ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3477/2015 от 30.11.2015 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-3477/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 ноября 2015 года г.Тверь

Центральный районный суд города Твери в составе

председательствующего судьи Райской И.Ю.

при секретаре Тарханян К.С.

с участием: представителя административного истца Ержановой Е.Б.,

представителей административного ответчика Федяева С.Н. и Никитиной Е.Б.,

представителей заинтересованного лица ООО «Корвет» Томашова В.О. и Буренкова А.П.,

представителя заинтересованного лица Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области Луньковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по административному исковому заявлению Тверской городской Думы к Администрации города Твери о признании незаконными разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Твери,

у с т а н о в и л:

Тверская городская Дума в лице представителя по доверенности Ержановой Е.Б. обратилась в Центральный районный суд г. Твери с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными разрешение на установку рекламной конструкции на территории города Твери от 13 марта 2012 года № 38, выданное администрацией города Твери, разрешение на установку рекламной конструкции на территории города Твери от 13 марта 2012 года № 96, выданное администрацией города Твери, разрешение на установку, рекламной конструкции на территории города Твери от 13 марта 2012 года № 95, выданное администрацией города Твери, разрешение на установку рекламной конструкции на территории города Твери от 13 марта 2012 года № 25, выданное администрацией города Твери, разрешение на установку рекламной конструкции на территории города Твери от 13 марта 2012 года № 99, выданное администрацией города Твери.

В обоснование заявления указано, что 03 сентября 2015 года Главой города Твери получено письмо исх. от ДД.ММ.ГГГГ Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области по вопросу законности установки и эксплуатации рекламных конструкций ООО «Корвет». С этого времени Тверской городской Думе стало известно о нарушении внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Твери.

Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом «О рекламе» отнесены п. 26.1 ч. 1 ст. 16 Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа. Во исполнение вопросов местного значения города, Администрация города Твери наделена полномочиями по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Твери, аннулированию таких разрешений, выдаче предписания о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории города Твери (п. 21 ст. 48 Устава города Твери).

В рамках указанных полномочий, администрация города Твери 12 марта 2012 года издает распоряжение № 126 «О выдаче разрешений на установку рекламной конструкции» ООО «Корвет» отдельно стоящей трехсторонней рекламной конструкции с местоположением ул. Трехсвятская № 7, пересечение с бульваром Радищева и на основании этого распоряжения, 13 марта 2012 года администрация города Твери выдает разрешение на установку рекламной конструкции на территории города Твери № 38.

12 марта 2012 года администрация издает распоряжение № 139 «О выдаче разрешений на установку рекламной конструкции» ООО «Корвет» отдельно стоящей трехсторонней рекламной конструкции с местоположением улица Трехсвятская, пересечение с улицей Симеоновская и на основании этого распоряжения, 13 марта 2012 года выдает разрешение на установку рекламной конструкции на территории города Твери № 96.

12 марта 2012 года администрация издает распоряжение № 140 «О выдаче разрешений на установку рекламной конструкции» ООО «Корвет» отдельно стоящей трехсторонней рекламной конструкции с местоположением улица Трехсвятская, пересечение с бульваром Радищева и на основании этого распоряжения, 13 марта 2012 года выдает разрешение на установку рекламной конструкции на территории города Твери № 95.

12 марта 2012 года администрация издает распоряжение № 143 «О выдаче разрешений на установку рекламной конструкции» ООО «Корвет» отдельно стоящей трехсторонней рекламной конструкции с местоположением улица Трехсвятская, пересечение с улицей Желябова и на основании этого распоряжения, 13 марта 2012 года выдает разрешение на установку рекламной конструкции на территории города Твери № 25.

12 марта 2012 года администрация издает распоряжение № 162 «О выдаче разрешений на установку рекламной конструкции» ООО «Корвет» отдельно стоящей трехсторонней рекламной конструкции с местоположением улица Трехсвятская, пересечение с улицей Симеоновская и на основании этого распоряжения, 13 марта 2012 года выдает разрешение на установку рекламной конструкции на территории города Твери № 99.

Ссылаясь на положения статей ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ФЗ «О рекламе», постановления Администрации Тверской области от 13 марта 2008 года № 52-па «Об утверждении границ зон охраны и режимов использования земель объектов культурного наследия исторического квартала № 31 градской части города Твери в границах улиц Новоторжская, Трехсвятская, Тверской проспект, бульвар Радищева», Постановления администрации Тверской области от 13 ноября 2007 года № 346-па «Об утверждении границ зон охраны и режимов использования земель объекта культурного наследия «Усадьба городская Э.Г. Шиндлера, сер. XVIII - 2-Я пол. XIX вв., нач. 1870-Х гг.», города Тверь, улица Новоторжская, 16, бульвар Радищева, 29», ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», указал, что территория размещения рекламных конструкций охватывает историческую часть города, которая содержит в себе большую концентрацию памятников, представляющих единое композиционное решение, является исторически сложившимся комплексом с планировочной застройкой. Размещение наружной рекламы на данной территории города нарушает целостность зрительного восприятия памятников и их охраны.

Таким образом, административный истец полагает, что администрация города Твери в нарушение вышеуказанных норм и восприятия целостности исторической части города Твери, выдала ООО «Корвет» оспариваемые разрешения.

В связи с чем, административный истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями.

В судебном заседании представитель административного истца Ержанова Е.Б., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представители административного ответчика Федяев С.Н. и Никитина Е.Б., действующие на основании доверенности, не возражали против удовлетворения заявленных истцом требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве (т.1 л.д. 81-84, т. 2 л.д. 50-52). Согласно представленного отзыва, 23 декабря 2011 года по итогам конкурса на право установки рекламных конструкций на улице Трехсвятская ООО «Корвет» было признано победителем. В рамках предоставленных законом полномочий администрация города Твери издала муниципальные правовые акты – распоряжение от 12 марта 2012 года № 143 «О выдаче разрешений на установку рекламной конструкции», на основании которого 13 марта 2012 года ООО «Корвет» было выдано разрешение на установку рекламной конструкции на территории города Твери № 25; распоряжение от 12 марта 2012 года № 139 «О выдаче разрешений на установку рекламной конструкции», на основании которого ООО «Корвет» было выдано разрешение на установку рекламной конструкции на территории города Твери № 96; распоряжение от 12 марта 2012 года № 162 «О выдаче разрешений на установку рекламной конструкции», на основании которого 13 марта 2012 года ООО «Корвет» было выдано разрешение на установку рекламной конструкции на территории города Твери № 99; распоряжение от 12 марта 2012 года № 140 «О выдаче разрешений на установку рекламной конструкции», на основании которого 13 марта 2012 года ООО «Корвет» было выдано разрешение на установку рекламной конструкции на территории города Твери № 95; распоряжение от 12 марта 2012 года № 126 «О выдаче разрешений на установку рекламной конструкции», на основании которого 13 марта 2012 года ООО «Корвет» было выдано разрешение на установку рекламной конструкции на территории города Твери № 38.

Исходя из системного анализа законодательства, действующего на момент выдачи разрешений, администрация города, ссылаясь на решение Президиума Тверского областного Совета народных депутатов, исполнительного комитета Тверского областного Совета народных депутатов от 25 февраля 1991 года № 26/40, Постановление администрации Тверской области от 13 марта 2008 года № 52-па «Об утверждении границ зон охраны и режимов использования земель объектов культурного наследия исторического квартала № 31 градской части города Твери в границах улиц Новоторжская, Трехсвятская, Тверской проспект, бульвар Радищева», Постановление администрации Тверской области от 13 ноября 2007 года № 346-па «Об утверждении границ зон охраны и режимов использования земель объекта культурного наследия «Усадьба городская О.Г. Шиндлера, сер. XVIII - 2-я пол. XIX вв., нач. 1870-х гг.», Правила распространения наружной рекламы в городе Твери, утвержденные Решением Тверской городской Думы от 27 июля 2004 года № 66, положения статей Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», ФЗ «О рекламе», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полагает, что разрешения выданы незаконно, поскольку часть улиц, на которых размещены рекламные конструкции, отнесены к охранной зоне объектов культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении, в отношении которой устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. Также указывают, что рекламные конструкции расположены в исторической части города, которая содержит в себе большую концентрацию памятников, представляющих единое композиционное решение, является исторически сложившимся комплексом с планировочной застройкой. Недопущение размещения наружной рекламы обеспечивает целостность зрительного восприятия памятников и их охраны.

Указано, что на момент выдачи разрешения на установку рекламной конструкции на территории объекта культурного наследия, памятниках истории и культуры согласование с органами по охране и использованию историко-культурного наследия не проводилось.

Ссылка заинтересованного лица ООО «Корвет» на пропуск административным истцом срока обращения в суд не состоятельна, поскольку Тверская городская Дума является представительным органом местного самоуправления города Твери, состоящим из 33 депутатов. Информация о том, что указанные разрешения выданы с нарушением закона, поступила в орган местного самоуправления - Тверскую городскую Думу 03 сентября 2015 года с письмом Главного управления по охране историко-культурного наследия Тверской области . В связи с чем, срок для подачи административного искового заявления не пропущен.

В судебном заседании представители заинтересованного лица ООО «Корвет» Томашов В.О. и Буренков А.П. возражали против удовлетворения заявленных административным истцом требований по основаниям, изложенным в письменных отзывах (т. 1 л.д. 85-94). Согласно представленных отзывов, заинтересованное лицо сылается на пропуск административным истцом срока обращения в суд, поскольку Тверской городской Думой было принято решение № 66 от 27 июля 2004 года «Об утверждении Правил транения наружной рекламы в городе Твери», т.е. единственный нормативно-правовой акт регламентирующий распространение наружной рекламы на территории города Твери, в том числе и выдачи разрешения на установку рекламных конструкций. Решением Тверской городской Думы № 293 от 27 октября 2011 года в указанные выше Правила несены изменения, а именно введён п.п. 2.4 и 2.5, которыми были установлены зоны исторического архитектурного облика города, на территории которого нельзя было устанавливать следующие объекты наружной рекламы, а именно: растяжки, настенные панно на фасадах зданий, строений и сооружений, афишных тумб, а также объектов наружной рекламы и информации на стационарных и временных оградах, строительных сетках в поименованных границах улиц. Решением Тверской городской Думы № 362 от 27 ноября 2013 года в указанные выше Правила в п.п. 2.4 снова вносятся изменения, согласно которым в целях сохранения внешнего архитектурного облика города Твери не допускается размещение рекламных конструкций в пределах территории согласно Картографической схеме территории (совпадает с границами улиц, указанных п.п. 2.4. в редакции решения Тверской городской Думы № 293 от 27 октябюря 2011 года). Таким образом, о внешнем архитектурном облике города Твери и сложившейся застройке кого округа в пределах улицы Трёхсвятской, а также о размещении там рекламных укций Тверской городской Думе было известно с 27 октября 2011 года. О том, что Администрация города Твери проводит торги в форме конкурса на право чения договоров на установку рекламных конструкций на улице Трёхсвятская и о том, что побелем торгов стало ООО «Корвет» административный истец узнал 29 декабря 2011 года, поскольку данная информация была опубликована на официальном сайте Администрации города, где находится и в настоящее время. О том, что рекламные конструкции находятся на улице Трёхсвятской с 13 марта 2012 года и по настощее время административный истец также знал, как знал и о том, что рекламные конструкции принадлежат ООО «Корвет» (на каждой рекламной конструкции стоит регистрационный номер, наименование организации которой принадлежит рекламная конструкция). При таких обстоятельствах, Тверская городская Дума узнала о незаконности разрешений на установку рекламных конструкций, выданных ООО «Корвет» от 13 марта 2012 года не как указано в административном исковом заявлении 03 сентября 2015 года, а не позднее 13 марта 2012 года.

Указывают на то, что административный иск является беспредметным, поскольку отсутствуют реальные нарушения или оспаривания прав, свобод и законных интересов административного истца, не созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов адмистративного истца, а равно отсутствует и незаконное возложение какие-либо обязаностей. 23 июля 2015 года Администрацией города Твери были приняты: постановление № 1181 об отмене распоряжения администрации города Твери от 12 марта 2012 года № 126 «О выдаче разрешения на установку рекламной конструкции» от 23 июля 2015 года и предписание № 200 о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истёк от 23 июля 2015 года; постановление № 1182 об отмене распоряжения администрации города Твери от 12 марта 2012 года № 139 «О выдаче разрешения на установку рекламной конструкции» от 23 июля 2015 года и предписание № 198 о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой решения, срок действия которого не истёк от 23 июля 2015 года; постановление Администрации города Твери № 1183 об отмене распоряжения Администрации города Твери от 12 марта 2012 года № 140 «О выдаче разрешения на установку рекламной конструкции» от 23 июля 2015 года и предписание Администрации города Твери № 197 о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок которого не истёк от 23 июля 2015 года; постановление Администрации города Твери № 1184 об отмене распоряжения Администрации города Твери от 12 марта 2012 года № 143 «О выдаче разрешения на установку рекламной конструкции» от 23 июля 2015 года и предписание № 199 о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек от 23 июля 2015 года; постановление № 1185 об отмене распоряжения администрации города Твери от 12 марта 2012 года № 162 «О выдаче разрешения на установку рекламной конструкции» от 23 июля 2015 года и предписание Администрации города Твери № 196 о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истёк от 03 июля 2015 года. Таким образом, оспариваемые разрешения были отменены Администрацией города Твери ещё 23 июля 2015 года, а ООО «Корвет» выданы предписания на демонтаж рекламных конструкций, т.е. на момент подачи административного искового заявления между административным истцом и административным ответчиком отсутствовал спор о праве, указанный в ч. 1 ст. 218 КАС РФ.

В отзывах также ссылаются на то, что истцом не представлено доказетельств того, что размещение наружной рекдамы на территории, являющейся исторически сложившимся комплексом с планировочной застройкой, нарушает целостность зрительного восприятия памятников и их охраны.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области Лунькова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных административным истцом требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве (т. 1 л.д. 205-207). Согласно представленного отзыва, Главное управление является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, уполномоченным в сфере государственной охраны и использования объектов культурного наследия в соответствии с федеральным и областным законодательством (Постановление Правительства Тверской области от 18 октября 2011 года № 94-пп «Об утверждении Положения о главном управлении и по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области»). В соответствии с решением Президиума Тверского областного Совета народных депутатов, исполнительного комитета Тверского областного Совета народных депутатов от 25 февраля 1991 года № 26/40 улица Трехсвятская расположена в границах исторического района города с сохранившимися элементами планировки XVIII - XIX в., в границах заповедного района, на территории памятника (севернее бульвара Радищева), а также границах групповой охранной зоны (южнее бульвара Радищева). Согласно п. 1 ст. 33 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в частности, разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия. Согласно Постановлению администрации Тверской области от 13 марта 2008 года № 52-па «Об утверждении границ зон охраны и режимов использования земель объектов культурного наследия исторического квартала № 31 Градской части города Твери в границах улиц Новоторжская, Трехсвятская, Тверской проспект, бульвар Радищева» часть улицы Трехсвятская от улицы Новоторжская до бульвара Радищева относится к охранной зоне объекта культурного наследия. На этой территории в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. В соответствии с Постановлением администрации Тверской области от 13 ноября 2007 года № 346-па «Об утверждении границ зон охраны и режимов использования земель объекта культурного наследия «Усадьба городская О.Г. Шиндлера, сер. XVIII - 2-я пол. XIX вв., нач. 1870-х гг.», город Тверь, улица Новоторжская, 16, бульвар Радищева, 29» часть улицы Трехсвятская на участке пересечения улицы Новоторжская и улицы Трехсвятская и участке пересечения улицы Трехсвятская и бульвар Радищева относится к охранной зоне объектов культурного наследия. В соответствии с пунктом 2.4 Правил распространения наружной рекламы в городе Твери, утвержденных Решением Тверской городской Думы от 27 июля 2004 года № 66, не допускается размещение (установка и эксплуатация) в зоне исторического наследия и важного городского значения объектов наружной рекламы в границах территории, обозначенной в Картографической схеме территории. Согласно пункту 2.5 Правил указанная в пункте 2.4 территория охватывает историческую часть города, содержит в себе большую концентрацию памятников, представляющих единое композиционное решение, является исторически сложившимся комплексом с планировочной застройкой. Недопущение размещения наружной рекламы обеспечивает целостность зрительного восприятия памятников и их охраны. В соответствии с п. 5.7. Правил установка рекламной конструкции на территории объекта культурного наследия, памятниках истории и культуры (за исключением размещения на временных строительных лесах и ограждениях реставрируемых памятников) должно согласовываться с органами по охране и использованию историко-культурного наследия. Размещение данных рекламных конструкций с Главным управлением не согласовывалось. В связи с чем, полагает незаконно выданными администрацией города Твери спорные разрешения на установку рекламных конструкций.

Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из положений ст. 4 КАС РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.

Частью 2 ст. 46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединения и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен главой 22 КАС РФ.

В силу положений ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 1 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что если Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч. 5.1 ст. 19 ФЗ «О рекламе», действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, 20 декабря 2011 года администрацией г. Твери в лице Управления муниципального заказа был объявлен конкурс на предмет установки и эксплуатации рекламной конструкции. Извещение о проведении указанного конкурса было опубликовано на официальном сайте администрации г. Твери.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе № 1 на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории города Твери от 29 декабря 2011 года, ООО «Корвет» было допущено на участие и признано участником вышеуказанного конкурса.

На основании вышеуказанного конкурса между администрацией г. Твери и ООО «Корвет» были заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции № 101-П от 10 января 2012 года (по ул. Трехсвятская, перес. с ул. Симеоновской), № 102-П от 10 января 2012 года (по ул. Трехсвятская, перес. с ул. Желябова), № 126-П от 10 января 2012 года (по ул. Трехсвятская, перес. с б-ром Радищева), № 136-П от 10 января 2012 года (по ул. Трехсвятская, перес. с ул. Симеоновская), № 93 от 10 января 2012 года (по ул. Трехсвятская, перес. с б-ром Радищева) сроком на 5 лет до 10 января 2017 года.

12 марта 2012 года администрация г. Твери в пределах своих полномочий издает распоряжение № 126 «О выдаче разрешений на установку рекламной конструкции» ООО «Корвет» отдельно стоящей трехсторонней рекламной конструкции с местоположением ул. Трехсвятская № 7, пересечение с бульваром Радищева и на основании этого распоряжения, 13 марта 2012 года администрация города Твери выдает разрешение на установку рекламной конструкции на территории города Твери № 38.

12 марта 2012 года администрация г. Твери издает распоряжение № 139 «О выдаче разрешений на установку рекламной конструкции» ООО «Корвет» отдельно стоящей трехсторонней рекламной конструкции с местоположением улица Трехсвятская, пересечение с улицей Симеоновская и на основании этого распоряжения, 13 марта 2012 года выдает разрешение на установку рекламной конструкции на территории города Твери № 96.

12 марта 2012 года администрация издает распоряжение № 140 «О выдаче разрешений на установку рекламной конструкции» ООО «Корвет» отдельно стоящей трехсторонней рекламной конструкции с местоположением улица Трехсвятская, пересечение с бульваром Радищева и на основании этого распоряжения, 13 марта 2012 года выдает разрешение на установку рекламной конструкции на территории города Твери № 95.

12 марта 2012 года администрация издает распоряжение № 143 «О выдаче разрешений на установку рекламной конструкции» ООО «Корвет» отдельно стоящей трехсторонней рекламной конструкции с местоположением улица Трехсвятская, пересечение с улицей Желябова и на основании этого распоряжения, 13 марта 2012 года выдает разрешение на установку рекламной конструкции на территории города Твери № 25.

12 марта 2012 года администрация издает распоряжение № 162 «О выдаче разрешений на установку рекламной конструкции» ООО «Корвет» отдельно стоящей трехсторонней рекламной конструкции с местоположением улица Трехсвятская, пересечение с улицей Симеоновская и на основании этого распоряжения, 13 марта 2012 года выдает разрешение на установку рекламной конструкции на территории города Твери № 99.

Как указано ранее, ч. 1 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что если Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Заинтересованное лицо ООО «Корвет» в своих возражениях также указал на пропуск административным истцом срока для обращения в суд с заявленными требованиями.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О рекламе» целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Таким образом, исходя из совокупного толкования ст. 1 и ст. 19 ФЗ «О рекламе», суд приходит к выводу, что законодатель установил единый порядок размещения заказа на заключение соответствующих договоров в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Учитывая вышеизложенное, а также то обстоятельство, что на момент выдачи оспариваемых разрешений на установку рекламных конструкций информация о проведении открытого конкурса на право заключения договора по установке и эксплуатации рекламной конструкции, а также результаты конкурса, были общеизвестны, поскольку были размещены на официальном сайте уполномоченного органа, суд приходит к выводу о том, что срок для обращения в суд с соответствующим исковым заявлением административным истцом пропущен.

Кроме того, согласно сообщению администрации г. Твери № 02/3097-10 от 09 июня 2014 года, поступившего в Тверскую городскую Думу 10 июня 2014 года, факт размещения рекламных конструкций (пилларов) по ул. Трехсвятской, установленных ООО «Корвет», с действующими разрешениями стал известен административному истцу не позднее 10 июня 2014 года, что с учетом даты обращения в суд с административным исковым заявлением (05 октября 2015 года) также свидетельствует о пропуске трехмесячного срока обращения в суд с заявленными требованиями.

Вопреки доводам административного истца и административного ответчика доказательств обратного в ходе рассмотрения дела суду не представлено.

При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.

Вместе с тем, суд полагает необходимым отметить следующие обстоятельства.

В соответствии с решением Президиума Тверского областного Совета народных депутатов, исполнительного комитета Тверского областного Совета народных депутатов от 25 февраля 1991 года № 26/40 улица Трехсвятская расположена в границах исторического района города с сохранившимися элементами планировки XVIII - XIX в., в границах заповедного района, на территории памятника (севернее бульвара Радищева), а также границах групповой охранной зоны (южнее бульвара Радищева).

Согласно ст. 33 Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (пункт 1). Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в частности, разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия (подпункт 7 пункта 2).

Постановлением администрации Тверской области от 13 марта 2008 года № 52-па «Об утверждении границ зон охраны и режимов использования земель объектов культурного наследия исторического квартала № 31 градской части города Твери в границах улиц Новоторжская, Трехсвятская, Тверской проспект, бульвар Радищева» часть улицы Трехсвятская от улицы Новоторжская до бульвара Радищева отнесена к охранной зоне объекта культурного наследия. На этой территории в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

В соответствии с Постановлением администрации Тверской области от 13 ноября 2007 года № 346-па «Об утверждении границ зон охраны и режимов использования земель объекта культурного наследия «Усадьба городская О.Г. Шиндлера, сер. XVIII - 2-я пол. XIX вв., нач. 1870-х гг.», город Тверь, улица Новоторжская, 16, бульвар Радищева, 29» часть улицы Трехсвятская на участке пересечения улицы Новоторжская и улицы Трехсвятская и участке пересечения улицы Трехсвятская и бульвар Радищева отнесена к охранной зоне объектов культурного наследия.

При этом Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, уполномоченным в сфере государственной охраны и использования объектов культурного наследия в соответствии с федеральным и областным законодательством (Постановление Правительства Тверской области от 18 октября 2011 года № 94-пп «Об утверждении Положения о главном управлении и по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области»).

Территория, на которой расположены рекламные конструкции и в отношении которых выданы спорные разрешения согласно пункту 2.5. Правил распространения наружной рекламы в городе Твери, утвержденных Решением Тверской городской Думы от 27 июля 2004 года № 66, в действующей на момент их выдачи редакции, охватывает историческую часть города, содержит в себе большую концентрацию памятников, представляющих единое композиционное решение, является исторически сложившимся комплексом с планировочной застройкой. Недопущение размещения наружной рекламы обеспечивает целостность зрительного восприятия памятников и их охраны.

В соответствии с пунктом 5.7. Правил установка рекламной конструкции на территории объекта культурного наследия, памятниках истории и культуры (за исключением размещения на временных строительных лесах и ограждениях реставрируемых памятников) должно согласовываться с органами по охране и использованию историко-культурного наследия.

Как следует из представленных в материалы дела листов согласования на установку спорной рекламной конструкции на территории г. Твери от 27 января 2012 года согласования с Комитетом по охране историко-культурного наследия Тверской области на размещение рекламной конструкции в охранной зоне исторического наследия, не производилось.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что администрация г. Твери выдала спорные разрешения в нарушение требований действующего законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьями ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных исковых требований Тверской городской Думы к Администрации города Твери о признании незаконными разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Твери – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 11 января 2016 года.

Председательствующий И.Ю. Райская