ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3460/18 от 25.09.2018 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 сентября 2018 года город Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе:

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-3460/2018 по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федерального казначейства по Иркутской области о признании бездействия незаконным, обязании исполнить требование,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федерального казначейства по Иркутской области, в котором просил признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в неисполнении законных требований административного истца по взысканию с заинтересованного лица денежных средств, согласно исполнительному листу серия ФС по гражданскому делу от ДД.ММ.ГГГГ, обязать административного ответчика исполнить требования, содержащиеся в исполнительном листе серия ФС по гражданскому делу от 01.03.2017г.

В обоснование административного искового заявления указано, что ФИО1 является кредитором заинтересованного лица, в соответствии с исполнительным листом серия ФС по гражданскому делу от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Иркутским районным судом Иркутской области. В соответствии с п.1 ст.8 указанного выше Закона, исполнительный лист серия ФС по гражданскому делу от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Иркутским районным судом Иркутской области, 30.05.2017г. им предъявлен административному ответчику, где у заинтересованного лица открыт расчетный счет. Однако, законные требования о взыскании с заинтересованного лица денежных средств в его пользу, административным ответчиком исполнены не были. Так, согласно Уведомлению административного ответчика от 25.07.2018г. , указанный выше исполнительный лист был возвращен административному истцу на основании его заявления, поскольку в период нахождения данного исполнительного листа у административного ответчика, административным ответчиком не осуществлялось каких-либо перечислений денежных средств в его пользу с расчетного счета заинтересованного лица. Таким образом, на протяжении 1 года и двух месяцев административный ответчик не предпринял никаких мер по взысканию денежных средств с заинтересованного лица. Таким образом, в результате указанного бездействия административного ответчика, не защищено его право на правильное и своевременное исполнение судебного акта о присуждении в его пользу денежных средств.

В судебном заседании стороны, заинтересованное лицо отсутствуют, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. Явка сторон в судебное заседание не является обязательной.

Административным ответчиком представлены письменные возражения относительно заявленных требований, в котором УФК по Иркутской области просит отказать в удовлетворении административного иска.

В соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.

Исследовав материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 5 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Управление осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 г. № 316 «Об утверждении положений об управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации».

В ходе судебного разбирательства установлено, что 30.05.2017г. в Управление Федерального казначейства по Иркутской области на исполнение поступил исполнительный лист серии ФС , выданный ДД.ММ.ГГГГ Иркутским районным судом Иркутской области на взыскание с Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства» в пользу ФИО1 процентов за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты> рублей.

Данному исполнительному документу была проведена правовая экспертиза, 01.06.2017 г. принято заключение о соответствии исполнительного документа требованиям ч. 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ.

02.06.2017г. Управлением Федерального казначейства по Иркутской области в адрес должника ФГБНУ «Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства» направлено уведомление о поступлении исполнительного документа на исполнение в орган Федерального казначейства и установлен срок для исполнения, предусмотренный пунктом 7 части 20 статьи 30 Федерального закона 83-ФЗ (30 рабочих дней со дня получения уведомления). Уведомление получено должником 02.06.2017г.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес должника Управление направлено уведомление о приостановлении операций по расходованию средств, в связи с неисполнением требований исполнительного документа серии ФС , выданного ДД.ММ.ГГГГ Иркутским районным судом Иркутской области на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ.

31.08.2017г. в связи с неисполнением более трех месяцев должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств, УФК по Иркутской области в адрес взыскателя направлено уведомление о возможности отзыва исполнительного документа и предъявление его в подразделение службы судебных приставов в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» для обращения взыскания на имущество должника.

25.07.2018г. в УФК по Иркутской области от взыскателя ФИО1 поступило заявление об отзыве исполнительного документа, исполнительный лист был возвращен взыскателю.

В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703, Управление Федерального казначейства по Иркутской области, являясь территориальным органом Федерального казначейства, исполняет государственную функцию по организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений.

В силу п. 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Пунктом 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.

Порядок обращения взыскания на средства бюджетного учреждения установлен ч. 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ), в соответствии с п. 1 и 2 которого обращение взыскания на средства бюджетных учреждений (далее в настоящей части - бюджетное учреждение - должник) осуществляется на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) и решения налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов (далее - решение налогового органа) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должно быть приложено заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности, удостоверяющей полномочия представителя.

При этом согласно п. 7 ч. 20 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ бюджетное учреждение - должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа или уведомления о поступлении решения налогового органа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника.

Бюджетное учреждение - должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должника (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе или решении налогового органа. При отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов или решения налогового органа бюджетное учреждение - должник обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет должника (п. 7 ч. 20 ст. 30).

После полного исполнения исполнительного документа орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший исполнительный документ.

По смыслу данной нормы права должник сам определяет какой исполнительный документ будет исполнен. Нормами законодательства не определено право УФК по Иркутской области определять очередность платежей.

В силу п. 11 ч. 20 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ в случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения - должника в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств в течение трех месяцев орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, информирует об этом взыскателя в течение десяти дней со дня истечения трехмесячного срока.

В случае отзыва исполнительного документа взыскатель для обращения взыскания на имущество должника вправе направить исполнительный документ на исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Как следует из письменных пояснений представителя административного ответчика, Государственное научное учреждение Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук является должником по большому количеству исполнительных документов, поступивших на исполнение в УФК по Иркутской области. Неисполнение исполнительного документа произошло, в связи с отсутствием денежных средств на расчетных счетах должника.

Согласно сведениям УФК по Иркутской области от 24.09.2018 г. на момент предъявления 30.05.2017 г. взыскателем ФИО1 исполнительного листа ФС , выданного ДД.ММ.ГГГГ Иркутским районным судом Иркутской области по делу 2-931/17 в адрес должника Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства», приостановлены операции на лицевых счетах должника при следующих нарушениях:

- при нарушении должником сроков исполнения исполнительных документов в количестве 212 на сумму <данные изъяты> рублей;

- при нарушении должником сроков исполнения решений налоговых органов в количестве 27 на сумму <данные изъяты> рублей.

31.08.2017г. в адрес ФИО1 было направлено уведомление УФК по Иркутской области с предложением об отзыве исполнительного документа, поскольку по истечении 3 месяцев должник не исполнил требования исполнительного документа. Указанное уведомление получено ФИО1 14.09.2017г.

Учитывая установленные в судебном заседания обстоятельства, проанализировав нормы права во взаимосвязи, суд приходит к выводу об отсутствии со стороны административного ответчика незаконного бездействия. Не исполнение требований исполнительного листа связано с объективными причинами, а именно наличием задолженности по ранее поданным исполнительным документам и приостановлением операций по счетам, в связи с их неисполнением.

Из содержания ст. 227 КАС РФ следует, что для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

По смыслу положений ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность административного ответчика по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) наступает тогда, когда административный истцом надлежащим образом подтверждены факты, на которые он ссылается как на основания своих требований, а также сведения о том, что решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения.

Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца именно административным ответчиком, суду не представлено.

Приказом ФССП России от 15.05.2009 года № 195 утверждены Методические рекомендации по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В них также содержится указание, согласно которому судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство только при условии, что исполнение решения суда не было произведено Минфином России (иным финансовым органом) за счет средств бюджета в течение отведенного трехмесячного срока. Для установления данного факта необходима соответствующая отметка на исполнительном документе.

Таким образом, неисполнение УФК по Иркутской области исполнительного документа по независящим от него обстоятельствам, не препятствует взыскателю предъявить исполнительный лист к исполнению в установленном законом порядке в службу судебных приставов.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые действия не создают для административного истца препятствий к осуществлению его прав, свобод и реализации его законных интересов, поскольку не препятствует административному истцу предъявить исполнительный лист к исполнению в установленном законом порядке в службу судебных приставов.

При указанных обстоятельствах правовых оснований, для удовлетворения административного иска нет.

Доводы административного истца о том, что ему доподлинно известно, что на расчетном счете заинтересованного лица, открытом у административного ответчика, имеются денежные средства голословны и не подтверждены соответствующими доказательствами.

Учитывая, что административному истцу стало известно о невозможности казначейством взыскать с должника денежные средства 14.09.2017 г. при получении уведомления, суд полагает, что административным истцом, предусмотренный ст.219 КАС РФ срок для обращения в суд пропущен. Ходатайств о восстановлении срока как и доказательств уважительных причин его пропуска административным истцом суду не представлено. Пропуск процессуального срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования ФИО1 к Управлению Федерального казначейства по Иркутской области о признании бездействия, выразившегося в неисполнении законных требований административного истца по взысканию с заинтересованного лица денежных средств, согласно исполнительному листу серия ФС по гражданскому делу от ДД.ММ.ГГГГ, обязании административного ответчика исполнить требования, содержащиеся в исполнительном листе серия ФС по гражданскому делу от 01.03.2017г. – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения суда изготовлен 25.09.2018г. Н.Н. Исакова