ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3481/2021 от 21.03.2022 Устиновского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

УИД 18RS0005-01-2021-005487-75

Дело № 2а-595/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 марта 2022 года г. Ижевск

Устиновский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Храмова А.В.,

при секретаре судебного заседания Степановой Е.Н.,

с участием:

представителя административного истца Мельникова Д.В., представившего доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика Дергачевой Н.В., представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя заинтересованного лица Астафьева В.А., действующего на основании доверенности от 18.02.2020

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации города Ижевска к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о признании незаконными действий при определении кадастровой стоимости земельных участков, возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Администрация города Ижевска в лице Управления имущественных отношений и земельных ресурсов (далее – истец, Администрация г. Ижевска) обратился в суд с административным иском к административному ответчику Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Удмуртской Республике (далее – ответчик, ФГБУ «ФКП Росреестра» по УР) о признания незаконными действий ответчика по установлению кадастровой стоимости земельных участков.

Исковые требования мотивированы тем, что распоряжением первого заместителя Главы Администрации г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории муниципального образования «Город Ижевск» по адресу: г. Ижевск, ул. Люллинская, 52 в Первомайском районе» была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории МО «<адрес>» со следующими характеристиками: <адрес>, площадью 32446 кв. м., разрешенное использование: «Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции (код 1.15) - Размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции». Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории по адресам: <адрес> (лит. Н1, Н2, Н6, Н7, П), <адрес> (лит. НЗ, О, Р, Ф, X) в <адрес>» утверждена схема расположена земельных участков со следующими характеристиками: <адрес> (лит. Н1, Н2, Н6, Н7, П), площадью 17012 кв. м., разрешенное использование: «Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции (код 1.15), <адрес> (лит. НЗ, О, Р, Ф, X) площадью 13934 кв. м., разрешенное использование: «Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции (код 1.15). Исходный земельный участок с кадастровым номером 18:26:050049:179 сохраняется в измененных границах. ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет поставлены вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами 18:26:050049:183 и 18:26:050049:184, в связи с чем, произошло изменение характеристик земельного участка с кадастровым номером в части уменьшения его площади.

Полагая, что ответчик неверно определил указанную кадастровая стоимость ввиду определения вида разрешенного использования: «Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции (код 1.15) - Размещение зданий, сооружений, используемых для производственного хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции», поскольку земельные участки нельзя отнести к 15 группе видов разрешенного использования, считает, что ФГБУ «ФКП Росреестра» по Удмуртской Республике надлежало установить кадастровую стоимость данных земельных участков, руководствуясь сведениями, внесенными в ЕГРН по виду разрешенного использования объектов, находящихся на них. На земельных участках расположены здания и сооружения производственной деятельности (склады, навесы и т.д.), в то время как 15 группа предполагает использование участков под пашни и насаждения.

Ввиду того, что истцом на указанные земельные участки заключены договоры аренды, по которым размер арендной платы определяется исходя из кадастровой стоимости земельных участков, действиями ответчика нарушены права административного истца, в связи с чем, последний просил признать незаконным действие ответчика по установлению кадастровой стоимости земельных участков в указанных размерах.

Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ настоящее дело передано на рассмотрение Верховного суда Удмуртской Республики в связи с тем, что рассмотрение дел, связанных с определением результатов кадастровой стоимости, относится к компетенции судов общей юрисдикции.

Определением Верховного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в связи с характером заявленных требований административного иска в порядке гл. 22 КАС РФ, настоящее дело передано для рассмотрения в Устиновский районный суд г.Ижевска УР.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Асгаров А.К. оглы.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил требования административного иска, просил признать незаконными действия административного ответчика по отнесению земельных участков с кадастровыми номерами 18:266050049:179, 18:266050049:183, 18:266050049:184 к 15 группе видов разрешенного использования, в соответствии с постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ», при определении их кадастровой стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и обязать административного ответчика повторно определить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 18:266050049:179, 18:266050049:183, 18:266050049:184 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель административного истца Мельников Д.В. уточненные исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, При этом, настаивал на рассмотрении административного иска, исходя из требований гл. 22 КАС РФ, поскольку административным истцом не оспаривается кадастровая стоимость земельных участков, а оспариваются действия ответчика по отнесению к 15 группе видов разрешенного использования при определении кадастровой стоимости. Указал, что требования административного иска не основываются и не связаны с недостоверностью сведений о земельных участках или определению их рыночной стоимости.

Представитель административного ответчика Дергачева Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что ответчик не наделен полномочиями по проведению оценки кадастровой стоимости, а лишь определяет кадастровую стоимость, исходя из площади, вида разрешенного использования и удельных показателей, установление которых также не относится к компетенции ответчика.

Заинтересованное лицо Асгаров А.К. оглы извещен судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, по известному месту жительства, в судебное заседание данное лицо не явилось, направив своего представителя для участия в деле, об отложении судебного заседания ходатайств не заявлял.

Представитель заинтересованного лица Астафьев В.А. с исковыми требованиями административного истца не согласился, считая их необоснованными, поддержал доводы представителя административного ответчика.

Суд, руководствуясь ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), рассмотрел дело в отсутствие заинтересованного лица Асгарова А.К. оглы.

Рассмотрев административное исковое заявление, заслушав объяснения и доводы представителей сторон и представителя заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования административного истца не подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с положениями ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8).

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11).

Судом установлено, что распоряжением первого заместителя Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории муниципального образования «<адрес>» по адресу: <адрес>» была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории МО «<адрес>» со следующими характеристиками: <адрес>, площадью 32446 кв. м., разрешенное использование: «Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции (код 1.15) - Размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции». Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории по адресам: <адрес> (лит. Н1, Н2, Н6, Н7, П), <адрес> (лит. НЗ, О, Р, Ф, X) в <адрес>» утверждена схема расположена земельных участков со следующими характеристиками: <адрес> (лит. Н1, Н2, Н6, Н7, П), площадью 17012 кв. м., разрешенное использование: «Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции (код 1.15), <адрес> (лит. НЗ, О, Р, Ф, X) площадью 13934 кв. м., разрешенное использование: «Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции (код 1.15). Исходный земельный участок с кадастровым номером 18:26:050049:179 сохраняется в измененных границах.

ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет поставлены вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами в связи с чем, произошло изменение характеристик земельного участка с кадастровым номером 18:26:050049:179 в части уменьшения его площади.

Между Администрацией <адрес> и Асгаровым Асгар Камал оглы заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью 32446 кв. м., по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: «Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции (код 1.15) - Размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции».

Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ в части арендуемой площади земельного участка с кадастровым номером , площадью 1500 кв.м.

Кроме того, между Администрацией <адрес> и Асгаровым А.К.о. заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью 17012 кв. м., <адрес> (лит. Н1, Н2, Н6, Н7, П), площадью 17012 кв. м., разрешенное использование: «Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции (код 1.15).

Между Администрацией <адрес> и Асгаровым Асгар Камал оглы заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью 13934 кв. м., по адресу: <адрес> (лит. НЗ, О, Р, Ф, X) площадью 13934 кв. м., разрешенное использование: «Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции (код 1.15).

ДД.ММ.ГГГГ из земельного участка с кадастровым номером образованы земельные участки с кадастровыми номерами , при этом исходный участок остался в измененных границах (уменьшилась площадь). Разрешенное использование образованных участков «Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции (код 1.15) - Размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции» внесено в ЕГРН с исходного участка. Установлена следующая кадастровая стоимость: земельный участок с кадастровым номером - 4 140 руб.; земельный участок с кадастровым номером - 46953,12 руб.; земельный участок с кадастровым номером - 38457,84 руб.

Представитель истца пояснил суду, что Постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ» (далее - Постановление Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ) утверждены результаты массовой государственной оценки земельных участков. В период принятия данного постановления действовали Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (действовавших до ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с пунктом 1.10. «Методических указаний о государственной кадастровой оценке», утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок характеризуется его целевым назначением (принадлежностью к определенной категории земель) и (или) разрешенным использованием, а также видом осуществляемой на нем деятельности. Приложением к данным методическим указаниям установлена сегментация объектов недвижимости с определением кодов расчета видов использования, согласно которой к сегменту "Сельскохозяйственное использование" относятся, в том числе, "Растениеводство", "Ведение личного подсобного хозяйства на полевых земельных участках. Производство сельскохозяйственной продукции без права возведения зданий, сооружений". "Ведение личного подсобного хозяйства. Производство (выращивание) сельскохозяйственной продукции, кормов, выпаса скота". Код 1.15 «Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции. Размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции» также отражен в сегменте 6 «Производственная деятельность», в которую также звероводство, скотоводство, птицеводство и др. Исходя из совокупности вышеуказанных положений приказов Минэкономразвития полагает, что законодатель относит к 15 группе видов разрешенного использования земельные участки, занятых сельскохозяйственными угодьями (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими). Указал, что виды разрешенного использования, обозначенные в Классификаторе, не соотносится с видами разрешенного использования Постановления Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ. При определении массовой оценки оценщик руководствовался Федеральными стандартами оценки , утвержденными приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ (далее - ФСО ). При определении кадастровой стоимости с использованием методов массовой оценки все объекты оценки, содержащиеся в перечне для целей проведения государственной кадастровой оценки, разбиваются на группы объектов оценки на основании анализа информации о рынке объектов оценки, обоснования модели оценки кадастровой стоимости, состава ценообразующих факторов и сведений о значениях ценообразующих факторов объектов оценки для каждого исследуемого вида объектов оценки (пункт 16). Таким образом, в Постановлении Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ определены группы видов разрешенного использования земельных участков исходя из их стоимостной величины, а не Классификатора видов разрешенного использования. Земельный участок с кадастровым номером (исходный участок) встал на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и не имел кадастровую стоимость, что является прямым нарушением Приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2006г. «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка».

Возражая против административного иска, представитель ответчика Дергачева Н.В. указала, что согласно Классификатору видов разрешенного использования, утвержденному приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, разрешенное использование, предусмотренное ко<адрес>.15, входит в группу видов разрешенного использования с ко<адрес> подразумевает под собой участки для ведения сельского хозяйства. Таким образом, разрешенное использование земельных участков с кадастровыми номерами , относится к общей группе видов разрешенного использования «Сельскохозяйственное использование». Согласно постановлению Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Удмуртской Республики по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ» 15 группа видов разрешенного использования, в соответствии с которой определена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами предполагает использование участков для сельскохозяйственного использования, а не под пашни и насаждения, как указывает заявитель. Стоимость спорных участков определена в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости». Таким образом, кадастровая стоимость перечисленных выше земельных участков определена в соответствии с требованиями законодательства. Полагает, что оспариваемые действия осуществлены правомерно, просила в удовлетворении исковых требований отказать, в том числе и по причине пропуска истцом срока обращения в суд.

Представитель заинтересованного лица указал, что земельный участки поставлены на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Из земельного участка с кадастровым номером 18:26:050049:179 образованы земельные участки с кадастровыми номерами , при этом исходный участок остался в измененных границах (уменьшилась площадь). Разрешенное использование образованных участков «Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции (код 1.15) - Размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции» внесено в ЕГРН с исходного участка. Установлена следующая кадастровая стоимость: земельный участок с кадастровым номером 18:26:050049:179 - 4140 руб.; земельный участок с кадастровым номером - 46953,12 руб.; земельный участок с кадастровым номером 18:26:050049:184 - 38457,84 руб. В смежном кадастровом квартале 18:26:050093 земельному участку с аналогичным разрешенным использованием: «Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции (код 1.15) - Размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции», образованным и поставленным на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, кадастровая стоимость определена в размере 179206,8 руб., где удельный показатель за 1 кв.м, установлен в размере 2,76 руб./кв.м. Согласно Классификатору видов разрешенного использования, утвержденному приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, разрешенное использование, предусмотренное ко<адрес>.15, входит в группу видов разрешенного использования с ко<адрес> подразумевает под собой участки для ведения сельского хозяйства. Таким образом, разрешенное использование земельных участков с кадастровыми номерами 18:26:050049:179, 18:26:050049:183 и 18:26:050049:184 относится к общей группе видов разрешенного использования «Сельскохозяйственное использование», в связи с чем, считает, что кадастровая стоимость перечисленных выше земельных участков определена в соответствии с требованиями законодательства.

Оценивая доводы административного истца, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения – не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости (ст. 11 Федерального закона № 237-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 6 данного закона № 237-ФЗ уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение).

ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений УР в соответствии с распоряжением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГг. -р "О создании бюджетного учреждения Удмуртской Республики "Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества" было учреждено бюджетное учреждение Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества» (БУ УР "ЦКО БТИ") путем реорганизации государственного унитарного предприятия Удмуртской Республики "Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества".

БУ УР "ЦКО БТИ" наделено полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости, предусмотренными частью 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".

Следовательно, полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости, в рамках данного закона № 237-ФЗ административный ответчик не наделен.

Административный истец, обосновывая свои требования, указал, что основанием иска не является недостоверность сведений об объекте недвижимости, а иск основан на незаконности действий ответчика при определении кадастровой стоимости земельных участков с учетом неправильного определения вида разрешенного использования земельных участков при определении кадастровой стоимости.

Пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

Исходя из содержания статьи 28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.

Вместе с тем, достоверность внесенных сведений Администрацией <адрес> не оспаривается, в связи с чем, судом рассматривается требование о законности действий административного ответчика в порядке, установленном гл. 22 КАС РФ, с учетом выбранного способа защиты права.

Согласно ст. 24.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости. Полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Согласно ст. 2 вышеназванного закона № 135-ФЗ данный закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.

Статьей 24.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что для целей настоящего Федерального закона под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя:

принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;

формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;

отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее - исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки;

определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости;

утверждение результатов определения кадастровой стоимости;

внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/210 федеральное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

Согласно пунктам 5.26(7.19) и 5.26(7) Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 457, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Служба самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе классификатор видов разрешенного использования земельных участков, который был утвержден Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".

Судом учитывается, что на момент определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 18:26:050049:179, 18:26:050049:183 и 18:26:050049:184 действовал классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, утративший силу в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 68.

Однако данный классификатор также устанавливал по коду 1.15 вид разрешенного использования земельного участка – «Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции», предусматривающий размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции.

Следовательно, доводы административного истца о необоснованности и необязательности применения административным ответчиком вида разрешенного использования исходя из данного классификатора, являются несостоятельными.

Как указано выше, Распоряжением Первого заместителя Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена на кадастровом плане территории МО «<адрес>» схема расположения земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 32446 кв. м. При этом разрешенное использование согласно данному распоряжению указано: «Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции (код 1.15) - Размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции».

Аналогичным образом Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на кадастровом плане соответствующей территории по адресам: <адрес> (лит. Н1, Н2, Н6, Н7, П), <адрес> (лит. НЗ, О, Р, Ф, X) утверждена схема расположена земельных участков со следующими характеристиками: <адрес> (лит. Н1, Н2, Н6, Н7, П), площадью 17012 кв. м., разрешенное использование: «Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции (код 1.15), <адрес> (лит. НЗ, О, Р, Ф, X) площадью 13934 кв. м., разрешенное использование: «Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции (код 1.15).

Исходя из договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных между административным истцом и заинтересованным лицом Асгаровым А.К. оглы, а также соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в договор аренды земли от ДД.ММ.ГГГГ, разрешенное использование спорных земельных участков аналогичным образом отражены по коду 1.15 – Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции. Данные сведения по виду разрешенного использования приведены и в приложении о расчете земельных платежей к договорам аренды, зарегистрированным в Управлении Росреестра по УР.

Коду 1.15 классификатора видов разрешенного использования земельных участков соответствует вид разрешенного использования земельного участка – «Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции», предусматривающий размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции.

Из названных договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером 18:26:050049:179, площадью 32446 кв. м., от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером площадью 17012 кв. м., от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером 18:26:050049:184, площадью 13934 кв. м., следует, что на участках расположены здания и сооружения, используемые для целей исключительно по назначению, указанному в п. 1.4 договора (п.п.1.3, 1.4, 4.2.2), то есть для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Удмуртской Республики по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ» в соответствии со статьей 24.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", в целях реализации распоряжения Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 37-р "О проведении государственной кадастровой оценки земель в 2015 году" утверждены кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; а также удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

В Постановлении Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ», удельный показатель кадастровой стоимости для земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования в кадастровом квартале отсутствует. В смежном кадастровом квартале 18:26:050093 удельный показатель кадастровой стоимости для земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования установлен в размере 2,76 руб./кв.м.

В соответствии с приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/210 федеральное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 4140,00 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:050049:183 составляет 46953,12 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 38457,84 руб.

Данная кадастровая стоимость земельных участков определена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Удмуртской Республике исходя из установленного вида разрешенного использования: «Земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования», что не оспаривалось представителем ответчика.

Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости (далее – Порядок ).

Согласно п. 18 данного Порядка кадастровая стоимость земельного участка (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 19 –24 настоящего Порядка) определяется путем умножения площади земельного участка:

а) на среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и виду разрешенного использования для кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок;

б) на наименьшее из средних значений удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и виду разрешенного использования земельного участка для кадастровых кварталов, смежных с кадастровым кварталом, в котором расположен земельный участок (в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в подпункте «а» настоящего пункта);

в) на минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и виду разрешенного использования земельного участка для населенного пункта, в котором расположен земельный участок (в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, и расположения земельного участка в границах населенного пункта);

г) на минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и виду разрешенного использования земельного участка для муниципального района (городского округа), в котором расположен земельный участок (в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в подпунктах «а» – «в» настоящего пункта, и расположения земельного участка в границах населенного пункта или в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, и расположения земельного участка вне границ населенных пунктов);

д) на минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и виду разрешенного использования земельного участка для муниципальных районов (городских округов), граничащих с муниципальным районом (городским округом), в котором расположен земельный участок (в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в подпунктах «а» – «г» настоящего пункта);

е) на минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и виду разрешенного использования земельного участка для субъекта Российской Федерации (в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в подпунктах «а» – «д» настоящего пункта).

Пунктом 20 Порядка установлено, что кадастровая стоимость земельного участка с более чем одним видом разрешенного использования определяется с применением соответствующего значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков той категории земель и вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение является наибольшим, за исключением случаев, когда земельный участок предназначен в том числе для жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества. В указанном случае кадастровая стоимость земельного участка определяется с использованием соответствующего значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества.

В случае изменения площади земельного участка, в сведениях ЕГРН о котором содержится кадастровая стоимость, его кадастровая стоимость изменяется пропорционально изменению площади (п.21 Порядка ).

Кадастровая стоимость земельных участков, образованных в результате раздела, выдела из земельного участка, кадастровая стоимость которого установлена (преобразуемый земельный участок), определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка. При этом кадастровая стоимость преобразуемого земельного участка определяется пропорционально изменению его площади (п.23 Порядка ).

Оспаривая действия ответчика, административный истец указывает на незаконность действий ответчика по отнесению земельных участков с кадастровыми номерами к 15 группе видов разрешенного использования при определении их кадастровой стоимости.

Однако, по смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 названного Кодекса, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действия (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца действующим законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права, а административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствуют закону (статья 62 и часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Сведений о том, что административным ответчиком определена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами в ином, кроме как в установленном и указанном выше порядке, административным истцом в дело не представлено. Доказательства, дающие основания полагать, что действия по отнесению земельных участков с кадастровыми номерами к 15 группе видов разрешенного использования при определении кадастровой стоимости земельных участков не основаны на законе, также в деле отсутствуют.

Вместе с тем, доказательств нарушения прав административного истца действиями ответчика при определении кадастровой стоимости земельных участков суду не представлено, поскольку как установлено в судебном заседании сведения об определении ответчиком кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами исходя из 15 группы видов разрешенного использования осуществлялись согласно установленным Порядком требованиям.

Таким образом, каких-либо нарушений требований нормативно-правовых актов при совершении оспариваемых действий административным ответчиком не допущено, нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца судом не установлено.

Как указано выше, для признания незаконными действий (бездействия) должностного лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов заявителя.

Следовательно, совокупность оснований, предусмотренных ст.227 ГПК РФ для признания незаконными действий административного ответчика отсутствует.

Ввиду того, что данной совокупности в рассматриваемом случае не имеется, отсутствуют и правовые основания для удовлетворения требований административного истца в полном объеме.

Более того, судом учитывается также то обстоятельство, что оспариваемое действие по определению кадастровой стоимости земельных участков с исходным кадастровым номером и вновь образованных участков с кадастровыми номерами ДД.ММ.ГГГГ (размер кадастровой стоимости данных участков - 4 140 руб., 46953,12 руб., 38457,84 руб. соответственно) – л.д.40-42.

Административный истец не мог не знать об установлении указанной кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами после заключения договоров аренды и , а также соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, то есть после указанной даты, о чем свидетельствуют расчетные земельные платежи, в которых отражена указанная кадастровая стоимость каждого земельного участка.

Доводы административного истца о том, что ему стало известно об определении кадастровой стоимости ответчиком исходя из применении вида разрешенного использования по коду 1.15 лишь в связи с судебными разбирательствами, являются несостоятельными, поскольку опровергаются представленными в дело выписками из ЕГРН и договорами аренды с приложениями.

Частью 1 ст. 219 КАС РФ установлено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Следовательно, учитывая дату заключения договоров аренды и соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, а также дату обращения с настоящим иском – ДД.ММ.ГГГГ, срок, установленный ч.1 ст. 219 КАС РФ для обращения с требованием о признании незаконным действий по определению кадастровой стоимости истек не позднее ДД.ММ.ГГГГ, административным истцом указанный срок пропущен, что также является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований административного истца, поскольку оснований для признания причин пропуска срока уважительными или оснований для его восстановления судом не установлено.

Учитывая данные обстоятельства, заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, оценив представленные суду доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Администрации города Ижевска в лице Управления имущественных отношений и земельных ресурсов к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о признании незаконными действий по отнесению земельных участков с кадастровыми номерами к 15 группе видов разрешенного использования при определении кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанностей по повторному определению кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Устиновский районный суд г. Ижевска УР.

Справка: Решение принято судом в окончательной форме 04.04.2022.

Судья А.В. Храмов