54RS0№-51
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
21 июля 2020 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Стебиховой М.В.,
при секретаре Копцевой Д.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску К.И.А. к ГУ МВД России по <адрес> о признании действий незаконными,
установил:
К. И.А. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконными действия ГУ МВД России по <адрес>, выразившиеся в отказе удалить из справки о наличии (отсутствии) судимости сведения о фактах осуждения К. И.А., обязать ГУ МВД России по <адрес> удалить из справки о наличии (отсутствии) судимости сведения о фактах осуждения К. И.А.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ он был осужден Центральным районным судом <адрес> по ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 159 Уголовного кодекса РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 3 года условно, с испытательным сроком на 2 года. Кассационным определением Новосибирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ приговор отменен на новое рассмотрение. ДД.ММ.ГГГГ Центральным районным судом г.Новосибирска К.И.А. осужден по п.а ч.2 ст. 163 Уголовного кодекса РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 3 года, условно с испытательным сроком 2 года. Постановлением Центрального районного суда <адрес> с К.И.А. судимость снята на основании ч.1 ст. 74 Уголовного кодекса РФ. Данные о наличии судимости внесены в базу данных ИЦ ГУ МВД России по <адрес> и сохранены до настоящего времени, отражены в справке о судимости. Указанные в справке о судимости сведения создают препятствия к осуществлению им следующих прав, свобод и реализации его законных интересов: создают препятствие к осуществлению им права быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления; создают препятствия в выборе сферы деятельности и места работы; искажают сведения о его личности, поскольку вызывают сомнения в его морально-этических и нравственных качествах.
Административный истец К.И.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом – телеграммой, о причинах неявки суду не сообщил, направил представителей.
Представители административного истца Л.М.И., Д.Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, дали пояснения.
Представитель административного ответчика ГУ МВД России по <адрес> П. Т.В. в судебном заседании исковые требования не признала, дала пояснения.
Выслушав пояснение сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (часть 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Судом установлено, что согласно справке о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования от ДД.ММ.ГГГГ№-Е в отношении К. И.А., имеются сведения о судимости: ДД.ММ.ГГГГ осужден Центральным районным судом <адрес> по ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 159 Уголовного кодекса РФ к лишению свободы на 3 года, условно с испытательным сроком на 2 года. По кассационному определению Новосибирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ приговор отменен на новое судебное рассмотрение. Вновь осужден ДД.ММ.ГГГГ Центральным районным судом <адрес> по п.«а» ч.2 ст. 163 Уголовного кодекса РФ к лишению свободы на 3 года, условно с испытательным сроком на 2 года. Постановлением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судимость снята на основании ч.1 ст. 74 Уголовного кодекса РФ (л.д. 7).
В соответствии с ч.1 ст. 74 Уголовного кодекса РФ, если до истечения испытательного срока условно осужденный своим поведением доказал свое исправление, возместил вред (полностью или частично), причиненный преступлением, в размере, определенном решением суда, суд по представлению органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, может постановить об отмене условного осуждения и о снятии с осужденного судимости.
Постановлением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с К. И.А. снята судимость.
В соответствии с положениями пункта 7 части 2 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности, об исполнительном производстве, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
В силу части 3 указанной статьи обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О полиции" полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее - банки данных). Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Внесению в банки данных подлежит информация, в том числе о лицах, осужденных за совершение преступления. Полиция обеспечивает защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий. Информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям - в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Полиция обязана обеспечить гражданину возможность ознакомления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с содержащейся в банках данных информацией, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, утвержденным Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение), определен единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета.
Согласно пункту 2.2 этого Положения учет представляет собой фиксирование в учетных документах органом дознания, дознавателем, следователем, судьей сведений об объектах учета с последующим включением информационным центром МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ДРО МВД России, Главной военной прокуратуры в статистическую отчетность сведений об объектах, отраженных в учетных документах.
Пунктами 2.4 и 4.2 Положения установлено, что объектами учета являются преступление, лицо, совершившее преступление, уголовное дело и принятые по нему решения, материальный ущерб, причиненный преступлениями, и обеспечение его возмещения, потерпевший, судебное решение по уголовному делу, а субъектами учета преступлений, в числе прочих, - информационные центры, указанные в пункте 2 настоящего Положения, на которые возложена обязанность по включению в статистическую отчетность сведений об объектах, отраженных в учетных документах.
В соответствии с пунктами 27, 28 указанного Положения учету подлежит каждое преступление, по факту совершения которого, независимо от времени его совершения: возбуждено уголовное дело; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям; основаниями учета преступлений являются в том числе постановление о возбуждении уголовного дела, обвинительный приговор суда по делу частного обвинения.
Согласно пункту 40 Положения учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, уголовное дело направлено прокурором в суд с обвинительным заключением (актом) либо вынесен обвинительный приговор по уголовному делу частного обвинения.
Одним из предусмотренных пунктом 41 Положения оснований учета лиц, совершивших преступление, является обвинительный приговор по делу частного обвинения, вступивший в законную силу.
Положение не регулирует отношений, связанных с защитой прав и свобод человека и гражданина, а предусматривают порядок формирования статистической отчетности, ведения учетных документов и внесения в них показателей, отражающих лишь количественное значение сведений об объектах учета и не содержащих информации о конкретных гражданах и их персональных данных.
Учетные документы должны строго соответствовать материалам уголовного дела и заполняться исключительно при наличии процессуальных документов. Правильность заполнения учетных документов контролируется не только руководителем органа дознания и предварительного расследования, но и прокурором, который осуществляет надзор за законностью принятого по делу процессуального решения (глава IX Положения). Данная система контрольных и надзорных функций не позволяет безосновательно осуществлять постановку объектов на учет и снимать их с учета.
Снятию с данного учета лицо подлежит в случае прекращения уголовного дела в отношении его по реабилитирующим основаниям либо вынесения оправдательного приговора (пункт 43 Положения).
Как установлено судом, в отношении К. И.А. был вынесен обвинительный приговор, следовательно, оснований для исключения сведений о его судимости из базы данных, а также для выдаче ему справки, в которой не будут отражаться сведения о том, что данная судимость ранее имела место быть, не имеется.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 330-О-О, часть 6 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации прямо предусматривает, что погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Это законоположение не регламентирует вопросов, касающихся порядка учета и хранения информации о лицах, осужденных за совершение преступлений и имевших судимость.
Кроме того, совместным приказом МВД России, Минюста России, МЧС России, Минфина России, Минобороны России, ФСБ России, ФСКН России, ФСО России, СВР России, ФТС России, ФМС России, ГФС России, Следственного комитета Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 89дсп/19дсп/73дсп/1адсп/113дсп/108дсп/75дсп/93дсп/19дсп/324дсп/133дсп/63дсп/14/95дсп, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный №, утверждено Наставление по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Наставление).
Приложение N 1 к Наставлению содержит Правила формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении которых установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение (далее - Правила).
Согласно пункту 15.1 Правил в пофамильных учетах ГИАЦ МВД России и информационных центрах учетные документы хранятся независимо от снятия и погашения судимости.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 15.2 Правил в пофамильных картотеках учетные алфавитные карточки формы 1, учетные алфавитные карточки формы 1-б хранятся на лиц, привлекавшихся в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, уголовные дела (уголовное преследование) в отношении которых прекращены на стадии предварительного следствия, на основании акта об амнистии или помилования, в связи со смертью обвиняемого, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, в связи с примирением сторон (за исключением дел частного обвинения), в связи с деятельным раскаянием или принятием федерального закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния, а также лиц, осужденных (при наличии вступившего в законную силу приговора суда) за преступления, которые впоследствии были декриминализированы - до достижения ими 80-летнего возраста.
Как следует из материалов дела, К. И.А., родившийся. года, указанного возраста не достиг.
Доводы административного истца о нарушении его права на трудовую деятельность, искажении сведений о его личности являются голословными и вопреки требованиям части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, возлагающей обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов на административного истца, не подтверждаются какими-либо доказательствами по делу.
Наличие в банках данных органов внутренних дел информации о наличии в отношении К. И.А. обвинительного приговора от ДД.ММ.ГГГГ и обвинительного приговора от ДД.ММ.ГГГГ, само по себе прав административного истца не ущемляет и не может рассматриваться как правовое последствие, связанное с судимостью, поскольку в случае принятия работодателем решения об отказе в допуске к трудовой деятельности, оно может быть оспорено в судебном порядке. Кроме того, в представленной ответчиком справке имеется указание на то, что данная судимость снята.
Доводы представителя истца о том, что на момент запроса данной справки истец не является судимым, следовательно, информация об исторических событиях и наличии судимости в прошлом не должна отражаться в выдаваемой справке, суд отклоняет как необоснованные.
Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 660 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 57322) (далее по тексту Административный регламент №).
Пунктом 73 Административного регламента № предусмотрено, что должностное лицо, уполномоченное на оформление справок о наличии (отсутствии) судимости, при поступлении заявления осуществляет проверку по учетам ФКУ "ГИАЦ МВД России" и ИЦ по месту рождения, месту жительства (месту пребывания) проверяемого лица на территории Российской Федерации, а также по месту его осуждения, если эти сведения выявлены в ходе проверки.
Согласно пункту 74 Административного регламента № после проведения проверок и получения сведений из банков данных о гражданах, ведение которых осуществляют ФКУ "ГИАЦ МВД России" и ИЦ, должностным лицом, уполномоченным на оформление справок о наличии (отсутствии) судимости, на номерном бланке оформляется справка о наличии (отсутствии) судимости (приложение N 4 к Административному регламенту).
Согласно пункту 76.1 Административного регламента № в соответствующих графах делается отметка "не имеются" при отсутствии сведений об осуждении, о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.
В соответствии с пунктом 76.2 Административного регламента № в графе "имеются (не имеются) сведения о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации" делается отметка "не имеются" при наличии сведений о прекращении уголовного преследования по следующим основаниям:
отсутствие события преступления;
отсутствие в деянии состава преступления;
примирение потерпевшего с обвиняемым по уголовным делам частного обвинения;
отсутствие заявления (жалобы) потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению (жалобе);
наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению;
наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя, прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела;
отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях лица либо отсутствие согласия Совета Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение лица в качестве обвиняемого;
непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления;
отказ Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказ Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в лишении неприкосновенности данного лица.
В рассматриваемом деле таких оснований не установлено, следовательно, у должностного лица, выдавшего справку, основания проставлять отметку «не имеется» отсутствовали.
Административному истцу выдана справка, полностью соответствующая пункту 76.3 Административного регламента №, согласно которому в графе "имеются (не имеются) сведения об осуждении на территории Российской Федерации" при наличии сведений об осуждении указываются: дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, пункт, часть, статья уголовного закона, по которым лицо было осуждено, срок и вид наказания, сведения о переквалификации деяния, дата и основание освобождения, дата и основание снятия судимости.
Поскольку на день выдачи справки судимость К.И.А. была снята, сведения о данном факте были отражены в справке.
На основании вышеизложенного, суд отказывает в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Исковые требования К.И.А. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший настоящее решение.
Судья М.В. Стебихова
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.