Дело № 2а-3463/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Водяницкой А.Х., при секретаре Дмитриевой К.В., с участием представителей административного истца ФИО1 и ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3, представителя заинтересованного лица ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Муниципального образования город Кстово в лице администрации города Кстово к Муниципальному образованию Кстовский муниципальный район в лице Департамента финансов администрации Кстовского муниципального района о признании незаконным действия, выразившегося в издании приказа от 16.06.2015 года № 9 «О взыскании межбюджетных субсидий в бюджет Кстовского муниципального района из бюджета городского поселения город Кстово на решение вопросов межмуниципального характера за период с января по май 2015 года,
У С Т А Н О В И Л:
Муниципальное образование город Кстово в лице администрации города Кстово обратилось в Кстовский городской суд с административным иском к Муниципальному образованию Кстовский муниципальный район в лице Департамента финансов администрации Кстовского муниципального района о признании незаконным действия, выразившегося в издании приказа от 16.06.2015 года № 9 «О взыскании межбюджетных субсидий в бюджет Кстовского муниципального района из бюджета городского поселения город Кстово на решение вопросов межмуниципального характера за период с января по май 2015 года.
В обоснование иска административный истец ссылается на то, что Решением Земского собрания Кстовского муниципального района от 23.12.2014 г. № 777 «О бюджете Кстовского муниципального района на 2015 год» в редакции решений Земского собрания Кстовского муниципального района от 29.12.2014 г. № 791, от 05.02.2015 г. № 796, от 24.03.2015 г. № 805, от 21.04.2015 г. № 819, от 26.05.2015 г. № 831 установлены безвозмездные поступления в виде субсидий бюджетам муниципальных районов из бюджетов поселений на решение вопросов местного значения межмуниципального характера в размере 136 203,4 тыс. руб. (п.2.1.2 приложения 3).
В приложении № 4 к решению Земского собрания Кстовского района от 23.12.2014 г. № 777 в редакции перечисленных изменений содержит следующее распределение субсидий из бюджета городского поселения город Кстово в бюджет муниципального района:
1) 10 758,1 тыс. руб. - создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района; 2) 1 307,7 тыс. руб. - формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений;
3) 110 616,8 тыс. руб. - организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
Итого: 122 682,6 тыс. руб. - общий объем субсидий из бюджета городского поселения.
Решение о бюджете городского поселения город Кстово на 2015 год не устанавливает субсидирование муниципального района на решение вопросов местного значения межмуниципального характера.
Департаментом финансов администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области издан приказ № 9 от 16.06.2015 г. «О взыскании межбюджетных субсидий из бюджетов поселений в бюджет Кстовского муниципального района», согласно которому из бюджета городского поселения город Кстово приказано взыскать межбюджетную субсидию на решение вопросов местного значения межмуниципального характера за период с января по май 2015 года в сумме 544 875 руб. за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в бюджет городского поселения города Кстово.
Денежные средства подлежат зачислению в бюджет Кстовского муниципального района.
Муниципальное образование «Городское поселение город Кстово» в лице администрации города Кстово считает, что действия Департамента финансов администрации Кстовского муниципального района, выразившееся в издании указанного приказа, не соответствует закону и нарушает права и свободы населения города Кстово и муниципального образования «Городское поселение Город Кстово», по следующим основаниям.
Согласно статье 142 БК РФ межбюджетные трансферты из местных бюджетов могут предоставляться в форме субсидий, перечисляемых из бюджетов городских, сельских поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера.
Размер указанных межбюджетных субсидий утверждается решением представительного органа муниципального района и решениями представительных органов городских, сельских поселений о местных бюджетахпо единой методике, установленной для всех городских, сельских поселений данного муниципального района (пункт 3 статьи 142.3 БК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 142.3 БК РФ в случае невыполнения органом местного самоуправления городского, сельского поселения решения представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района в части перечисления межбюджетных субсидий в бюджет муниципального района сумма межбюджетных субсидий взыскивается за счет доходов от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в местный бюджет, в порядке, определяемом финансовым органом муниципального района с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Приказа Минфина РФ от 31 октября 2007 г. N 97н «Об общих требованиях к порядку взыскания межбюджетных субсидий из местных бюджетов» территориальный орган Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после получения от финансового органа муниципального района решения о взыскании межбюджетной субсидии осуществляет взыскание межбюджетной субсидии в бюджет муниципального района - за счет доходов от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в бюджет соответствующего городского, сельского поселения, но не более 30% от указанных поступлений за текущий операционный день.
В случае недостаточности поступлений от соответствующих налогов и сборов, указанных в настоящем пункте, в текущем операционном дне, взыскание межбюджетной субсидии осуществляется в последующие дни в соответствии с настоящими Требованиями.
Однако порядок предоставления субсидии, из бюджета поселения в бюджет района на решение вопросов местного значения межмуниципального характера предполагает соблюдение ряда условий, установленных пунктом 1 статьи 142.3 БКРФ.
Так, согласно пункту 1 статьи 142.3 Бюджетного кодекса РФ городские, сельские поселения, входящие в состав муниципального района, представительный орган которого образуется в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", перечисляют в бюджет муниципального района межбюджетные субсидии на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, определенных указанным Федеральным законом,в случаях, установленных уставом муниципального района.
Пунктом 2 статьи 65 ФЗ № 131-ФЗ в редакции, действовавшей в момент издания приказа, установлено, что поселения, входящие в состав муниципального района, перечисляют в бюджет муниципального района межбюджетные субсидии на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, определенных настоящим Федеральным законом, в случаях, установленных уставом муниципального района в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в силу указанных норм закона для перечисления межбюджетной субсидии на решение вопросов межмуниципального характера необходимо наличие трех условий в совокупности:
- представительный орган муниципального района должен состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава;
- вопросы местного значения межмуниципального характера должны быть определены Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»;
- устав муниципального района должен установить случаи, при которых поселение (городское и (или) сельское) перечисляет в бюджет муниципального района межбюджетные субсидии на решение определенных ФЗ вопросов межмуниципального характера.
Оспариваемый приказ принят в отсутствие данной совокупности.
1) Вопросы местного значения межмуниципального характера не определены Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 г. № 165-ФЗ, определял вопросы местного значения межмуниципального характера в пункте 2 статьи 53.
Федеральным законом от 23.06.2014 г. № 165-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 53 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" была изложена в новой редакции, которая исключила из этой нормы положения, определяющие вопросы местного значения в качестве межмуниципальных.
Этим же Федеральным законом от 23.06.2014 г. № 165-ФЗ была изменена редакция статьи 65 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно пункту 2 статьи 65 в новой редакции статьи ФЗ поселения, входящие в состав муниципального района, перечисляют в бюджет муниципального района межбюджетные субсидии на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, определенных настоящим Федеральным законом, в случаях, установленных уставом муниципального района в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Данная редакция ФЗ № 131-ФЗ вступила в силу с 05 июля 2014 года. Из указанных положений законодательных актов следует, что уставом муниципального района могут устанавливаться случаи, когда должны перечисляться указанные субсидии из бюджетов поселений бюджетам муниципальных районов, а также цели, порядок (методика) расчета, перечисления и использования данных субсидий. В то же время данные положения указывают, что вопросы местного значения межмуниципального характера должны определяться непосредственно Федеральным законом № 131-ФЗ. В действующей редакции ФЗ № 131-ФЗ вопросы местного значения межмуниципального характера не определены.
Указанная правовая позиция подтверждается разъяснениями Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 05.03.2015 г. № 01/395 и Министерства Российской Федерации от 29.04.2015 г. № 06-04-11/01/25093, полученными на запрос администрации города Кстово о возможности применения пункта 1 статьи 142.3 Бюджетного кодекса РФ с учетом действующей с 05 июля 2014 года редакции ФЗ № 131-ФЗ.
Законодательный орган РФ полагает, что в настоящее время отсутствуют достаточные основания для перечисления указанных субсидий из бюджетов поселений бюджетам муниципальных районов.
Согласно письма Министерства Российской Федерации от 29.04.2015 г. № 06-04-11/01/25093 предоставление межбюджетных субсидий бюджету муниципального района из бюджетов поселений,входящих в состав муниципального района, представительный орган которого образуется в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ, возможно только после внесения изменений в Федеральный закон № 131-ФЗ, определяющих вопросы местного значения межмуниципального характера.
Таким образом, при отсутствии норм ФЗ № 131-ФЗ, определяющих вопросы местного значения в качестве межмуниципальных, оспариваемый приказ Департамента о взыскании межбюджетной субсидии противоречит закону (пункту 1 статьи 142.3 БК РФ, пункту 2 статьи 65 ФЗ № 131-ФЗ в редакции ФЗ от 23.06.2014 г. № 165-ФЗ).
Более того, с 30.06.2015 г. из пункта 2 статьи 65 ФЗ № 131-ФЗ вообще исключены положения о возможности перечисления межбюджетной субсидии на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (статья 2 ФЗ от 29.06.2015 г. № 187-ФЗ).
Оспариваемый приказ противоречит пункту 4 статьи 18 ФЗ № 131-ФЗ, статьям 15, 31 БК РФ, статьям 130, 132, 133 Конституции РФ.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации бюджеты публично-правовых образований предназначены для исполнения расходных обязательств соответствующего публично-территориального образования, которые обусловливаются установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и в соответствии с которыми осуществляется формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (статьи 13, 14, 15 и 65).
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования (статья 15 БК РФ).
Пунктом 4 статьи 18 ФЗ № 131-ФЗ императивно установлено, что возложениена муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образованийсвоих полномочий, не допускается.
В разрез пункту 3 статьи 142.3 БК РФ решением представительного органа городского поселения о местном бюджете не установлен размер межбюджетной субсидии на решение вопросов межмуниципального характера.
Возложение на городское поселение обязанности нести финансовые обязательства муниципального района и которые возникают только из решений, принятых только представительным органом муниципального района, нарушает не только установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации в порядке конкретизации конституционных основ финансовой системы государства принцип самостоятельности бюджетов (статья 31), но и конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления, в том числе в управлении муниципальной собственностью, формировании и исполнении местного бюджета, а также конституционное право граждан на осуществление местного самоуправления и тем самым противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 130 (часть 1), 132 (часть 1) и 133.
Административный истец просит признать незаконным действие департамента финансов администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в издании приказа от 16.06.2015 г. № 9 «О взыскании межбюджетных субсидий в бюджет Кстовского муниципального района из бюджета городского поселения город Кстово на решение вопросов межмуниципального характера за период с января по май 2015 года в размере 544 875 рублей.
Представители административного истца в судебном заседании требования административного иска поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в нем, дополнительно пояснив, что решением Нижегородского областного суда от 17.12.2015 года удовлетворено административное исковое заявление администрации города Кстово Кстовского района Нижегородской области о признании недействующим решения Земского собрания Кстовского муниципального района Нижегородской области от 23.12.20014 № 777 «О бюджете Кстовского муниципального района на 2015 год».
Признаны не действующими с 01 января 2015 года:
пункт 2.1.2 приложения 3 к решению Земского собрания Кстовского муниципального района Нижегородской области от 23 декабря 2014 года № 777 «О бюджете Кстовского муниципального района на 2015 год» в части включения в План доходов бюджета Кстовского муниципального района 2015 года по группе доходов бюджета «Безвозмездные поступления», по подгруппе доходов бюджета «Субсидии бюджетам бюджетной системы Российской Федерации», по статье доходов бюджета «Субсидии бюджетам муниципальных районов из бюджетов поселений на решение вопросов местного значения межмуниципального характера», по коду бюджетной классификации «2 02 02087 05 0000 151» субсидий из бюджета муниципального образования город Кстово в общем объеме 122 682,6 тысяч рублей;
приложение 4 к решению Земского собрания Кстовского муниципального района Нижегородской области от 23 декабря 2014 года № 777 «О бюджете Кстовского муниципального района на 2015 год» в части включения в Распределение субсидий из бюджетов поселений, входящих в состав Кстовского муниципального района, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера в 2015 году субсидий из бюджета муниципального образования город Кстово:
- на создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района - в размере 10 758,1 тысяч рублей,
- на формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений - в размере 1 307,7 тысяч рублей,
- на организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организацию предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организацию отдыха детей в каникулярное время - в размере 110 616,8 тысяч рублей,
а всего - в общем объеме 122 682,6 тысяч рублей.
Решение Нижегородского областного суда от 17.12.2015 года по делу № За-387/2015 вступило в законную силу 27.04.2016 г.
Приказ департамента финансов нарушает права муниципального образования в лице администрации г.Кстово, поскольку административный истец исполняет бюджет.
Представитель административного ответчика ФИО3 в судебном заседании административный иск не признала и пояснила, что факт вступления в силу решения Нижегородского областного суда от 17.12.2015 по делу №3а-387/2015 не имеет существенного значения для правильного разрешения настоящего дела.
По вышеуказанному делу, суд пришел к выводу о несоответствии в оспариваемой части решения Земского собрания Кстовского муниципального района «О бюджете на 2015 год» нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Однако, на момент издания приказа, решение Земского собрания Кстовского муниципального района «О бюджете на 2015 год» от 23.12.2014 №777 оспорено не было, соответственно действовало.
Бюджетный кодекс в части 4 статьи 142.3 говорит, что в случае невыполнения органом местного самоуправления городского, сельского поселения решения представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района в части перечисления межбюджетных субсидий в бюджет муниципального района сумма межбюджетных субсидий взыскивается за счет доходов от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в местный бюджет, в порядке, определяемом финансовым органом муниципального района с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации. На момент издания приказа «О взыскании межбюджетных субсидий из бюджетов поселений в бюджет Кстовского муниципального района» от 16.06.2015 №9 у департамента финансов имелись следующие основания:
1. Действующее решение Земского собрания Кстовского муниципального района «О бюджете на 2015 год», доходная часть которого содержит, в том числе субсидии на решение вопросов местного значения межмуниципального характера предоставляемые из бюджета городского поселения город Кстово.
2. Невыполнение городским поселением город Кстово обязательств по перечислению субсидий на решение вопросов местного значения межмуниципального характера в бюджет Кстовского муниципального района.
Правомерность включения в бюджет Кстовского муниципального района субсидий на решение вопросов местного значения межмуниципального характера из бюджета городского поселения город Кстово являлась предметом рассмотрения другого административного дела.
В настоящем же процессе рассматривается вопрос о правомерности действий по изданию департаментом финансов приказа от 16.06.2015 №9.
Департамент финансов, как финансовый орган, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ осуществляет организацию исполнения бюджета. В период издания приказа, исполнение бюджета было значительно ниже ожидаемых показателей, это связано отчасти с тем, что в доходной части бюджета Кстовского района на 2015 год были заложены спорные субсидии.
Не издав спорный приказ, департамент финансов допустил бы бездействие. Приказ от 16.06.2015 №9 соответствует положениям приказа департамента финансов от 19.03.2012 №4 «Об утверждении Порядка взыскания межбюджетных субсидий из бюджетов поселений, входящих в состав Кстовского муниципального района, в бюджет Кстовского муниципального района», который в свою очередь соответствует приказу Минфина России от 31.10.2007 N 97н "Об Общих требованиях к порядку взыскания межбюджетных субсидий из местных бюджетов", в связи с чем, просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель заинтересованного лица администрации Кстовского муниципального района ФИО4 в судебном заседании требования административного истца не признала, пояснив, что административный истец подал административный иск в защиту прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации не в соответствии со ст.40 КАС, а также администрация города Кстово не доказала в каких случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, должностные лица. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, он может обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.
Кроме того, из п.2 ч.2 ст. 62 КАС РФ следует, что административный истец, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, обязаны: подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения. Данные доказательства отсутствуют в материалах дела.
На момент издания приказа департамент финансов администрации Кстовского муниципального района руководствовался действующими на тот момент правовыми актами представительного органа местного самоуправления Кстовского муниципального района.
Учитывая вышеизложенное, считает, что требования администрации города Кстово, изложенные в административном иске необоснованны и просит отказать в их удовлетворении.
Выслушав представителей административного истца и административного ответчика, заинтересованное лицо, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч.1 ст.130 и ч.1 ст.132 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со ст.2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу п.1 ч.4 ст.35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» представительный орган муниципального района в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального района:
может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства. Законом субъекта Российской Федерации и в соответствии с ним уставом муниципального района и уставами поселений может быть установлена норма представительства поселений, входящих в состав муниципального района, в представительном органе данного муниципального района исходя из численности населения поселения. При этом норма представительства одного поселения, входящего в состав муниципального района, не может превышать одну треть от установленной численности представительного органа указанного муниципального района. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом в состав территории муниципального района входят поселения, полномочия представительных органов которых осуществляются сходом граждан, избрание депутатов от таких поселений в состав представительного органа муниципального района осуществляется сходом граждан в порядке и на срок, которые установлены уставом такого поселения;
В силу ст.55 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» формирование доходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.
Согласно ч.ч.1,4 ст.41 Бюджетного кодекса РФ к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
К безвозмездным поступлениям относятся:
субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
В силу ст.142 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме:
субсидий, перечисляемых из бюджетов городских, сельских поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера.
Согласно ст.142.3 Бюджетного кодекса РФ городские, сельские поселения, входящие в состав муниципального района, представительный орган которого образуется в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", перечисляют в бюджет муниципального района межбюджетные субсидии на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, определенных указанным Федеральным законом, в случаях, установленных уставом муниципального района.
Цели, порядок (методика) расчета, перечисления и использования межбюджетных субсидий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, устанавливаются уставом муниципального района и (или) муниципальным правовым актом представительного органа муниципального района.
Размер указанных межбюджетных субсидий утверждается решением представительного органа муниципального района и решениями представительных органов городских, сельских поселений о местных бюджетах по единой методике, установленной для всех городских, сельских поселений данного муниципального района.
В случае невыполнения органом местного самоуправления городского, сельского поселения решения представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района в части перечисления межбюджетных субсидий в бюджет муниципального района сумма межбюджетных субсидий взыскивается за счет доходов от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в местный бюджет, в порядке, определяемом финансовым органом муниципального района с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
В соответствии со ст.7 Устава муниципального образования "Кстовский муниципальный район Нижегородской области" Устав района устанавливает основы организации местного самоуправления на территории района, правовые и экономические условия его осуществления, полномочия и порядок деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения.
Устав является нормативным правовым актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории района. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить настоящему Уставу.
Положения настоящего Устава обязательны для исполнения всеми расположенными на территории района предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также органами местного самоуправления и населением района.
В соответствии со ст.69.1 Устава муниципального образования "Кстовский муниципальный район Нижегородской области" поселения, входящие в состав района, перечисляют субсидии на осуществление расходов бюджета района на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, установленных решением Земского собрания.
Размер указанных субсидий утверждается Земским собранием и представительными органами поселений решениями о соответствующих местных бюджетах на очередной финансовый год.
В случае невыполнения органом местного самоуправления поселения решения Земского собрания о бюджете района на очередной финансовый год в части перечисления субсидий в бюджет района сумма межбюджетных субсидий взыскивается за счет доходов от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в местный бюджет.
Согласно п.1.1, 1.2, 2.1 и 5.2 Порядка предоставления бюджету Кстовского муниципального района межбюджетных субсидий из бюджетов поселений, входящих в состав Кстовского муниципального района, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, утвержденного решением Земского собрания Кстовского муниципального района от 05.02.2015 года № 795, порядок предоставления бюджету Кстовского муниципального района межбюджетных субсидий из бюджетов поселений, входящих в состав Кстовского муниципального района, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (далее - Порядок) разработан в целях установления методики расчета, порядка перечисления указанных межбюджетных субсидий и использования средств бюджетов поселений, направляемых на финансовое обеспечение вопросов местного значения межмуниципального характера.
Межбюджетные субсидии из бюджетов поселений на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (далее - межбюджетные субсидии) утверждаются решениями представительных органов поселений о бюджетах соответствующих поселений на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в объемах, утвержденных решением о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) Кстовского муниципального района, и предоставляются за счет собственных доходов бюджетов соответствующих поселений, входящих в состав Кстовского муниципального района.
Межбюджетные субсидии из бюджетов поселений выделяются в целях решения следующих вопросов местного значения межмуниципального характера:
1) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;
3) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района;
4) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
5) организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
6) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
7) формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений;
8) организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов;
9) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;
10) обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района;
11) создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству;
12) организация и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью.
го муниципального района, в ведении которого находятся вопросы местного значения, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка, опре
В случае невыполнения органами местного самоуправления поселений обязательств по перечислению межбюджетных субсидий, в том числе в случае непринятия решения представительного органа поселения об утверждении объемов межбюджетных субсидий в бюджет Кстовского муниципального района, департамент финансов администрации Кстовского района осуществляет взыскание недополученной суммы межбюджетных субсидий за счет доходов от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в бюджет поселения, в порядке, установленном департаментом финансов администрации Кстовского района с учетом общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
Судом установлено, Решением Земского собрания Кстовского муниципального района от 23.12.2014 г. № 777 «О бюджете Кстовского муниципального района на 2015 год» в редакции решений Земского собрания Кстовского муниципального района от 29.12.2014 г. № 791, от 05.02.2015 г. № 796, от 24.03.2015 г. № 805, от 21.04.2015 г. № 819, от 26.05.2015 г. № 831 установлены безвозмездные поступления в виде субсидий бюджетам муниципальных районов из бюджетов поселений на решение вопросов местного значения межмуниципального характера в размере 136 203,4 тыс. руб. (п.2.1.2 приложения 3).
В приложении № 4 к решению Земского собрания Кстовского района от 23.12.2014 г. № 777 в редакции перечисленных изменений содержит следующее распределение субсидий из бюджета городского поселения город Кстово в бюджет муниципального района:
1) 10 758,1 тыс. руб. - создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района; 2) 1 307,7 тыс. руб. - формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений;
3) 110 616,8 тыс. руб. - организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
Департаментом финансов администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области издан приказ № 9 от 16.06.2015 г. «О взыскании межбюджетных субсидий из бюджетов поселений в бюджет Кстовского муниципального района», согласно которому из бюджета городского поселения город Кстово приказано взыскать межбюджетную субсидию на решение вопросов местного значения межмуниципального характера за период с января по май 2015 года в сумме 544 875 руб. за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в бюджет городского поселения города Кстово.
Денежные средства подлежат зачислению в бюджет Кстовского муниципального района (л.д.9).
решением Нижегородского областного суда от 17.12.2015 года удовлетворено административное исковое заявление администрации города Кстово Кстовского района Нижегородской области о признании недействующим решения Земского собрания Кстовского муниципального района Нижегородской области от 23.12.20014 № 777 «О бюджете Кстовского муниципального района на 2015 год».
Признаны не действующими с 01 января 2015 года:
пункт 2.1.2 приложения 3 к решению Земского собрания Кстовского муниципального района Нижегородской области от 23 декабря 2014 года № 777 «О бюджете Кстовского муниципального района на 2015 год» в части включения в План доходов бюджета Кстовского муниципального района 2015 года по группе доходов бюджета «Безвозмездные поступления», по подгруппе доходов бюджета «Субсидии бюджетам бюджетной системы Российской Федерации», по статье доходов бюджета «Субсидии бюджетам муниципальных районов из бюджетов поселений на решение вопросов местного значения межмуниципального характера», по коду бюджетной классификации «2 02 02087 05 0000 151» субсидий из бюджета муниципального образования город Кстово в общем объеме 122 682,6 тысяч рублей;
приложение 4 к решению Земского собрания Кстовского муниципального района Нижегородской области от 23 декабря 2014 года № 777 «О бюджете Кстовского муниципального района на 2015 год» в части включения в Распределение субсидий из бюджетов поселений, входящих в состав Кстовского муниципального района, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера в 2015 году субсидий из бюджета муниципального образования город Кстово:
- на создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района - в размере 10 758,1 тысяч рублей,
- на формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений - в размере 1 307,7 тысяч рублей,
- на организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организацию предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организацию отдыха детей в каникулярное время - в размере 110 616,8 тысяч рублей,
а всего - в общем объеме 122 682,6 тысяч рублей.
Решение Нижегородского областного суда от 17.12.2015 года по делу № За-387/2015 вступило в законную силу 27.04.2016 г.
Судом принимается во внимание, что на момент издания приказа от 16.06.2015 года №9 статья 69.1 Устава муниципального образования "Кстовский муниципальный район Нижегородской области", предусматривающая перечисление поселениями, входящими в состав района, субсидий на осуществление расходов бюджета района на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, установленных решением Земского собрания, недействующей не признана.
Решение Земского собрания Кстовского муниципального района от 23.12.2014 №777 «О бюджете на 2015 год» (с изменениями) на момент издания приказа не было отменено в установленном законом порядке.
Статьей 142.3 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что поселения, входящие в состав муниципального района, представительный орган которого образуется в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", перечисляют в бюджет муниципального района субсидии на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, определенных указанным Федеральным законом. Отсутствие в указанном Федеральном законе перечня вопросов местного значения межмуниципального характера, по мнению суда, при наличии указанного выше решения Земского собрания и ст.69.1 Устава муниципального образования "Кстовский муниципальный район Нижегородской области" не свидетельствует о незаконности изданного приказа, поскольку Конституция РФ и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ предоставляют местному самоуправлению в Российской Федерации обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Кроме того, Приказ департамента финансов №9 издан 16.06.2015 года, то есть до внесения изменений в 131-ФЗ, исключивших из п.2 ст.65 настоящего закона положения о возможности перечисления межбюджетной субсидии на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, в связи с чем, ссылка административного истца на указанные изменения необоснованна.
Согласно п.2,3 Общих требований к порядку взыскания межбюджетных субсидий из местных бюджетов, утвержденных приказом Минфина РФ от 31.10.2007 N 97н, объем межбюджетных субсидий, подлежащих перечислению из бюджетов городских, сельских поселений в бюджет муниципального района, утверждается решением представительного органа муниципального района и принимаемыми в соответствии с ним решениями представительных органов городских, сельских поселений о местных бюджетах.
В случае невыполнения органом местного самоуправления городского, сельского поселения решения представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района в части перечисления межбюджетных субсидий в бюджет муниципального района руководитель финансового органа муниципального района принимает решение о взыскании межбюджетных субсидий за счет доходов от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в местный бюджет.
Суд соглашается с доводами административного ответчика о том, что департамент финансов, как финансовый орган, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ осуществляет организацию исполнения бюджета. Не издав спорный приказ, департамент финансов допустил бы бездействие.
Таким образом, действие департамента финансов администрации Кстовского муниципального района, выразившееся в издании приказа от 16.06.2015 года № 9 «О взыскании межбюджетных субсидий в бюджет Кстовского муниципального района из бюджета городского поселения город Кстово на решение вопросов межмуниципального характера за период с января по май 2015 года в размере 544875 рублей соответствуют требованиям Бюджетного кодекса РФ, Порядку взыскания межбюджетных субсидий из бюджетов поселений, входящих в состав Кстовского муниципального района, в бюджет Кстовского муниципального района, Общим требованиям к порядку взыскания межбюджетных субсидий из местных бюджетов, утвержденных приказом Минфина РФ от 31.10.2007 N 97н.
Признание впоследствии не действующими пунктов приложений к решению Земского собрания Кстовского муниципального района Нижегородской области от 23 декабря 2014 года № 777 «О бюджете Кстовского муниципального района на 2015 год» не свидетельствует о незаконности действий департамента финансов на момент издания приказа.
Кроме того, судом учитывается, что административный истец не просил о признании незаконным самого приказа от 16.06.2015 года № 9.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Муниципальному образованию город Кстово в лице администрации города Кстово Кстовского района Нижегородской области в удовлетворении административного иска к Муниципальному образованию Кстовский муниципальный район Нижегородской области в лице Департамента финансов администрации Кстовского муниципального района о признании незаконным действия, выразившегося в издании приказа от 16.06.2015 года № 9 «О взыскании межбюджетных субсидий в бюджет Кстовского муниципального района из бюджета городского поселения город Кстово на решение вопросов межмуниципального характера за период с января по май 2015 года отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца с момента принятия судьей решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 1 июля 2016 года.
Судья: (подпись) А.Х.Водяницкая
Копия верна:
Судья:
Секретарь: