№ 2а-3481/2018
64RS0047-01-2018-004252-65
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 декабря 2018 года
Октябрьский районный суд города Саратова
в составе председательствующего судьи Шушпановой О.В.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Волжского района г. Саратова Корабель Д.И.,
при секретаре Маркове Г.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Волжского района
г. Саратова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
Исполняющий обязанности прокурора Волжского района города Саратова в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в Октябрьский районный суд города Саратова с административным исковым заявлением основным (л.д. 2-7) и уточненным (л.д. 42), в котором просит признать информацию, размещенную на сайте <данные изъяты> по дистанционной продаже алкогольной продукции, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Волжского района г. Саратова <дата> проведена проверка в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об обороте алкогольной продукции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц.
В ходе проверки установлено, что в свободном доступе в сети Интернет находится следующий сайт: http://adengo.ru/velikij-novgorod-697/drugoe-67/kachestvennyi-alkogol-v-5litrovyh-kanistrah-1505959.html, на котором предлагаются услуги по круглосуточной продаже алкогольной продукции в дистанционной форме.
Предоставление возможности приобретения алкогольной продукции с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением информации, связанной с осуществлением деятельности по продаже алкоголя в нарушение требований Закона РФ от 07.02.1992 года «О защите прав потребителей», «Правил продажи товаров дистанционным способом», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 года № 612, Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», Закона Саратовской области от 28.10.2011 года № 144-ЗСО «О полномочиях органов государственной власти Саратовской области в сфере государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», нарушает права неопределенного круга лиц, т.к. определить количество граждан, желающих посетить указанный сайт, невозможно.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ в суд с указанным выше заявлением в порядке особого производства в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования с учетом уточнения по иску поддержала по изложенным в нем основаниям и просила удовлетворить для решения вопроса через Управление Роскомнадзора по Саратовской области о включении сведений об указанном сайте в Единый реестр доменных имен, указателей страниц в сети «Интернет» и запрещении к распространению имеющейся на нем информации.
Представитель административного ответчика Управления Роскомнадзора по Саратовской области о рассмотрении дела извещен надлежащим образом дело просил рассмотреть дело без его участия, представил отзыв на административное исковое заявление в письменном виде (л.д. 25,39).
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области в силу ст. 150 КАС РФ.
Суд, изучив доводы административных исковых заявлений, исследовав материалы дела, находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 19 Конституции РФ, закрепляет равенство всех перед законом и судом.
Как следует из ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ч.3 ст. 123 Конституции РФ, ч. 1 ст. 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее по тексту – КАС РФ), правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ст. 62 КАС РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.
В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет».
Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного Закона в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим иную распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).
Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I-III, VI-VII данного кодекса.
В силу ст. 9 указанного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.В соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 года № 612 утверждены «Правила продажи товаров дистанционным способом», устанавливающие порядок продажи товаров дистанционным способом (далее по тексту – Правила).
Как следует из п. 2 данных Правил, продажа товаров дистанционным способом - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленных на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В силу пункта 5 Правил продажи дистанционным способом алкогольной продукции, а так же товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации, не допускается.
Статьей 1 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» ( далее по тексту – Федеральный закон №171-ФЗ) государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ, не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.
Согласно ст. 4. Закона Саратовской области от 28 октября 2011 года №144-ЗСО «О полномочиях органов государственной власти Саратовской области в сфере государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» не допускается розничная продажа алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями общественного питания, с 22 часов до 10 часов по местному времени.
Положениями ч.2 ст. 16 Федерального закона №171 –ФЗ запрещена продажа алкогольной продукции несовершеннолетним.
В судебном заседании по делу установлены следующие обстоятельства.
Прокуратурой Волжского района г. Саратова <дата> проведена проверка в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об обороте алкогольной продукции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц, о чем составлен акт проверки от <дата> (л.д. 8-9).
В рамках проведенной проверки установлено, что в сети «Интернет» на странице Интернет-сайте <данные изъяты> предлагаются услуги по круглосуточной продаже алкогольной продукции в дистанционной форме.
На указанных страницах сведений об организационно-правовой форме продавцов, наличии лицензий и сертификатов реализуемой алкогольной продукции не имеется.
Согласно представленным заявителем сведениям, размещенная на Интернет-сайте <данные изъяты> информация о дистанционной продаже алкогольной продукции является общедоступной.
Анализ информации размещенной на странице Интернет-сайте <данные изъяты> свидетельствует о том, что она содержит предложение к приобретению алкогольной продукции круглосуточно и всем без исключения лицам, при наличии в соответствии с приведенными выше нормами запрета на продажу алкогольной продукции несовершеннолетним и розничную торговлю данной продукцией в ночное время, конкретно на территории Саратовской области: с 22 часов до 10 часов по местному времени.
Вход на вышеуказанный сайт является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта и скопировать материалы в электронной варианте может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют.
Таким образом, размещенная на страницах указанного сайта информация о продаже алкогольной продукции предназначена для неограниченного круга лиц, в обход установленных законодательством требований для ведения такой деятельности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения исполняющего обязанности прокурора Волжского района г. Саратова в суд с административным исковым заявлением по настоящему делу.
Согласно ст. 2 Федерального закона 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии со ст.9 указанного Федерального закона, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ:
1.В целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет».
2.В реестр включаются:
1)доменные имена и ( или) указатели страниц в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
2)сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интерне», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 ФЗ N 149).
Анализируя в совокупности приведенные выше нормы закона и представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что административные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Волжского района г. Саратова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте: <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд г.Саратова.
Судья( подпись)