Дело № 2а-3476/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2019 года г. Тюмень
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Жижина А.А.,
при секретаре Гавриш Е.В.,
с участием административного истца ФИО1 <данные изъяты>
представителя административного ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области ФИО2 <данные изъяты>
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 <данные изъяты> к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании незаконным отказа в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом с придомовой территорией по фактическому землепользованию,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец ФИО1 <данные изъяты> обратилась в суд с административным исковым заявлением, к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ№ в формировании земельного участка под многоквартирный жилой дом с придомовой территорией по фактическому землепользованию площадью 2632 кв.м., расположенного но адресу: <адрес>, возложении обязанности сформировать земельный участок под многоквартирный жилой дом с придомовой территорией по фактическому землепользованию площадью 2632 кв.м., указывая, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик отказал в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под существующий многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>. Отказ мотивирован тем, что ранее была утверждена схема расположения земельного участка площадью 400 кв.м., а также в связи с тем, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется исключительно в соответствии с проектом межевания территории.
Административный истец ФИО1 <данные изъяты>., в судебном заседании административный иск поддержала полностью, по основаниям указанным в иске.
Представитель административного ответчика ФИО2 <данные изъяты>., в судебном заседании с иском не согласился, просил отказать в его удовлетворении, представив письменные пояснения.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит административный иск обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно пункту 1 и 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела следует, что ФИО1 <данные изъяты>. является собственником 1/2 доли квартиры № которая является частью жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (до изменения адреса: <адрес> г), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный жилой дом состоит из двух квартир, собственником второй квартиры является ФИО5, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела также следует, что распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области № от ДД.ММ.ГГГГ с учетом, в частности, согласия Департамента здравоохранения Тюменской области была утверждена схема расположения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ под многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>. проектной площадью 400 кв. м., на собственников жилых помещений в данном доме была возложена обязанность обеспечению выполнения кадастровых работ, постановке участка на государственный кадастровый учёт с предоставлением в Департамент имущественных отношений Тюменской области межевого плана и кадастрового паспорта земельного участка.
Из писем Департамента здравоохранения Тюменской области № от ДД.ММ.ГГГГ и ГЛПУ ДПТС «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ, адресованных директору Департамента имущественных отношений Тюменской области следует, что в связи с проводимой проверкой прокуратуры данным лицам указано на необходимость корректировки размера земельного участка, изымаемого под 2-х квартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> г, в соответствии с градостроительными нормативами и правилами. Кроме того Департамент здравоохранения указывал на предварительное согласие на изъятие земельного участка у ГЛПУ ТО «<данные изъяты>» для передачи собственникам жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, в размерах, установленных действующим законодательством, а ГЛПУ <данные изъяты>» указывало на необходимость формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства и с учётом того, что земельный участок, на который претендуют жители многоквартирного дома, предназначен для детских прогулок, игровых и спортивных площадок, вследствие чего, по мнению авторов письма, применению подлежат минимальные нормы предоставления.
На общем собрании собственников помещений в указанном многоквартирном доме ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об обращении с заявлением о формировании земельного участка площадью 2632 кв.м., на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес>
ФИО1 <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ обратилась к административному ответчику с заявлением о формировании земельного участка площадью 2632 кв.м., на котором расположен жилой дом, для предоставления в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Письмом Департамента имущественных отношений Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 <данные изъяты>. было повторно сообщено, что распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ№-пг утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории под многоквартирный дом по адресу: <адрес>, площадью 400 кв.м. Границы земельного участка сформированы из земельного участка с кадастровым номером №, площадью 141 650 кв.м., находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании ГАУЗ ТО «<данные изъяты>», которое предоставило согласие на формирование земельного участка площадью 400 кв.м.
Согласно технического паспорта домовладения, расположенного по адресу: <адрес> г, площадь земельного участка, на котором расположен жилой многоквартирный дом и хозяйственные постройки по фактическому использованию составляет 2632,34 кв.м.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в Постановлении от 28 мая 2010 г. N 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), а в Федеральном законе от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16 данного федерального закона).
Из частей 2 - 5 статьи 16 указанного федерального закона (с учетом разъяснений, приведенных в пунктах 66, 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав") следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.
При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В данном случае собственник жилого помещения в многоквартирном доме как законный владелец земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (пункт 67 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
На основании части 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. N 12-П).
Согласно Положению о Департаменте имущественных отношений Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 29 сентября 2006 г. N 222-п, Департамент является исполнительным органом государственной власти Тюменской области, осуществляющим в соответствии с действующим законодательством реализацию полномочий, предусмотренных настоящим Положением, в сфере имущественных и земельных отношений. Департамент осуществляет, в том числе, обеспечение проведения работ по образованию земельных участков, включая подготовку схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, выполнение кадастровых работ (пункты 1.1, 2.46).
Проект межевания относится к документации по планировке территории, решение о подготовке которой по общим правилам принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 2 части 4 статьи 41, часть 1 статьи 45 ГрК РФ).
Следовательно, именно на административном ответчике лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом.
Таким образом, отсутствие разработанного проекта межевания рассматриваемой территории на дату обращения административного истца ФИО1 <данные изъяты> в Департамент имущественных отношений не могло послужить основанием для отказа в формировании земельного участка площадью 2632 кв.м., на котором расположен жилой дом.
Статья 11.10, часть 15 Земельного кодекса Российской Федерации содержит указание на срок действия схемы расположения земельного участка два года.
Данная статья введена в действие Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и вступила в силу с 1 марта 2015 г., то есть позднее утвержденной распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 22 декабря 2009 г. № схемы расположения земельного участка
Позиция Департамента имущественных отношений Тюменской области о том, что срок действия схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, площадью 400 кв. м, утвержденной распоряжением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ№, в настоящее время не истек ничем не подтверждена.
При таких обстоятельствах суд считает, что имеются правовые основания для удовлетворения административного иска ФИО1 <данные изъяты>
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4, 13, 14, 62, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 <данные изъяты> к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании незаконным отказа в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом с придомовой территорией по фактическому землепользованию - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента имущественных отношений Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ№ в формировании земельного участка под многоквартирный жилой дом с придомовой территорией по фактическому землепользованию площадью 2632 кв.м., расположенного но адресу: <адрес>
Возложить на административного ответчика Департамент имущественных отношений Тюменской области обязанность устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца ФИО1 <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированной части решения путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тюмени.
Мотивированное решение составлено и подписано судьей 26 апреля 2019 года.
Судья А.А. Жижин