ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3480/2022 от 16.05.2022 Щелковского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-3480/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 мая 2022 года г.о. Щелково Московской области

Щелковский городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи Ванеевой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Василенко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Цыганок ФИО1 к судебному приставу-исполнителю Щелковского РОСП ГУФССП России по Московской области Русаковой С.С. о признании незаконным бездействия, обязании возвратить денежные средства,

УСТАНОВИЛ:

Цыганок Т.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Щелковского РОСП ГУФССП России по Московской области Русаковой С.С. о признании незаконным бездействия, обязании возвратить денежные средства.

В обоснование требований указала, что на исполнении судебного пристава-исполнителя Русаковой С.С. находятся исполнительные производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, -СД, -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, -СД -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, -СД. в отношении Цыганок Т.Н. В ходе исполнительных производств с ее банковских счетов были списаны денежные средства в счет уплаты исполнительского сбора в общей сумме рублей.

Решением Щелковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ были признаны незаконными и отменены постановления судебного пристава-исполнителя Русаковой С.С. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в размере рублей, вынесенное в рамках исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, -СД, постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в размере рублей, вынесенное в рамках исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, -СД, постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в размере рублей, вынесенное в рамках исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, 1 37653/21/50046-СД.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец через своего представителя обратилась к судебному приставу-исполнителю с заявлением о возврате денежных средств. До настоящего времени денежные средства ей не возвращены.

Ввиду того, что в ходе каждой беседы судебный пристав-исполнитель Щелковского РОСП ГУФССП России по Московской области Русакова С.С. уверяла Цыганок Т.Н., что денежные средства будут ей возвращены, чем вводила ее в заблуждение, административный истец считает, что срок для обжалования действий судебного пристава-исполнителя ею был пропущен по уважительной причине.

Цыганок Т.Н. просит восстановить срок на подучу административного заявления, обязать судебного пристава-исполнителя Щелковского РОСП ГУФССП России по Московской области Русакову С.С. незамедлительно произвести возврат исполнительского сбора в сумме рублей.

В судебное заседание административный истец и его представитель не явились, извещены надлежащим образом. От представителя административного истца Сергеева М.Р. поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Щелковского РОСП ГУФССП России по Московской области Русакова С.С. в судебное заседание не явилась, извещена.

Исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления старшего судебного пристава, их заместителей, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав," свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с п. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Считая, что заявление о возврате денежных средств направлено в Щелковский РОСП ДД.ММ.ГГГГ, а срок возврата исполнительского сбора не должен превышать 30 дней, административный истец узнала о нарушении своих прав не ранее ДД.ММ.ГГГГ. В данном случае административное исковое заявление подано в суд (ДД.ММ.ГГГГ почтой) в пределах установленного статьей 219 КАС РФ срока.

В силу ч.1,2,3 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Из материалов дела усматривается, что на основании постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении Цыганок Т.Н., предмет исполнения – исполнительский сбор в размере рублей.

Решением Щелковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ были признаны незаконными и отменены постановления судебного пристава-исполнителя Русаковой С.С. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в размере рублей, вынесенное в рамках исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, -СД, постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в размере рублей, вынесенное в рамках исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, -СД, постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в размере рублей, вынесенное в рамках исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, -СД. Решение суда не обжаловано и вступило в законную силу.

ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство -ИП от ДД.ММ.ГГГГ было прекращено по основаниям, предусмотренным п. 5 ч. 2 ст. 43 ФЗ «Об исполнительном производстве» (отмена или признание недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство).

При этом, согласно имеющейся в материалах исполнительного производства справке о движении денежных средств по депозитному счету по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ со счета должника списаны и распределены в бюджет (УФК по Московской области) денежные средства в сумме рублей и рублей, рублей; рублей, а всего списано рублей.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец через своего представителя обратилась к судебному приставу-исполнителю с заявлением о возврате денежных средств с указанием реквизитов для перечисления.

Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 550 утверждены Правила возврата должнику исполнительского сбора.

В соответствии с Правилами исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случае отмены судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ, исполнительного документа, постановления судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Исполнительский сбор также возвращается должнику частично в размере излишне взысканной с него суммы при вынесении судом решения об уменьшении размера исполнительского сбора.

Возврат исполнительского сбора осуществляется на основании заявления, представляемого должником в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.

В заявлении указываются реквизиты банковского счета для перечисления средств, реквизиты вклада, открытого в кредитной организации, либо адрес должника-гражданина для перевода средств через отделения почтовой связи.

Возврат исполнительского сбора, перечисленного должником на счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, до момента перечисления его на счета, открытые органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.

Возврат исполнительского сбора, перечисленного на счета, открытые органам Федерального казначейства, предусмотренные пунктом 4 настоящих Правил, осуществляется территориальными органами Федерального казначейства на основании платежного документа администратора доходов бюджета (соответствующего территориального органа Федеральной службы судебных приставов) по предназначенному для учета исполнительского сбора коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его представления в территориальный орган Федерального казначейства.

Срок представления платежного документа администратора доходов бюджета (соответствующего территориального органа Федеральной службы судебных приставов) не может превышать 10 дней с даты принятия заявления, предусмотренного пунктом 3 настоящих Правил, структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.

Возврат исполнительского сбора производится в срок, не превышающий 30 дней с даты принятия заявления, предусмотренного пунктом 3 настоящих Правил, структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.

Сведений о возврате денежных средств материалы исполнительного производства не содержат, административным ответчиком при рассмотрении дела не представлены.

Согласно статье 226 КАС РФ, в обязанности административного истца входит доказывание обстоятельств того, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подан соответствующий административный иск.

Анализируя изложенное, суд признает нарушение прав административного истца административным ответчиком и считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Цыганок ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Щелковского РОСП ГУФССП России по Московской области Русаковой ФИО2, выразившееся в невозврате исполнительского сбора.

Обязать судебного пристава-исполнителя Щелковского РОСП ГУФССП России по Московской области Русакову ФИО2 произвести возврат взысканного с Цыганок ФИО1 в рамках исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ исполнительского сбора в общей сумме рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Щелковский городской суд Московской области в течение одного месяца.

Судья Н.В. Ванеева