ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3465/2017 от 19.12.2017 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

...

№2а-3465/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 декабря 2017 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Шукшиной Л.А.,

с участием:

представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, действующей на основании доверенности от 23 марта 2017 сроком на три года,

представителя административного ответчика Управления Росреестра по Томской области ФИО3, действующей на основании доверенности от 09 января 2017 года

при секретаре Дубовой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права общей долевой собственности на жилой дом по , возложении обязанности провести государственную регистрацию,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Томской области, в котором просит признать незаконным отказ административного ответчика в государственной регистрации ? в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу, возложить обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области произвести государственную регистрацию прав ФИО1 на ? долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу:

В обоснование требований указано, что решением Советского районного суда г. Томска от 28.08.2013 удовлетворены исковые требования ФИО1 о включении в состав наследственного имущества и признании права собственности в порядке наследования ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: Уведомлением от 25.10.2013 №01/287/2013-9 регистрация права собственности была приостановлена, поскольку при проведении правовой экспертизы были выявлены противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными. Решением Советского районного суда г. Томска от 03.09.2015 строение Литер «А1,А2», расположенное по адресу: было признано самовольно возведенным. 19.07.2017 ФИО1 в органы регистрации было вновь представлено заявление о проведении государственной регистрации спорного объекта недвижимости на основании указанных решений судов, однако, регистрация была приостановлена, а в последующем административным ответчиком вынесен оспариваемый отказ в государственной регистрации права собственности ФИО1 на ? доли жилого дома, расположенного по адресу: поскольку имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. ФИО1, полагая, что данным отказом нарушаются ее права и законные интересы, обратилась с настоящим административным иском в суд.

Административный истец ФИО1, будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, направила своего представителя. Руководствуясь ч. 2 ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании требования поддержала по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которому административный ответчик действовал законно и обоснованно, не нарушая прав и законных интересов административного истца. Дополнительно пояснила, что произвести действия по регистрации права собственности ФИО1 на объект недвижимости не представляется возможным, поскольку имеется несоответствие площади спорного объекта невидимости, указанной в решении Советского районного суда г. Томска от 03.09.2015 и сведениями, внесенными в ГКН. Таким образом, необходимо внести изменения площади спорного объекта, путем подачи заявления ФИО1 о внесении изменений в характеристики объекта.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд оснований для удовлетворения иска не находит, исходя из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Порядок судопроизводства определяется федеральным законодательством (п. «о» ст. 71, ч. 1 ст. 76 Конституции РФ).

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела оспариваемое решение административного ответчика выражено в Уведомлении об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности №70/001/045/2017-5778 от 25.10.2017.

Административный иск ФИО1 поступил в суд 29.11.2017, т.е. в установленный законом срок.

В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального Закона «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.ст. 130, 131, 132, 133.1, 164 ГК РФ.

В соответствии с ч. 7 ст. 1 Закона №218 – ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

На основании ч. 1 ст. 3 Закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

Согласно пп. 1, 2, 3,4 ч. 3 ст. 3 Закона №218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.

В соответствии со ст. 4 Закона №218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются в том числе собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных Законом случаях. в том числе граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица с одной стороны, и орган регистрации прав - с другой.

Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Советского районного суда от 28.08.2013, вступившим в законную силу 03.10.2013, за ФИО1 признано право на ? долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: , общей площадью 58, 3 кв.м.

Сообщением Управления Росреестра по Томской области от 25.10.2017 № 70/001/045/2017-5778 заявителю (ФИО1) отказано в государственной регистрации ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом на основании указанного решения суда от 28.08.2013, поскольку имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. А именно, согласно кадастра недвижимости Единого государственного реестра недвижимости, площадь объекта, расположенного по адресу: составляет 79,2 кв.м., однако в соответствии с решением Советского районного суда г. Томска от 28.08.2013 указанный жилой дом имеет площадь 58,3 кв.м.

На основании ч. 4 ст.7 Закона №218-ФЗ орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов. поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В силу п. 5 ч. 2 ст. 14 указанного Закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является вступившее в законную силу решение суда.

Согласно ч. 1 ст. 21 Закона №218 – ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В соответствии с абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

В соответствии со ст. 27 указанного закона, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Таким образом, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.

В соответствии с п. 1 Приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 №943 «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки" устанавливает: 1) структуру реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости) и объем вносимых в него сведений; 2) структуру реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость) и объем вносимых в него сведений; 3) структуру реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также соответственно - реестр границ, объекты реестра границ) и объем вносимых в него сведений; 4) правила внесения сведений в кадастр недвижимости, реестр прав на недвижимость, реестр границ (далее также - реестры ЕГРН).

Согласно п. 7 Приказа в отношении каждого объекта недвижимого имущества в ЕГРН открывается раздел ЕГРН, состоящий из записей, содержащих, в том числе, сведения о характеристиках объекта недвижимости, позволяющих определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также об ограничении права на данный объект, обременении данного объекта, если такие ограничения прав и обременения объекта недвижимости не зарегистрированы и не подлежат государственной регистрации в реестре прав на недвижимость, в том числе ограничения и обременения, сведения о которых были внесены в государственный кадастр недвижимости до вступления в силу Закона (запись кадастра недвижимости).

Согласно п. 2 ст. 8 Закона о регистрации недвижимости в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Как следует из материалов дела и не было оспорено сторонами, в ходе проведения правовой экспертизы представленных ФИО1 документов в орган регистрации было установлено, что согласно кадастра недвижимости ЕГРН, площадь спорного объекта недвижимости составляет 79, 2 кв.м., однако в соответствии со свидетельством о праве на наследство по закону от 30.05.2017 и решением Советского районного суда г. Томска от 28.08.2013, жилой дом имеет площадь 58,3 кв.м.

В соответствии с п.7 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в том числе являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).

Согласно ст. 24 Закона о регистрации технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке, то самостоятельное внесение изменений в характеристики объекта государственным регистратором прав недопустимо.

Таким образом, в силу приведенных положений Закона о регистрации, ФИО1, обращаясь с заявлением о государственной регистрации ? доли в праве общей долевой собственности на спорный объект недвижимости, должна была предоставить документы, подтверждающие внесение сведений в государственный кадастр недвижимости об объекте с такими уникальными характеристиками.

Поскольку регистрация права носит заявительный характер, а ФИО1 не был представлен в регистрирующий орган технический паспорт на объект недвижимости, а также заявление о внесении изменений в характеристики объекта, изменение его площади в соответствии с техническим документом, соответствующим установленным действующим законодательством требованиям, на основании решения Советского районного суда г. Томска от 03.09.2015, суд приходит к выводу, что регистрирующий орган правомерно отказал административному истцу в совершении действий по государственной регистрации права собственности на ? долю в праве общей долевой собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу:

В связи с этим суд также отказывает административному истцу в требовании о возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области обязанности провести государственную регистрацию права собственности ФИО1 на ? долю в праве общей долевой собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу:

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права общей долевой собственности на жилой дом по пер. Юрточный,9 г. Томска, возложении обязанности провести государственную регистрацию – ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течении одного месяца со дня вынесения мотивированного текста решения.

Судья Л.А. Шукшина