ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-345/2021 от 23.03.2021 Усть-вымского районного суда (Республика Коми)

дело № 2а-345/2021

11RS0020-01-2021-000559-77

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

село Кослан 23 марта 2021 года

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н., при секретаре Калининой А.В., рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление прокурора Удорского района Республики Коми к администрации МР «Удорский» о признании распоряжения незаконным, обязании установить разумный срок расселения граждан

установил:

прокурор Удорского района Республики Коми обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МР «Удорский», в котором просил признать пункт 1 распоряжения администрации МР «Удорский» от 10.12.2020 № 273-р «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока расселения граждан, проживающих в многоквартирном <Адрес> – 2027 год, незаконным и обязании администрацию МР «Удорский» установить разумный срок расселения граждан, проживающих в многоквартирном <Адрес>.

Административный истец в лице помощника прокурора Удорского района Нестеровой А.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала, требования уточнила в части, а именно просила суд обязать администрацию МР «Удорский» установить разумный срок расселения граждан, проживающих в многоквартирном <Адрес>, не позднее 31.12.2023 года.

Административный ответчик в лице представителя Ванеева В.Г. с административными исковыми требованиями прокурора не согласился и просит оставить административный иск прокурора без удовлетворения. Представил письменное возражение по административному иску, согласно которым считает, что определение срока расселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлены. Принято администрацией МР «Удорский» решение о сроках расселения жильцов <Адрес> до <Дата>, принято в пределах своих полномочий, при этом, установление данного срока относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления.

Третье лицо Государственная жилищная инспекция по Удорскому району в лице начальника Шамаевой И.А. в судебном заседании, исковые требования прокурора поддержала в полном объеме, суду показала, что участвовала в комиссионном обследовании дома №7 п ул. Советская с. Кослан, который обоснованно признан аварийным, его нынешнее состояние является небезопасным для использования его жилых помещений, и граждан проживающих в данном доме. Срок установленный в постановлении ответчика с расселением граждан проживающих в данном доме до 31.12.2027, ставит под угрозу их жизнь и здоровье.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, гражданское дело <Номер>, приходит к следующему:

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что решением Удорского районного суда от 06.07.2020 по гражданскому делу <Номер> удовлетворены исковые требования прокурора Удорского района Республики Коми в интересах Ждановой Н.А. к администрации МР «Удорский» провести ремонт жилого помещения. Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Удорский» в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести в жилом помещении по адресу: <Адрес>, закрепленном за Ждановой Н.А., капитальный ремонт, а именно: - устранить неравномерную посадку пола, щели и зазоры в местах сопряжения пола со смежными конструкциями; - устранить трещины и зазоры в местах сопряжения со смежными конструкциями и потолками; - устранить перекосы дверных и оконных проемов.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республик Коми от 03.09.2020 решение Удорского районного суда Республики Коми от 06.07.2020 оставлено без изменения, апелляционную жалобу администрации МР «Удорский» без удовлетворения.

16.09.2020 межведомственной комиссией МР «Удорский» проведено комиссионное обследование многоквартирного <Адрес> (далее – МКД № 7), по результатам которого принято заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Пунктом 1 распоряжения администрации МР «Удорский» от 10.12.2020 № 273-р «О принятии решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» МКД № 7 признан аварийным и подлежащим сносу со сроком расселения граждан до 31 декабря 2027 года.

Статьей 40 Конституции РФ гарантировано право граждан на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В силу п. 6 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по обеспечению проживающих в сельских поселениях и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации содержания муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства, а также иные полномочий в соответствии с жилищным законодательством отнесены к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии с ч. 6 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ. При этом в силу п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

В целях реализации указанных выше положений закона постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение № 47), которым установлены требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п. 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

В силу п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает, в том числе, решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Из содержания п. 34 Положения следует, что основанием для признания многоквартирного полносборного, кирпичного и каменного дома, а также деревянного дома и дома из местных материалов, аварийным и подлежащим сносу, является наличие деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительная степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. Признание соответствующих домов таковыми влечет признание жилых помещений непригодными для проживания.

В соответствии с п. 49 Положения № 47 на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абз. 7 п. 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

При этом критерии разумности срока расселения граждан из аварийного жилого дома, равно как и основания для его изменения, ни нормативно-правовыми актами, ни разъяснениями по их применению не установлены.

Согласно актам обследования помещения №№ 1,2,3,4 от 20.03.2018, назначенная администрацией СП «Кослан» межведомственная комиссия произвела обследование помещения по адресу: <Адрес> года постройки, кадастровым номером 11:09:0401003:609, в собственности граждан от 11.03.2015. дом представляет собой двухэтажный четырех квартирный жилой деревянный дом, фундамент здания – бетонный, цоколь кирпичный, вокруг здания установлена завалинка, наружные и внутренние капитальные стены здания – брусчатые с обшивкой. Кровля – асбестоцементные листы (шифер). Система канализации – выгребная яма. При комиссионном визуальном осмотре конструктивных элементов здания выявлено следующее: имеются разрушения цоколя, одним из дефектов фундамента здания является его неравномерная осадка, в результате чего произошло искривление горизонтальных линий стен, оседание отдельных участков здания, перекосы оконных и дверных заполнений. Отмостка вокруг здания фактически отсутствует, вследствие чего поверхностные воды от здания не отводятся и попадают под фундамент. Завалинка без утепленного наполнителя. Наружные стены здания имею деформацию, нижний брус поврежден гнилью. Внутренние стены деревянные дощатые. Проседание балок, на которые устанавливаются перегородки привело к деформации перегородок и полов. Междуэтажные перекрытия имеют прогибы, диагональные, продольные и поперечные трещины на потолке. отслоение штукатурки. Кровля здания в удовлетворительном состоянии, наблюдается отставание и трещины коньковых плит. Балки чердачного перекрытия в удовлетворительном состоянии. Заключение межведомственной комиссии по результатам обследования помещений: выявлены основания для признания помещений – квартир № 1, № 2, № 3, № 4 по адресу: <Адрес> подлежащим капитальному ремонту, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными требованиями.

В соответствии с техническим паспортом МКД № 7 построен в 1955 году, то есть эксплуатируется 65 лет, при сроке эксплуатации деревянных зданий 50 лет (ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденных Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312).

Согласно акту обследования МКД № 7 от 16.09.2020, а также акта обследования МКД № 7 от 24.02.2021 выявлены следующие недостатки жилого дома:

- здание имеет нарушение жесткости сруба, выпучивание обшивки, значительный перекос стен, неравномерную осадку, искривление горизонтальных линий фасада, наличие грибка на поверхности обшивки в районе цоколя, увлажнение и гниль на уровне нижнего окладного венца, перекос оконных и дверных заполнений.

- нижний брус наружных стен поврежден гнилью; дверные и оконные блоки перекошены, открываются с трудом; местами искривление обшивки стен, наличие зазоров, щелей, что приводит к продуваемости и возникновению плесени и грибка.

- кровля имеет протечки и просветы в отдельных местах, отколы и трещины, ослабление креплений листов к обрешетке; поражение гнилью древесины мауэрлата, стропил, обрешетки.

- оконные переплеты рассохлись и расшатаны в углах, имеются мелкие трещины в местах сопряжения коробок со стенами, истертость, щели в притворах.

- в подъезде у входных дверей и дверей в жилые помещения, лестничных площадок наблюдается прогибы и просадка пола, перила расшатаны.

- междуэтажные перекрытия – деревянные, балки имеют прогибы, диагональные и поперечные трещины на потолке; перекрытие 1 этажа не обеспечивают необходимую жесткость, древесина наката в местах сопряжения поражена гнилью.

- внутренние стены – деревянные дощатые, проседание балок, на которые устанавливаются перегородки, привело к деформации перегородок и полов; имеются трещины и зазоры в местах сопряжения со смежными конструкциями и потолками.

Такое состояние конструкций жилого дома указывает на его ухудшение в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания, отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций

Кроме того, следует отметить, что по итогам экспертизы технического состояния МКД № 7, проведенной АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» в 2018 году установлен моральный износ здания более 60 %, а физический – 55%, состояние оценивалось как ограниченно-работоспособным: несущие и ограждающие конструкции жилого дома находятся в неудовлетворительном состоянии; в конструкциях несущих стен имелись деформации, которые приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности здания в целом; пребывание граждан в таком здании небезопасности, требовался капитальный ремонт.

За три истекших года капитальный ремонт МКД № 7 не проводился, в связи с чем состояние дома ухудшилось, о чем свидетельствует заключение МВК от 16.09.2020 и акт осмотра здания от 24.02.2021.

В соответствии с п. 3 Свода правил 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций, зданий и сооружений», утвержденного постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 № 153, под аварийным состоянием понимается категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий).

Учитывая изложенное, установленный администрацией МР «Удорский» срок расселения жителей МКД № 7 до 31.12.2027 года нельзя признать разумным, поскольку проживание и нахождение в указанном доме представляет опасность для жизни и здоровья людей в связи с угрозой его разрушения.

Указанное влечет невозможность безопасного использования жилых помещений, общедомового имущества многоквартирного дома, допускает возникновение угрозы жизни и здоровью и нарушает права неопределенного круга лиц: собственников и нанимателей помещений по договорам социального найма, вселенных граждан и иных лиц, фактически пользующихся помещениями вышеуказанных многоквартирных домов, либо находящихся в них, состав которых является непостоянным и для которых доступ в здание не ограничен.

Кроме того, возможность разрушения дома представляет опасность и для иных граждан, постоянно или временно проживающих в с. Кослан, которые могут оказаться вблизи МКД № 7 при его разрушении.

Согласно ч.ч. 1, 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ - если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

На основании изложенного, с учетом исследованных материалов, и установленных обстоятельств дела, а также в целях защиты прав, свобод и законных интересов граждан, суд считает требования прокурора в части установления разумного срока исполнения распоряжения администрации МР «Удорский» от 10.12.2020 №273-р «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока расселения граждан до 31.12.2023 года, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Удорского района Республики Коми к администрации муниципального района «Удорский» о признании распоряжения незаконным, обязании установить разумный срок расселения граждан удовлетворить.

Признать пункт 1 распоряжения администрации муниципального района муниципального образовании «Удорский» от 10 декабря 2020 года №273-р «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока расселения граждан проживающих в многоквартирном <Адрес> до 31.12.2027 года, незаконным.

Обязать администрацию МР «Удорский» установить разумный срок расселения граждан, проживающих в многоквартирном <Адрес>, но не более 31 декабря 2023 года.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через постоянное судебное присутствие в составе Усть-Вымского районного суда Республики Коми – в селе Кослан Удорского района Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись А.Н. Жданов

Мотивированное решение составлено к 18 часам 29 марта 2021 года.