Дело № 2а-347/2019
27RS0010-01-2019-000496-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.Солнечный 27.06.2019
Солнечный районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Нестерова П.А.,
с участием представителя административных истцов ФИО1,
при секретаре Жигалюк Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2, ФИО3 к администрации Березовского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края о признании ответа администрации Березовского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края от 30.10.2018, распоряжения администрации Березовского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края № 188-р от 29.10.2018 года незаконными, признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента подачи документов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2, ФИО3 обратились в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя тем, что 08.10.2018 года ФИО2 обратился с заявлением в администрацию Березовского сельского поселения о признании его семьи в составе трех человек, нуждающимися в улучшении жилищный условий, и постановке их на очередь. Распоряжением главы сельского поселения от 29.10.2018 ему было отказано в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, т.к. на каждого члена семьи по расчетам администрации приходится 15,187 кв.м., что больше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной в сельском поселении. ФИО2 полагает, что расчет администрации сельского поселения нормы обеспеченности жилой площадью членов семьи ФИО4 является неверным, поскольку администрация не учла природу получения в собственность 1/5 доли ФИО3(супруги истца) и требования ст.256 ГК РФ, что приобретенное до брака имущество является личной собственностью каждого из супругов и целевое назначение материнского капитала. Просили суд признать ответ администрации Березовского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края от 30.10.2018, распоряжение администрации Березовского сельского поселения № 188-р от 29.10.2018 года об отказе ФИО2 в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, незаконными. Признать ФИО2, ФИО5, ФИО3 нуждающимися в улучшении жилищных условий. Обязать администрацию Березовского сельского поселения Солнечного муниципального района, администрацию Солнечного муниципального района поставить на учет указанных граждан как нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента подачи документов, с 08.10.2018 года.
Определением судебного заседания от 27.06.2019, в связи с частичным отказом от административных требований в части предъявленных административных требований к администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края, производство в этой части по административному делу прекращено.
В судебном заседании представитель истцов ФИО1 на административных исковых требованиях настаивал, по основаниям изложенным в административном исковом заявлении.
Истец ФИО2, ФИО3, а также представитель административного ответчика администрации Березовского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края в судебное заседание не явились, будучи уведомленные надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, в связи с чем, административное дело рассмотрено в их отсутствие.
В соответствии с поступившими возражениями от административного ответчика администрации Березовского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края следует, что 26.10.2018 жилищно- бытовой комиссией администрации Березовского сельского поселения было рассмотрено заявление ФИО2, распоряжением главы сельского поселения от 29.10.2018 ему было отказано в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, т.к. на каждого члена семьи по расчетам администрации приходится 15,187 кв.м., что больше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной в сельском поселении. Кроме того, обращается внимание, что с 01.04.2019 полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений, перечисленные в ст.14 ЖК РФ не подлежат исполнению сельскими поселениями.
Выслушав представителя административных истцов ФИО1, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов административного дела следует, что согласно расписке о получении документов, представленных заявителем для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, 08.10.2018 администрацией Березовского сельского поселения принято заявление и документы ФИО2
По результатам рассмотрения заявления 29.10.2018 администрацией Березовского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края, принято распоряжение № 188-р «Об отказе ФИО2 в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий».
Из представленной регистрационной карточки исходящего документа следует, что ответ с распоряжением № 188-р «Об отказе ФИО2 в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий» был направлен ФИО2 по средствам почтовой связи, простым, т.е. не «заказным» письмом.
Так постановлением администрации Березовского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края от 06.03.2014 № 24 утвержден административный регламент предоставления администрацией поселения муниципальной услуги «Признание граждан, в том числе молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий».
В соответствии с п. 2.4 Регламента решение о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий или об отказе в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий принимается по результатам рассмотрения заявления и документов не позднее чем 30 рабочих дней со дня предоставления указанных документов. Пунктом 2.5 Регламента установлено, что не позднее трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения заявителю выдается или направляется по адресу, указанному в заявлении, письменное сообщение с приложением копии распоряжения о принятом решении.
В силу частей 1,8 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В материалах дела отсутствуют сведения о получении ФИО2 направленного почтовой связью вышеуказанного письма с распоряжением, кроме того доказательств, подтверждающих факт вручения администрацией поселения нарочно ФИО2 вышеуказанных документов суду также не предоставлено.
Таким образом, оснований не доверять доводам представителя административного истца ФИО1, в части того, что его доверитель ФИО2 получил ответ об отказе в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий только 14.02.2019, после личного обращения ФИО2 в администрацию сельского поселения, у суда не имеется.
Принимая во внимание, что с аналогичными требованиями 12.04.2019 истцы обращались в Солнечный районный суд Хабаровского края и определением суда от 24.05.2019 производство по делу было прекращено, с разъяснением возможности обратиться в суд с аналогичными требованиями в порядке КАС РФ, суд считает, что в данном конкретном случае срок обращения с административным исковым заявлением в суд не пропущен.
Кроме того, в соответствии с п. 6 ч.1, ч.3,4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством на территориях сельских поселений не относится к вопросам местного значения сельского поселения и относится к вопросам местного значения, которые решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Вместе с тем, законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений данный вопрос может быть закреплен за сельскими поселениями.
Законом Хабаровского края от 26.11.2014 № 16 «О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения», вопрос, предусмотренный пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был закреплен за сельскими поселениями Хабаровского края.
Законом Хабаровского края от 27.03.2019 №403 «О внесении изменений в статью 10 Закона Хабаровского края «О Законодательной Думе Хабаровского края» и статью 1 Закона Хабаровского края «О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения», который вступил в силу с 01.04.2019, вопрос предусмотренный пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исключен из вопросов местного значения сельских поселений.
20.06.2019 Собранием депутатов Солнечного муниципального района принято решение «О передаче части полномочий органа местного самоуправления Солнечного муниципального района по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, по организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, по созданию условий для жилищного строительства, по осуществлению муниципального жилищного контроля и иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, а также по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов органам местного самоуправления сельских поселений Солнечного муниципального района», в том числе указанные полномочия переданы Березовскому сельскому поселению в период с 01.06.2019 по 31.12.2019.
Таким образом, на момент обращения ФИО2 (08.10.2018) с заявлением в администрацию Березовского сельского поселения о признании его семьи в составе трех человек, нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также на момент вынесения решения суда, полномочиями признавать граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий обладала и обладает администрация Березовского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края.
Рассматривая довод административного искового заявления в части уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения каждого члена семьи заявителей, а также действий администрации Березовского сельского поселения, суд исходит из следующего.
В силу ч.1,2 ст.50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Распоряжением главы Березовского сельского поселения от 13.08.2007 № 153-р на территории Березовского сельского поселения установлен минимальный размер учетной нормы площади жилого помещения на одного члена семьи 14 кв.м.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Частью 2 ст.51 ЖК РФ установлено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Из части 1,2 ст.31 ЖК РФ следует, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
Из позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 11.05.2012 №820-О, следует, что положения части 1 статьи 31 и части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассматриваемые в системной связи с иными его нормами, устанавливающими условия предоставления жилых помещений по договору социального найма, направлены на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым - на осуществление закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства и сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права.
Так при рассмотрении заявления ФИО2 администрацией Березовского сельского поселения, а также доказательствами представленными суду установлено, что на момент обращения с заявлением о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий ФИО2, ФИО3, ФИО5 были зарегистрированы по адресу: <адрес>, в доме общей площадью 91,2 кв.м, являются членами семьи собственника жилого дома ФИО6 (отец заявителя), всего по сведениям домовой книги зарегистрировано 8 человек (91,2 кв.м /8 чел. =11,4 кв.м.)
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 08.04.2014 за ФИО3 (до брака ФИО7) зарегистрировано право общей долевой 1/5 собственности в жилом доме № <адрес>, общая площадь дома 56,8 кв.м. (1/5 от 56.8 кв.м = 11,36 кв.м).
11,36 кв.м. / 3 чел.семьи = 3,78 кв.м; 11,4 кв.м +3,78 кв.м. = 15,18 кв.м на каждого члена семьи, что больше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной в Березовском сельском поселении.
Таким образом, в силу прямого указания закона администрация Березовского сельского поселения правомерно при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения каждого члена семьи истцов учла, как общую площадь жилого помещения, принадлежащую на праве собственности отцу административного истца ФИО2, так и общую площадь жилого помещения принадлежащего на праве собственности ФИО3
Довод представителя административных истцов в части необходимости при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения каждого члена семьи руководствоваться ч.2 ст.256 ГК РФ, а также возможности признания нуждающимся в улучшении жилищных условий в отдельности каждого члена семьи, без учета находящейся в собственности недвижимости у ФИО3, является ошибочным и основан на не верном применении норм материального права.
Руководствуясь ст.ст.175-177, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных требований ФИО2, ФИО3 к администрации Березовского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края о признании ответа администрации Березовского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края от 30.10.2018, распоряжения администрации Березовского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края № 188-р от 29.10.2018 года незаконными, признании ФИО2, ФИО5, ФИО3 нуждающимися в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента подачи документов – отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Солнечный районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня его вынесения.
Судья П.А. Нестеров
Мотивировочная часть решения суда изготовлена 27.06.2019 в 19 часов-00 минут.