ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3465/2021780017-01-2021-003805-75 от 25.08.2021 Петроградского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-3465/202178RS0017-01-2021-003805-75

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИИ

Петроградский районный суд Санкт-Петербурга в составе

председательствующего судьи Пешниной Ю.В.,

при секретаре Григорьевой Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу к Автономной некоммерческой организации «Дирекция Олимпийского комитета России в городе Санкт-Петербурге и Северо-Западном федеральном округе» о ликвидации и исключении из Единого государственной реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу обратилось в Петроградский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Автономной некоммерческой организации «Дирекция Олимпийского комитета России в городе Санкт-Петербурге и Северо-Западном федеральном округе» (далее по тексту АНО «Дирекция Олимпийского комитета России в городе Санкт-Петербурге и Северо-Западном федеральном округе», организация) о ликвидации АНО «Дирекция Олимпийского комитета России в городе Санкт-Петербурге и Северо-Западном федеральном округе» и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что АНО «Дирекция Олимпийского комитета России в городе Санкт-Петербурге и Северо-Западном федеральном округе» зарегистрирована 21 февраля 2005 года. В ходе проведенной в отношении организации проверки, было установлено, что Устав организации не соответствует требованиям действующего законодательства, в своем наименовании использует слова «России» и «федеральном» без специального на то разрешения, использует наименование «Олимпийский комитет» без письменного соглашения с ОКР, изображение эмблемы на оттиске печати организации полностью повторяет эмблему ОКР, не представлены документы подтверждающие деятельность Президиума, переизбрание генерального директора Президиумом. Предупреждение направленное по результатам проведенной проверки, обязывающее в срок по 3 мая 2021 года предоставить документы, не исполнено.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в его отсутствие.

Административный ответчик о времени и месте судебного заседания извещался по указанному в выписке из ЕГРЮЛ адресу, однако судебная корреспонденция ответчиком не была получена и возвращена в суд, в связи с чем в соответствии с положениями ст. 100 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации административный ответчик считается надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания.

В силу ч. 4 ст. 263 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует его рассмотрению.

Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении административного ответчика о судебном заседании, при этом в суд административный ответчик не явился, доказательств уважительности причин неявки не представил, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 262 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением.

Правом на обращение в суд с заявлением о ликвидации организации согласно положениям подпунктов 66 и 77 пункта 6 Положения о главном управлении Министерстве юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 3 марта 2014 года № 25, органом, принимающим решение о государственной регистрации некоммерческих организаций, действующих на территории Санкт-Петербурга, является Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Как следует из материалов дела, АНО «Дирекция Олимпийского комитета России в городе Санкт-Петербурге и Северо-Западном федеральном округе» зарегистрирована Управлением Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу 21 февраля 2005 года.

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц адресом (местом нахождения) АНО «Дирекция Олимпийского комитета России в городе Санкт-Петербурге и Северо-Западном федеральном округе» является: Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, д.8.

Функции контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций их уставным целям законом возложены на орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, которым в силу подпункта 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, является Министерство юстиции Российской Федерации.

Главным управлением на основании плана проверок на 2021, утвержденного приказом Главного управления от 26 октября 2020 года № 756, и в соответствии с распоряжением Главного управления от 29 декабря 2020 года № 2898-р проведена плановая документарная проверка Организации.

По результатам проведенной проверки установлено следующее.

Организация осуществляет свою деятельность на основании Устава 2005 года. В соответствии со сведениями ЕГРЮЛ и пункта 1.3 Устава Организация имеет одного учредителя - Общероссийский союз общественных объединений «Олимпийский комитет России», ОГРН 1037700097027 (далее - ОКР).

Устав не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

Пункт 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие организации. Каждую из организационно-правовых форм отличают присущие только данной форме специфические особенности. К основным особенностям относятся цель, для достижения которой создаются некоммерческие организации той или иной организационно-правовой формы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пунктом 1 статьи 123.24 ГК РФ автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

В нарушение пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»1 организациях, пункта 1 статьи 123.24 Гражданского кодекса Российской Федерации цель Организации, указанная в пункте 3.1 Устава Организации, не соответствует организационно-правовой форме Организации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В нарушение указанных норм Организация в своём наименовании (пункт 1.5 Устава) использует слова «России» и «федеральном» без специального на то разрешения.

Положениями пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» установлено, что ОКР принадлежит исключительное право использования собственного наименования. Использование третьими лицами указанного наименования и образованных на его основе слов и словосочетаний осуществляется на основании соглашений, заключенных в письменной форме с ОКР, за исключением случаев использования этих наименований и образованных на их основе слов и словосочетаний в целях информационного обеспечения или в связи с осуществлением указанного права третьими лицами, являющимися приобретателями права на освещение в средствах массовой информации Олимпийских игр и других международных спортивных мероприятий, проводимых Международным олимпийским комитетом, континентальными ассоциациями национальных олимпийских комитетов. В период проверки Организацией не представлена разрешительная документация на использование собственного наименования ОКР.

Таким образом, в нарушение указанной нормы Организация в своём наименовании (пункт 1.5 Устава) использует наименование «Олимпийский комитет России» без письменного соглашения с ОКР.

В пункте 6 статьи 11 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» указано, что ОКР использует в установленном Международным олимпийским комитетом порядке олимпийские символ, девиз, флаг и гимн, слова «олимпийский» и «олимпиада» в своих наименованиях в целях развития олимпийского движения России и обладает исключительными правами на олимпийскую эмблему ОКР, девиз, флаг и иную российскую олимпийскую символику. В нарушение указанной нормы изображение эмблемы на оттиске печати Организации полностью повторяет эмблему ОКР.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

Согласно пунктам 6.1-6.3, 6.9 Устава высшим органом управления Организации является ее коллегиальный орган - Президиум, в состав которого входит представитель учредителя - ОКР, Президент Организации, а

также иные лица, назначаемые учредителем, в количестве, определяемом самим учредителем, с бессрочным сроком полномочий. Заседания Президиума собираются и проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Исключительная компетенция определена пунктом 6.4 Устава.

В период проверки Организацией представлены решения единственного учредителя, оформленные протоколами: от 7 февраля 2005 года № 1 и № 2, согласно которым приняты решения о назначении членов Президиума в составе: <ФИО>19<ФИО>15., <ФИО>16<ФИО>14, <ФИО>8, <ФИО>9; об избрании <ФИО>5 Президентом Организации; об избрании <ФИО>17<ФИО>18 Генеральным директором Организации. Документы, подтверждающие деятельность Президиума, в учётном деле отсутствуют и в период проверки Организацией не представлены.

Согласно пунктам 8.1-8.2 Устава Генеральный директор является единоличным постоянно действующим исполнительным органом Организации, руководит текущей деятельностью Организации и действует на основании устава Организации без доверенности, назначается Президиумом по предложению Президента сроком на один год с правом последующего переназначением неограниченное количество раз. Компетенция определена пунктом 8.4 Устава.

Организацией в период проверки не представлены документы, подтверждающие переизбрание Генерального директора Президиумом.

В нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Организацией в проверяемом периоде не соблюдались положения Устава, регламентирующие порядок деятельности высшего руководящего органа Организации (Президиума) и порядок формирования единоличного постоянно действующего исполнительного органа Организации (Генерального директора).

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу в адрес административного ответчика, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц, направило акт № 3 составленный по результатам проверки, а также письменное предупреждение от 9 февраля 2021 года №78/07-2688, в котором предложено в срок до 3 мая 2021 года устранить нарушения.

Административный ответчик уклонился от получения акт и предупреждения, конверты возвращены отправителю.

Частью 3 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Таким образом, предупреждение направленное в адрес административного ответчика было получено им, однако не исполнено, равно как и не обжаловано в суд.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком допущены грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций. Уставные цели не соответствуют организационно-правовой форме Организации, в своём наименовании (пункт 1.5 Устава) Организация использует наименование «Олимпийский комитет России» без письменного соглашения с ОКР, а также Устав Организации не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В соответствии с абзацем 4 пункта 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» к грубым нарушениям следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.

Исходя из конституционно-правового смысла положений статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснений, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года № 14-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина Б., ЗАО "Медиа-Мост" и ЗАО "Московская Независимая Вещательная Корпорация", юридическое лицо нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности.

Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные им последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, что восстановление законности возможно только путем его ликвидации.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Организация в течение длительного времени не предприняла никаких мер к устранению выявленных нарушений, что свидетельствует об отсутствии намерения устранять нарушения федерального законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями. Сама по себе незаконная деятельность организации является основанием для ее ликвидации как представляющая угрозу публичному порядку и режиму законности в деятельности всех институтов гражданского общества.

При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований о ликвидации организации в качестве меры, направленной на защиту прав и законных интересов других лиц, охраняемых законом публичных интересов.

Суд также принимает во внимание тот факт, что судебный процесс строится на принципе состязательности сторон, в то время как административный ответчик, не явившись в суд, в нарушение положений ст. 62 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации доказательств в опровержение заявленных требований не представил.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу - удовлетворить.

Ликвидировать Автономную некоммерческую организацию «Дирекция Олимпийского комитета России в городе Санкт-Петербурге и Северо-Западном федеральном округе» (основной государственный регистрационный номер 1057810085882, ведомственный регистрационный номер 7814050476) и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме посредством подачи апелляционной жалобы через Петроградский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья

Мотивированное решение суда составлено 27 августа 2021 года.