ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3468/20 от 18.08.2020 Кировского районного суда г. Самары (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 августа 2020 года город Самара

Кировский районный суд г. Самара в составе:

председательствующего судьи Сизовой С.К.

при секретаре Коршуновой С.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-3468/20 по административному исковому заявлению Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области к Начальнику отделения судебных приставов Кировского района УФССП России по Самарской области, УФССП России по Самарской области об оспаривании бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Начальнику отделения судебных приставов Кировского района УФССП России по Самарской области, УФССП России по Самарской области об оспаривании бездействия, мотивируя свои требования тем, что Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда, рассмотрев апелляционную жалобу министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 04.09.2019 по делу , апелляционным определением 02.12.2019 постановила взыскать с Абдряшитовой Г.Г. в пользу министерства расходы по оплате судебной экспертизы в размере 31 500 рублей. Октябрьским районным судом г. Самары выдан исполнительный лист от 21.01.2020 серия ФС . Министерство в соответствии со ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» 28.01.2020г. обратилось в ОСП Кировского района г.Самары УФССП России по Самарской области о возбуждении исполнительного производства в отношении должника - Абдряшитовой Г.Г. на основании исполнительного листа от 21.01.2020 серия ФС , выданного Октябрьским районным судом г. Самары. Согласно п.8. п.17 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» СПИ со дня поступления исполнительного документа в трехдневный срок выносит постановление о возбуждении исполнительного производства и направляет не позднее следующего дня в адрес взыскателя, должника, а также в суд, выдавший исполнительный документ. 11.03.2020г. министерство обратилось в отдел судебных приставов Кировского района г. Самары УФССП России по Самарской области с запросом о состоянии исполнительного производства, однако ответ на запрос министерством не был получен. 07.05.2020г. министерство обратилось в отдел судебных приставов Кировского района г. Самары УФССП России по Самарской области повторно. Запрос министерства получен отделом судебных приставов Кировского района г. Самары УФССП России по Самарской области 12.05.2020, ответ в адрес министерства не поступал, следовательно, нарушен срок предоставления взыскателю информации о состоянии исполнительного производства. Таким образом, были нарушены права министерства, предусмотренные положениями статей 30, 50 Закона об исполнительном производстве. Просит суд признать незаконным бездействие начальника ОСП Кировского района г.Самары – старшего судебного пристава Караевой Ю.А.. Обязать начальника ОСП Кировского района г.Самары – старшего судебного пристава Караеву Ю.А. устранить нарушения прав и законных интересов министерства, а именно предоставить в адрес министерства информацию о состоянии исполнительного производства (в т.ч. информацию о принятом решении по результатам рассмотрения заявлением о возбуждении исполнительного производства в отношении должника - Абдряшитовой Г.Г., с приложением копии постановления).

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству в качестве заинтересованных лиц привлечена Абдряшитова Г.Г..

Также уточнены требования административного истца, просят суд: признать незаконным бездействие начальника ОСП Кировского района г.Самары – старшего судебного пристава Караевой Ю.А. в связи с невынесением постановления о возбуждении исполнительного производства по исполнительному листу от 21.01.2020 серия ФС . Обязать начальника ОСП Кировского района г.Самары – старшего судебного пристава Караеву Ю.А. принять постановление о возбуждении исполнительного производства по исполнительному листу от 21.01.2020г. серия ФС .

Представитель административного истца по доверенности Ракитин М.А. в судебном заседании уточненные требования поддержал. Просил уточненные требования удовлетворить по основаниям указанным в иске. Дополнительно пояснил, что по состоянию на 18 августа в базе УФССП никаких сведений по возбуждению исполнительного производства в отношении Абдряшитовой Г.Г. по исполнительному листу серии ФС не имеется.

Административные ответчики начальник ОСП Кировского района г.Самары - ССП ОСП Кировского района г.Самары Караева Ю.А., представитель УФССП России по Самарской области в судебное заседание не явились. О дне судебного заседания извещены надлежащим образом. Причины неявки суду неизвестны. Заявлений и ходатайств в суд не поступало.

Заинтересованное лицо Абдряшитова Г.Г. в судебное заседание не явилась. О дне судебного заседания извещена надлежащим образом. Причины неявки суду не известны. Заявлений и ходатайств в суд не поступало.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

На основании ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11).

Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59- ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В силу п1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

В соответствии с п.1 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Согласно ст. 122 ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

На основании ст. 13 ФЗ «О судебных приставах», судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве», к исполнительным документам относится постановление судебного пристава-исполнителя.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.

Старший судебный пристав возглавляет структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации (далее - подразделение судебных приставов).

Старший судебный пристав: организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве"; организует розыск должника, его имущества или розыск ребенка, розыск на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина - ответчика и (или) ребенка, межгосударственный розыск лиц, осуществляемый в соответствии с международными договорами Российской Федерации; издает указания и распоряжения по вопросам организации деятельности подразделения судебных приставов; имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов; осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности (ст. 10 ФЗ «О судебных приставах»).

Судом установлено, что Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда, рассмотрев апелляционную жалобу Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 04.09.2019 по делу , апелляционным определением 02.12.2019 постановила взыскать с Абдряшитовой Г.Г. в пользу министерства расходы по оплате судебной экспертизы в размере 31 500 рублей.

Октябрьским районным судом г. Самары выдан исполнительный лист от 21.01.2020 серия ФС .

Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 44300640003039 в адрес ОСП Кировского района г.Самары от Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области направлено заявление от 28.01.2020г. о возбуждении исполнительного производства, исполнительный листа серия ФС , копия доверенности, письмо получено адресатом 30.01.2020г..

11.03.2020г. Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области направило в адрес ОСП Кировского района г.Самары запрос о состоянии исполнительного производства по обращению с заявлением о возбуждении исполнительного производства в отношении должника – Абдряшитовой Г.Г. на основании исполнительного листа от 21.01.2020г. серия ФС , выданного Октябрьским районным судом г.Самары, факт направления и вручения обращения подтверждается реестром исходящей корреспонденции и отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 44300640005583. Получено адресатом 13.03.2020г.

07.05.2020г. Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области повторно направило в адрес ОСП Кировского района г.Самары запрос о состоянии исполнительного производства по обращению с заявлением о возбуждении исполнительного производства в отношении должника – Абдряшитовой Г.Г. на основании исполнительного листа от 21.01.2020г. серия ФС , выданного Октябрьским районным судом г.Самары, факт направления и вручения обращения подтверждается реестром исходящей корреспонденции и отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 44300640009451. Получено адресатом 12.05.2020г.

Ответы на запросы от 11.03.2020 г., 07.05.2020 г. из ОСП Кировского района г.Самары в адрес Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области не поступили, иных сведений суду не представлено.

Также не представлено доказательств, что в ОСП Кировского района г.Самары имеется исполнительное производство в отношении Абдряшитовой Г.Г. в пользу Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области 31 500 рублей, возбужденное на основании заявления от 28.01.2020г. о возбуждении исполнительного производства, исполнительный листа серия ФС от 21.01.2020г., выданного Октябрьским районным судом г.Самары.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 и ст. 360 КАС РФ, ч. 1 ст. 121 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По данной категории дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Исходя из положений ч. ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ административный истец, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) судебного пристава-исполнителя и указать способ их восстановления.

Согласно пункту 8 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Согласно пункту 17 статьи 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Суд, принимая во внимание, что отделом судебных приставов Кировского района г.Самары исполнительный документ в отношении Абрашитовой Г.Г. получен 30.01.2020г., однако до настоящего времени исполнительное производство, в нарушение требований ст.30 Федерального Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебным приставом-исполнителем не возбуждено, ответы на запросы Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области ОСП Кировского района г.Самары, полученные адресатом, что подтверждается материалами дела, не направлены, приходит к выводу, что не возбуждение исполнительного производства в трехдневный срок, после получения заявления и исполнительного листа, не рассмотрение запросов о состоянии исполнительного производства является препятствием на реализацию взыскателем своих прав, доказательств осуществления надлежащего контроля со стороны начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП Кировского района г.Самары суду не представлено.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 176-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области к Начальнику отделения судебных приставов Кировского района УФССП России по Самарской области, УФССП России по Самарской области об оспаривании бездействия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Начальника отделения судебных приставов Кировского района УФССП России по Самарской области, выразившееся в неосуществлении контроля по своевременному возбуждению исполнительного производства (по исполнительному листу от 21.01.2020 г. серия ФС ).

Обязать Начальника отделения судебных приставов Кировского района УФССП России по Самарской области Караеву Ю.А. принять меры по осуществлению контроля по возбуждению исполнительного производства (по исполнительному листу от 21.01.2020 г. серия ФС ).

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Председательствующий Сизова С.К.

Мотивированное решение суда изготовлено 25.08.2020г.