ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3479/20 от 10.11.2020 Выборгского городского суда (Ленинградская область)

Административное дело № 2а-3479/2020

УИД: 47RS0005-01-2020-004532-65

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 ноября 2020 года город Выборг

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 10 ноября 2020 г.

Решение в окончательной форме изготовлено 13 ноября 2020 г.

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Гришина Д.Ю.

при ведении протокола помощником Николаенко А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Войнаховской Людмилы Вадимовны к Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области, администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области, председателю комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области С.В. Колмак о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство,

УСТАНОВИЛ:

административный истец обратился в суд с административным иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области, администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области, председателю комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области С.В. Колмак о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 26.06.2020 административный истец направила в Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области (далее – КУМиГ администрации МО «Выборгский район» ЛО) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

03.07.2020 КУМиГ администрации МО «Выборгский район» ЛО принято решение об отказе выдачи разрешения на проведение строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (уведомление от 03.07.2020) по следующим основаниям: в соответствии с п. 3 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) не допускается строительство, реконструкция объектов капитального строительства при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действе градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях, а также в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.

Административный истец считает отказ административного ответчика в выдаче разрешения на проведение строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома незаконным.

Таким образом, из вышеназванных положений закона следует, что для признания решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходима совокупность двух условий: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

На основании договора купли-продажи от 19.01.2010 истцу Войнаховской Л.В. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под существующий жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано Выборгским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, о чем 02.02.2010 сделана запись в ЕГРН на недвижимое имущество и сделок с ним .

Решением Совета депутатов муниципального образования «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 27.12.2012 года, , утверждены Правила землепользования и застройки частей территорий, входящих в состав МО «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области.

Истец считает, что она обратилась в уполномоченный орган за выдачей разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ей земельном участке согласно виду его разрешенного использования, приложив все необходимые документы в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 51 ГрК Российской Федерации.

Реализация ее права как собственника земельного участка на осуществление его застройки в соответствии с разрешенным использованием не может быть поставлена в зависимость от бездействия уполномоченного органа местного самоуправления по разработке правил землепользования и застройки муниципального образования, распространяющих свое действие на территорию, где расположен земельный участок.

На основании изложенного административный истец просит суд признать незаконным отказ Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации МО «Выборгский район Ленинградской области, изложенный в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 36.07.2020 .

Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области в установленный законом срок согласовать уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, поданного Войнаховской Людмилой Вадимовной 29.06.2020.

Административный истец, представитель административного истца адвокат Адамович Т.Д., действующая на основании ордера и доверенности, в судебном заседании просили суд удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Административные ответчики КУМИГ администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области, председатель КУМИГ администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области С.В. Колмак, администрация МО "Выборгский район" Ленинградской области, в судебное заседание представителя не направили, извещены о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не просили.

Суд, выслушав пояснения истца и его представителя, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном этим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих, порядок рассмотрения которых установлен главой 22 поименованного Кодекса.

Право гражданина, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности, обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия), в том числе органа местного самоуправления, его должностного лица или муниципального служащего, прямо закреплено в части 1 статьи 218 КАС РФ.

26.06.2020 Войнаховская Л.В. направила в КУМиГ администрации МО «Выборгский район» ЛО уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

03.07.2020 КУМиГ администрации МО «Выборгский район ЛО» принято решение об отказе выдачи разрешения на проведение строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (уведомление от 03.07.2020) по следующим основаниям: в соответствии с п. 3 ст. 51 ГрК РФ не допускается строительство, реконструкция объектов капитального строительства при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действе градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях, а также в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.

Отказ административного ответчика в выдаче разрешения на проведение строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома незаконным по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ).

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как это предусмотрено ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходима совокупность двух условий: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

На основании договора купли-продажи от 19.01.2010 Войнаховской Л.В. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 1700 кв.м. с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под существующий жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано Выборгским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области 02.02.2010.

В соответствии со ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.

Решением Совета депутатов муниципального образования «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 27.12.2012 утверждены Правила землепользования и застройки частей территорий, входящих в состав МО «Красносельское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области.

Войнаховская Л.В. обратилась в уполномоченный орган за выдачей разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ей земельном участке согласно виду его разрешенного использования, приложив все необходимые документы в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 51 ГрК Российской Федерации. Реализация ее права как собственника земельного участка на осуществление его застройки в соответствии с разрешенным использованием не может быть поставлена в зависимость от бездействия уполномоченного органа местного самоуправления по разработке правил землепользования и застройки муниципального образования, распространяющих свое действие на территорию, где расположен земельный участок (Определение Верховного суда РФ от 2 ноября 2016 г. № 18-КГ16-141).

Таким образом, административный истец на законном основании обладает земельным участком, категория земель и вид разрешенного использования соответствует заявлению истца. Суд полагает, что при указанных обстоятельствах оспариваемое уведомление нарушает права истца, является незаконным и необоснованным.

Учитывая, что административный истец обратилась в уполномоченный орган с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на принадлежащем ей земельном участке согласно виду его разрешенного использования, приложив все необходимые документы в соответствии с требованиями ГрК РФ, суд полагает необходимым возложить на КУМИГ администрации МО "<адрес>" <адрес> обязанность согласовать уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, поданного Войнаховской Людмилой Вадимовной.

В соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Согласно ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Войнаховской Людмилы Вадимовны к Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области, администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области, председателю комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области С. В. Колмак о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство удовлетворить.

Признать незаконным отказ Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации МО «Выборгский район Ленинградской области, изложенный в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров и (или) недопустимости размешена объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на участке от 03.07.2020 № 432.

Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации МО «Выборгский район Ленинградской области в установленный законом срок согласовать уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, поданного Войнаховской Людмилой Вадимовной 29.06.2020.

На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.

Судья Д.Ю. Гришин