ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-346/16 от 02.02.2016 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Дело № 2а-346/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 февраля 2016 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Архиповой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Федоровой Т.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1ФИО2, действующего на основании доверенности ----- от дата,

представителя административного ответчика – администрации города Чебоксары Чувашской Республики ФИО3, действующей на основании доверенности от дата,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации города Чебоксары Чувашской Республики о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения администрации города Чебоксары Чувашской Республики, выраженного в письме администрации города Чебоксары Чувашской Республики от дата-----, об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: адрес, составленной ООО «------», для цели перераспределения.

В обоснование заявления указала, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером -----, площадью ------., расположенного по адресу: адрес. К указанному земельному участку примыкает земельный участок с кадастровым номером -----, площадью ------ кв.м., разрешенное использование – для ведения огородничества, принадлежащий администрации г.Чебоксары. С дата по дата она арендовала указанный земельный участок. дата она обратилась в администрацию города Чебоксары Чувашской Республики с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории по адресу: адрес, для цели перераспределения. Письмом от дата администрация города Чебоксары отказала ей в утверждении схемы, мотивировав отказ тем, что представленной схемой формируется земельный участок с видом разрешенного использования «малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство)», тогда как в соответствии с Правилами землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденными решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от дата-----, формируемый земельный участок расположен в зоне многоквартирных домов в 3-5 этажей (Ж-2). С данным отказом она не согласна, считает его незаконным. Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от дата----- в Правила землепользования и застройки Чебоксарского городского округа были внесены изменения. В частности, в п.1.2 указано «Изменить градостроительный регламент части территориальной зоны общественно-деловой активности вблизи транспортных магистралей (О-3) на зону малоэтажных индивидуальных жилых домов с участками (Ж-3) земельных участков, расположенных по адрес, под размещение индивидуальных жилых домов». Таким образом, указанный в заявлении формируемый земельный участок расположен не в зоне многоквартирных домов в 3-5 этажей, а в зоне малоэтажных индивидуальных жилых домов с участками (Ж-3). Действия администрации города Чебоксары по отказу в утверждении схемы расположения земельных участков нарушают ее право, предусмотренное ст.36 Конституции РФ, иметь в частной собственности землю.

Административный истец ФИО1, извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.

Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании поддержал административный иск по основаниям, изложенным в нем, вновь привел их суду, просил удовлетворить требования.

Представитель административного ответчика администрации г.Чебоксары Чувашской Республики ФИО3 просила отказать в удовлетворении иска ФИО1, суду пояснила следующее. дата ФИО1 обратилась в администрацию города Чебоксары Чувашской Республики с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории по адресу: адрес, для цели перераспределения. Письмом от дата администрация города Чебоксары отказала ей в утверждении схемы, ссылаясь на п.п.11 п.9 ст.39.29, п.16 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Поддержала изложенное в письменном отзыве представителя администрации города Чебоксары Чувашской Республики ФИО4, согласно которому в соответствии с п. 12 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минэкономразвития РФ от дата----- утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельный участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа и на бумажном носителе. В соответствии с пунктом 4 указанного требования схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения утвержденных документов территориального планирования, землеустроительной документации, о местоположениях границ земельных участков, в том числе материалы правил землепользования и застройки. Представленной схемой формируется земельный участок площадью ------ кв.м. с видом разрешенного использования «малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство)» по адрес путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером -----, находящегося в собственности истца и земель, находящимися в государственной собственности, для последующего заключения соглашения о перераспределении земельных участков. На основании п.3 ст.39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. В соответствии с Правилами землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденными решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от дата----- формируемый земельный участок расположен в зоне многоквартирных домов в 3-5 этажей (Ж-2). Таким образом, в соответствии с п.п.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п.16 ст.11.10 ЗК РФ. Земельный участок по адрес, всегда находился в зоне Ж-2. Решение Чебоксарского городского собрания депутатов от дата----- изменило градостроительный регламент части территориальной зоны О-3 на Ж-3. Зона Ж-2 в данном решении не изменялась. На основании вышеизложенного в удовлетворении иска просит отказать.

Представители заинтересованных лиц Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом, МБУ «Управление территориального планирования», МКУ «Земельное управление», извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.

Представитель заинтересованного лица Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом ФИО5 в письменном отзыве указала следующее. Распоряжением администрации города Чебоксары Чувашской Республики от дата----- ФИО1 был предоставлен земельный участок с кадастровым номером ----- площадью ------ кв.м. по адрес, для огородничества в аренду сроком до дата с заключением договора аренды от дата-----. В последующем, указанный договор аренды был расторгнут Соглашением от дата. Как следует из самого заявления истца, дата за ним на праве собственности зарегистрирован земельный участок общей площадью ------. с кадастровым номером ----- по адрес. При этом, документом-основанием для государственной регистрации права послужило распоряжение администрации г. Чебоксары от дата----- «О закреплении за ФИО1 земельного участка по адрес». Согласно кадастровому плану земельного участка от дата вид разрешенного пользования земельного участка - для обслуживания и эксплуатации индивидуального жилого дома и надворных построек. Таким образом, довод истца о том, что оспариваемыми действиями администрации г. Чебоксары нарушается право истца иметь в собственности землю, предусмотренную ст. 36 Конституции РФ несостоятелен, поскольку истец уже реализовал свое право на приобретение земельного участка для обслуживания жилого дома в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса РФ. Ссылаясь на вышеизложенное, просит отказать истцу в удовлетворении заявленного требования.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Распоряжением Главы администрации адрес----- от дата за ФИО1 закреплен земельный участок общей площадью ------ кв.м. по адрес, в том числе: ------. в пожизненное наследуемое владение для обслуживания и эксплуатации индивидуального жилого дома и надворных построек с оформлением и выдачей плана и схемы расположения земельного участка; ------ кв.м. для огородничества в аренду сроком на ------ лет без права строительства сооружений и посадки многолетних насаждений с оформлением и выдачей договора аренды земельного участка (л.д.------).

дата между администрацией города Чебоксары и ФИО1 был заключен договор аренды ----- земельного участка с кадастровым номером -----, площадью ------ кв.м. для огородничества, который соглашением от дата расторгнут (л.д.------).

В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером -----, категория земель: земли населенных пунктов, площадь – ------., разрешенное использование: для обслуживания и эксплуатации индивидуального жилого дома и надворных построек, расположенного по адресу: Чувашская Республика, адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Серии ----- от дата (л.д.------).

Как следует из представленных в материалы дела кадастровых паспортов Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии земельный участок с кадастровым номером -----, площадью ------., расположенный по адресу: адрес, относится к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование – для обслуживания и эксплуатации индивидуального дома и надворных построек (л.д.------); земельный участок с кадастровым номером -----, площадью ------ кв.м., расположенный по адресу: адрес, относится к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения огородничества.

дата ФИО1 обратилась в администрацию г.Чебоксары с просьбой утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории по адресу: адрес, для цели перераспределения, приложив к заявлению схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, составленную ООО «------» (л.д.------).

Представленной ФИО1 схемой формируется земельный участок площадью ------ кв.м. с видом разрешенного использования «малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство)» по адрес путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером -----, находящегося в собственности ФИО1, и земельного участка с кадастровым номером -----, государственная собственность на который не разграничена, для последующего заключения соглашения о перераспределении земельных участков.

Администрация города Чебоксары Чувашской Республики письмом № ----- от дата отказала в утверждении схемы расположения земельных участков ссылаясь на то, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденными решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от дата-----, образуемый земельный участок находится в зоне многоквартирных домов в 3-5 этажей (Ж-2), возможность размещения малоэтажной жилой застройки в зоне Ж-2 в настоящее время отсутствует, сославшись на п.п. 11 п. 9 статьи 39.29, п.16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ (л.д.6).

Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности регулируется статьей 32.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу положений ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Положениями ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Согласно п.3 указанной статьи Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п.2 ст.7 ЗК РФ).

В силу части 1 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются, в том числе схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков.

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;

2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

В случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Согласно п.11 части 9 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 ст.11.10 ЗК РФ.

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (п.п.4 п.16 ст.11.10).

Как следует из положений ст. 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденными решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от дата-----, формируемый земельный участок расположен в зоне многоквартирных домов в 3-5 этажей (Ж-2), тогда как схемой формируется земельный участок площадью ------ кв.м. с видом разрешенного использования «малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство)».

Данное обстоятельство подтверждается материалами дела, а также представленным администрацией города Чебоксары градостроительным планом - выкопировкой из карты градостроительного зонирования.

Доводы представителя административного ответчика о нахождении формируемого земельного участка в зоне многоквартирных домов в 3-5 этажей (Ж-2), исходя из положений ст.56 ГПК РФ, не опровергнуты допустимыми и достоверными доказательствами.

Таким образом, у администрации города Чебоксары Чувашской Республики имелись основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, так как схема не соответствовала утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от дата----- Правилам землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, на что указано в письме от дата-----.

Как указал Пленум Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 01.07.1996 г. № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 Постановления).

Требования административного истца основаны на том, что действия администрации города Чебоксары по отказу в утверждении схемы расположения земельных участков нарушают ее право, предусмотренное ст.36 Конституции РФ, иметь в частной собственности землю.

Согласно ст.36 Конституции РФ, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Согласно ст.55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статьей 25 ЗК РФ предусмотрено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

На основании ст.27 ЗК РФ, оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Конституционного права ФИО1 иметь в собственности землю вышеуказанные нормы и отказ в утверждении схемы расположения земельных участков не нарушают, так как не препятствуют получению в собственность этого или другого земельного участка в установленном законом порядке.

Учитывая вышеизложенное, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, учитывая требования действующего законодательства, суд приходит к выводу, что администрация города Чебоксары Чувашской Республики по результатам рассмотрения заявления ФИО1, отказывая ей в утверждении схемы расположения земельного участка, правомерно руководствовалось нормами закона, решение не противоречит действующему законодательству, принято с учетом требований ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации и в пределах полномочий администрации города Чебоксары, решение мотивировано и прав, свобод и охраняемых законом интересов административного истца не нарушает, следовательно, оснований для признания незаконным решения администрации города Чебоксары Чувашской Республики, выраженного в письме от дата----- об отказе в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории по адресу: адрес, для цели перераспределения, не имеется.

В соответствии со ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

На основании вышеизложенного, учитывая все обстоятельства дела, судья приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления ФИО1.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации города Чебоксары Чувашской Республики о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории по адрес, выраженного в письме администрации города Чебоксары Чувашской Республики от дата-----, отказать.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен, в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.

Судья Н.В. Архипова

Мотивированное решение составлено 08 февраля 2016 года.