обстоятельства, связанные со строительством автомобильной дороги на территории Волгоградской области, в пределах Волго-Ахтубинской поймы, отнесенной к особо охраняемой природной территории. Со ссылкой на положения земельного, лесного и природоохранного законодательства просил проверить, предоставлялась ли в Рослесхоз информация о категории леса, подлежащего полной вырубке, расположенного в анализируемой местности, а также инициировать процессуальную проверку с целью установления личной заинтересованности при согласовании документации должностных лиц Рослесхоза.

Оспариваемым письмом от ДД.ММ.ГГГГ№... за подписью начальника отдела по надзору за соблюдением законодательства в сфере охраны окружающей среды Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО4 административный истец уведомлен, что в целях оперативного рассмотрения изложенных доводов обращение направлено в Минприроды России для организации проверки и информирования ФИО1 о результатах.

В силу ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, образует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который определяет права и обязанности участников соответствующих отношений как на государственном, так и на муниципальном уровне, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан.

Установленный названным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами (ч.ч. 1, 4 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ).

По правилам п.1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ, гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Исходя из п.3 той же нормы, письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 5 статьи 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации как единой централизованной системы с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации определяются федеральным законом.

Законом, определяющим правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

В ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№... «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (п. 1). Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством (п. 2). Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом (п. 3).

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 данного федерального закона Генеральный прокурор Российской Федерации, осуществляя полномочия по руководству системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.

Во исполнение предоставленных ему федеральным законодателем полномочий Генеральный прокурор Российской Федерации утвердил Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной и введенной в действие Приказом Генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ№...., и определил в ней единый порядок рассмотрения и разрешения в системе прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах прокуратуры Российской Федерации.

Согласно п. 3.1 названной Инструкции обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.

На основании п. 3.5 Инструкции, обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.

Сопроводительное письмо с переадресованием обращения подписывается начальником отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, старшим помощником прокурора или начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта Российской Федерации, прокурором нижестоящей прокуратуры или его заместителем.

Суд учитывает, что доводы обращения ФИО1 в Генеральную прокуратуру Российской Федерации сводятся к его несогласию с принятыми решениями о строительстве дороги в границах особо охраняемой природной территории и иными, создающими условия для такого строительства, в частности с приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ№... «Об отнесении лесов на территории Среднеахтубинского лесничества Волгоградской области к защитным лесам и установлении их границ».

Исходя из п.п. 1 и 2 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№... «О Федеральном агентстве лесного хозяйства», Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

Федеральное агентство лесного хозяйства находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

По смыслу п. 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№..., Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая леса, земельных отношений, связанных с переводом земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных отношений, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.

На основании п. 2 Положения Минприроды России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственного ему Рослесхоза.

С учетом приведенных нормативных положений и существа обращения ФИО1 суд находит обоснованным принятое начальником отдела по надзору за соблюдением законодательства в сфере охраны окружающей среды Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО4 решение о направлении обращения в компетентный орган – Минприроды России.

О нарушения порядка передачи обращения в иной орган административным ответчиком стороной административного истца в ходе рассмотрения дела не указывалось, судом такого нарушения не установлено.

Вопреки рассматриваемому административному иску, основания полагать о возможности рассмотрения жалобы исключительно должностными лицами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, отсутствуют.

Так, в соответствии с п.п. 1, 2 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№... «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№... предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Таким образом, исходя из существа поставленных административным истцом в обращении вопросов, относящихся к компетенции Минприроды России, начальник отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО4 согласно требованиям ч. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обоснованно направил его для рассмотрения по существу в Минприроды России, о чем был письменно уведомлен податель заявления.

Кроме того, в силу положений ст. 11 ГК РФ и ст. 226 КАС РФ, обращаясь в суд, административный истец должен доказать, что его права или законные интересы были нарушены. Судебной защите подлежит только нарушенное право. При этом, нарушения прав должны носить реальный, а не мнимый характер. Способы защиты прав должны быть разумными и соразмерными.

В ходе рассмотрения дела заинтересованным лицом Минприроды России представлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ№... на обращения ФИО1, по смыслу которого в действиях Рослесхоза не усматривается фактов нарушения земельного и природоохранного законодательства.

В случае несогласия с полученным ответом ФИО1 не лишен возможности оспорить его в порядке, определенном законом, либо направить повторное мотивированное обращение в уполномоченный орган.

Указание в ответе от ДД.ММ.ГГГГ№... на отсутствие у Минприроды России полномочий по проведению процессуальных проверок в отношении должностных лиц Рослесхоза при том, что доводы обращения не нашли своего подтверждения, не позволяет сделать вывод о необходимости рассмотрения жалобы административными ответчиками.

В этой связи не имеется оснований полагать о нарушении права административного истца на рассмотрение его обращения, гарантированного ст. 33 Конституции РФ, в связи с оспариваемым решением о передаче обращения на рассмотрение в названное министерство.

16.10.2020г. ФИО1 направлена в Генеральную прокуратуру Российской Федерации жалоба на действия федеральных органов государственной власти, в которой он указывал на нарушение приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ№... требований земельного и природоохранного законодательства, бездействие ФАС России и Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан при рассмотрении ранее поданных им обращений.

03.11.2020г. административный истец почтовым отправлением получил уведомления прокурора отдела предварительного рассмотрения обращений управления по рассмотрению обращений и документационному обеспечению Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мочаловой Ю.М. №...-Р-221841-20/299989-2020 от 13.10.2020г. и №...-Р-227437-20/306831-2020 от 19.10.2020г. Согласно уведомления, жалоба в соответствии с п. 3.2 Инструкции, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры №... от 30.01.2013г. «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» перенаправлена в прокуратуру Волгоградской области

Согласно пункту 3.2 вышеуказанной Инструкции обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля с одновременным уведомлением об этом заявителя.

Сопроводительное письмо с переадресованием обращения подписывается начальником отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо исполнителем, старшим помощником прокурора или начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта Российской Федерации, прокурором нижестоящей прокуратуры или его заместителем.

Уведомление заявителю подписывается начальником отдела или исполнителем.

Согласно пунктам 3.4. и 4.14 Инструкции обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации направляется соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителя; по итогам рассмотрения обращения может быть принято решение о направлении обращения в течение 7 дней со дня регистрации для разрешения в другую прокуратуру, другое ведомство, другую организацию по принадлежности.

Таким образом, решение о направлении обращения в нижестоящие органы прокуратуры, является одним из решений, принимаемым по результатам предварительного рассмотрения поступившего обращения, подлежащего обязательному рассмотрению. Запрета, ограничивающего направление обращений для их рассмотрения в нижестоящую прокуратуру, Инструкцией не установлено.

Ссылки административного истца на приказ Генпрокуратуры России от 07.05.2008 N 84 (ред. от 21.08.2019) "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур", суд не принимает во внимание, поскольку указанный приказ разграничивает полномочия территориальных, военных и других специализированных прокуратур, и не ограничивает право Генеральной прокуратуры РФ поручать принятие решений по поступившим обращениям нижестоящей прокуратуре.

Суд приходит к выводу, что несогласие с содержанием уведомления о переадресации обращения в нижестоящую прокуратуру, не свидетельствует само по себе о бездействии Генеральной прокуратуры Российской Федерации при рассмотрении обращений.

Следует также учесть, что в случае несогласия с принятым по обращению решением или действием (бездействием), заявитель не лишен возможности оспорить именно это решение (действие, бездействие) в суд (часть 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации, пункт 4 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").

По смыслу ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Так как оспариваемые решения приняты уполномоченными должностными лицами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в соответствии с требованиями действующих нормативных актов о порядке рассмотрения обращений граждан, прав ФИО1 не нарушает, суд приходит к выводу об отказе в административном иске.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 181 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, прокурору отдела предварительного рассмотрения обращений управления по рассмотрению обращений и документационному обеспечению Мочаловой Ю.М., начальнику отдела по надзору за соблюдением законодательства в сфере охраны окружающей среды Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО4 о признании действий незаконными, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав – отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Центральный районный суд г. Волгограда.

Дата составления решения в окончательной форме 21 января 2021 года.

Судья Галахова И.В.