Дело № 2а-346/202244RS0013-01-2022-000442-87
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть
14 сентября 2022 года п. Красное-на-Волге
Красносельский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Артимовской А.В.,
при секретаре П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Глуминой Н.Л. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, ведущему специалисту-эксперту отдела регистрации земельных участков, объектов недвижимости нежилого назначения Управления Росреестра по Костромской области Смирновой Е.В., о признании отказа в государственном кадастровом учете от ДД.ММ.ГГГГ № № незаконным и регистрации внесения изменения вида разрешенного использования земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Глумина Н.Л. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Костромской области о признании отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № № незаконным и обязании зарегистрировать внесение изменений вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: , кадастровый номер №, с вида разрешенного использования «для сельскохозяйственного назначения» на вид разрешенного использования «для ведения садоводства».
Свои требования Глумина Н.Л. мотивировала тем, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: с кадастровым номером №. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в МФЦ с заявлением об изменении вида разрешенного использования принадлежащего ей на праве собственности земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Костромской области выдано Уведомление об отказе государственного кадастрового учета №№ Административный истец не согласна с отказом Управления Росрееста Костромской области по следующим основаниям. Истец полагает, что в соответствии с Постановлением Администрации Красносельского муниципального района Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении внесения изменений в Правила землепользования и застройки Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области" в Правила землепользования и застройки Гридинского сельского поселения внесены следующие изменения: ст. 33.9. Градостроительные регламенты. 13.0. Земельные участки общего назначения... .13.2. Ведение садоводства - данный ВРИ установлен для территории, на которой, в том числе, расположен земельный участок с кад.номером №. Управлением Росреестра по Костромской области получен ответ Администрации Красносельского муниципального района Костромской области, в котором указано, что документов, определяющих ВРИ указанного земельного участка, не имеется, что прямо противоречит Постановлению Администрации Красносельского муниципального района Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Протоколу № внеочередного общего собрания учредителей Садового некомерческого товарищества "РАССВЕТ" (ИНН №) Глумина Н.Л., принята в состав СНТ "РАССВЕТ", и земельный участок с кад. номером № находится в границах СНТ "РАССВЕТ". Согласно данным Публичной кадастровой карты (сайт https://pkk365.org/) смежный с земельным участком административного истца (кад. номер №) имеет ВРИ "для ведения садоводства". Кроме того, на территории, обозначенной в Постановлении Администрации Красносельского муниципального района Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ, аналогичный ВРИ имеют также земельные участки с кад. номерами: №
В своем отказе Управление Росреестра Костромской области ссылается на Письмо Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ№. В указанном письме сказано, что "изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов". Истец полагает, что градостроительные регламенты для земельных участков, в составе которых присутствует ее земельный участок, установлены Постановлением Администрации Красносельского муниципального района Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении внесения изменений в Правила землепользования и застройки Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области". При этом, в этом же Письме рассмотрена возможность перевода земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с «Сенокос» на «Садоводство». Учитывая, что согласно Классификатору вид разрешенного использования "Садоводство" (код 1.5) включен в содержание общего вида разрешенного использования "Сельскохозяйственное использование" (код 1.0), полагает, что изменение вида разрешенного использования земельного участка с "Сенокос" на "Садоводство" как на один из возможных видов сельскохозяйственного использования земельного участка, возможно без изменения категории земель на основании принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации решения уполномоченного органа в случае, если имеется в виду именно вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий возможность осуществления на сельскохозяйственных угодьях хозяйственной деятельности, установленный кодом 1.5, и это прямо следует из документов, представленных на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав. Истец полагает, что данный пример применим к кодам 13.0 и 13.2 из Постановления Администрации Красносельского муниципального района Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ. Код 13.2 - "Ведение садоводства" (осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение садового дома, предназначенного для отдыха и не подлежащего разделу на квартиры; размещение хозяйственных строений и сооружений); указанный вид разрешенного использования связан с деятельностью в рамках Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и не влечет за собой невозможность использования земельного участка для сельскохозяйственных целей.
По инициативе суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена ведущий специалист-эксперт отдела регистрации земельных участков, объектов недвижимости нежилого назначения Управления Росреестра по Костромской области Смирнова Е.В., в качестве заинтересованного лица - администрация Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области.
В судебное заседание административный истец Глумина Н.Л. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не направляла.
В судебное заседание представитель административного ответчика Управления Росреестра по Костромской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменное ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Ранее, представлял письменный отзыв по делу, в котором указал, что исковые требования не признает, принятое уведомление об отказе государственного кадастрового учета законно и обосновано. Дополнительно пояснил, что земельный участок с КН № имеет следующие характеристики: категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, площадью кв.м., местоположение - Согласно Карте градостроительного зонирования. Карта зон с особыми условиями использования территории фрагменты размещенной на официальном сайте администрации Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, а также согласно имеющегося в распоряжении Управления Росреестра чертежа проекта землеустройства совхоза «Гридинский» Красносельского района Костромской области по состоянию на 1992 год, земельный участок с КН № расположен вне границ населенного пункта д. Гридино, на землях сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с ч. 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающих социально-экономического развития. В силу ч. 5 ст. 37 ГрК РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами. Вместе с тем, федеральный закон, регулирующий порядок изменения одного вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, на другой вид, не принят, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также исключает порядок принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона РФ от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 191-ФЗ). Данные выводы согласуются с принципом сохранения целевого использования сельскохозяйственных угодий, закрепленного в подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона РФ от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, что следует из ч. 6 ст. 79 ЗК РФ: п. 24 ст. 54 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и I огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Указали, что данная позиция Управления Росреестра Костромской области согласуется с позицией Верховного суда выраженной в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый I квартал 2013 года» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 04.06.2014).
Привлеченный к участию в деле в качестве соответчика ведущий специалист-эксперт отдела регистрации земельных участков, объектов недвижимости нежилого назначения Управления Росреестра по Костромской области Смирнова Е.В., в судебное заедание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежавшим образом, представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором указала, что оснований для удовлетворения искового заявления не имеется.
Привлеченная в качестве заинтересованного лица к участию в деле администрация Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области в судебное заседание своего представителя не направила, представила письменное ходатайство о рассмотрении иска в отсутствие представителя, также указали, что спорный земельный участок в границы населённого пункта д. Гридино не входит. Указанный земельный участок был образован из земель, ранее принадлежащих СПК «Гридино» и получен путем распределения земель среди пайщиков.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частями 8 и 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, согласно содержащимся в ЕГРН сведениям истец Глумина Н.Л. является собственником земельного участка по адресу: , с кадастровым номером №, общей площадью кв. м, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", виды разрешенного пользования "для сельскохозяйственного производства".
Кадастровый учет земельного участка с указанными характеристиками осуществлен ДД.ММ.ГГГГ, основанием для кадастрового учёта явился протокол общего собрания участников общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ№, соглашение об определении долей от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ серия №.
Право собственности Глуминой Н.Л. в отношении земельного участка зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности административного истца в отношении спорного земельного участка возникло на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, согласно условий которого Глумина Н.Л. приобрела за 300 000 рублей земельный участок по адресу: кадастровый номер №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадью кв. м.
На основании протокола внеочередного общего собрания учредителей Садоводческого некоммерческого товарищества «Рассвет» № от ДД.ММ.ГГГГ собственник земельного участка с кадастровым номером № принят в состав СНТ «Рассвет».
ДД.ММ.ГГГГГлуминой Н.Л. в Управление Росреестра по Костромской области было представлено заявление об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с "Для сельскохозяйственного производства" на "Ведение садоводства".
ДД.ММ.ГГГГ посредством межведомственного взаимодействия Управлением Росреестра по Костромской области направлен запрос в администрацию Красносельского муниципального района Костромской области об истребовании документа, определяющего вид разрешенного использования земельного участка, поскольку заявителем Глуминой Н.Л. документы, необходимые для внесения в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка, не предоставлены.
В связи с не предоставлением администрацией Красносельского муниципального района документов по запросу Управления Росреестра по Костромской области, ДД.ММ.ГГГГ государственный кадастровый учет в отношении спорного земельного участка был приостановлен, о чем вынесено соответствующее уведомление № №.
ДД.ММ.ГГГГ администрация Красносельского муниципального района Костромской области представила сведения по запросу Управления Росреестра по Костромской области, в которых указала, что в администрации документа, определяющего вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером №, не имеется. Согласно Правил землепользования и застройки Гридинского сельского поселения, утвержденных постановлением администрации Красносельского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ№, спорный земельный участок расположен в зонах 13.0 «Земельные участки общего назначения», 13.2 «Ведение садоводства».
ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Глуминой Н.Л. принято решение об отказе государственного кадастрового учета, о чем Глуминой Н.Л. направлено уведомление № №. Основанием для отказа в государственном кадастровом учете изменения вида разрешенного использования спорного земельного участко послужило то, что земельный участок отнесен к категории земель «Земли сельскохозяйственного назначения» и отнесен к сельскохозяйственным угодьям, для которых не устанавливаются градостроительные регламенты. Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
При указанных обстоятельствах, суд находит отказ управления Росреестра по Костромской области в государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ, содержащийся в уведомлении № № законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно статье 8 Федерального закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (часть 1).
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2).
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке (часть3).
Согласно ст. 13 Федерального закона № 218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав: 1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации; 2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости; 3) в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Перечень оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведен в части 2 статьи 14 указанного закона.
В силу ч. 5 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется, помимо прочего, в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости, к которым наименование и назначение не относятся.
Согласно п. п. 5 и 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Поводом к обращению истца в регистрирующий орган с заявлением о кадастровом учете изменений сведений в отношении объекта недвижимости, как усматривается из материалов дела, послужило решение самого истца об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: , с "Для сельскохозяйственного производства" на "Ведение садоводства".
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (абзац первый).
Согласно статье 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Статья 79 ЗК РФ определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - это пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (пункты 1 и 4).
Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и часть 6 статьи 30, части 1 и 6 статьи 36, часть 5 статьи 37).
Вместе с тем, федеральный закон, регулирующий порядок изменения одного вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, на другой вид, не принят, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также исключает порядок принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации". Данные выводы согласуются с принципом сохранения целевого использования сельскохозяйственных угодий, закрепленного в подпункте 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке частей 1 и 2 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, что следует и из части 6 статьи 79 ЗК РФ; пункта 24 статьи 54 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 г., утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 июня 2014 г., отмечено, что для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Иного федерального, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В рассматриваемом случае земельный участок с кадастровым номером № в границы населенного пункта д. Гридино не включен.
По сведениям Управления Росреестра по Костромской области, со ссылкой Карту градостроительного зонирования, Карту зон с особыми условиями использования территории фрагменты , размещенные на официальном сайте администрации Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, а также имеющийся в распоряжении Управления Росреестра чертеж проекта землеустройства совхоза «Гридинский» Красносельского района Костромской области по состоянию на 1992 год, земельный участок с кадастровым номером № расположен вне границ населенного пункта , на землях сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Как указывает Управление Росреестра по Костромской области и администрация Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района, земельный участок образован путем выдела земельной доли из земель сельскохозяйственных угодий, принадлежащих пайщикам СПК «Гридино».
Учитывая, что процедура перевода принадлежащего Глуминой Н.Л. земельного участка в составе земель сельскохозяйственных угодий в другую соответствующую требованиям закона категорию фактически не осуществлялась, спорный земельный участок в числе других никогда не входил в границы д. Гридино и до настоящего времени в границы указанного населенного пункта не включен, в данном случае должностные лица Управления Росреестра по Костромской области правомерно отказали Глуминой Н.Л. в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, как относящегося к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, поскольку на него действие градостроительных регламентов не распространяется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, п. 2 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л
В удовлетворении административного иска Глуминой Н.Л. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, ведущему специалисту-эксперту отдела регистрации земельных участков, объектов недвижимости нежилого назначения Управления Росреестра по Костромской области Смирновой Е.В. о признании отказа в государственном кадастровом учете № № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и регистрации внесения изменения вида разрешенного использования земельного участка, ОТКАЗАТЬ.
Решение в течение месяца со дня его вынесения может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд с подачей апелляционной жалобы через Красносельский районный суд.
Судья: А.В. Артимовская
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья А.В. Артимовская