ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3479/2021 от 24.05.2021 Люберецкого городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГ Люберецкий городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Махмудовой Е.Н.,

с участием представителя административного ответчика и заинтересованного лица Красненковой О.А.

при ведении протокола помощником судьи Лаврухиной Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу: <адрес>, кабинет ,

административное дело по административному иску Тагиева А. Азада оглы к МИФНС России по Московской области о признании незаконным решения и обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Тагиев А.А.о. обратился в суд с административным исковым заявлением к МИФНС по Московской области, в котором просил:

1. признать незаконным решение административного ответчика от 13.02.2020г. ;

признать отсутствие задолженности у административного истца перед административным ответчиком.

Заявленные требования мотивированы тем, что 03.02.2020г. Тагиев А. Азад оглы обратился с заявлением о наличии задолженности в УФНС России по <адрес>, обращение было зарегистрировано за номером 02721/ЗГ от ДД.ММ.ГГ. В обоснование заявления указал, что просит изменить сумму задолженности, так как с ней не согласен. ДД.ММ.ГГ ему было направлено письмо в котором было отказано в требованиях. На повторное обращение в ФНС, зарегистрированное под номером Вх-06618-ЗГ от 16.02.2020г., и на обращение в 22.02.2021г. в УФНС по Московской области в требованиях Тагиеву А.А.о. было отказано.

Данное решение органов налоговой службы нарушает права Тагиева А. Азад оглы, так как при предъявлении требований сотрудники ФНС не учли факт, что срок давности по данным требования составляет 3 года. Имеющаяся задолженность причиняет неудобства в жизнедеятельности административного истца, так как постоянно приходят письма о погашении задолженности по налогам и ему приходится жить постоянно в напряжении, так как сумма долга составляет более 214 000 рублей и постоянно увеличивается. В письме была предоставлена таблица подсчетов налогов и пени. С данной суммой он не согласен.

На основании этого задолженность по налогам и пени за 2014, 2015, 2016, 2017 год должны быть списаны, так как прошел срок давности по данным требованиям и административный ответчик не воспользовался своим правом на обращение в суд.

По мнению административного истца, в соответствии с законодательством, налоговая инспекция имеет право требовать с него уплату только суммы за 2018 год. В 2018 году на имя Тагиева А.А.о. были зарегистрированы три транспортных средства:

- ВАЗ 21093 с государственным номером К 491 ХМ 197, период владения которым в 2018 году составлял 3 месяца. Сумма начисленного налога 195 рублей.

БМВ 740IAL с государственным номером М 282 АС 750, период владения которым в 2018 году составлял 3 месяца. Сумма начисленного налога 10725 рублей

БМВ 740IA с государственным номером А 502 ТЕ 777, период владения которым в 2018 году составлял 3 месяца. Сумма начисленного налога 10725 рублей

Общая сумма начисленного налога за 2018 год составляет: 21 645 рублей.

При этом отмечено, что данными автомобилями административный истец фактически не пользовался, и продал их еще в 2017 году, и лишь спустя 6 месяцев снял их все одновременно с учета. Договор купли-продажи и данные покупателей у него не сохранились, но исходя из логики, что все эти автомобили были сняты с учета в одно время и находились на учете 3 месяца из 12, подтверждается, что автомобили были проданы задолго до снятия их с учета, а сняты были одновременно с учета. Автомобили были проданы еще до наступления 2018 года, а значит срок требований по ним уже истек. Исходя из вышесказанного административному истцу необходимо отказаться от требований, по которым прошли сроки уплаты.

Административный истец Тагиев А.А.о. в судебное заседание не явился, извещался о слушании дела.

Представитель административного ответчика МИФНС по Московской области и представитель заинтересованного лица УВНС по Московской области Красненкова О.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска по доводам письменных возражений и дополнений к ним, суть которых заключается в следующем.

Администрирование имущественных налогов осуществляется на основе информации, представляемой регистрирующими органами. До тех пор, пока транспортное средство не снято с учета в органах ГИБДД, плательщиком транспортного налога признается физическое лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство до даты их снятия с учета.

Действующим законодательством обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического его использования.

В электронном виде УГИБДД по Московской области в инспекцию были представлены сведения о том, что за Тагиевым А.А.о. содержатся следующие сведения о налогооблагаемом имуществе в отношении транспортных средств:

, автомобили легковые, регистрационный знак , год выпуска транспортного средства 2001, мощность двигателя 286,00 лошадиных сил, транспортное средство зарегистрировано с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ;

, автомобили легковые, регистрационный знак , год выпуска транспортного средства 2004, мощность двигателя транспортного средства 90,70 лошадиных сил, транспортное средство зарегистрировано с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ;

автомобили легковые, регистрационный знак , год выпуска транспортного средства 2005, мощность двигателя транспортного средства 77,00 лошадиных сил, транспортное средство зарегистрировано с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ;

автомобили легковые, регистрационный знак , год выпуска транспортного средства 2000, мощность двигателя транспортного средства 286,00 лошадиных сил, транспортное средство зарегистрировано с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ;

, автомобили легковые, регистрационный знак выпуска транспортного средства 2004, мощность двигателя транспортного средства 320,00 лошадиных сил, транспортное средство зарегистрировано с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ;

, автомобили легковые, регистрационный знак , год выпуска транспортного средства 2002, мощность двигателя транспортного средства 78,00 лошадиных сил, транспортное средство зарегистрировано с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.

Договор купли-продажи автомобиля не может служить основанием для освобождения от уплаты транспортного налога. Объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога в случае продажи транспортного средства прекращаются с месяца, следующего за снятием его с регистрационного учета в органах ГИБДД. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено. Заявитель не представил доказательств снятия автомобиля с регистрационного учета на его имя.

Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства и не зависит от его фактического использования.

На основании представленных УГИБДД по Московской области, с учётом установленного коэффициента административному ответчику был начислен транспортный налог за 2014-2018 год.

В порядке статей 123.2 и 123.3 КАС РФ, мировому судье судебного участка 304 Люберецкого судебного района Московской области, инспекцией направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности на основании статьи 48 НК РФ:

судебный приказ от ДД.ММ.ГГа-1559/17 (в рамках рассматриваемого период 2014, 2015 года);

судебный приказ от ДД.ММ.ГГа-608/18 (в рамках рассматриваемого периода 2016 год).

По данным Межрайонной ИФНС России по Московской области по состоянию на ДД.ММ.ГГ у Заявителя имеется задолженность по транспортному налогу в общей сумме 260 449,55 руб., из них по налогу в сумме 214 238,50 руб. (по начислениям за 2014-2018гг.) и пени в сумме 46 211,05руб.

Указанная выше задолженность образовалась в связи с отсутствием уплаты Тагиевым А.А. транспортного налога за 2014-2017 годы в период после ДД.ММ.ГГ и в соответствии с Федеральным законом - ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» списанию не подлежит.

Изучив материалы административного дела, выслушав доводы представителя административного ответчика, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу ст. 52 НК РФ, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В соответствии со статьей 45 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ налогоплательщик должен выплатить пени в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1); сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2); пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно (пункт 3); пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что в электронном виде УГИБДД по Московской области в МИФНС России по Московской области были представлены сведения о том, что за Тагиевым А.А.о. содержатся следующие сведения о налогооблагаемом имуществе в отношении транспортных средств:

, автомобили легковые, регистрационный знак , год выпуска транспортного средства 2001, мощность двигателя 286,00 лошадиных сил, транспортное средство зарегистрировано с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ;

, автомобили легковые, регистрационный знак , год выпуска транспортного средства 2004, мощность двигателя транспортного средства 90,70 лошадиных сил, транспортное средство зарегистрировано с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ;

, автомобили легковые, регистрационный знак , год выпуска транспортного средства 2005, мощность двигателя транспортного средства 77,00 лошадиных сил, транспортное средство зарегистрировано с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ;

автомобили легковые, регистрационный знак , год выпуска транспортного средства 2000, мощность двигателя транспортного средства 286,00 лошадиных сил, транспортное средство зарегистрировано с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ;

легковые, регистрационный знак , год выпуска транспортного средства 2004, мощность двигателя транспортного средства 320,00 лошадиных сил, транспортное средство зарегистрировано с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ;

, автомобили легковые, регистрационный знак , год выпуска транспортного средства 2002, мощность двигателя транспортного средства 78,00 лошадиных сил, транспортное средство зарегистрировано с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.

ДД.ММ.ГГ. Тагиев А.А.о. обратился в МИФНС по Московской области с обращением 02731/ЗГ по вопросу начисленной суммы по уплате налогов и сборов.

ДД.ММ.ГГ. Инспекцией направлен ответ @ на обращение, в котором указано, что в карточке расчетов с бюджетом числится задолженность по транспортному налогу за 2014-2018 год в размере 214 238,50 руб., а также задолженность по пени в размере 32 171,30 руб. Квитанция для оплаты задолженности приложены. По состоянию на указанную дату оплата указанной задолженности в Инспекцию не поступала.

Административный истец повторно направил обращение от ДД.ММ.ГГг с вопросом по начислению транспортного налога за те же налоговые периоды (2014 — 2018 годы).

19.03.2020г. Инспекцией направлен ответ @, в котором указано, что транспортный налог за 2014-2018 год исчислен правомерно, основания для перерасчета у Инспекции отсутствуют. По состоянию на указанную дату, чек-ордер по оплате транспортного налога в Инспекцию также не поступал.

Также УФНС России по Московской области по результатам рассмотрения интернет - обращения Тагиева А.А, от ДД.ММ.ГГ, перенаправленного в Управление ДД.ММ.ГГ (входящий /ЗГ) УФНС России по <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГ@, направлен ответ в адрес Тагиева А.А.о., где также дана оценка указанным обстоятельствам.

В административном иске указано, что вышеуказанными автомобилями административный истец фактически не пользовался, и продал их в 2017 году, но только спустя 6 месяцев снял их все одновременно с учета. Договор купли-продажи и данные покупателей у него не сохранились. Автомобили были проданы еще до наступления 2018 года, значит, срок требований по ним истек.

Согласно п.1 п.2 ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога ил сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Как установлено ст. 30 НК РФ, налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.

Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, а также с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Контроль и ведение регистрационных данных транспортных средств осуществляют органы ГИБДД, в связи с чем, изменение регистрационных данных о собственнике по совершенным сделкам, направленным на отчуждение в отношении зарегистрированных транспортных средств, производится указанными органами в соответствии с положениями, установленными Приказом МВД России от 24.11.2008г.

Согласно сп.4 ст. 85 НК РФ, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Соответственно, признание лица плательщиком транспортного налога осуществляется налоговым органом на основании информации, полученной от органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств, исчисление налога физическим лицам производится на основании поступающей информации.

В соответствии с абзацем 1 ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные судна, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 2 ч. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

Согласно ч. 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГ N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" собственники (владельцы) транспортных средств обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца).

Таким образом, до момента снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах ГИБДД, плательщиком транспортного налога является лицо, за которым зарегистрировано транспортное средство. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.

В соответствии с определением Конституционного суда Российской Федерации от 23.06.2009г. -О-О, Федеральный законодатель в целях исчисления транспортного налога в главе 28 НК РФ связывает наличие у налогоплательщика объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного налога в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГ N 2015-0 Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, что само по себе не может рассматриваться как нарушение прав налогоплательщиков.

Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога возлагается на налогоплательщика с момента регистрации за ним транспортного средства и прекращается с момента снятия транспортного средства с регистрационного учета.

В связи с чем доводы административного истца о том, что его обязанность по оплате транспортного налога прекратилась в 2017 году в связи с продажей транспортных средств основана на неверном толковании норм закона, вследствие чего подлет отклонению.

В обоснование исковых требований о списании задолженности за 2014-2017 года административный истец ссылается на то, что прошел срок давности по данным требованиям, который составляет 3 года, и административный ответчик не воспользовался своим правом на обращение в суд.

В силу положений пунктов 2 и 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога.

Статьей 59 НК РФ определены в подпунктах 1 - 4.3 пункта 1 конкретные случаи признания задолженности по налогам (пени, штрафам), числящейся за отдельными налогоплательщиками, безнадежной к взысканию, а также указано на возможность принятия такого решения в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (подпункт 5).

По смыслу пункта 1 статьи 59 НК РФ, решение о признании налоговой задолженности безнадежной к взысканию налоговым органом принимается при установлении перечисленных в этом пункте обстоятельств, являющихся юридическим или фактическим препятствием к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов), то есть списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности, является невозможным, в связи с чем задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.

К таким основаниям относятся в частности, принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам; вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам, размер которых не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве, прошло более пяти лет (пп.4, 4.1 ч.1 ст. 59 НК РФ).

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" для физических лиц предусмотрено списание налоговой задолженности по имущественным налогам (к которым относится транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельный налог), образовавшейся по состоянию на ДД.ММ.ГГ, а также соответствующей суммы по пени, начисленной на указанную задолженность. При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога, независимо от даты направления налогового уведомления.

Таким образом, в силу положений вышеназванного Закона безнадежными к взысканию является как недоимка по налогу за налоговые периоды до 2013 года включительно, так и задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку. Налоговый орган утрачивает возможность взыскания такой задолженности (и по налогу и по пени), в том числе в судебном порядке.

Транспортный налог за 2014 год подлежал уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее ДД.ММ.ГГ. Следовательно, он не подлежит признанию безнадежным ко взысканию. В связи с чем у суда отсутствуют основания для возложения на административного ответчика обязанности списать задолженность по уплате такого налога и начисленным пени.

Пунктом 1 статьи 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Из материалов дела следует, что в порядке статей 123.2 и 123.3 КАС РФ, мировому судье судебного участка Люберецкого судебного района Московской области, МИФНС по Московской области было направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности на основании статьи 48 НК РФ:

-вынесен судебный приказ от ДД.ММ.ГГ о взыскании транспортного налога и пени за 2014-2015 года;

- вынесен судебный приказ от ДД.ММ.ГГ о взыскании транспортного налога и пени за 2016 год. На основании данного судебного приказа было возбуждено исполнительное производство 20.11.2018г. судебным приставом-исполнителем Люберецкого РОСП УФССП России по Московской области, которое окончено 04.06.2019г. в связи с невозможностью исполнения.

19.04.2021г. в адрес налогового органа поступило определение от ДД.ММ.ГГ (вх.20722) о возвращении заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Тагиева А.А. транспортного налога за 2017 год. в сумме 86 580 руб. и пени в сумме 1310.24 руб. для устранения недостатков.

22.04.2021г. налоговым органом в адрес судебного участка Люберецкого судебного района Московской области повторно направлено заявление о вынесении судебного приказа с учетом замечаний.

Следует иметь в виду, что истечение срока взыскания налога не является основанием для прекращения обязанности по его уплате.

В силу взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 48 НК и части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не установлено федеральным законом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Таким образом, приведенные законоположения не исключают возможность обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решение административного ответчика от 13.02.2020г. и признании отсутствия задолженности у административного истца перед налоговой инспекцией.

В соответствии с ч. 1 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч.5-7 ст.219 КАС РФ, пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Оспариваемое решение административным ответчиком вынесено 13.02.2020г. Решение вышестоящего налогового органа УФНС по Московской области по аналогичным вопросам Тагиева А.А.о. принято 05.03.2021г. и направлено в адрес административного истца посредством электронной почты.

Доказательств наличия уважительных причин обращения в суд спустя один год после вынесения оспариваемого решения ни административным истцом, ни присутствовавшим в предыдущим судебном заседании его представителем, суду не сообщено и в административном иске не указано. В связи с чем срок на обращение в суд с настоящими исковыми требованиями суд признает пропущенным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.176-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Тагиева А. Азада оглы к МИФНС России по Московской области о признании незаконным решения от 13.02.2020г., признании задолженности по уплате транспортного налога и пени за 2014-2018 года отсутствующей – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Люберецкий городской суд Московской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Е.Н. Махмудова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ