ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3480/2016 от 08.11.2016 Серпуховского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-3480/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Рындиной Т.В.,

С участием:

Административного истца – ФИО1,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 о признании незаконными действия (бездействия) Генерального прокурора РФ по рассмотрению обращений

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратился в Серпуховский городской суд с административным исковым заявлением к Генеральному прокурору Российской Федерации Чайка Ю.Я. и просил признать незаконным бездействие Генерального прокурора РФ, совершенное при рассмотрении обращений взыскателей по сводному исполнительному производству <номер>, указанных в решении от 18.07.2016 года за № 72/1-259-2015. Обязать Генерального прокурора РФ Чайка Ю.Я. организовать надлежащее повторное рассмотрение и разрешение обращений, указанных в решении Генерального прокурора РФ. Также истец просит вынести в адрес административного ответчика частное определение.

Судом в соответствии с положениями ч.2 ст.221 КАС РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Генеральная прокуратура РФ.

Свои требования ФИО1 мотивирует тем, что 18.07.2016 года Генеральный прокурор РФ своим решением от 18.07.2016 года за № 72/1-259-2015 переадресовал обращения взыскателей по сводному исполнительному производству <номер> в прокуратуру Московской области. При этом Генеральным прокурором РФ нарушены нормы о сроках уведомления заявителей о переадресации обращений, поскольку решение Генерального прокурора РФ за № 72/1-259-2015 издано 18.07.2016 года, отправлено заявителю 02.08.2016 года, что говорит о нарушении ч.3 ст.8 ФЗ № 59, согласно которому гражданин должен быть уведомлен о переадресации своего обращения в 7-дневный срок. Кроме того, нарушены нормы Регламента Генеральной прокуратуры РФ и инструкций № 450 и № 45. Согласно п.1.7 Инструкции № 45 ответственность за объективное, всестороннее и своевременное разрешение обращений возлагается на руководителей органов прокуратуры Российской Федерации. Кроме того, Генеральным прокурором РФ были нарушены нормы присяги прокурора, Федерального законно «О прокуратуре РФ», Конституция РФ. Бездействие Генерального прокурора РФ заключается в ненадлежащем исполнении им возложенных на него обязанностей по руководству и контролю за деятельностью нижестоящих подразделений Генеральной прокуратуры РФ и их государственных служащих, в том числе при разрешении обращений граждан. Оспариваемое бездействие повлекло за собой нарушение прав административного истца на надлежащее исполнение ответчиком возложенных на него обязанностей, на своевременное, объективное и всестороннее разрешение обращений в Генеральной прокуратуре РФ, на признание, соблюдение и надлежащую государственную защиту Генеральным прокурором РФ прав, свобод и законных интересов взыскателей в сводном исполнительном производстве и уголовном деле. Ответчик не обеспечил надлежащее разрешение обращений, указанных в оспариваемом решении, которые до настоящего времени не рассмотрены.

В судебном заседании административный истец ФИО1 настаивал на удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в заявлении. Также представив письменные объяснения по иску, из которых следует, что 02.07.2016 года в Генеральную прокуратуру РФ были направлены жалобы за № 98, 99, а также заявление № 97, которые были адресованы начальнику Управления Генеральной прокуратуры РФ Чб. В отношении указанных документов 18.07.2016 года принято решение о переадресации обращений в прокуратуру Московской области, и только 02.08.2016 года данное решение отправлено заявителем, чем нарушены требования ч.3 ст.8 ФЗ № 59 о 7-дневном сроке уведомления заявителей о переадресации обращений. Вопросы, поставленные в заявлении № 97, а также жалобах №№ 98, 99, не входят в компетенцию прокуратуры Московской области, а входят в компетенцию Генеральной прокуратуры РФ. Также нарушены нормы п.3.5 Инструкции № 45 и нормы п.8.1 Регламента Генеральной прокуратуры РФ. До настоящего времени компетентное подразделение Генеральной прокуратуры РФ не решило вопросы, поставленные в заявлении и жалобе, что говорит о бездействии Генерального прокурора РФ по руководству и контролю за деятельностью нижестоящих подразделений Генеральной прокуратуры РФ и их государственных служащих, в том числе при разрешении обращений граждан. Генеральный прокурор не принимал решение по заявлению и жалобам от 02.07.2016 года, но ответственность за сотрудников Генеральной прокуратуры РФ возлагается на Генерального прокурора РФ. Само решение о переадресации административным истцом не оспаривается, а оспаривается бездействие Генерального прокурора РФ, который не осуществляет контроль за деятельностью Генеральной прокуратуры РФ.

Представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Генеральный прокурор Российской Федерации в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. От представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации поступил отзыв на исковое заявление, содержащий просьбу о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в котором также указано, что оснований для удовлетворения заявления не имеется. Порядок рассмотрения заявлений, жалоб и иных обращений в органах прокуратуры регулируется Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45. Согласно п.3.2 Инструкции обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля. В силу п.3.4 Инструкции обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации направляется соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителя. Обращение ФИО1 от 02.07.2016 о несогласии с действиями Хамовнического районного отдела судебных приставов УФССП России по г.Москве, поступившее в Генпрокуратуру 11.07.2016 года, зарегистрировано в тот же день (вх.рег. № ОГР-161023-16) и надлежащим образом разрешено. Поскольку из обращения нельзя однозначно установить, какими действиями (бездействием) нарушены права истца, а также в чем заключается такое нарушение, жалоба в соответствии с п.3.2, 3.4 Инструкции в установленный срок 18.07.2016ь года была направлена в прокуратуру Московской области (по месту жительства истца) для уточнения доводов, организации проверки и информирования заявителя о результатах. О переадресации ФИО1 сообщено в тот же день, что им не оспаривается. Таким образом, о нарушении срока уведомления о принятом по обращению решении несостоятельно. В силу п.3.8 Инструкции разрешением жалобы ФИО1 занимался не Генеральный прокурор Российской Федерации, а иные надлежаще уполномоченные должностные лица Генеральной прокуратуры РФ, действия которых требованиями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции не противоречат. В этой связи требование о признании действий (бездействия) Генпрокурора незаконными заявлено необоснованно, а ссылка на п.1.7 Инструкции, в соответствии с которым ответственность за объективное, всестороннее и своевременное разрешение обращений возлагается на руководителей органов прокуратуры Российской Федерации, обусловлена неправильным толкованием этой нормы. Из административного искового заявления нельзя понять, каким образом решение о переадресации затрагивает права и свободы ФИО1. Довод административного истца о нарушении прав, предусмотренных ст. ст.2, 45, 46 Конституции Российской Федерации, несоблюдении требований ст.10, ч.3 ст.12 Федерального закона от 17.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации», п.4 ч.1 ст.15, п.2 ч.1 ст.18 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», норм регламента Генеральной прокуратуры РФ и Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры российской Федерации, утвержденной приказом Генпрокурора от 29.12.2011 № 450, декларативен и имеет абстрактный характер, в связи с чем не может быть принят во внимание. Доводы иска, по сути, сводятся к несогласию с действиями судебных приставов-исполнителей по сводному исполнительному производству, возбужденному в отношении М. и к предмету спора не относятся. Какие-либо противоправные действия (бездействия) со стороны ответчиков отсутствуют, в связи с чем права и свободы истца не нарушены. Само по себе несогласие с решением Генеральной прокуратуры Российской Федерации не может являться основанием для признания ее действий незаконными (л.д. 35-37).

Поскольку лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, исходя из положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.

В соответствии с ч.1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Выслушав административного истца, оценив представленные доказательств в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Инструкции «О порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации», утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 г. № 45, Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 450, Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 11.05.2016 N 276, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Как усматривается из материалов дела, 02.07.2016 года взыскателями по сводному исполнительному производству в Генеральную прокуратуру РФ на имя начальника Управления Чб. составлены следующие документы: заявление, которому присвоен исх.№ 97/07/2016-ЮЧ, содержащее просьбу дать ответ к какой категории документов относится Поручение Генеральной прокуратуры РФ 1998г.; жалоба с ихс.№ 98/07/2016-ЮЧ, в которой указывалось о неисполнении прокурором Москвы Ч. поручения Генеральной прокуратуры РФ; жалоба № 99/07/2016-ЮЧ о не осуществлении прокурором Москвы Ч. контроля за судебными приставами-исполнителями.

Материалами дела подтверждается, что жалоба с исх. № 99/07/2016-ЮЧ о не осуществлении прокурором Москвы Ч. контроля за судебными приставами-исполнителями получена Генеральной прокуратурой РФ 11.07.2016 г., зарегистрирована за входящим номером № ОГР-161023-16, передана на рассмотрение в Управление по надзору за соблюдением прав и свобод граждан 7 ГУ – 12.07.2016 года; которая 18.07.2016 года направлена в органы прокуратуры (л.д. 46-47 – карточка регистрации).

Согласно сопроводительного письма Генеральной прокуратуры РФ от 18.07.2016 года за № 72/1-259-2015 в прокуратуру Московской области направлены для рассмотрения в соответствии с положениями п.п. 3.2, 3.4 Инструкции «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» от 30.01.2013 № 45 обращения ФИО1 от 02.07.2016г. О принятом решении просят проинформировать заявителя. Заявителю (ФИО1) сообщается для сведения (л.д. 67, 48).

В соответствии с частью 5 статьи 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации (статья 4); в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (статья 10).

В соответствии со статьей 14 закона «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральную прокуратуру Российской Федерации возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации, который имеет первого заместителя и заместителей. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется коллегия в составе Генерального прокурора Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором Российской Федерации. Структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками Генерального прокурора Российской Федерации. В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров. Генеральный прокурор Российской Федерации имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Согласно статье 17 названного закона Генеральный прокурор Российской Федерации, осуществляя полномочия по руководству системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.

На основании приведенных законоположений Генеральный прокурор Российской Федерации, реализуя полномочия, предоставленные ему в соответствии со статьей 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», определил единый порядок рассмотрения и разрешения в системе прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013г. № 45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации

Пунктом 3 Приказа предписано обеспечить рассмотрение обращений и организацию приема заявителей в строгом соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции.

В соответствии с пунктом 3.8 вышеуказанной Инструкции в Генеральной прокуратуре Российской Федерации после предварительного рассмотрения для доклада Генеральному прокурору Российской Федерации либо лицу, его замещающему, передаются:

поручения и указания Президента Российской Федерации, обращения его помощников, Председателя Правительства Российской Федерации и его заместителей, Руководителя Администрации Президента Российской Федерации и его заместителей, Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации, Председателя Совета Федерации и Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председателей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Председателя Следственного комитета Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, Председателя Счетной палаты Российской Федерации, секретаря Общественной палаты Российской Федерации, Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации, руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации;

парламентские запросы, запросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, адресованные Генеральному прокурору Российской Федерации, а также обращения и запросы, в которых обжалуются решения заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Следственного комитета Российской Федерации либо содержатся сведения о злоупотреблениях и иных правонарушениях, допущенных работниками Генеральной прокуратуры Российской Федерации и руководителями прокуратур субъектов Российской Федерации;

обращения других лиц по фактам коррупции, злоупотребления служебным положением и иных правонарушений, допущенных работниками Генеральной прокуратуры Российской Федерации, руководителями прокуратур субъектов Российской Федерации и высшими должностными лицами Российской Федерации.

Пунктом 8.1 Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 11.05.2016 № 276, закреплено, что порядок и сроки рассмотрения обращений граждан, парламентских запросов, запросов и обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, организация приема заявителей определяются действующим законодательством, Инструкцией о порядке рассмотрения обращений, а также иными организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации.

Обращения представителей юридических лиц и объединений граждан рассматриваются в порядке, установленном для рассмотрения обращений граждан.

Каждое обращение должно получить объективное, всестороннее и своевременное разрешение в том подразделении, к компетенции которого относится решение вопроса.

Начальники главных управлений, управлений и отделов несут персональную ответственность за организацию работы с обращениями и приема граждан, должностных и иных лиц. Непосредственные исполнители несут ответственность за соблюдение требований действующего законодательства, организационно-распорядительных документов Генерального прокурора Российской Федерации при разрешении конкретных обращений.

На основании статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.

При этом орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения поступивших обращений.

Утвержденная приказом Генпрокуратуры РФ от 30.01.2013 г. № 45 Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации разработана в соответствии со ст.10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иным федеральным законодательством.

Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в системе прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.

В соответствии с п. 3.1 Инструкции обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.

В пункте 3.2 Инструкции закреплено, что обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя.

Как указано в пункте 3.4 Инструкции обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации направляется соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителя. Сопроводительное письмо с переадресованием обращения подписывается начальником отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо исполнителем, старшим помощником прокурора или начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта Российской Федерации, прокурором нижестоящей прокуратуры или его заместителем. Уведомление заявителю подписывается начальником отдела или исполнителем.

В заявлении, которому присвоен исх.№ 97/07/2016-ЮЧ, а также жалобах с ихс.№ 98/07/2016-ЮЧ и № 99/07/2016-ЮЧ ФИО1 и иных взыскателей по сводному исполнительному производству, возбужденному в отношении М., не содержалось вопросов, входящих в компетенцию исключительно Генерального прокурора Российской Федерации, либо подлежащих докладу Генеральному прокурору Российской Федерации.

Суд учитывает также, что пункт 3.8 Инструкции позволяет не докладывать Генеральному прокурору Российской Федерации и не передавать ему на рассмотрение для принятия решения обращения граждан по всем без исключения вопросам, разрешение которых законом отнесено непосредственно к его компетенции.

При разрешении заявленных административным истцом требований о признании незаконным бездействия конкретного должностного лица - Генерального прокурора РФ при рассмотрении обращений, указанных в сопроводительном письме Генеральной прокуратуры РФ от 18.07.2016 года, суд учитывает, что в силу нормативных документов, регламентирующих порядок рассмотрения обращений граждан, поступивших в Генеральную прокуратуру РФ, непосредственное рассмотрение данных обращений административный ответчик – Генеральный прокурор РФ Чайка Ю.Я,, чьи действия (бездействия) оспаривает административный истец, не осуществлял.

В соответствии с пунктом 3.10 Инструкции № 45, в главные управления и управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуры передаются заявления и обращения по вопросам, входящим в их компетенцию и не требующим вмешательства Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей.

Таким образом, обращения, которые передаются для доклада Генеральному прокурору РФ, перечислены в п. 3.8 Инструкции от 30.01.2013 г., однако заявление и жалобы ФИО1 от 02.07.2016 года под указанные критерии не подпадают, так как содержат ссылки на нарушение закона при совершении исполнительных действий в рамках сводного исполнительного производства. Кроме того, доклад обращений Генеральному прокурору РФ осуществляется после предварительного их изучения, то есть компетентными должностными лицами Генеральной прокуратуры РФ определяется необходимость такого доклада. В данном случае компетентное должностное лицо Генпрокуратуры не установило оснований для доклада коллективного заявления и жалоб ФИО1 и иных взыскателей по сводному исполнительному производству Генеральному прокурору РФ, в связи с чем не имеется оснований утверждать о наличии незаконного бездействия со стороны Генерального прокурора РФ при рассмотрении вышеуказанных заявления и обращений.

Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» предусмотрена государственная служба Российской Федерации, представляющая профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (статья 1).. Аналогичное определение государственной гражданской службы Российской Федерации дано в статье 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Таким образом, исполнение полномочий государственных органов и должностных лиц, замещающих государственные должности, обеспечивается посредством профессиональной служебной деятельности граждан на должностях государственной службы (государственными служащими). В частности, для работы с коллективными и личными обращениями и письмами граждан в структурах государственных органов и при должностных лицах создаются специальные подразделения, должностные лица которых уполномочены рассматривать эти обращения и направлять соответствующие ответы на них.

Возможность рассмотрения обращений в таком порядке вытекает и из части 3 статьи 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в силу которой ответ на обращение может быть подписан не только руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностными лицом, но и уполномоченным на то лицом.

Генеральный прокурор Российской Федерации, являясь лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, в соответствии с требованиями федерального законодательства в целях обеспечения исполнения предоставленных ему полномочий определил перечень обращений и запросов, передаваемых в обязательном порядке ему для доклада. Остальные обращения подлежат разрешению уполномоченными должностными лицами подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в соответствии с нормами Инструкции № 45 и иными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации, и должностными обязанностями этих лиц.

Как усматривается из искового заявления ФИО1, оспариваемые административным истцом действия (бездействия) конкретного должностного лица - Генерального прокурора РФ не являются тем действием (бездействием), обжалование которых возможно путем предъявления административного искового заявления в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ, поскольку данное оспариваемое, по мнению административного истца, бездействие должностного лица органа государственной власти при исполнении подчиненными ему должностными лицами Генеральной прокуратуры РФ своих обязанностей при рассмотрении обращений граждан, не содержит какого-либо властного волеизъявления, порождающего правовые последствия для ФИО1 При этом административным истцом не указано в чем конкретно заключается незаконное бездействие Генерального прокурора РФ, неисполнение возложенных на него федеральным законом и нормативными актами обязанностей при рассмотрении конкретных обращений, направленных на имя начальника Управления Генеральной прокуратуры РФ ФИО18 так как в силу действующего законодательства, а именно: п.8.1 Регламента Генпрокуратуры РФ начальники главных управлений, управлений и отделов несут персональную ответственность за организацию работы с обращениями граждан, а непосредственные исполнители несут ответственность за соблюдение требований действующего законодательства, организационно-распорядительных документов Генерального прокурора Российской Федерации при разрешении конкретных обращений. При этом действия должностных лиц, осуществлявших рассмотрение вышеуказанных заявления и обращений ФИО1, не оспариваются, как и сам ответ, и не являются предметом рассмотрения по настоящему административному делу.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Поскольку совокупность оснований для признания незаконными оспариваемого предполагаемого бездействия административного ответчика при рассмотрении настоящего административного дела не установлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление ФИО1 о признании незаконными действия (бездействия) Генерального прокурора РФ по рассмотрению обращений, указанных в решении от 18.07.2016 года № 72/1-259-2015/НП49421-16; обязании Генерального прокурора РФ организовать надлежащее повторное рассмотрение и разрешение обращений – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: И.С. Фетисова

Мотивированное решение составлено 14 ноября 2016 года