ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3478/2018 от 01.03.2018 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 марта 2018 г. г. Краснодар

Судья Ленинского районного суда г. Краснодара Устинов О.О., с участием представителя административного истца по доверенности ФИО6, представителя административного ответчика по доверенности ФИО5, при секретаре Свиридовой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО3 к администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным отказ администрации муниципального образования город Краснодар в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:43:0142047:6744, расположенного по адресу г.Краснодар, Прикбанский внутригородской округ, <адрес>, обязать изменить вид разрешенного использования земельного участка с «общественные здания административного назначения: административные и офисные здания» на «объекты системы образования (школы, сады и т.п.). Жилые дома, в том числе со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения: многоэтажные жилые дома». Обязать Администрацию муниципального образования город Краснодар внести в Договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ изменения и заключить соответствующее дополнительное соглашение.

В обоснование своих требований ссылается, что по договору уступки прав ему переданы права арендатора земельного участка с кадастровым номером 23:43:0142047:6744, расположенного по адресу г.Краснодар, Прикбанский внутригородской округ, <адрес>, площадью 17 845 кв.м.

Указанный земельный участок согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами, разрешенным видом использования является «общественные здания административного назначения: административные и офисные здания».

ДД.ММ.ГГГГФИО3 обратился в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с градостроительным регламентом.

Сообщением администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ истец уведомлен о невозможности изменения вида разрешенного использования, разъяснено право обращения в Федеральную кадастровую палату.

Административный истец обращался в с заявлением об осуществлении изменений кадастрового участка земельного участка в части вида разрешенного использования, однако, осуществление кадастрового учета изменений приостановлено со ссылкой на отсутствие прав арендатора распоряжения земельным участком, в том числе, изменение вида его использования.

В предоставлении муниципальной услуги изменения вида разрешенного использования земельного участка департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ отказано, со ссылкой на отсутствие полномочий по осуществлению указанных действий.

Административный истец полагает отказ необоснованным, нарушающим его права и интересы, для защиты нарушенного права вынужден обратиться в суд с данным административным иском.

В ходе судебного разбирательства истец изменил предмет иска, просит признать незаконным отказ администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ в изменении вида разрешенного использования земельного участка, обязать изменить вид разрешенного использования участка с вида «Общественные здания административного назначения: административные и офисные здания» земельного участка с кадастровым номером 23:43:0142047:6744, обшей площадью 17845 кв.м., расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, <адрес>, на вид разрешенного использования «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка). Амбулаторно-поликлиническое обслуживание. Дошкольное, начальное и среднее общее образование». Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар внести изменения в Договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:43:0142047:6744, общей площадью 17 845 кв.м., расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, <адрес> и заключить соответствующее дополнительное соглашение.

В обоснование уточненных требований указывает, что решением Городской Думы Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ п.6 принята новая редакцию статьи 32 части II Решения п.6, в которой в том числе были изменены наименования видов разрешенного использования земельных участков.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО6 уточненные исковые требования поддержал и настаивал на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика - администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности ФИО5 просила в удовлетворении административного иска отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье ст. 3 КАС РФ одной из основных задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом имущественных отношений Краснодарского края и ООО «Стрим Строй» заключен Договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения .

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Стрим Строй» и ООО «Клиника » был заключен договор о передаче прав и обязанностей по Договору аренды земельного участка, согласно которому ООО «Стрим Строй» уступает, а ООО «Клиника » принимает в полном объеме права и обязанности Арендатора земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:43:0142047:6744, площадью 17 845 кв.м., расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Клиника » и ООО «Магма групп» был заключен Договор о передаче прав и обязанностей по Договору аренды земельного участка, по которому ООО «Клиника » уступает, а ООО «Магма групп» принимает в полном объеме права и обязанности Арендатора указанного выше земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Магма групп» и ФИО2 заключен Договор о передаче прав и обязанностей по Договору аренды земельного участка, согласно которому ООО «Магма групп» уступает, а ФИО2 принимает в полном объеме права и обязанности Арендатора земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:43:0142047:6744, площадью 17 845 кв.м., расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, <адрес>.

Согласно ст. 35 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», орган местного самоуправления муниципального образования город Краснодар распоряжается земельными участками, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю предоставленными в аренду гражданам и юридическим лицам органами исполнительной власти Краснодарского края.

Учитывая вышеизложенное, между Департаментом имущественных отношений Краснодарского края и администрацией муниципального образования город Краснодар подписан акт приема-передачи Договора от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому права Арендодателя по Договору переходят к администрации с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с актом приема-передачи указанного выше договора аренды, права и обязанности арендодателя перешли к администрации, Договору присвоен .

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО3 был заключен Договор цессии, в соответствии с условиями которого, Цедент ФИО2 уступает, а Цессионарий ФИО3 принимает права и обязанности арендатора по Договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок общей площадью 17 845 кв.м., расположенный в Прикубанском административном округе города Краснодара по <адрес>, кадастровый .

В подп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ установлен принцип целевого использования земельных участков, в соответствии с которым правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

При этом земельное законодательство не содержит ограничения по субъекту, правомочному определить вид разрешенного использования земельного участка.

В соответствии с федеральным законодательством инициаторами изменения вида разрешенного использования земельного участка могут являться только правообладатели данного земельного участка.

Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.

Данной нормой установлен общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.

В соответствии с ч.3 ст.37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Градостроительный регламент представляет собой устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и др. (п.9 ст.1 Градостроительного кодекса РФ).

Градостроительный регламент устанавливается правилами землепользования и застройки для каждой территориальной индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Таким образом, при изменении вида разрешенного использования земельного участка следует руководствоваться градостроительным регламентом, который является составной частью правил землепользования и застройки, утверждаемых нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти городов федерального значения.

Вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, т.е. разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, и заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставленном ему земельном участке.

Изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования город Краснодар, регламентируется Земельным Кодексом РФ и Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденными Решением городской Думы Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ N 19 п. 6 (далее Правила).

В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе утверждение правил землепользования и застройки.

Городской Думой города Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар. Данные Правила определяют содержание градостроительных регламентов для различных территориальных зон земель города Краснодара.

Решением городской Думы Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ п.6 принята новая редакция статьи 32 части II Решения п.6, в которой, в том числе, были изменены наименования видов разрешенного использования земельных участков.

Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером 23:43:0142047:6744 расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами - Ж.2. Видом разрешенного использования земельного участка является - «Общественные административного назначения: административные и офисные здания».

ДД.ММ.ГГГГ административный истец, ввиду необходимости изменения вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с градостроительным регламентом (п. 1.3 ст. 32 Правил - Зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж.2)), обратился в администрацию муниципального образования город Краснодар с соответствующим заявлением о предоставлении разрешения на изменение вида разрешенного использования земельного участка.

Письмом от 09.06.2017г. администрация уведомила истца о том, что предоставить разрешение на испрашиваемый вид разрешенного использования не представляется возможным. Одновременно, администрацией одновременно было разъяснено, что истец вправе самостоятельно обратиться в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка и приложением необходимых документов.

Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ административный истец обращался в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости . Однако решением от 24.12.2016г. Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» осуществление кадастрового учета изменений было приостановлено, в связи с отсутствием у арендатора права на распоряжение спорным земельным участком, в том числе изменение вида его разрешенного использования.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Правил правом на изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид использования обладают правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец направил в адрес Главы муниципального образования город Краснодар заявление с запросом об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка.

Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар уведомил ФИО3 об отказе в предоставлении муниципальной услуги со ссылкой, что на изменение одного вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования обладают правообладатели земельных участков.

Административный истец не является собственником земельного участка, однако это не лишает его статуса правообладателя, т.к. в соответствии с п. 23 ст. 2 Правил правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства являются физическиe и юридические лица, имеющие земельные участки и объекты капитального строительства в собственности, а также владеющие и пользующиеся ими на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, безвозмездного пользования, аренды (субаренды).

Повторно ФИО3ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением к Главе муниципального образования город Краснодар об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ (исх. ) администрация в лице Департамента архитектуры и градостроительства отказала в изменении вида разрешенного использования земельного участка, сославшись на положения ст. 450 ГК РФ.

В данном случае, административный истец не может в полной мере реализовывать свои права арендатора земельного участка, его действия, направленные на изменение вида разрешенного использования, осуществляются с целью соблюдения правил землепользования и застройки, соответствию градостроительному регламенту в территориальной зоне Ж.2., а также строительства на земельном участке планируемых органом местного самоуправления капитальных объектов.

Администрация муниципального образования город Краснодар в лице Департамента в своем ответе от 8.12.2017г. сообщает, что согласно проекта планировки территории, утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении корректировки проекта планировки территории жилого района, прилегающего к <адрес>, в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара, на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0142047:6744 предусмотрено размещение объектов социального назначения: детского дошкольного учреждения на 200 мест и поликлиники во встроенно-пристроенных помещениях многоэтажного жилого дома».

Таким образом, изменение вида спорного земельного участка на вид «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) Амбулаторно-поликлиническое обслуживание. Дошкольное, начальное и среднее общее образование», по заявлению административного истца, соответствует решениям органа местного самоуправления об утверждении правил землепользования, видов разрешенного использования земельных участков.

Оценив представленные суду доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что заявленные ФИО3 требования о признании незаконным отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка в Прикубанском внутригородском округе г.Краснодара по <адрес>, кадастровый , подлежат удовлетворению.

Доказательств в обоснование законности оспариваемого решения, в нарушение части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным ответчиком не представлено.

В соответствии с требованиями ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Удовлетворяя требования ФИО3, суд считает обоснованным обязать административного ответчика изменить вид разрешенного использования арендуемого истцом земельного участка и внесения изменений в договор аренды.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО3 к администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным решения - удовлетворить.

Признать незаконным отказ от ДД.ММ.ГГГГ ха администрации муниципального образования город Краснодар в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:43:0142047:6744, расположенного по адресу г.Краснодар, Прикбанский внутригородской округ, <адрес>.

Обязать изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:43:0142047:6744, общей площадью 17845 кв.м., расположенного по адресу г.Краснодар, Прикбанский внутригородской округ, <адрес>, с вида «Общественные здания административного назначения: административные и офисные здания» на вид разрешенного использования «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка). Амбулаторно-поликлиническое обслуживание. Дошкольное, начальное и среднее общее образование».

Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар внести изменения в Договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:43:0142047:6744, общей площадью 17 845 кв.м., расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, <адрес> и заключить соответствующее дополнительное соглашение с ФИО3.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара.

Председательствующий: