Дело № 2а-346/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Рязань 22 апреля 2019 года
Рязанский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи Арсеньевой О.В.,
при секретаре Боченковой А.О.,
с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО2,
представителя административного ответчика: администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области о признании уведомления от 30 ноября 2018 года №102 незаконным и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области о признании незаконным уведомления администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области №102 от 30.11.2018 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что она является собственником земельного участка с кадастровым №, площадью 913 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>.
26.10.2018 она обратилась к административному ответчику с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке.
30.11.2018 администрацией муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области в адрес административного истца было направлено уведомление №102 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
В своем уведомлении административный ответчик указал на несоответствие внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Основанием отказа указано письмо Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области от 30.11.2018 № OB/33-3523 о несоответствии представленного эскизного проекта строительства объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым №, расположенном по адресу: <адрес>, находящегося в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина».
Данный отказ административный истец считает незаконным и необоснованным.
Истец указывает, что принадлежащий ей земельный участок с кадастровым № расположен в границах объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина». Сведения о границах территории объекта культурного наследия внесены в ЕГРН. Вместе с тем, требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требования к градостроительному регламенту в границах территории данного объекта культурного наследия не утверждены. В связи с чем административный истец полагает, что довод административного ответчика о том, что уведомление о планируемых строительстве или реконструкции противоречит п. 4 ч. 3 ст. 51.1 ГрК РФ, является необоснованным.
На основании изложенного, административный истец просит суд признать незаконным решение администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области, отраженное в уведомлении № 102 от 30.11.2018 о несоответствии указанных в уведомлении параметров объекта и (или) недопустимости размещения объекта на земельном участке с кадастровым №, расположенном по адресу: <адрес>; возложить на администрацию муниципального образованная - Рязанский муниципальный район Рязанской области обязанность устранить нарушение ее прав, свобод и законных интересов и препятствия к их осуществлению путем повторного рассмотрения ее уведомление от 26.10.2018 и принять по нему решение в полном соответствии с требованиями действующего законодательства в срок, не превышающий 10 дней с момента вступления решения в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – ФИО2 административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области - ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования не признала по основаниям, указанным в письменных возражения, просила в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать, указав, что земельный участок, принадлежащий административному истцу, находится в границах объекта федерального значения «Есенинская Русь – место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина (Рязанская область, Рыбновский район, Рязанский район, г.Рязань)». Письмом Министерства культуры Российской Федерации от 22.02.2017 №2710-01.1-55-ВА указано на недопущение выдачи разрешительной документации и нарушения режимов использования утвержденных зон охраны; поручено приостановить выдачу разрешений на строительство в границах территории достопримечательного места и зон охраны объектов культурного наследия до момента утверждения требований к осуществляемой деятельности и градостроительным регламентам достопримечательного места и приведения действующих зон охраны в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации. До настоящего времени требования к осуществлению деятельности и градостроительные регламенты в границах достопримечательного места не утверждены, в связи с чем невозможно определить допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с требованиями, предъявляемыми в границах территории достопримечательного места.
Административный истец ФИО1, представитель заинтересованного лица Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
В силу ст.226 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав объяснения представителя административного истца и представителя административного ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Частью 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Согласно ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 51.1 ГрК РФ к уведомлению о планируемом строительстве прилагается, в том числе описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, цветовое решение их внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также описание иных характеристик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, включая фасады и конфигурацию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Согласно ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если: 1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок; 4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым №, площадью 913 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, государственная регистрация права собственности произведена ДД.ММ.ГГГГ№.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровыми № расположен в границах объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательного места «Есенинская Русь – место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина (Рязанская область, Рыбновский район, Рязанский район, г. Рязань)», утвержденных Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 17 сентября 2015 года №2431.
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости от 13.03.2019, сообщением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Рязанской области от 13.03.2019.
Судом также установлено, что вышеуказанный земельный участок, принадлежащий ФИО1, расположен в зоне жилой застройки Ж4 (зона застройки индивидуальными домами усадебного типа). Данное обстоятельство подтверждается Правилами землепользования и застройки муниципального образования – Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района, утвержденным решением <данные изъяты>№ от 17.12.2014г.
26.10.2018 административный истец обратилась к административному ответчику с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, приложив копию паспорта, копию выписки из ЕГРН от 23.08.2017, схему планировочной организации земельного участка, письмо № 5275 от 26.09.2018.
Административный ответчик направил в адрес административного истца уведомление от 30.11.2018 № 102 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, указав на несоответствие описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Не согласившись с указанным решением, ФИО1 обратилась в суд с настоящим административным иском.
Проверяя законность оспариваемого решения, суд приходит к следующим выводам.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В соответствии с п. 1 ст. 59 ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" историческим поселением в целях настоящего Федерального закона являются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения.
Согласно п. 6 ст. 59 ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ перечень исторических поселений федерального значения, предмет охраны исторического поселения федерального значения, границы территории исторического поселения федерального значения, требования к градостроительным регламентам в указанных границах утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке.
В силу п. 7 ст. 59 ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ перечень исторических поселений регионального значения, предмет охраны исторического поселения регионального значения, границы территории исторического поселения регионального значения, требования к градостроительным регламентам в указанных границах утверждаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
<адрес> не включено в перечень исторических поселений федерального или регионального значения, в связи с чем направление ФИО1 уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке на основании п. 4 ч. 3, ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ является незаконным.
Учитывая изложенное, оспариваемое решение административного ответчика должно быть признано незаконным, нарушающими права административного истца, надлежащим способом восстановления которых будет в данном случае возложение на администрацию муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области обязанности повторно рассмотреть уведомление ФИО1 о планируемых строительстве в срок, не превышающий 10 дней с момента вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области о признании уведомления от 30 ноября 2018 года №102 незаконным и обязании устранить допущенные нарушения удовлетворить.
Признать незаконным уведомление от 30 ноября 2018 года №102 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Возложить на администрацию муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области обязанность повторно рассмотреть уведомление ФИО1 о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в срок, не превышающий 10 дней с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Рязанский районный суд Рязанской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: подпись.
Копия верна: судья: О.В. Арсеньева